последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Служить России. Михаилу Ножкину — 80!

Невозможно поверить, что Михаилу Ивановичу Ножкину 19 января, на Крещение, исполнится 80. Стройный, по-юношески порывистый, с быстрой речью и мыслью, он удивляет всех знающих его. А знает его вся страна — по киноролям, по песням, которые поют повсюду, иной раз не подозревая, что их автор он, по его книгам, по поездкам из конца в конец Отечества с гитарой за спиной, по всегда переполненным концертным залам, где по-прежнему слушают его, затаив дыхание.
«Наверное, это высшее мерило творчества, если люди поют твои песни, — считает Михаил Иванович, — если мысли, которые вложены тобой в песни и стихи, нужны кому-то ещё. Значит, не для себя, не в стол работаешь, а твоё мировоззрение, твои убеждения и жизненная позиция разделяются другими людьми». Стоит вспомнить хотя бы одно из его произведений, которое стало поистине народной песней. В ней – весь Михаил Иванович Ножкин: «Я люблю тебя, Россия, / Дорогая наша Русь. / Нерастраченная сила, / Неразгаданная грусть. / Ты размахом необъятна. / Нет ни в чём тебе конца, / Ты веками непонятна / Чужеземным мудрецам…»


На вопрос, что для него важнее – кино, театр, музыка или литература, Михаил Иванович отвечает так: «Литература, безусловно, выше актёрства. Потому что литература – это первооснова всего. Если есть хорошие стихи, то в них уже заложена мелодия. А если это нашло отклик у талантливого композитора, то это и есть наибольшая радость».
Он – из поколения детей войны, которое было воспитано «в жёсткой необходимости быть взрослыми». «Отец Иван Петрович рабочий, — рассказывает юбиляр, — фронтовик, познавший ужас плена в концлагерях Дахау и Бухенвальде. Мама Клавдия Гавриловна работала медсестрой. Моя первоначальная профессия тоже рабочая — был строителем. Родился я в Москве в 1937 году. Как человек я начал формироваться в тяжёлые военные годы. С детства мы на подсознательном уровне автоматически лепим себя по примеру тех, кто рядом с нами. Очень важно, какие люди окружают ребёнка. Если повезло и он попал в орбиту хорошей семьи, хороших людей и нормальных отношений между ними, в нём проявится всё лучшее.
Мне повезло. Рядом были настоящие люди — родители, соседи, родственники, учителя. Они воспитывали не словами и призывами, а личным примером. Мы видели, как себя ведут старшие — искренне болеют за страну, верят в Победу, не жалеют своих сил для её приближения, в трудностях не пищат, не скулят — и этот пример нас воспитывал. Вообще умение брать пример со старших поколений имеет основополагающее значение для развития не только конкретного человека, но и всего народа».
Послевоенные годы он вспоминает часто. Когда немцев отогнали от Москвы, детишек, среди которых был тогда и Михаил, на лето отправляли в деревню Дубровка на реке Протве. Там он узнал деревенскую Россию. Но главное впечатление из детства, по его словам, связано с песнями. Именно тогда у московского паренька Миши возникла подсознательная тяга к сцене. «Много лет был во Дворце культуры имени Лихачёва, — вспоминает Михаил Иванович, — а тогда это был самый большой в стране и самый знаменитый Дворец культуры. Из этой самодеятельности вышли Василий Семёнович Лановой, Вера Васильева. Я там тоже был много лет в «малых формах». А что такое малая форма? Это и есть эстрада. Мы играли сцены из больших спектаклей, из оперетт, из каких-то мюзиклов, тогда они по-другому назывались — музыкальные комедии. Это куплеты и частушки — художественное слово во всех жанрах».
Именно на традиционных, высокохудожественных образцах русской сцены воспитывался юный Михаил. Поэтому с такой горечью воспринимает он то, что происходит с нынешней молодёжью. «Идет разложение молодёжи, — сетует он. — С одной стороны, охаивают прошлое России, забивая грязью этот родник народной духовности. С другой, ребёнок с детства видит в основном отрицательные примеры отношения к жизни. По телевидению — примитивные программы и ток-шоу, дешёвые боевики, стрельба, бандиты, проститутки. В жизни — пустопорожние разговоры о том, кто и сколько украл, кто кого обманул. В семье — склоки, разлады, пьянки. И ребёнок, находясь в этом поле, формируется человеком с негативным внутренним зарядом. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Развивается то, что востребовано обществом, государством. Пока большую часть СМИ захватили те, кто демонстрирует востребованность самого низменного в человеке. Ситуацию может изменить только появление в СМИ, на экранах людей, достойных подражания, положительных образов, героев, с которых можно себя лепить. На экране пора увидеть именно порядочных людей. Они есть, но им не дают ходу».
Однако тогда, в годы молодости, несмотря на проснувшуюся тягу к сценическому творчеству, он идёт учиться на строителя. Нужно было восстанавливать страну после войны. Окончил Строительный техникум Моссовета. Он строил в Москве Черемушки, работал мастером, прорабом. «Получился бы артист и поэт из меня – хорошо, — размышляет Михаил Иванович, — не получился бы — ну и Бог с ним, я бы тогда для души играл, но у меня всё равно всегда была бы возможность честным трудом своим заработать кусок хлеба».
На эстраде Михаил Ножкин с 1958 года, когда пришёл в Московский государственный театр эстрады. Любителям театра он запомнился со своего первого появления на сцене в комедии Вадима Коростылева «Переодетый жених». С начала 60-х годов Михаил Ножкин приобрел известность как популярный бард: его стихи и песни звучали под гитару на концертах и в кругу друзей, растекались по стране в магнитофонных записях.
С 1968 года он начал сниматься в кино. Каждую свою роль воспринимал как ещё одну жизнь. «Не скрываю, — размышляет артист, — никогда не играл злодеев, не желал влезать в шкуру негодяя. Считаю, что отыгранные роли всё равно влияют на человека, на его судьбу». Знаковые кинофильмы «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», где Ножкин блестяще исполнил роль Бекаса, были основаны на реальных событиях. Именно эта роль принесла Ножкину всесоюзную известность как актёру. «Не так давно, — признаётся Михаил Иванович, — я написал киносценарий о сегодняшней судьбе героя кинодилогии «Судьба резидента» российского разведчика Бекаса. Жизнью этого героя я пытаюсь ответить на вопрос, который волнует многих в нашей стране. Бекас как служил Родине верой и правдой, так и продолжает служить России. Не президентам и олигархам, не продажным и алчным политикам, а России, каждый шаг сверяя именно мерой пользы для своей страны и её достойного будущего».
Михаил Ножкин как работал, так и работает, не сбавляя темпа, продолжает свою активную концертную деятельность, выступает с авторскими вечерами. «Песня в России, — считает Михаил Иванович, — всегда имела особое воздействие на человека, и она выполняет гораздо более важную роль, чем это принято считать. Очень важно с детства, что мы поём и что мы слышим. Ведь язык – это не территория, а народ».
На модных тусовках, где сытые господа ведут циничные разговоры о переустройстве «этой» страны, его не встретить. «Для них, там, наверху, — подчёркивает артист, — Россия — чужая. Абстрактное понятие, некая территория. Когда они пришли к власти и впервые сказали «эта страна», сразу понял, кто они такие. Ведь если бы было по-другому, то, наверное, они были бы заинтересованы, чтобы здесь было хорошо. А они со своей патологической жадностью не знают меры. Скоро лопнут. Но всё не хватает. Последние годы мы живём по чужим, навязанным нам законам».
Несмотря на все сегодняшние трудности — а их немало — Михаил Иванович остаётся оптимистом, верит в свой народ. «Против России идёт война нового типа, каких ещё не было в истории, — говорит он. — Не стану вдаваться в её характеристики. Но суть в том, что эта война представляет собой небывалую проверку на прочность нашего народа. У нас славное прошлое: Россия стратегически всегда побеждала. И это даёт право верить в её победное будущее».
Обнадёживает и то, отмечает артист, что молодёжь всё чаще стала говорить о Родине, о патриотизме. «Такие дежурные вроде бы понятия, — подчёркивает Михаил Иванович, — но они уже без кривой ухмылки. Молодёжь начинает понимать, что патриотизм – это не что-то абстрактное и удалённое от действительности, а это твоя жизнь. Это любовь к Родине. Родина — это твоё прошлое, твоё настоящее и твоё будущее. Это твои дети, отец, мать, дед, то есть связь времён».
По соб. инф. и материалам СМИ.
Редакция и Общественный совет газеты «Слово» сердечно поздравляет Михаила Ивановича со славной годовщиной и желают ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, питающей его искромётный талант, и успехов во всех начинаниях на благо Отечества.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes