последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

«Кузнечный двор» в Костроме

Всероссийское фестивальное движение «Моя провинция» уже четвёртый год знакомится с Костромой. Для журналиста всегда важно оказаться не наблюдателем, а участником. Самому испытать свои силы, попробовать на вкус, цвет и запах. Именно главному журналистскому жанру — репортажу, позволяющему в процессе подбора материала проделать всё это, посвящена одна из номинаций. Темой «репортажа с колёс» стали костромские ремёсла: кузнечное дело, костромская петровская роспись, лавровская игрушка, сыроделие и другие бренды региона. Готовые материалы журналисты увезли в свои города. Теперь с костромскими ремеслами и брендами познакомятся зрители и читатели по всей России.
Традиции и модерн
Одна из древних профессий – кузнец. В старину этих мастеров считали людьми необыкновенными, обладающими особыми знаниями. Суеверия окружали весь процесс ковки. И даже саму кузницу старались вынести в отдельное место — за ручей, за реку, на окраину села… Не просто чтобы уберечь дома от пожара, а еще и оттого, что мастер творил волшебство из огня и металла и все стихии помогали ему.
Автобус кружил по старинным улицам Костромы, индустриализация двадцатого века едва коснулась провинциального города. Его жители ещё знают и помнят ремёсла, умеют своими руками создавать изделия не под копирку, а с собственным лицом и душой. Какой же будет эта современная кузница? Но вот, между многоэтажками — мимо проносятся автомобили и городской транспорт — «Кузнечный двор». Это название небольшого частного предприятия, но оно отражает его горячее сердце — кузню.
Товар лицом представляет уже само здание и его обращенный к дороге двор. Вдоль разноцветных плиточных тротуаров уличные фонари — каждый на затейливой кованой подставке, покачивается фонарь над крыльцом — тоже кованый, солидный. Но самое интересное — цветник. Среди живых ирисов, анютиных глазок на клумбе распускают лепестки железной розы. Увы, в этом году лето слишком холодное, нежные розы мёрзнут.
Внутри кузницы — шум, гам, искры. Вокруг выкованные детали и заготовки, готовые изделия, еще не прошедшие последнюю обработку — только из-под молота мастера, — выставлены на своеобразных полках-столешницах. Ждут дальнейшей обработки.
Огненных дел мастер
У наковальни встречает любопытных гостей-журналистов Иван:
— Просто Ваня, — с улыбкой представляется он. Высокий, крепкий — настоящий русский кузнец, но с банданой на голове. Это и понятно — работает с огнём.
— Я мечтал стать кузнецом с детства. Даже играл в кузницу… Уже восемь лет, как моя мечта осуществилась.
— А учились где?
— Профессии кузнеца выучиться непросто. Специальных учебных заведений в России пересчитать по пальцам, и поступить в них сложно. Большинство учится мастерству у кузнецов в частных мастерских – становятся подмастерьями, как в прежние годы. Сам я из Иваново, учился в Подмосковье, пригласили работать в Кострому — понравился город, кстати.
Рядом с наковальней еще одна столешница, а на ней начерченный мелом узор. Рисунок из перевивающихся стеблей и цветов — то ли для решётки, то ли для чего-то другого. Интересно, как кузнец заставит непокорные железные прутья изогнуться в нужном ракурсе? Сколько времени и сил придется ему приложить для этого.
— Скажите, а как рождается изделие? По готовым чертежам и эскизам?
— Нет. Чаще все идет из головы — уже понимаю, что нужно сделать, а в процессе работы придумываются детали. Но иногда заказчик приходит с готовым эскизом, понимая, что хочет увидеть в итоге.
Молот в руки
— Ну что, а вы готовы попробовать? — интересуется Иван у гостей кузницы. — Кто хочет стать подмастерьем?
— Конечно! — у мужчин уже горят глаза, а журналистки интересуются:
— А женщины-кузнецы бывают?
— Бывают, только я в Костроме не встречал.
— Может, тогда молот попробовать подержать? Сколько он весит, кстати?
— Два килограмма.
Поднять двухкилограммовый молот ещё можно, но вот размахнуться, чтобы ударить по наковальне, сил уже не хватает. Кузнец кладет металлические прутья в горн. Жар почувствовали все, кто решился подойти и заглянуть внутрь из-за плеча мастера.
— Печёт. Температура внутри 1600 градусов. Готовность заготовки определяется по цвету, — поясняет он. — Краснеет — приступаем к ковке. А делать мы будем гвозди. Первое изделие, что я сделал сам, – это тоже гвозди. — Несколькими ударами мастер показывает, как металлический прут заострить, а как сделать квадратную шляпку.
— Какие заказы к вам поступают?
— Самые разные. Заборы, перила, садовые стулья, вешалки и каминные решетки для дома и быта — сейчас люди стремятся окружать себя металлом, он настоящий. Недавно был необычный заказ — сова.
И звон помогает
Смену у горна и наковальни выдержит не каждый. Это новички понимают сразу. Рука устает быстро, но глаз постепенно привыкает к обстановке. Молот, клещи, а ещё приспособления для нанесения узора по горячему металлу. Кузнечное дело кропотливое. Снова раздается звон. Это тяжёлый молот падает на наковальню. Вблизи видишь, как ритмично работает мастер — среди ударов по изделию один обязательно приходится на наковальню.
— Это какое-то суеверие? Звон в работе помогает?
— Да нет же. Просто возможность изменить силу удара, дать руке отдохнуть, — улыбается Иван, простой современный кузнец. Если его смена у наковальни, то готовые остывшие изделия помощники шлифуют и покрывают краской для того, чтобы металлическая красота долгие годы служила людям верой и правдой. Вот непреложный закон кузнечного дела.

Ирина ИВКОВА.
На снимке: кузнец Иван Гатчин.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes