последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Светлый символ России

Поздравляем!
К юбилею народной артистки СССР Татьяны ДОРОНИНОЙ
Знаешь ли ты, мой младший современник, что такое встреча с искусством? Переживал ли чувство потрясения в зрительном зале театра, когда всё твоё существо оказалось перед открытием неведомого огромного мира, и ты чувствуешь в себе прилив сил недюжинных, и говоришь себе: «Я так богат, я так много могу, назначение мне в жизни, верно, высокое!» Наша Родина, прекрасная земля Россия, умеет подарить своим гражданам такие чувства. Их переживают люди, душа которых чувствует живую связь с родной землёй, стремится к прекрасному, готова к высоким свершениям. Они грезят о подвиге, чувствуют красоту, они постигают мир книг и знания, и им знакомы такие имена, как А.Н. Островский, У. Шекспир, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, А.П. Чехов, В.И. Немирович-Данченко, М. Горький, М.П. Мусоргский, Ф.И. Шаляпин, Г.С. Уланова, А.В. Нежданова…
Этим людям доверены тайны созидания, они умеют творить добро, способное обогатить тебя, научить, как стать человечнее, выше, лучше.
Таким творцом в наш век, в годы расцвета советской власти стала Татьяна Васильевна Доронина, рождённая в Ленинграде, в раннем детстве узнавшая тяжёлый хлеб Великой Отечественной войны, в эвакуации, в северной русской деревне, понявшая, что означает труд крестьянский с его тяготами и благородством. «Тётя Лиза с утра до ночи работает на скотном дворе дояркой, принимает телят, ухаживает за ними, а дома – трое маленьких детей, которых надо накормить и обогреть, да ещё накормить всю животину», — это строки из «Дневника актрисы», плод глубоких раздумий о жизни в годы становления будущего художника Татьяны Дорониной. Она рано научилась думать, сумела понять главное в жизни, услышать и осознать силу и могущество русского Слова. «Спасибо тебе, тётя Лизавета-младшая, свет твоей многострадальной души, твоей доброты, твоей щедрости — самое красивое и вечное, что стало доступно моему пониманию там, в твоей избе в деревне Попково», — написала Доронина, когда долгими вечерами, доверяясь страницам дневника, старалась осмыслить свой путь русской актрисы. Она очень рано почувствовала магию искусства, полюбила стихи, и уже первоклассницей, закутанная в мамин платок, читала со сцены деревенского клуба усталым, измученным людям в промороженном, пропахшем махоркой зале стихи Константина Симонова из поэмы «Сын артиллериста»: «Держись, мой мальчик…».
Первая серьёзная встреча с искусством определила её судьбу (так бывает у людей впечатлительных, талантливых) — она посмотрела кинофильм «Золушка» и «заболела», тем более что покорившая её актриса Янина Жеймо жила в одном доме с родной её тётей — путь в мир искусства показался реальным. Она отважилась поступать в театральное училище, ещё учась в 8 классе — и поступила! Конечно, её отправили доучиваться в школе, но через два года она снова поступала во все театральные вузы страны, и снова — победа! А вскоре актриса, воспитанная Школой-студией МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, вышла в большую жизнь!
Сегодня картина становления мастера перед нами: какой ни возьми кинофильм, где играет Татьяна Васильевна Доронина, — «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», «Мачеха», «Три тополя на Плющихе», «Ольга Сергеевна», «Живи и помни» — всюду мы встречаемся с женскими образами удивительной нравственной высоты и богатства. Проходят годы, но сила воздействия этих образов на новых и новых зрителей не ослабевает. В чём секрет этого воздействия? Да в том, что они — отражение жизненной правды человека России, что в них, в её героинях, живут характеры, вобравшие в себя душевное богатство её ярославских предков, людей православной русской старообрядческой культуры, сложившей уклад и видение жизни веками крестьянского труда и высокого духовного наполнения. По правде сказать, перечень фильмов с Дорониной — невелик, есть масса артистов вокруг нас, у которых киносудьба — 100 и больше ролей, да и вообще, по большому счёту, Доронина — театральная актриса, кино — не главная часть её жизни. Но, во-первых, всё, что делает Татьяна Доронина в сфере искусства, — работы высочайшей пробы; во-вторых, в какой бы кинокартине она ни играла, за её спиной высится массив русского театра с его глубинами и пониманием жизни в искусстве. А здесь народная артистка СССР Татьяна Доронина – Ас! Сегодня каждая роль, созданная актрисой на театральных подмостках, — достояние учебников по искусству театра, настолько они уникальны, так глубоко наполнение их мастерством и силой эмоционального воздействия. Уже первая работа актрисы — роль Женьки Шульженко в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола — выдвинула её в число выдающихся молодых художников. А творческий союз с Георгием Александровичем Товстоноговым в БДТ, где мастером была создана уникальная театральная труппа, — явление редчайшее даже в русской театральной классической школе. Каждая работа Татьяны Дорониной на сцене БДТ — шедевр, вошедший в анналы мирового театра. Надежда Монахова («Варвары» М. Горького), Лиза («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Маша («Три сестры» А.П. Чехова), Лушка («Поднятая целина» М.А. Шолохова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф.М. Достоевского). Доронина гордится партнёрами, с кем довелось играть на сцене БДТ, с нежностью называет их имена — И. Смоктуновский, К. Лавров, Е. Лебедев, П. Луспекаев, О. Борисов, Е. Капелян, В. Стржельчик, О. Басилашвили. В 1967 году был выпущен юбилейный альбом, где представлены все крупные актёрские дарования нашей страны — лучшие достижения советского искусства. Наряду с великими корифеями советской сцены заметное место в нём было отведено работам Т. Дорониной. «Все знали, что на сцене БДТ играет актриса, талант которой огромен и неоспорим. Всё, что она играла, у Товстоногова вызывало восхищение, — писал в книге «Звёзды трудной судьбы» Виталий Вульф. — В те далёкие годы Доронина была первой актрисой Большого драматического театра».
60-е годы ХХ века покорили мир взлётом театрального искусства в России, блистательно показали своё мастерство многие театральные художники, гастроли в Москве, к примеру, театральных коллективов Ленинграда, конкретно БДТ, воспринимались публикой как торжество высочайших достижений. Замечательно работали и московские театры — Малый с его когортой «стариков»: Яблочкина, Бабочкин, Турчанинова, Рыжовы, Ильинский, Жаров, Анненский. Любимы зрителями были Центральный академический театр Советской армии, МХАТ СССР им. М. Горького, Театр им. В. Маяковского… Бывало, что театральные спектакли шли под охраной конной милиции — настолько велик был наплыв публики! Её привлекала Татьяна Доронина, актриса неземной красоты и обаяния. В эту пору она кружила головы зрителей, играя на сцене Театра имени В. Маяковского (покинула БДТ по причине личного свойства). Такого проявления могущества дарования драматической актрисы, как это было с Дорониной, и поныне не показал никто: её Мария Стюарт параллельно с Елизаветой в одном спектакле А. Гончарова «Да, здравствует королева, виват!» или Альдонса в постановке А. Гончарова «Человек из Ламанчи» — эти спектакли сводили публику с ума.
Торжество красоты и грации, невероятный темперамент, совершенное артистическое мастерство — Татьяна Доронина была безукоризненно прекрасной. Но это — внешние проявления её, казалось, бурной и великолепной жизни. Г.А. Товстоногов с трудом отпустил любимую актрису в Москву, предупреждал: «Вы будете ходить по лезвиям ножей», — что оказалось истинной правдой.
Она металась между театрами: МХАТ СССР сменила на Маяковку, затем снова вернулась во МХАТ, который к этому времени возглавил народный артист СССР О.Н. Ефремов. Творческая атмосфера, сложившаяся при нём в театре, не удовлетворяла Доронину. Как мастер высоких художественных и нравственных запросов, она ждала серьёзной интеллектуальной работы. Её не было. Сторонник революционных обновлений театра, Ефремов тасовал репертуар, наводняя его пьесами сомнительного свойства. Тягучая волна пошлости заливала сценические площадки МХАТа, чего многие, казалось, не замечали. Она страдала. Ефремов требовал категорического сокращения разросшейся мхатовской труппы, видя в этом прорыв к обновлению. А это означало гибель многих и многих актёров, как потом и случилось. Театр сотрясали нервные собрания, как выяснилось — бесполезные, и когда на вопрос «куда пойдут остальные мхатовские актёры, которых он не берёт на историческую сцену в Камергерский переулок?» Ефремов ответил: «Не знаю! Да, хоть в клуб «Каучук»!», Доронина приняла для себя окончательное решение: она остаётся с отвергнутыми.
Это — грустная история. До сего дня это тяжелый ядовитый груз в судьбе великого русского Художественного театра, основанного гением русской культуры К.С. Станиславским и его соратниками с В.И. Немировичем-Данченко. Работая во МХАТ СССР, она очень дружила с народным артистом СССР Б.Н. Ливановым, именно в его спектакле «Братья Карамазовы» играла роль Грушеньки и полностью разделяла мысли Б.Н. Ливанова о судьбе МХАТа, за будущее которого он боролся отчаянно. Как и другие ученики К.С. Станиславского, он считал, что разделение МХАТ СССР на две половины — это шаг к уничтожению русского реалистического театра! Но МХАТ СССР им. М. Горького разделили. Как не устаёт объяснять Т.В. Доронина, «Министерство культуры СССР это разделение оформило — разрезали театр по живому, операция была произведена без наркоза. Страшно, бесчеловечно расправились с уникальным русским театром, и никто ещё не представил список погибших в результате этого разделения. А этот список русских актёров велик. Умерли самые талантливые, самые совестливые и остро чувствующие художники. Надо признать, однако, что и О.Н. Ефремову это разделение на пользу не пошло. Я уважаю его как актёра. Но всё, что касается разделения МХАТ, — это не лучшее проявление Ефремова. Мне хотелось бы думать, что он это осознал, понял, наконец, что разрушение единого организма МХАТ — это начало уничтожения отечественной культуры».
1 октября 1987 года Министерством культуры СССР решение о разделении МХАТ СССР им. М. Горького на две половины было осуществлено, одной половиной продолжал руководить О.Н. Ефремов, другую, куда вошли старейшие актёры, отвергнутые Ефремовым, возглавила художественный руководитель – директор, народная артистка СССР Т.В. Доронина, накануне избранная единогласно лидером этой частью труппы. Она начала борьбу за русский реалистический театр. С чего? Этот вопрос не стоял — Ефремов за одну ночь вывез все лучшие спектакли театра. Наутро, когда все собрались в фойе здания на Тверском бульваре, 24, фойе производило ужасающее впечатление: обрывки тряпок и бумаг, обломки декораций и реквизита, мёртвая гнетущая пустота…
Надо было создавать новый репертуар. С чего и начала Т.В. Доронина. Она обратилась к выдающимся режиссёрам страны, как-то: Стуруа, Чхеидзе, Портнов, Виктюк, Данченко с Украины получили приглашения на постановки. И каждый из них подвергся беспрецедентному давлению: «Не сметь помогать Дорониной! Пойдёшь? — Сломаем карьеру! Закроем все выезды за границу. Ославим, наконец!» И люди не выдержали нападок, отказались. Доронина тяжело переживала эти отказы, она понимала: её искусственно помещали в условия бойкота, а значит — пытались лишить возможности плодотворно работать.
Об устроенной травле без вины виноватой актрисы подробно написал в своей книге народный артист СССР С.В. Данченко. Он-то приехал в Москву и поставил на мхатовской сцене изумительный спектакль «Вишнёвый сад» А.П.Чехова с Т.В. Дорониной в роли Раневской. Этот спектакль стал украшением театрального поля России на многие годы, так проникновенно звучала в нём неподражаемая чеховская интонация, так прекрасна была атмосфера духовной высоты и нравственной чистоты. 30 лет отдала Доронина образу Раневской с её восхитительным женским обаянием, с её преданностью и любовью к русской земле и её людям. Спектакль вышел 9 декабря 1988 года. Самоотверженность и одержимость Т.В. Дорониной в тот период борьбы за театр была необыкновенной. С.В. Данченко и Р.Г. Виктюк (он ставил спектакль «Старая актриса на роль жены Достоевского», который до сих пор в репертуаре Дорониной) проявили мужество и пренебрегли угрозами карателей актрисы.
Собрав все внутренние силы, Татьяна Васильевна ушла с головой в работу. Первое, с чего начала, — постановка по режиссёрским тетрадям К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко их легендарного спектакля по пьесе Горького «На дне». Она опиралась и на свой личный, приобретённый опыт режиссёрской работы — в период служения в Театре имени В. Маяковского она окончила режиссёрские курсы. Уже через месяц после открытия театра 3 ноября 1987 года состоялась премьера первого, ставшего легендарным, спектакля. Многие артисты МХАТ им. М. Горького помнят этот фантастический вечер. Народный артист России А.Е. Ливанов, игравший в этом спектакле Барона, рассказывал, как переполненные волнением артисты стояли на поклонах и по лицам каждого рекой катились слёзы блаженства: мы победили! Мы сделали это! — стучало в воспалённом мозгу. Зрители были также возбуждены, все были счастливы. Творческая удача? Победа? Да, да, конечно! И всё же это было нечто большее — это было торжество духа людей вдохновенных! Людей, сотворивших чудо! Т.В. Доронина играла в этом спектакле роль Насти. Все артисты слились в единое целое. Было очевидно, что театр состоялся.
Но один спектакль — это ещё не театр. И Доронина принимается за следующую работу — теперь необходим чеховский спектакль, конечно «Три сестры». И она снова принимается за режиссуру. Боялась ли она, что может не получиться? Боялась. Но сила убеждённости в необходимости восстановления русского театра, который она беззаветно любила, которому отдалась навеки, однажды вступив в этот Храм искусства, была сильнее всего. Она верила в себя! Она умела работать, одержимо, самозабвенно. И вера не подвела её. Вместе с народным артистом СССР Л.И. Губановым 24 декабря 1987 года они выпускают новую премьеру «Три сестры» А.П. Чехова, и снова на мхатовской сцене оживает легендарный спектакль. Он помнился людям невероятным успехом постановки В.И. Немировича-Данченко 1940 года, его дух, его нежнейшая атмосфера, которая тогда, во времена первой премьеры, потрясала публику, жила в кулисах театра. Одни декорации В.В. Дмитриева, эта залитая утренней свежестью, украшенная повсюду расставленными букетиками ландышей нарядная комната… Это ощущение ожидания счастья, эта цветущая молодость и атмосфера любви. О! Как это было чудесно! И теперь снова художественная победа! Победа творчески одержимых людей, заряженных на свет и добро.
Как же тяжело пришлось расплачиваться Дорониной за эти победы! Однажды она не выдержала и рассказала публично, с какими чувствами живёт, что испытывает под прессом травли, объявленной ей ненавистниками России. Становилось всё очевидней, что великий театр разрушен не случайно, кому-то очень хотелось убить русский театр навсегда. Её избрали «козлом отпущения». Она уже хорошо понимала это. Но сдаваться не собиралась. «Мне видится, — рассказала она, — что я иду по Тверскому бульвару и на меня бросается банда, она сбивает меня с ног, я падаю, они избивают меня ногами… А мимо идут люди, знакомые люди, они меня знают, но никто, никто не поможет мне, все в страхе проходят мимо…».
Театр — великое изобретение человечества по степени и силе воздействия на человека. Соединение драмы, музыки, живописи, силе могучего слова, что заключено в понятии «театр», производят исключительное впечатление, театр много может сделать хорошего. Но есть и другая его сторона — в руках зла театр может разрушать человека. Как опытный, умный, много думающий о природе искусства художник, Доронина понимала это. Как человек-созидатель — не могла допустить злой воли театра. И исходя из природы своего дарования, чувствовала: ей Богом назначено отстоять русский реалистический театр, его культуру, его духовную высоту! В личности Татьяны Дорониной счастливо соединились силы ума и ясность, высота души. И сила большой и преданной любви к Отчизне, характер стойкий и волевой.
Без опоры на мудрую гуманистическую идею никакое нужное людям здание не построишь, это тоже знала Доронина. Тем более здание театра. Вот почему она избрала, как в своё время К.С. Станиславский А.М. Горького, писателя Валентина Распутина идейным поводырём МХАТа им. М. Горького. Ей очень помогало его надёжное плечо, его поддержка. Уже первые два года её руководства театром показали, и это отразила критика, что выбранное ею направление, по которому идёт театр, даёт живительный результат. Она всей силой своей личности, природой своего таланта и ума увидела в творчестве и личности Валентина Распутина то, о чём сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на церемонии прощания с писателем в храме Христа Спасителя. «Мы сегодня прощаемся с великим русским писателем. Великим потому, что каждая строчка, им написанная, каждое слово отражают думы и чаяния русского народа, интересам которого он служил беззаветно». Доронина приглашает Андрея Борисова, режиссёра, лауреата Государственной премии СССР, и 29 декабря 1988 года МХАТ им. М. Горького выпускает премьеру спектакля «Прощание с Матёрой», в основание которого легла повесть В. Распутина, рассказавшая о людях глубинной России, своей преданностью и философией жизни, духовной мощью и силой любви отстоявших достоинство Родины в годы холодной и голодной поры военного лихолетья. Как реквием воспринимали спектакль зрители.
Сегодня в репертуаре МХАТ им. М. Горького более 50 названий спектаклей. Здесь русская и зарубежная классика, здесь произведения современных драматургов — МХАТ традиционно театр современных проблем. Всё достойное новое — на сцене МХАТ, и, конечно, лидер современной драматургии Юрий Поляков. Не остались без внимания театра и лучшие советские драматурги — Арбузов, Шварц, Симонов, Твардовский, Розов. Поставленный Дорониной спектакль «Тёркин — жив, и будет!» — отражение священной памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне, выраженной великим словом гениального народного поэта.
Татьяна Доронина как личность чрезвычайно богата знаниями литературы, которую любит, более того, чувствует её глубинные течения. Она уловила особенность народного видения в творчестве любимого ею Михаила Булгакова. Её постижение его творчества, мудрость проникновения в суть произведений писателя – достойны особого подхода. Ярчайшая писательская индивидуальность, пронзительный юмористический талант и в то же время лиризм и сила любви к русским характерам персонажей произведений Булгакова раскрыты в спектаклях Дорониной с глубоким постижением и силой. Она обратилась к его творчеству с самого начала, как только приступила к руководству театром, и если учесть, что и страна в то время только-только начинала знакомиться с творчеством писателя, Доронина стала одной из первых исследователей этого замечательного мастера русской культуры. Без преувеличения можно сказать, что она создала свою «булгакиану», наполнив репертуар МХАТ им. М. Горького огромным интеллектуальным богатством. Судите сами: 9 июня 1988 года мхатовская сцена открывается премьерой спектакля «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, в основе которого инсценировка М.А. Булгакова, подготовленная писателем ещё для К.С. Станиславского. Следом Доронина, в своей режиссуре, выпускает 24 июня 1988 года спектакль «Зойкина квартира», где сама играет и роль Зои Пельц. Сезон 1990–1991 гг. украшает новая режиссёрская работа Т. Дорониной — искромётная постановка пьесы М. Булгакова «Полоумный Журден» (премьера состоялась 17 марта 1991 года) и менее чем через год, 23 декабря 1991 года, режиссёр Т.В. Доронина выпускает грандиозный спектакль по степени постижения драмы революции в России, отражённой в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия». Спектакль был первой постановкой этого сложнейшего произведения писателя, режиссёрская работа Дорониной отличалась прозорливостью и высоконравственной гражданской позицией. Сегодня спектакль «Белая гвардия» украшает репертуар театра, выделяясь великолепными актёрскими работами.
Всегда неравнодушная к острейшим явлениям времени, она в пору смутную и недобрую 90-х годов ХХ столетия, решила поставить «Батум» М. Булгакова, зная, как сокрушался писатель в своё время, когда, по независящим от театра причинам, пьеса не получила сценического воплощения, Доронина приглашает одного из умнейших и образованнейших интеллектуалов нашего времени С.Е. Кургиняна, чтобы поставить пьесу. Премьера прошла 6 ноября 1992 года под названием «Пастырь», правда, спектакль продержался в репертуаре недолго. Особого внимания Дорониной удостоился любимый роман Булгакова «Мольер», который мастерским росчерком пера Дорониной превращён в интереснейший спектакль. Под названием «Комедианты господина» он радует зрителя замечательными актёрскими работами лучших артистов театра. Премьера спектакля пришлась на начало ХХI века и до сих пор он в репертуаре театра.
Громким событием в театральной жизни столицы стало появление на мхатовской сцене романа «Мастер и Маргарита» в сценическом воплощении большого друга МХАТа им. М. Горького, мастера редкого режиссёрского дарования Валерия Беляковича. С Т.В. Дорониной его роднил плодотворнейший творческий союз, они очень нежно относились друг к другу, глубоко уважая взаимную одарённость. Безвременная кончина Валерия Романовича Беляковича — не просто невосполнимая утрата, это — непроходящая боль театра, в анналах которого бережно хранится более 15 талантливейших работ мастера, многие из которых украшают репертуар и сегодня.
Т.В. Доронина живёт жизнью театра. 30 лет, отданных его совершенствованию и восхождению к высотам русского реалистического искусства, воспитали высоко профессиональную, самоотверженно работающую, дружную, заряженную на творчество труппу, имеющую в своём составе целую плеяду ярких молодых талантливых дарований. Мхатовская труппа — это действенный коллектив художников, хорошо осознающий своё назначение в искусстве: приносить людям высокую радость духовного обогащения. Татьяна Доронина — не просто идейный лидер большого, государственной важности дела сохранения и умножения завоеваний русского национального искусства. Она как большой художник даёт потрясающий пример высокого служения русскому реалистическому театру, самоотверженности и жертвенности служения. И сегодня великая русская актриса Татьяна Доронина по-прежнему на сцене, и каждый её спектакль — неизменный пример испепеляющей творческой отдачи.
Пример высокой любви и преданности искусству великой своей Родины. 15 сентября МХАТ им. М. Горького открывает новый, юбилейный сезон 120-летия со дня рождения Московского художественного общедоступного театра по традиции пьесой А.М. Горького «Васса Железнова», в заглавной роли — народная артистка СССР Т.В. Доронина.

Галина ОРЕХАНОВА.
 
Редакция и Общественный совет газеты «Слово» присоединяются к многочисленным здравицам в честь Татьяны Васильевны Дорониной!
Мы не только сердечно и трепетно поздравляем великую дочь России с днём рождения, не просто желаем ей здоровья, бодрости и душевной крепости – мы почтительно благодарим её. За всё, что она сделала для русской культуры, для отечественного театра и зрителя, для поддержания высоких традиций русского искусства. Для воспитания Гражданина в нашем Отечестве.
Татьяна Доронина всегда держит светильник зажжённым. И в этом источник её удивительной притягательности, её несгибаемой силы. И немеркнущий мхатовский свет с Тверского бульвара светит во все концы.
Доронина не просто символ России – она и есть сама Россия.
С любовью, нежностью и восхищением.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes