последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Свет добра

Ямиль Мустафьевич МУСТАФИН, известный русский прозаик и публицист, заслуженный работник культуры Башкирской АССР, отмечает своё 90-летие. «Его рассказы очаровывают своей свежестью, необычностью, высоким гуманизмом и редкостной простотой изложения». Так некогда замечательный мастер, строгий ценитель художественного слова Мариэтта Шагинян благословила вступление автора на поприще литературы, рассказывает о Ямиле Мустафьевиче в «Общеписательской Литературной газете» Владимир Коркин.

Что же удивило и доставило наслаждение одному из самых проницательных читателей? Может, это описание: «Омытая дождем кобылица, казалось, была белее снега. Она даже чуть голубилась. Это, видно, оттого, что земля курилась и брезжил рассвет. Лошадь сейчас была сказочно красивой, какой-то воздушной, а нежное, томное ржание её напоминало Азамату свадебную мелодию курая» (рассказ «Голубая лошадь»).
Кто способен так видеть? Человек, одарённый и заворожённый красотой. Она явилась ему в образе мечты — голубой лошади. И батрак Азамат, добывший чудо с риском для жизни, ни за что не соглашается продать то, что ему дороже всего. Самое же поразительное: когда Азамат сам решает вернуть лошадь в табун (нечем стало кормить), именно она «протестует», не желая принадлежать никому другому. Мотив, прямо скажем, необычный. Доверие человека и природы друг к другу равновелико. И особенно страшно, если предаёт человек.
«Зверь ещё раз услышал крик Гоги: «Не дам, папаня! Не надо!» Этот вопль огнём ударил сохатого в грудь, и он медленно повалился набок.
Почему так горит грудь? Ведь пожар остался далеко позади! А грудь горит, точно вместо сердца огонь бьётся».
Лось, выведший зверей из ада лесного пожара и сам ждущий по­мощи от людей, предательски убит. Пронька, отец Гоги, не пощадил и сына: есть раны, нанесённые в самое сердце, которые не заживают никогда, — подлость...
Мариэтта Шагинян, отмечая высокий гуманизм автора, имела в виду сокровенную человечность, которая обязывает художника честно изображать правду жизни, сколь бы суровой и жестокой она ни была. И не только фикси­ровать факты реальной действительности, но и преображать её ради и во имя утверждения идеала, в чём и выражается в полной мере активная гражданская художническая позиция.
Свет добра, озаряющий всё написанное Ямилем Мустафиным, рождается в душах его героев, людей, которых ведёт вера в торжество справедливости. И они неколебимы в своей вере. Сказать больше — и это главное — готовы к преодолению весьма непростых препятствий; оттого-то и не впадают в отчаяние, как бывает с теми, кто живёт прекраснодушными иллюзиями, когда как раз и требуются мужество, честность, сознание собственного достоинства. И если возникающая на глазах жизнь захватывает читателя идейно-художественной полнотой изображения, то возникает она благодаря насыщенности атмосферы повествования выстраданными мыслями и чувствами героев, осознающих своё призвание — украшать жизнь трудом.
Не напиши прежде Мустафин повесть «Мост» и роман «Дорога» (оба произведения о БАМе), не появился бы и роман «По совести». Писатель не только не исчерпал тему, но, напротив, открыл в ней такие пласты, о которых, возможно, и не подозревал в начале работы. Тема же эта — духовное становление человека- труженика, человека-творца, постигающего смысл бытия и смысл своего существования, неотделимый от чувства хозяина жизни, которое было надолго утрачено и которое тем более необ­ходимо вернуть.
Нужно подчеркнуть: романное мышление предполагает в писателе стремление к глубокому проникновению в социальную природу общественных явлений, к исследованию исторической сущности характеров и поведения героев в сегодняшних конкретных ситуациях. Нечего и говорить, сколь трудна такая задача. И потому писатель резко спорит с банально привычным представлением о так называемом простом человеке.
Эта полемика принципиальна, относится ко всему творчеству Ямиля Мустафина, ибо речь, в конечном счёте, — об утверждении самоценности и неповторимости личности того, чьим трудом созидается будущее… Истинный человек труда в душе — поэт. Он открывает сокровенную красоту и тайну жизни, ищет её во всём, заранее её предчувствует. Именно в этой своеобразной поэзии мысли и чувства героев книг Ямиля Мустафина обретают «чудесную конкретность и чистоту» (М. Шагинян), наполняются живым волнующим содержанием.

Редакция газеты «Слово» поздравляет Ямиля Мустафьевича со славной годовщиной и желает крепкого здоровья, бодрости духа и дальнейших творческих достижений на благо Отечества.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes