Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Жизнь без Христа. Евангельская трактовка чеховской пьесы «Три сестры»

Дом-музей Чехова в КрымуМногие литературоведы, а вслед за ними и читатели, считают пьесу «Три сестры» самым загадочным произведением А. Чехова. Она и в самом деле загадочная, потому что многое, очень многое в поведении героев пьесы понять весьма трудно, почти невозможно.
Но если взглянуть на неё не светскими, а духовными очами, тогда всё становится ясным и понятным. Жизнь без Христа — вот главная мысль «Трёх сестёр», вот ключ, которым открывается это произведение.
Обитатели провинциального города живут очень праздно. «Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда, — признается Ирина. – Мы родились от людей, презирающих труд…»
«Я в самом деле никогда ничего не делал, — вторит ей доктор Чебутыкин. — Как вышел из университета, так не ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочёл, а читал только газеты… Знаю по газетам, что был, положим, Добролюбов, а что он там писал – не знаю…»
Праздность, как мы знаем, корень всех пороков; она разлагает человека, разъедает его, как ржавчина.
Вот ещё одно чудовище – штабс-капитан Солёный. Каждое его слово, каждая реплика выдают низкую подлую натуру. «Ужасно страшный человек», — говорит о нём Маша. Другая героиня, Наталья Ивановна, заговорила как-то о своём ребёнке, уверяя присутствующих, что он «необыкновенный». «Если бы этот ребёнок был мой, то я изжарил бы его на сковородке и съел бы», — мгновенно прореагировал Солёный. Как его назвать? Дикарём, троглодитом, людоедом? Не знаю.
Все герои чеховской пьесы, все без исключения, несчастны. Прислушаемся к их речам. «О, я несчастная! — восклицает Ирина. — Не могу я работать, не стану работать. Довольно, довольно! Была телеграфисткой, теперь служу в городской управе и ненавижу и презираю всё, что только мне дают делать… а время идёт, и всё кажется, что уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь всё дальше и дальше, в какую-то пропасть. Я в отчаянии, и как я жива, как не убила себя до сих пор, не понимаю». Она не догадывается, что давно себя уже убила, что давно, подобно доктору, как бы не существует и что вместо неё живёт кто-то другой.
А Маша всё повторяет и повторяет как бы в забытьи всё одну и ту же фразу, запомнившуюся ещё со школьной скамьи: «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Это её мечта, ей так хочется умчаться из этого пошлого, скучного города куда-нибудь подальше, лучше всего к лукоморью, где растёт большой высокий дуб.
Жизнь человеческая на весах героев пьесы не стоит и гроша. Солёный совершенно хладнокровно готовится к убийству барона Тузенбаха; убить вальдшнепа или человека – какая разница? Чебутыкин недалеко ушёл от него. «Барон хороший человек, — говорит он, — но одним бароном больше, одним меньше — не всё ли равно? Пускай! Всё равно!»
Задумываются ли сёстры, главные герои пьесы, о смысле жизни? Да, то одна из них, то другая, то третья делают попытки разобраться в этой сложной, запутанной, непонятной жизни, но все их усилия заканчиваются, как правило, ничем. Ближе всех к истине оказывается Маша, самая младшая из сестёр: «Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…»
Хорошая, здравая мысль, но она остаётся без применения: ни Маша, ни её старшие сёстры палец о палец не ударили, чтобы обрести Истину, чтобы приблизиться к Богу, чтобы встать на путь спасения.
Продолжая разговор, Маша как бы вскользь замечает: «У Гоголя сказано: скучно жить на этом свете, господа!» Говоря эти слова, она имеет в виду только то, что жизнь скучна, безрадостна, однообразна, полна пошлости, грубости, невежества, всякой дури. А ведь Гоголь вложил в эту фразу глубокий подтекст, вытекающий из содержания его произведения. Речь у него идёт о самом главном, о вере, а точнее, о неверии Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Они поссорились и никак не могут примириться потому, что ни разу в жизни не взяли в руки Евангелие, не знают, что если человек поссорился с другим человеком, то должен примириться с ним до захода солнца.
О чём угодно говорят герои пьесы — о своей работе, о своих начальниках, о погоде, о комарах, о жареной индейке и сладком пироге с яблоками, — а вот о душе как-то не получается. Только один раз Ирина, будучи не в лучшем настроении, заметила: «… душа моя как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян».
«Надо жить», — говорит одна из сестёр. Но жизнь без Бога — разве это жизнь? Это прозябание, это тлен, это, если быть точнее, смерть. Сёстры то и дело порываются уехать в Москву, это их заветная мечта. Но какой в этом толк? Предположим, что их мечта осуществилась, и они, наконец, оказались в столице. Что-нибудь изменилось бы в их жизни? Ничегошеньки бы в их жизни не изменилось, какие они были, такими бы и остались. И окружение в столице было бы такое же пошлое и мелочное.
В чеховской драме есть одна символическая сцена. Чебутыкин роняет фарфоровые часы, и они разбиваются вдребезги. Как понять этот инцидент? Время для героев пьесы как бы остановилось, для них уже не существует будущего. Да и настоящего не существует.
Попутно вспомним третье действие драмы, когда в городе случился пожар. (Вершинин: «Если бы не солдаты, то сгорел бы весь город»). Пожар – это метафора, напоминание о другом огне, геенском, в котором будут мучиться те, кто не захотел узнать Бога или отверг Его существование.
Герои чеховской пьесы постоянно задают себе и другим важные злободневные вопросы. Андрей Сергеевич Прозоров, умный незаурядный человек, хочет, как и его сестры, понять, что же происходит с ним и с его окружением. «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны? — недоумевает он. — Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других, ни одного подвижника ни в прошлом, ни в настоящем, ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал бы зависть или страстное желание подражать ему… Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством, и жены обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не слышат, и неотразимо пошлое влияние гнетет детей, и искра Божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери…». Рассуждает он правильно, здраво, более того, ясно видит, что вокруг него одни мертвецы; он мог бы смело сказать: в городе мертвец на мертвеце сидит и мертвецом погоняет. (Иисус сказал как-то одному из Своих учеников: «…предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22).
Пьеса А. Чехова «Три сестры» — это громовой набат, который русский народ, к сожалению, не услышал. Она написана в 1900-м году, в то время, когда безбожие, как проказа, поразило русское общество; вольнодумство, праздность, лицемерие, богохульство царят везде и всюду. До первой русской революции осталось всего пять лет, до второй — семнадцать. Зоркий писатель, который прекрасно видит язвы общества, говорит громко, во весь голос, без лицеприятия, но его голос – это голос вопиющего в пустыни.
Три сестры: Ольга, Маша, Ирина. Но есть другие три сестры: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь, которые пламенели любовью к Богу и которые остались верны Ему до конца; они принесли Ему в жертву свои юные жизни — как некое чудное и невыразимо прекрасное благоухание. А.П. Чехов сознательно не дал своим героиням этих имен, потому что они их недостойны.
На мой взгляд, замысел пьесы у Чехова созрел именно в тот момент, когда он прочитал житие трех сестер, удостоившихся вечного блаженства в Райских Обителях. Вера, Надежда, Любовь жили с Богом в сердце, а Ольга, Маша и Ирина ни разу в своей жизни даже не вспомнили о Нём.
Драма «Три сестры» — наисовременнейшее и наипронзительнейшее произведение. Неудивительно поэтому, что чеховская пьеса с огромным успехом до сих пор идет не только в театрах нашей страны, но и во всем цивилизованном мире.

Николай КОКУХИН

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes