последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Сбережение народа

пленум сп рф Выступление в Барнауле
 
Мы собрались здесь, в центре гигантского, определяющего мир материка — на Алтае. Это край Беловодья, поиска лучшего и будущего, край постоянного осмысления (смысла жизни), край подвижника русского православия — святителя Макария; край незатухающей русской совести, край Василия Шукшина, который спрашивал нас: «Что это делается?» (Нынче шукшинские Сростки знает вся страна, как и Михайловское, Тарханы, Вешенская, Бежин луг, Тихий Дон.) Да и любой наш населённый пункт — это кладезь истории, умения и ... Вот ваш Бийск, например, в силу постоянных усилий родителей, воспитателей, учителей, администрации стал заметным Всероссийским центром детского творчества, изобретательства, в том числе и конкурса Союза писателей России «Гренадеры, вперёд!» Это край рабочего люда, необыкновенного трудового образца, человека, возделывающего землю: хлеб, собранный здесь, спасал страну, несмотря на то, что на войну ушли лучшие, крепкие люди. Если Урал — опорный край державы, то Алтай — её духовное и материальное сокровище. За эту её духовную, природную, трудовую красоту мы любим ваш край.

По Божией воле, нашего неизменного интереса к землям, плодоносящим и спасительным, по приглашению человека неравнодушного к земле, к судьбам человеческим, губернатора вашей области Александра Богдановича Карлина в прошлом или даже в позапрошлом году В.Г. Распутин и я были в постпредстве Алтайского края. Александр Богданович много, подробно рассказывал нам о крае, о людях, конечно о Шукшине, его носящемся в воздухе наследии и заветах. Он подарил нам изящный, с любовью изданный у вас многотомник и пригласил на вашу землю... Вот пришло время, и стало ясно, что писатели России не могут без Алтая так же, как не могут без Владивостока, без Омска, Орла, Белгорода, Вологды, Мурманска, Дагестана и Иркутска — да, в общем, без всех земель, которые держат на своих плечах Россию.
Конечно, важна историческая память и Гребенщикова, и Шукшина, и Соболева, и Рождественского. Последних я хорошо знал, но провести здесь честный, хороший разговор о нашей жизни, о её преломлении в писательском труде — вопрос, который мы пытаемся обсудить и который стал тревожным и даже смертельно опасным для всей страны в целом и для честных, думающих, совестливых литераторов. Не для тех, для кого слова и беда — средство блеснуть остроумием, красочной фразой, поучаствовать в политической тусовке.
Мы, конечно, знаем, что это нелегко. Все ведь учат, что надо писать вот так­то и так­то, но как вызвать в себе этот поток точных мыслей и слов, необходимых и правдивых образов, как впустить в своё произведение истину... Нет, это нелегко, да многие и не умеют это; куда как лучше, безопаснее, да и денежнее, чтобы звучали выстрелы, налево и направо падали трупы, косяком проходила стая любовников и любовниц. Но ведь это жизнь! — скажут вам. Да, но именно она, такого рода жизнь и постоянное её разложение в книге и на экране, и уничтожает человечество.
Да разве и становится писателем пишущий человек оттого, что получил «корочки» члена Союза писателей? Очень это легко стало во многих случаях. И мы объявляем здесь, на Алтае, что внесём на съезде предложение о введении института кандидатов в члены Союза, прежде чем получить такое звание.
Но всё­таки обращаемся к главной теме нашего пленума.
Мы скорее не назовём, а поду­маем вместе с вами тут и к завершению пленума соберем все слова об этом. Тема эта: «о сбережении народа». Наше воздействие отнюдь не прямое, не указующее, а тот возвышенный слог о материнстве, о семье, о родном доме, о малой и большой Родине, о состоянии души, о жизненной опоре, о грехе уныния, о лучших людях, которых мы встречаем и видели.
Болезненный, больной и крайне опасный вопрос для России — демографический, т.е. народонаселение и его сбережение. И главное тут — дети! Наши статистики пытаются нас чуть­чуть взбодрить. Якобы, ну, впрочем, не будем им совсем не доверять, они доложили, что впервые с 1991 года рождаемость превысила смертность. В 2012 году родилось 1586,9 тыс. детей, а умерло 1586,1 тыс. Итого: естественный прирост составил 8 тыс. людей. Хорошо? Да, слава Богу! Но на всю великую страну, на Россию всего 8 тыс. человек... Старение населения проходит быстро, дети составляли в стране в 1990 году — 24,5 %, в 1997­м — 22,2 %, в 2005­м — уже 16 %.
Демографы говорят, что для того чтобы поправить положение, надо иметь до четырёх детей в семье. А 24 % женщин 18—34­летнего возраста не имеют и не желают заводить детей; 42 % имеют одного; 31 % — двух и только 3 % — более двух детей. Это приводит к краху пенсии, ибо 3 % рождённых не смогут её обеспечить обществу.
Согласно довольно объективному прогнозу ООН, в России население сократится в текущем столетии до 100 млн человек. По мнению других демографов (Андреева), в России уже в 2020 году будет 102, а в 2050­м — 93,8 млн человек. Сейчас у нас 140 миллионов. Что за прогрессия? Катастрофа! Не надо войн, голода, засухи, по вине в немалой степени собственной мы разрушаемся и идём к цели, намеченной Маргарет Тэтчер, фигуру которой взахлеб расхваливали сытые и холёные политологи и дикторы телевидения. Да, вот её цель была: достаточно 50 миллионов населения в России! А то и 15!
Её выдвиженец Михаил Горбачев явился достойным учеником «железной леди». Ясно, что жару к такому демографическому кресту добавляем мы сами — власть, общество, телевидение, безнравственность, криминогенная обстановка, безработица, наркотики, алкоголь, система здравоохранения.
Итак, вопрос встал во весь рост — о сбережении нации. Это не вопрос только науки, не вопрос академический; не вопрос только чистой политики (хотя и важный в общественно­политической жизни); не вопрос только экономический (хотя и это крайне важно). Это вопрос нравственный, моральный, вопрос самочувствия человека и его семьи. Если хотите, это вопрос нашей совести. Это вопрос честного писателя, не только испускающего возгласы проклятия или похвальбы, а его внутреннего чувства ответственности, и, как пели мы в 60­х замечательную песню Александры Пахмутовой, «была бы страна родная, и нету других забот». А «страна родная» при безразличии к её судьбе вполне может стать и не родной, а чужой и даже вообще исчезнуть с лица земли.
Нет, я отнюдь не призываю к пламенным лозунгам и протестам (хотя таковые могут быть и у наших сотоварищей), а призываю вспомнить рассказы И.С. Тургенева, которые в 40­х годах XIX века, как сказал его современник, сыграли роль в отмене крепостного права не меньше, чем реформы Александра II, ибо крестьянин был им показан красивым, благородным, понятливым человеком, в общем, как бы сказать, — братом во Христе или, скажем, Человеком с большой буквы, которого надо уважать, присматриваться к его нуждам и любить его.
Так и сегодняшнему писателю надо обратиться к сердцу и душе человека, к его совести и, если хотите, страху. С одной стороны, увидеть беды, с другой стороны, ободрить его, не дать увлечь в уныние и апатию. Это не только художническая задача, это задача чрезвычайно трепетной совести, точного слова, преодоления колебаний, готовности увидеть безразличие и преодолеть инерцию распада.
Везде есть свои методы борьбы и преодоления кризиса: у партий, общественных организаций, властей, органах здравоохранения. Но свою ответственность, свою нравственную задачу имеет и человек пишущий, да ещё тот, кто причисляет себя к сообществу писателей.
Мы не будем сегодня отрицать, что сузился пьедестал писателя, на который он был возведён российской традицией, всеобщей грамотностью, советской уважительностью к книге. Меньше читают — бедность, мешающая приобретению книги, технологический диктат, апатия и безразличие к будущему, к мировым и общерусским духовным ценностям. Ну, так что, обратиться лишь к коммерческой литературе, к литературе наслаждения, модернистски искалеченной литературе? Нет сомнения, что такая псевдописательская, бездуховная, торгово­коммерческая литература есть, и она громоздится на прилавках наживы и алчности.
Мы всё­таки как писатели России должны осознавать всю долю ответственности за свой умственный, духовный труд. Сейчас уже не так трудно издать книгу, «протолкнуть» своё произведение в журнал. Во многих организациях понизили требовательность к приёму. Вот, Вологда, когда там был жив Василий Белов, была необычайно строгая, справедливо строгая к приёму в члены союза. А рядом Новгородская область приём вела по какому­то другому принципу. Ну, разве это разумно принимать пачками людей в Союз, в том числе из других организаций. Мы приостановили приём из Новгородской организации до конца года.
Возьмём только три возросших или появившихся явления, пришедших в «цивилизованный» мир за последнее время, которые прямо ведут к уничтожению населения, если их не остановить.
Особый разгул получили фальшивые явления, проявившиеся под флагом «прав человека». Святейший Патриарх Кирилл на ВРНС, отдав должное этим правам, сказал, что Русская Православная Церковь и мы все не можем согласиться с ними, если права ведут к греху, если не учитывают традиционные, народные, религиозные особенности страны. Вот одно из этих прав, усиленно пропагандируемое и навязанное обществу, отбрасывающее его к греховности, — это так называемая бисексуальность, это гомосексуализм, мужеложство. И есть страшная угроза человечеству, так же, как однополые браки, разрешать усыновлять и удочерять такого рода парочкам, естественно, не ими рождённых (да это и невозможно) детей. Это прямой путь к уничтожению народа, нации, всего человечества.
Патриарх Алексий II, выступая в Европейском Страсбургском парламенте, укорил всех, кто не замечает этой опасности. «Ну, все знают о явлении гомосексуализма, — сказал он. — Это, конечно, грех, и это сродни болезни. А болезнь надо лечить». Депутаты опустили глаза, многие сами болели этим. И мы свидетели, как парламенты Англии, Франции, Дании, Норвегии разрешили это. Это свидетельствует о распаде общества, ибо впервые парламентарии официально и беззастенчиво приняли законы, официально и напрямую оправдывающие грех.
И второе — опасное, появившееся тихо в обществе движение «Чайлдфри». Возьмём странную и страшную цифру: 24 % женщин (18—34 лет) не желают обзаводиться детьми. Так и родилось новое поколение («Чайлдфри»), — безответственное, которому потворствует общество из ложной толерантности. Эти женщины и их мужья (часто) превратили дело рождения в их частное дело, а это не так. Надо во всех видах, со всех трибун, во всех СМИ объявить, с церковных амвонов сказать, втолковать, что рождение детей — это не только «личное» дело. А новым поколениям надо прививать нормальные ценности. Потому что дети — это норма.
Предмет для писательского и журналистского внимания? Бе­зусловно. Опасное явление, зародившееся в обществе.
И ещё, вроде бы личное, но и опасное, вредное и даже богохульное дело. С одной стороны, оно, вроде бы, касается лишь одного человека — женщины. Ну, вроде бы, несерьёзное и неумное дело ­говорить с обществом, с писателями об абортах. А вот цифры: в нашей стране ежегодно совершается 1 миллион 200 тысяч абортов. Итак, за один год теряется более одного миллиона младенцев, возможно, будущих граждан. Причём официальная статистика не учитывает тех абортов, которые проводятся вне стационаров или в полулегальных клиниках (по некоторым данным, они могут составлять до 5 миллионов в год).
Если верить Госкомстату, то за последние 20 лет вследствие абортов не родилось на свет более
40 (!) миллионов человек. Вот вам и демография!
Конечно, тут разные причины, есть люди, сделавшие это по медицинским показаниям, есть и другие факторы. Ну, и нет сомнения, что литература наша может и должна укрепить дух и самочувствие народа. Можно ведь и погрести его под градом бед и неурядиц, а можно поддерживать в нём оптимизм, уверенность, веру, умельчество, работоспособность, сопротивление.
Я долго размышлял, почему после разрушительной, разорительной войны народ валом валил на фильм «Кубанские казаки», запоем читал не ахти какой художественной высоты «Кавалера Золотой Звезды» Бабаевского и «Семью Рубанюк».
В период «оттепели» их подвергли довольно разгромной критике: «не так было», «приукрашивание», а то и «выдумка». Да, по­видимому, было и это, но было и оттаивание души после смертельной войны, порождение надежды: будет и у нас так; появлялась человеческая радость. Человек оживал и свершил не менее важную задачу, чем победа в войне, за пять­семь лет возродил страну. Великий подвиг, — равный Победе!
Я не говорю о разводах — это проблема. Я только её называю.
У нас и сегодня есть шанс поднять страну, поднять людей, породить веру. И место литературы здесь не последнее.
Возьмем два фактора: земля и люди. И оба, решающие, здесь, на Алтае. У нас был довольно внушительный отряд писателей, которые со знанием дела писали о земле, о земледельцах, о деревне. Это выдающиеся писатели Александр Яшин, Валентин Овечкин, Иван Васильев, Леонид Иванов, Василий Белов, Федор Абрамов, Борис Можаев, Василий Шукшин, Виктор Астафьев; рядом были и Владимир Крупин, Виктор Лихоносов, Валентин Распутин... Это было окно в мир труда и забот, которое поражало читателей. С утра они открывали «Литгазету» и уже спрашивали у соседа: а ты читал?
Сейчас число таких авторитетов в мастерстве земледельца уменьшилось значительно, как и самих земледельцев и их деревень. Это и со времён недоброй памяти академика Заславской, уничтожившей своим изуверским рассуждением о «неперспективных деревнях» тысячи населённых пунктов, сёл и деревень.
Затем была пресловутая «перестройка», которая уничтожила великий Советский Союз и разрушила тысячи деревень, выгнала молодёжь из села. Но и в этих условиях можно и нужно работать, искать выходы, рассказывать о лучших. Могу назвать великого труженика на ниве литературы и села, возглавляющего совет при Союзе писателей России, настоящего патриота земли и Родины, сопредседателя Союза писателей Александра Арцибашева.
Некоторый спор вызвало решение о введении звания Героя Труда. Кто­то решительно заявил, что это Герои Труда для олигархов, кто­то объявил очередной уловкой власти, не замечая реальную самодостаточность трудового подвига или, скажем, отточенный профессионализм, которые всегда уважали в народе.
Думаю, что рассказ о людях труда, их умениях, их образе жизни — часть нашего писательского и журналистского труда. Мы в Союзе писателей с восхищением встречаем очерки, рассказы, книги о людях труда Вологодского члена нашего Союза Анатолия Ехалова. Потрясающи его праздники, которые он организовал вместе с областной администрацией: праздник топора, коровы, лучшего двора, сельского клуба, гармони, кружевницы, механика. Он снимает их вместе с телевидением, рассказывает об этом в газетах и книгах. Привёз победителей плотников, столяров, шоферов, механиков, гармонистов, бабушек, молодых селян в Центральный дом литераторов в Москве. Большой праздник был у нас. «К нам приехал Ехалов!» — была афиша.
Такого рода мотор помогает двигаться области, трудиться мужикам, рожать детей женщинам, сохранять ремесла, да и пить поменьше.
Конечно, как всегда, власть то загорается, то денежно затухает. Но Ехалов не останавливается. Он создал детский лагерь, где учит ребят ремёслам и свою донкихотскую, на первый взгляд, ­работу продолжает.
И таких писателей, с болью и состраданием, с надеждой и уверенностью, всё­таки у нас немало.
Назовем и вашего земляка Анатолия Кирилина, человека честной, нелёгкой позиции, всматривающегося в глаза земляков. А во взгляде требовательный прищур и даже лёгкая улыбка. Нашего мудрого и всезнающего Владимира Крупина, подлинного подвижника и энциклопедиста Александра Родионова, курянина Михаила Еськова, оренбургского мастера, кудесника слова Петра Краснова, неутомимого Владимира Карпова, писателей из Омской, Кемеровской, Томской, Иркутской областей, Дальнего Востока.
Мы не призываем писать «производственные» романы о семье, мы призываем порассуждать о нашем будущем, о дорогах Отечества, о нашей ойкумене, о красоте, работе, домашнем очаге и любви.
Как не вспомнить тут народный оптимизм, настрой, который есть у наших людей, несмотря на все трудности и беды.
Ренита Григорьева, наш режиссёр и писатель, вспоминала, как в Сростках она ходила по дворам, расспрашивала о жизни и в одном не очень богатом дворе получила ответ: «Да нет, живём нормально, а если бывает и похуже, то допоём».
И у участника нашего пленума, прекрасного поэта Константина Скворцова есть подобные строки, которые, надеюсь, в качестве выступления по теме он нам и донесёт.
Достижения наших писателей отмечены за последний период высшими знаками внимания.
Большой литературной премии России удостоились Юрий Бондарев, Пётр Краснов, Валентин Осипов, Анатолий Кирилин, Александр Доронин, Николай Добронравов и Александра Пахмутова.
Патриаршая премия имени св. равноапостольных Кирилла и Мефодия: Станислав Куняев и Юрий Лощиц.
Полярной премией отмечены писатели от Камчатки, Ханты­Мансийска, Нарьян­Мара, Архангельска, Мурманска.
Имперская культура: Андрей Тарханов, Тюленев, Надежда Мирошниченко, Михаил Попов, Виктор Пронин, Александр Тарасов, Марат Мусин, Иван Уханов.
Премия «Прохоровское поле»: Сергей Михеенков, Наталья Конева, Валентина Ефимовская, Николай Иванов, Николай Лугинов, Станислав Тарасов, Лариса Васильева.
А премию Павла Васильева получила блистательная поэтесса, тонкая, высшего творческого настроя и профессионализма Ирина Семёнова из Орла.
А столь же авторитетную премию нашего величайшего словотворца и глубокого лирика Афанасия Фета — поэтесса из Омска Валентина Ерофеева.
Ну, и, конечно, самая главная наша радость — Государственная премия за гуманитарную деятельность классика нашей литературы, сопредседателя Союза писателей России Валентина Григорьевича Распутина. Мы поздравляем его и радуемся вместе с ним.
Мы хотели бы сегодня поговорить о многом, но в центре должен быть человек, герой нашего писательского труда с его настроениями, усилиями, добротой и надеждами.
Валерий ГАНИЧЕВ

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes