Главное содержание

Невозможно поверить, что Михаилу Ивановичу Ножкину 19 января, на Крещение, исполнится 80. Стройный, по-юношески порывистый, с быстрой речью и мыслью, он удивляет всех знающих его. А знает его вся страна — по киноролям, по песням, которые поют повсюду, иной раз не подозревая, что их автор он, по его книгам, по поездкам из конца в конец Отечества с гитарой за спиной, по всегда переполненным концертным залам, где по-прежнему слушают его, затаив дыхание.
«Наверное, это высшее мерило творчества, если люди поют твои песни, — считает Михаил Иванович, — если мысли, которые вложены тобой в песни и стихи, нужны кому-то ещё. Значит, не для себя, не в стол работаешь, а твоё мировоззрение, твои убеждения и жизненная позиция разделяются другими людьми». Стоит вспомнить хотя бы одно из его произведений, которое стало поистине народной песней. В ней – весь Михаил Иванович Ножкин: «Я люблю тебя, Россия, / Дорогая наша Русь. / Нерастраченная сила, / Неразгаданная грусть. / Ты размахом необъятна. / Нет ни в чём тебе конца, / Ты веками непонятна / Чужеземным мудрецам…»


На вопрос, что для него важнее – кино, театр, музыка или литература, Михаил Иванович отвечает так: «Литература, безусловно, выше актёрства. Потому что литература – это первооснова всего. Если есть хорошие стихи, то в них уже заложена мелодия. А если это нашло отклик у талантливого композитора, то это и есть наибольшая радость».
Он – из поколения детей войны, которое было воспитано «в жёсткой необходимости быть взрослыми». «Отец Иван Петрович рабочий, — рассказывает юбиляр, — фронтовик, познавший ужас плена в концлагерях Дахау и Бухенвальде. Мама Клавдия Гавриловна работала медсестрой. Моя первоначальная профессия тоже рабочая — был строителем. Родился я в Москве в 1937 году. Как человек я начал формироваться в тяжёлые военные годы. С детства мы на подсознательном уровне автоматически лепим себя по примеру тех, кто рядом с нами. Очень важно, какие люди окружают ребёнка. Если повезло и он попал в орбиту хорошей семьи, хороших людей и нормальных отношений между ними, в нём проявится всё лучшее.
Мне повезло. Рядом были настоящие люди — родители, соседи, родственники, учителя. Они воспитывали не словами и призывами, а личным примером. Мы видели, как себя ведут старшие — искренне болеют за страну, верят в Победу, не жалеют своих сил для её приближения, в трудностях не пищат, не скулят — и этот пример нас воспитывал. Вообще умение брать пример со старших поколений имеет основополагающее значение для развития не только конкретного человека, но и всего народа».
Послевоенные годы он вспоминает часто. Когда немцев отогнали от Москвы, детишек, среди которых был тогда и Михаил, на лето отправляли в деревню Дубровка на реке Протве. Там он узнал деревенскую Россию. Но главное впечатление из детства, по его словам, связано с песнями. Именно тогда у московского паренька Миши возникла подсознательная тяга к сцене. «Много лет был во Дворце культуры имени Лихачёва, — вспоминает Михаил Иванович, — а тогда это был самый большой в стране и самый знаменитый Дворец культуры. Из этой самодеятельности вышли Василий Семёнович Лановой, Вера Васильева. Я там тоже был много лет в «малых формах». А что такое малая форма? Это и есть эстрада. Мы играли сцены из больших спектаклей, из оперетт, из каких-то мюзиклов, тогда они по-другому назывались — музыкальные комедии. Это куплеты и частушки — художественное слово во всех жанрах».
Именно на традиционных, высокохудожественных образцах русской сцены воспитывался юный Михаил. Поэтому с такой горечью воспринимает он то, что происходит с нынешней молодёжью. «Идет разложение молодёжи, — сетует он. — С одной стороны, охаивают прошлое России, забивая грязью этот родник народной духовности. С другой, ребёнок с детства видит в основном отрицательные примеры отношения к жизни. По телевидению — примитивные программы и ток-шоу, дешёвые боевики, стрельба, бандиты, проститутки. В жизни — пустопорожние разговоры о том, кто и сколько украл, кто кого обманул. В семье — склоки, разлады, пьянки. И ребёнок, находясь в этом поле, формируется человеком с негативным внутренним зарядом. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Развивается то, что востребовано обществом, государством. Пока большую часть СМИ захватили те, кто демонстрирует востребованность самого низменного в человеке. Ситуацию может изменить только появление в СМИ, на экранах людей, достойных подражания, положительных образов, героев, с которых можно себя лепить. На экране пора увидеть именно порядочных людей. Они есть, но им не дают ходу».
Однако тогда, в годы молодости, несмотря на проснувшуюся тягу к сценическому творчеству, он идёт учиться на строителя. Нужно было восстанавливать страну после войны. Окончил Строительный техникум Моссовета. Он строил в Москве Черемушки, работал мастером, прорабом. «Получился бы артист и поэт из меня – хорошо, — размышляет Михаил Иванович, — не получился бы — ну и Бог с ним, я бы тогда для души играл, но у меня всё равно всегда была бы возможность честным трудом своим заработать кусок хлеба».
На эстраде Михаил Ножкин с 1958 года, когда пришёл в Московский государственный театр эстрады. Любителям театра он запомнился со своего первого появления на сцене в комедии Вадима Коростылева «Переодетый жених». С начала 60-х годов Михаил Ножкин приобрел известность как популярный бард: его стихи и песни звучали под гитару на концертах и в кругу друзей, растекались по стране в магнитофонных записях.
С 1968 года он начал сниматься в кино. Каждую свою роль воспринимал как ещё одну жизнь. «Не скрываю, — размышляет артист, — никогда не играл злодеев, не желал влезать в шкуру негодяя. Считаю, что отыгранные роли всё равно влияют на человека, на его судьбу». Знаковые кинофильмы «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», где Ножкин блестяще исполнил роль Бекаса, были основаны на реальных событиях. Именно эта роль принесла Ножкину всесоюзную известность как актёру. «Не так давно, — признаётся Михаил Иванович, — я написал киносценарий о сегодняшней судьбе героя кинодилогии «Судьба резидента» российского разведчика Бекаса. Жизнью этого героя я пытаюсь ответить на вопрос, который волнует многих в нашей стране. Бекас как служил Родине верой и правдой, так и продолжает служить России. Не президентам и олигархам, не продажным и алчным политикам, а России, каждый шаг сверяя именно мерой пользы для своей страны и её достойного будущего».
Михаил Ножкин как работал, так и работает, не сбавляя темпа, продолжает свою активную концертную деятельность, выступает с авторскими вечерами. «Песня в России, — считает Михаил Иванович, — всегда имела особое воздействие на человека, и она выполняет гораздо более важную роль, чем это принято считать. Очень важно с детства, что мы поём и что мы слышим. Ведь язык – это не территория, а народ».
На модных тусовках, где сытые господа ведут циничные разговоры о переустройстве «этой» страны, его не встретить. «Для них, там, наверху, — подчёркивает артист, — Россия — чужая. Абстрактное понятие, некая территория. Когда они пришли к власти и впервые сказали «эта страна», сразу понял, кто они такие. Ведь если бы было по-другому, то, наверное, они были бы заинтересованы, чтобы здесь было хорошо. А они со своей патологической жадностью не знают меры. Скоро лопнут. Но всё не хватает. Последние годы мы живём по чужим, навязанным нам законам».
Несмотря на все сегодняшние трудности — а их немало — Михаил Иванович остаётся оптимистом, верит в свой народ. «Против России идёт война нового типа, каких ещё не было в истории, — говорит он. — Не стану вдаваться в её характеристики. Но суть в том, что эта война представляет собой небывалую проверку на прочность нашего народа. У нас славное прошлое: Россия стратегически всегда побеждала. И это даёт право верить в её победное будущее».
Обнадёживает и то, отмечает артист, что молодёжь всё чаще стала говорить о Родине, о патриотизме. «Такие дежурные вроде бы понятия, — подчёркивает Михаил Иванович, — но они уже без кривой ухмылки. Молодёжь начинает понимать, что патриотизм – это не что-то абстрактное и удалённое от действительности, а это твоя жизнь. Это любовь к Родине. Родина — это твоё прошлое, твоё настоящее и твоё будущее. Это твои дети, отец, мать, дед, то есть связь времён».
По соб. инф. и материалам СМИ.
Редакция и Общественный совет газеты «Слово» сердечно поздравляет Михаила Ивановича со славной годовщиной и желают ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, питающей его искромётный талант, и успехов во всех начинаниях на благо Отечества.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить