последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Весы истории замерли в центре славянского мира

В наших СМИ стало хорошим тоном в последние годы ругать президента Беларуси Александра Лукашенко. Да разве удивительно? Помним мы прессу двадцатилетней давности, когда газета «Народная воля» (№ 45, 1996) смаковала цитаты немецких(!) политиков, называвших славянский союз России и Белоруссии «источником угрозы и дестабилизации».

Ау батьки, меж тем, засеяны и сегодня поля, продукты отменного качества в магазинах – и, главное – свои. Работают предприятия, в то время как в России от подобных заводов уже и корпуса смели бульдозерами, как в Серпухове к примеру. В несколько дней прошли мы центр Минска, побывали в Гродно, заходили в самые отдалённые дворики. И не услышали ни одного матерного слова, как в Москве, не увидели ни одного брошенного мимо урны фантика. И в этническом плане Белоруссия сохраняет свою чистоту. Всю работу здесь выполняют сами.
В Минске каждую субботу проходят концерты, посвящённые тем или иным памятным датам Беларуси. Нам довелось присоединиться к празднованию, когда на центральной площади, расположенной между кафедральным собором, костёлом и ратушей, отмечали день сражения при Грюнвальде. 1410 год. Королевство Польское и Великое княжество литовское одержали победу над войском Тевтонского ордена. Разве не любо нам, когда белорусы разных возрастов, многие в рубашках с национальным узором, радуются победе Смоленских полков? Замечу, что белорусский национальный орнамент используется как на флаге, так и фрагментарно – на баннерах, вывесках по всему городу. На празднике выступает не Алла Пугачёва. А артисты театра представляют реконструкцию Грюнвальдской битвы. Молодые ребята рассказывают об этом событии. Звучат народные инструменты. А мы в Москве всё ищем национальную идею и разрабатываем пластмассовые программы по воспитанию молодёжи. В Беларуси просто стоят на улицах городов баннеры: «Сердцем родная земля», «Мая радзiма – Беларусь», работает сеть магазинов «Родны кут». Согласитесь, это вам не московские баннеры «Не дай себе засохнуть» и десятки подобных.
Порадовал и чистый майский Гродно – русский – белорусский – немножко польский. (Мессу, зайдя на несколько минут в сказочной красоты костёл, послушали на польском языке.) Так и не услышала нигде белорусской речи. Лишь в транспорте объявляют остановки на белорусском, и это единственное, что напоминает: вы в Белой Руси. Только в одной библиотеке заговорила со мной сотрудница на белорусском – нарочито, неискренне. Пришлось напеть ей из «Сябров» (как и «Песняры», это – искренняя любовь с детства): «Каб любіць Беларусь нашу мілую. / Трэба ў розных краях пабываць, / Разумею цяпер чаму з выраю / Жураўлі на Палессе ляцяць…»
В Гродненском государственном университете им. Янки Купалы 17–18 мая с.г. прошла международная научно-практическая конференция «Белорусская политология… Региональные интеграционные процессы и Беларусь…». Учёные мужи и дамы будто спорили меж собой в своих выступлениях, подчас полярных. Но открытых диспутов не возникало, это всё-таки не телешоу. Гродненский университет держит высокий культурный и профессиональный уровень. Иные говорили о необходимости тесного экономического сотрудничества Беларуси с Польшей. И сближение это уже почувствовал в первую очередь простой народ. Водитель такси в Гродно говорит: «Пенсии у нас белорусские, а штрафы теперь сделали европейские, как в Польше».
Предлагалось политологами Беларуси теснее работать с Китаем, а не с Россией… Иные высказывались о необходимости незамедлительной булорусификации страны. Будто это не на соседней Украине провели в 2014 г. такой же закон о русском языке, последствия которого – молодёжь, лишённая великой русской культуры и ввергнутая в войну.
Всё активнее вытесняется не только мысль о неразрывном союзе триединой Руси, но даже термин «постсоветское пространство» западным и российским экспертам рекомендуют реже использовать в анализе современных глобальных и региональных политических процессов. Наши заклятые друзья работают выверенно, методично, целеустремлённо в своих попытках растолочь ядро славянского мира. И вот уже молодые люди – не из Штатов, не выходцы из-за черты осёдлости, а свои, славяне, – цитируют Бжезинского как теоретика вполне достойной экономической программы. Весьма цинично говорят о том, что мир изменился (а не подобные ли Бжезинскому его изменили?), и что сегодня уже не актуально возрождать заводы и фабрики, поскольку всё создаётся на компьютере. Видимо, и семьи эти успешные молодые люди, формирующие сегодня государственную экономическую политику, планируют тоже создавать на компьютере… Нет, как раз о семье, о вере, о едином языковом пространстве, неразрывной для Русского мира истории меньше всего говорят сегодня учёные-политологи. Их выступления, как и в столичных российских университетах, можно слушать часами, но как из новостей «Евроньюс» – ничего не поймёшь в происходящей действительности. Вот уж поистине, прав был философ Мераб Мамардашвили (и не русофил ведь был, а понял, что XX век для России, в частности, – век борьбы с Евангелием): «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно».
«Осознание Первого Всебелорусского съезда 1917 г. как вехового события в истории становления и развития белорусской государственности, как прозвучало в одном из докладов на конференции, открывает дополнительные перспективы в осмыслении исторического пути белорусского народа и его государственности». Всё верно. Только вот не бежали из Российской империи белорусы в Польшу и Германию. И при государе Николае II население России, в том числе от Витебской до Гродненской губерний, увеличилось на треть… За последние годы (с 2000-х гг.) население Белоруссии сократилось с 10 млн до 9,5 млн. Тысячи белорусских студентов уезжают учиться в Польшу. Тысячи молодых людей работают в Европе и Америке в сфере обслуживания: официанты, сиделки. Такое в страшном сне не могло присниться сто лет назад гродненскому губернатору Петру Аркадьевичу Столыпину, много сделавшему для белорусских крестьян и снискавшему уважение в польской дворянской среде этого западного края империи.
Однако есть среди белорусских учёных ответственные люди, убеждённые, что, если не будет России, Беларусь исчезнет в три дня. «Надо побывать в Америке, чтобы почувствовать себя русским, – сказал один из участников конференции, – когда к вам, заслышав русскую речь, кидается на шею грузин или молдаванин и говорит на русском».
Если что-то непонятно в этом мире, надо включать крестьянское сознание, которое в каждом из нас дремлет. Когда стоишь на крыльце дома, предположим, в селе подо Ржевом, – как-то спокойно оттого, что перед тобой сто вёрст Смоленщины, но ещё спокойней осознавать, что дальше не натовские танки, а 600 вёрст белорусской земли.
Один из выдающихся мыслителей Николай Лосский, уроженец Витебской губернии, был убеждён, что многовековая история белорусского народа есть история его борьбы за свою русскость.
Видимо, это хорошо понимает А. Лукашенко, единственный, кстати, депутат парламента Беларуси, проголосовавший против Беловежских соглашений. В 1996 г. президент Беларуси в своей беседе с известным публицистом, ныне заместителем главного редактора журнала «Наш современник» Александром Казинцевым сказал: «Славянские народы имеют мощнейшую – древнюю и великую – культуру, которая влияет и на мировую цивилизацию. Мы обязаны приумножать духовные ценности славян. Дружба, помощь, взаимовыручка – это важные категории для славян. Нужно воспользоваться этими качествами как политическими рычагами…
Русский, белорусский и украинский народы – основной стержень славянства. Нужно всемерно укреплять этот союз, чтобы вокруг него объединились все народы-братья. История свидетельствует, что славянская ветвь народов – это не только высшие достижения цивилизации, но неизменный гарант мира, гуманная сила, выступающая против агрессии военных, межнациональных и других конфликтов. В настоящее время от славян требуется особое мужество…».
За этими словами в то время следовало и дело. Лукашенко смог отстоять и удержать союз России и Беларуси. Он добился реальных успехов в борьбе с коррупцией, подавил инфляцию (с 48% до 1,8% – на 1996 г.). Единственное, чего не удалось, наверное, это сохранить национально мыслящую интеллигенцию у руля СМИ. Последствия этого мы наблюдаем. Белорусский народ в массе своей поглощает суррогат, предоставляемый ему российским телевидением, увы, далёким от национальной культуры и народной жизни.
Сегодня весы истории замерли в центре славянского мира. Куда они качнутся?.. Ясно одно, сколько бы нас не разделяли безродные космополиты, перед общей бедой мы объединимся. Но лучше бы она миновала…
 
Екатерина ТРОИЦКАЯ

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes