последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

«История отечественной словесности поражает системным вандализмом. Нет, не варвары, захватившие российский олимп, не дикие оккупанты из непросвещённых окраин ойкумены, не дремучие враги культуры громят созданное нашими литературными предками – это совершает каждое новое поколение россиян-прогрессистов, занявшихся литературным строительством».
Эти слова Натальи Гранцевой на первый взгляд несут своеобразный вызов литературной традиции, однако на деле всего лишь называют явление. Ведь манипулирование историческими фактами, их вымарывание или переписывание, наблюдаемые даже ныне живущими поколениями, стало уже неким почти заурядным, рутинным занятием.

Казалось бы, какие могут быть загадки Шекспира после того, как уже не одно поколение самоотверженных шекспироведов дотошно штудирует его творческое наследие? Разве что остаётся открытым вопрос — а был ли Шекспир? И кто он?
И вот… Обращаясь к теме «Шекспир и история России», Наталья Гранцева вступает на зыбкую территорию неизведанного, что более трёхсот лет находится в зоне умолчания респектабельного шекспироведения. И обнаруживает чёткий «русский след» в трёх пьесах Великого Барда: «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Цимбелин», связанных, как полагает исследовательница, с сюжетами Смутного времени и между собой.
Пьеса «Бесплодные усилия любви» признана одной из ранних и почти не интересует исследователей. Внешне сюжет её прост: любовные игры подростков. Но в ней есть нечто странное, замечает Н. Гранцева, от объяснения чего уклоняются шекспироведы: они игнорируют присутствие в пьесе «наваррцев», прибывших из Москвы, а также существо брачно-финансовой коллизии. А ведь четверо юношей-иноземцев, обучающихся в английском колледже, предстают перед юными гостьями-британками в русских костюмах,  а барышни прямо говорят, что их кавалеры — замёрзшие москвичи и приплыли из Москвы. Естественно, напрашивается вывод: на берега туманного Альбиона юные герои и их опекуны прибыли из подлинной Москвы. Но шекспироведение считает, что они прибыли из Наварры...

Состоялось вручение 11-й Горьковской литературной премии. В этом году оно проходило под девизом: «Русский дом. Русский мир. Русская весна». Лауреатами премии 2016 года стали:
— В номинации «Русский дом» автор литературной биографии «Бродский: русский поэт» — «За возвращение Поэта на Родину» Владимир Бондаренко; в номинации «Русская лира» — Владимир Семенчик, автор поэтического сборника «Качает ветер лодочку» — «За верность идеалам красоты мысли и простоты слова»;
— В номинации «Русский мир» — Юрий Милославский, автор сборника публицистических статьей «Что мы с ней сделали» — «За возрождение традиций русской литературной критики»;
— В номинации «Русская правда» — Максим Яковлев, автор прозаического сборника «Фрески» — «За утверждение нравственных ценностей в годы испытаний и потрясений»;
— В номинации «Русская жизнь» — Дмитрий Конаныхин, автор романа «Деды и прадеды» — «За связь поколений и развитие традиций русского эпического романа».

Пленум СП РФ

5 апреля в Москве прошёл пленум Союза писателей России. На нём с докладом выступил председатель СП РФ Валерий Николаевич ГАНИЧЕВ.
Произошло то, чего давно ожидала наша культура. Воссоздано Общество русской словесности. Это важное звено в духовной составляющей нашего Отечества. Над русской речью целыми цунами проносились, а то и организованными волнами накатывались угрозы и ураганы, и не только в последние 20–25 лет, а и в предыдущие годы предпринимались попытки и старания ослабить её, загадить её сквернословием и иноязом, воспитать целые поколения Иванов, не помнящих родства и даже звуков, поколения безмозглых Эллочек Людоедок, которым необязательно выражать свои чувства с помощью русского слова, достаточно воскликнуть дикарское «вау», и вроде бы всё становится ясно.
В общем, русскому языку, нашей словесности грозило не только затмение, но и полное перерождение или отступление в потаённые уголки.

Под таким названием второй год подряд в музее-заповеднике Ф.И. Тютчева «Овстуг» состоялся Молодёжный поэтический фестиваль, учредителями которого помимо музея являются литературно-художественный и общественно-политический журнал «Юность» и Литературный фонд «Дорога жизни» (президент – Д. Мизгулин). Информационным спонсором мероприятия выступила в этом году газета «Слово».
Цель фестиваля – поощрение молодых литераторов Брянской области, предоставление возможности заявить о себе начинающим авторам. В рамках фестиваля прошел поэтический конкурс авторов в возрасте от 15 до 30 лет, в котором приняли участие свыше 30 начинающих поэтов Брянщины, а также отдельный конкурс чтецов, участники которого ознакомили собравшихся с уникальным творческим наследием великого Ф.И. Тютчева.
Жюри фестиваля в составе главного редактора альманаха «День поэзии. XXI век» Андрея Шацкова, главного редактора «Юности» Валерия Дударева и преподавателя МГУ им. М.В. Ломоносова Марианны Галиевой помимо своих основных обязанностей провело пилотную презентацию нового «Дня поэзии», организовало мастер-класс по современной литературе, а также устроило увлекательную викторину по отечественной словесности.

В день памяти писателя Владимира Солоухина, 4 апреля 2016 года, на Красноармейской улице у дома 23 собрались представители Русской православной церкви, Федеральной службы охраны РФ, писатели, художники, чтобы открыть и освятить памятную доску писателю, подвижнику, курсанту Кремлевского полка в годы Великой Отечественной войны, первому председателю Фонда восстановления храма Христа Спасителя Владимиру Алексеевичу Солоухину, где он проживал долгие годы, написал свои замечательные книги...
В Почетном карауле стояли кремлевские курсанты. Открыл встречу памяти председатель Союза писателей России, заместитель главы Всемирного русского народного собора Валерий Николаевич Ганичев и владыка Тихон, епископ Егорьевский, наместник Сретенского монастыря.
В ходе встречи поделились своими воспоминаниями кинооператор Анатолий Заболоцкий и дочь Владимира Солоухина Елена, писатели, лауреаты Патриаршей премии Владимир Крупин, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, народный артист России Михаил Ножкин, народный художник России Сергей Харламов, поэтесса Нина Карташева, Геннадий Правоторов, доцент Литературного института Сергей Дмитриенко, Владислав Мещангин, Эвелина Софронова и др.

Литературная общественность России хорошо осведомлена о спорах и судебных тяжбах, которые не один год ведутся между различными писательскими организациями и группами о правах собственности на имущество бывшего Союза писателей СССР. Редакционная политика газеты «Слово» и её Общественного совета сводится к тому, что мы не вмешиваемся в эти разногласия, при этом твёрдо придерживаясь одного принципиального положения: писатели России имеют право владеть и распоряжаться имуществом, которое создано поколениями советских и российских литераторов.
В редакцию «Слова» поступило Обращение Исполкома Международного сообщества писательских союзов к Президенту Российской Федерации В.В. Путину.

Обращение Исполкома Международного сообщества писательских союзов к Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый господин Президент!
История показала, что принятое в 1992 году решение о создании на базе Союза писателей СССР Международного сообщества писательских союзов оказалось правильным и дальновидным. За это время наше писательское объединение укрепилось организационно и выросло численно. Ныне МСПС объединяет писателей 27 стран мира, из общего числа членов в 25 тысяч 10 тысяч составляют российские писатели. МСПС выполняет важную роль в международном культурном и литературном обмене, а вся организационно-творческая и издательская деятельность ведётся исключительно за счёт собственных средств.

25-летняя дата обрушения Советского Союза в недавние мартовские дни стала предметом телепередачи под названием «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Мы уже привыкли к тому, что любую тему можно уложить в развлекательный жанр ток-шоу, и если тема задевает, терпим выплески несдержанных эмоций, шум и одновременный крик семи ораторов – ну какое без этого было бы шоу? Хотя важен и смысл. Особенно если гости передачи – известные политики, деятели культуры, писатели.
Вот и на этот раз разговор проистекал бурно. Ещё бы! Речь шла о событиях, перевернувших жизнь огромной страны, собравшимся выпало в той или иной мере оказаться их участниками, и каждый был искренне убеждён, что помнит лучше других перипетии разломной эпохи.
К сожалению, в спорах рождались новые неточности и заблуждения – вместо прояснения истины трагедии страны, исчезнувшей с карты мира. В том, что случилась именно трагедия, были едины все, и это уже шаг вперёд, однако пришла пора отказаться от тех расхожих клише, что сложились ещё с 90-х годов не без усилий победившей либеральной части российского общества.

«Хорошие девочки идут прямо в рай,
а плохие — куда им хочется!»
Английская поговорка.

Я вспомнил эту английскую поговорку, ставшую эпиграфом материала, в забитом до отказа зале театрально-культурного центра «Меридиан» (у метро «Калужская») на антрепризном спектакле «Мужчина моей мечты». Когда на глазах очки и в душе осень, бываешь по-детски признателен за добрую сказку про людей вроде тебя, на месте каждого из которых ты можешь себя представить.
Пьеса В.Попова «Типа любовь» хорошо написана и хорошо сыграна. Сюжет веселый и трогательный. Залетный гость из Москвы охмурил одинокую интеллигентную актрису провинциального театра, этакий гибрид бесприданницы Островского и чеховской учительницы. Сводил в ресторан, осчастливил ночью любви в гостинице, пообещав «при случае» увезти в столицу, где он якобы преподает в МГУ, ставит спектакли во МХАТе и где ему никто ни в чем не откажет.
Размечтавшись: «В Москву! В Москву! В Москву!», Лариса свято верит всему, что несёт столичный ухажёр, возжаждавший ещё раз увидеться перед тем, как улетит. Он якобы забыл авиабилет в подаренной ей книге. А она, расчувствовавшись, в книгу даже не заглянула. Хотя билет, лежавший там, не «в Москву», а как раз «из Москвы». А ухажер уже в том возрасте, когда пора усвоить: красивая женщина интересней самой умной книги!
Сможет ли она многие годы снова и снова завоёвывать единственного зрителя с тем же успехом, как сегодня завоевывает полный театральный зал?! Чтоб ему не наскучило всю жизнь читать одну и ту же книгу! Переволновавшись, Лариса в последний момент перед появлением гостя созывает ещё и трёх своих подруг, чтобы они помогли принять окончательное решение.

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Матвиенко в.И.
Председателю Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкину с.Е.
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
В 2016 году исполняется 70 лет выхода в свет знаменитого романа Александра Фадеева «Молодая гвардия», рассказавшего миру о молодежной организации, действовавшей в оккупированном фашистами Краснодоне. До распада Советского Союза роман выдержал 276 изданий и вышел общим тиражом в 26 143 000 экземпляров, он был переведен на 38 языков мира. На подвиге «Молодой гвардии» воспитались миллионы юношей и девушек, истинных патриотов своего Отечества. Население многих городов и посёлков России назвало свои улицы, переулки и площади, учебные заведения в честь «Молодой гвардии» и молодогвардейцев. Меж тем в современной России роман незаслуженно изъят из школьной программы, а воспитание подрастающего поколения на примере подвига молодогвардейцев сброшено на свалку истории. Россия добровольно отказалась от принадлежащего ей эффективного и испытанного временем идеологического оружия...
Образы молодогвардейцев до сих пор излучают энергию, способную зарядить, увлечь современные поколения любовью к своей Родине...

В русской истории XVIII век считается веком триумфа России. Тогда русские войска одержали победу над шведами под Полтавой, захватили Берлин, присоединили Крым. Был построен Эрмитаж, расцвели науки, образование, искусство. И нынешняя выставка одного из самых известных русских живописцев Фёдора Степановича Рокотова (1730—1808) в Инженерном корпусе Третьяковской галереи подтверждает это.
Работы для неё предоставили Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Тверская областная картинная галерея и Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Фёдор Степанович Рокотов был придворным художником. Предполагают, что он — незаконнорожденный сын князя П.И. Репнина от крепостной. Воспитывался юный Фёдор в его доме. Однако был записан в Академию художеств «по словесному приказанию» своего «второго отца» Ивана Ивановича Шувалова, который и обеспечивал начинающего художника первыми заказами. Именно поэтому рокотовская «аристократическая галерея» начинается с копии портрета мудрейшего государственного мужа Ивана Ивановича Шувалова (из собрания Эрмитажа), основателя Московского университета и Академии художеств.

Русские порой недооценивают собственные достоинства. Характерным примером является отношение русского литературоведения и зарубежных писателей к Николаю Семёновичу Лескову. <…>
Вообще в разговоре о Лескове недопустимо умалчивать о несправедливо заниженной оценке его наследия со стороны его русских собратьев. В связи с этим секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев как-то вспомнил знаменитое изречение Владимира Маяковского о том, что Лескова по сравнению с Толстым можно разглядеть лишь в самый мощный микроскоп. Это высказывание, по мнению Коняева, свидетельствует скорее о слепоте критика, нежели о мнимой мелкости Лескова. Секретарь правления Союза писателей России считает, что никто из писателей не описал так глубоко народную жизнь, как Лесков. Ему удалось рассказать о страшной глухоте русской жизни.

В Европе нет отчества. Девочкам дают несколько имён, и раньше обычно второе, третье это были имена матери, бабушки или дальней прабабки, сейчас это может быть и Мадонна, как у американской итальянки, взявшей своё энное имя за основное в шоу-бизнесе. Полное имя кинозвезды Кардинале — Клаудиа Жозефина Роза, Бардо — Брижит Анна-Мария, Вивьен Ли — Вивиан Мэри (Хартли), Лени Рифменшталь — Хелена Берта Амалия, Риты Хэйворт — Маргарита Кармен (Кансино), Гарбо — Грета Ловиса. Это знаменитые представительницы Италии, Франции, Великобритании, Германии, Испании, Швеции. Их всех объединяет открытый, смелый взгляд, красота и раскованность. А второе женское имя уходит корнями в доисторические времена индоевропейского единства наций.

Народному артисту СССР и России, вице-президенту Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, знаменитому баянисту, композитору, дирижеру, создателю и художественному руководителю легендарного Государственного Академического русского концертного оркестра «Боян» Анатолию Ивановичу ПОЛЕТАЕВУ 13 февраля 2016 года — 80 лет!
Дорогой Анатолий Иванович!
От всей души, от всего сердца поздравляем Вас с юбилеем и с 60-летием творческой деятельности!
Мы счастливы, что, несмотря на столь значительные даты, Вы рядом с нами, полны жизненных сил, творческих замыслов, устремлены, как всегда, к их достижению.
Ваш вклад в сохранение традиций русской музыкальной культуры значителен.
Родина, народ возблагодарили Вас многочисленными почётными государственными и общественными наградами, званиями, регалиями.

19 февраля 2016 года будет торжественно отмечаться 15-летие литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век».
Это событие своей значимостью выходит далеко за рамки Нижегородского региона.
И дело не только
в общероссийских премиях
и наградах, которых был удостоен журнал, и не во множестве откликов на его публикации в самых престижных литературных изданиях страны,
а в стремлении редакции донести значение русской культуры до всех граждан нашего Отечества, сохранить
её для будущих поколений.
Главное – авторы, которые все эти годы тесно сотрудничали с редакцией. А это, к сожалению, и уже ушедшие из жизни Василий Белов, Валентин Распутин, Олег Шестинский и ныне здравствующие Юрий Бондарев, Валентин Курбатов, Александр Казинцев, Михаил Попов, Владимир Бондаренко, Николай Переяслов, Владимир Крупин, Владимир Полеванов – тут можно перечислять практически всех писателей, поэтов, критиков, литературоведов, публицистов самого первого ряда, составляющих цвет русской современной литературы, чьё творчество традиционно базируется на основе, заложенной  русскими классиками. Все они не только публиковали свои произведения на страницах «Вертикали. ХХI век», но и неоднократно очень тепло отзывались о журнале, высказывались о его значимости для развития отечественной литературы, культуры. Приведу здесь два из таких отзывов: «Дорогой Валерий Викторович!.. Поздравляю волжан (почти по-вологодски звучит) с рождением истинно русского, т.е. православного журнала, надеюсь, вы выживете в смутные дни русского безвременья». А перед самой своей кончиной Василий Иванович прислал нам весточку-благословение: «Журналу «Вертикаль» доброго и светлого пути». Другой классик русской литературы Юрий Бондарев писал в редакцию: «…Журнал, явившийся в трудное время российских невзгод. В эти суровые годы он сумел стать первым изданием на Волге, объединившим лучшие творческие силы России. Желаю мужества и дерзостей, вдохновения и процветания «Вертикали» в двадцать первом веке. Искренне ваш Юрий Бондарев».

В МХАТе им. М. Горького на Тверском бульваре очередная премьера — на сей раз «Пигмалион» Бернарда Шоу в постановке художественного руководителя театра народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной!
Труппа постоянно в работе, в поиске нового увлекательного материала, она выдаёт на-гора премьерные постановки с завидной частотой, опережая большинство московских театров, будь то авангардные, постмодернистские, отвязные или вполне себе традиционные. Я насчитал по меньшей мере восемь премьер за последние два года, и боюсь, что ошибся – их больше!
Что ж, доронинский театр, как всегда, работает с предельной самоотдачей, без скидок на обстоятельства. «Пигмалион» — очередное подтверждение того, что труппа и её художественный руководитель верны той высокой творческой планке, которую они задают себе в каждой новой постановке. В отборе авторов, отечественных и зарубежных, — завидный вкус и требовательность. Классика (Островский, Чехов, Горький, Булгаков, Достоевский, Шекспир, Вампилов, Розов, Распутин, Арбузов) соседствуют с современностью (Поляков, Малягин, Дударев). Первоклассная команда постановщиков, в числе которых Белякович и Бейлис, Кабанов и Горобец с Дмитриевым, бережно поддерживают прочную связь театра со «своим зрителем», преданно откликающимся на создания своих любимцев. Венчает эту плеяду зарекомендовавших себя мастеров Доронина, гениальная актриса, которая ставит много, талантливо и неутомимо. Доронинские постановки отличают страсть, присущая юности, мудрость, свойственная опыту, и требовательность творца, который не даёт себе ни малейших поблажек. Так театр обретает новых поклонников. «Мы делали не долго, мы долго переделывали», — вот, в частности, слова Татьяны Васильевны о работе над «Пигмалионом».

190 лет М.Е. Салтыкову-Щедрину

Некоторое время назад проезжал я по Тверской земле. Был в Кашине, в Калязине, был и в самой Твери. На пути в Москву остановился в селе Спас-Угол, где родился, как писали в предисловиях к его книгам, «великий русский сатирик-реалист Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин».
Насчёт сочетания «сатирик-реалист» можно было бы и поспорить. Сатира — всё-таки искажение того, что есть или было на самом деле. Она играет с жизнью, сдвигая её пропорции, мешая игру с фантазией, не всегда возвышающей, а скорей опускающей нас на дно отрицания и грубой насмешки.
Что же касается названия местности, где появился на свет Салтыков-Щедрин, то почему Угол, отчего Угол? А дело в том, что стоит село Спас-Угол в углу, на острие которого сходятся владения трёх областей (при Салтыкове, естественно, — губерний): Московской, Ярославской и Тверской.
О колющем этом названии нельзя забывать, когда читаешь Щедрина, ибо его смех напоминает отточенное острие, колющее читателя. Впрочем, Салтыков-Щедрин был, есть и будет и уже остался в истории, а 27 января 2016 года ему исполнилось бы 190 лет.

Последняя декада января для российских писателей выдалась урожайной на литературные премии. Десятки литераторов были удостоены званий лауреатов двух престижнейших премий самого массового писательского Союза в стране. 19 января в Доме Союза писателей России на Комсомольском проспекте состоялось вручение ежегодной премии СП России «Имперская культура». Пятнадцатое по счёту.
Открывая церемонию награждения, председатель правления СП России Валерий Ганичев говорил о том, какое важное значение в литературном поле России обрела премия «Имперская культура», учреждённая по почину блестящего русского философа и публициста Эдуарда Володина. Премия носит имя этого выдающегося русского просветителя и вручается в номинациях «Поэзия», «Проза», «Драматургия», «События. Подвиги. Люди», «Политическая публицистика», «История», «Литературоведение» и других. Помимо Союза писателей учредителями премии являются Фонд святителя Иоанна Златоуста, журнал «Новая книга России» и кинокомпания ИИПК «ИХТИОС».

Премия вручается уже второе десятилетие. Ранее лауреатами этой престижной награды за свои творческие достижения стали такие крупные мастера художественного слова, как Валентин Распутин, Дмитрий Балашов, Михаил Алексеев, Виктор Лихоносов, Владимир Карпов, Владимир Костров, Юрий Лощиц, Николай Скатов, Михаил Ножкин, Михаил Лобанов, Александр Сегень и др.

Киноклубу «Русский путь» исполнилось десять лет!
Сегодня для любителей кино найдётся немного таких мест, где можно было бы посмотреть и обсудить документальные и авторские фильмы, встретиться с создателями кинолент, обменяться мнениями и выразить собственные предпочтения. Но вот уже 10 лет, как киноклуб «Русский путь» в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына предоставляет такую возможность. Вход на все мероприятия киноклуба – свободный!
Если поначалу организовать зрителей на кинопоказы было непросто, то теперь аудитория постоянно растёт, а ныне показы проходят при переполненных залах. Всё больше и больше авторов неигрового кино предпочитают устраивать свои премьеры в киноклубе «Русский путь». Авторы чувствуют внимание публики, поддержку коллег, а члены киноклуба ежегодно по итогам кинопросмотров выбирают картину-победителя. Автору фильма-победителя президент киноклуба «Русский путь» кинорежиссёр Сергей Зайцев вручает главный зрительский приз – скульптуру московской художницы Анны Каневской «Бронзовая свеча».

Форум молодых писателей в Шанхае

Самолёт долго кружил над Шанхаем. Какой же это огромный город!.. В аэропорту нас встречали приветливые аспирантки-русистки. Мы ехали до университета вдоль жилых районов — ни одного светящегося окна, хотя время едва перевалило за полночь. Наши гиды объяснили, что в Шанхае ложатся спать самое позднее — в одиннадцать, ибо рабочий день начинается обычно с восьми утра. Центр города живёт в ином ритме — мы убедились в этом в последующие дни, во время поздних прогулок: грандиозная иллюминация проявляет праздничный, разноплановый, динамичный город, полный гостей и – как это свойственно Шанхаю — гостеприимных хозяев.
Отношение шанхайцев к нам, приехавшим со стороны, меня тронуло. Вот лишь один пример. Заселившись в гостиницу Шанхайского университета иностранных языков, в котором проходил форум, современную и совершенно непохожую на общежития, знакомые по российскому студенчеству, я обнаружила, что мой телефон не в силах отыскать сеть. Наверное, у всех, нечасто так далеко уезжающих из дома, есть негласная договорённость с близкими: доберёшься — дай знать. И вот, подгоняемая тревогой за тревогу своих, я бросилась той же ночью искать работающий телефон.

Опера Римского-Корсакова «Садко» в «Геликон-опера»
«…Русская земля богата дорогами, богата удивительными природными кладами. Недаром былинные богатыри не стояли на месте, не останавливались на развилке дорог, а смело шли вперед к новым открытиям. Вот одним из таких странствующих богатырей в сферах творческих хочется представить себе и Римского-Корсакова…»
Сергей Слонимский, композитор
.
Двадцать шестого декабря 1897 года в московской частной опере С.И. Мамонтова с большим успехом состоялась премьера оперы «Садко». С тех пор опера эта живет, радует и волнует сердца, одаривает драгоценною россыпью удивительной красоты мелодий, сюжетом, пришедшим из народных сказаний и былин. Не буду говорить об особенностях этой оперы (говорить можно долго и много — не хватит места!). Хочу, однако, напомнить важную данность именно этой партитуры – ярчайшая музыка поражает бурным круговоротом жизни, природным оптимизмом народного бытия. И именно это (цитирую С. Слонимского) «определяет или даже предопределяет весь дальнейший ход повествования, его сюжет и психологические коллизии… Какой тут простор для фантазии исполнителей – и дирижера, и актеров, и режиссера-постановщика!..»

Приближается Новый, 2016 год, год Огненной Обезьяны, готовится сменить год Козы по китайскому животному календарю. Обычно в это время все СМИ, и печатные и электронные, пестрели различными прогнозами и предсказаниями на Новый год. Обсуждали, что это животное любит, его достоинства и недостатки. Сегодня тихо. Наверное, на это есть причины.
Вот уж декабрь скоро будет позади, а предсказаний на будущий год никаких. Да и откуда им взяться, если всё непредсказуемо, как и хозяйка предстоящего года — Обезьяна. Гороскоп года Огненной Обезьяны обещает, что все 12 месяцев 2016 года будут непредсказуемы и немного нелогичными, как и сама Обезьяна. Это во многом подтверждается анализом нынешних событий, происходящих в мире.

22 декабря в Белом зале Дома Пашкова Российской государственной библиотеки состоялось чествование лауреатов Национальной литературной премии «Щит и меч Отечества», учреждённой газетой «Военно-промышленный курьер» во главе с Игорем Рауфовичем Ашурбейли и Союзом писателей России.
Так на высокой, патетической ноте для многочисленного отряда писателей, учёных и журналистов, пишущих об оборонной мощи России, заканчивался Год литературы. Учреждённая в 2014 году, премия быстро завоевала признание и популярность, стала событием в культурной жизни не только столицы, но и всей страны, прежде всего её Вооружённых сил и оборонно-промышленного комплекса. К участию в конкурсе допускались художественно-публицистические материалы, опубликованные в открытой печати, мемуары, а также отдельно изданные книги, посвящённые ОПК и ВС России, рабочим, инженерам, конструкторам, руководителям производств, трудовым коллективам, военным подразделениям – всем, кто создаёт, испытывает образцы отечественного оружия и несёт службу.

На пороге любимые праздники россиян, и у артистов начинается горячая пора. Следуя старинному обычаю, Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге решил вновь рассказать сказку «Золушка». Когда-то, в далеком 1875 году, основатель петербургского цирка Гаэтано Чинизелли впервые поставил «Золушку». С тех пор каждый год в это время стало традицией давать премьерный спектакль «Золушка». Таких новогодне-рождественских «Золушек» было уже больше тридцати.
И все они были разными. Техническое переоснащение цирка, произведённое на государственные субсидии, открыло новые возможности для новогодне-рождественского представления. Кроме того, по словам главы Росгосцирка Вадима Гаглоева, на каникулах всех ждёт авторская программа солнечного клоуна-легенды Олега Попова.

Размышления на исходе Года литературы
Строчка известного стихотворения Николая ГУМИЛЁВА, которое поэт назвал «СЛОВО» и которое считал для себя знаковым, послужила названием этой заметки. Написано оно почти век назад, но сегодня всё чаще приходит на память:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог.
Привёл его потому, что в Год литературы – очередной красивой галочки власть имущих в лице Министерства культуры, – как уже и третий десяток лет, на полках книжных магазинов и киосков продолжает господствовать так называемая коммерческая литература, в которой слову поставлены «скудные пределы естества». Эта «литература» издаётся серьёзными тиражами, потому что её авторы находят официальную финансовую поддержку.
Поддержка объясняется тем, что «завлекательная жвачка», составляющая фабулу подавляющего большинства таких «художественных произведений», абсолютно не касается безнравственной внутренней политики современной России.
Такие «произведения» поощряются и материально – разного рода денежными литературными премиями, средства для которых легко находятся в государственном бюджете.

Есть в российской литературе великие имена, судьбы которых были как бы предопределены датой рождения носящих их гениев. И датой не простой, а церковной. Посудите сами: Александр Пушкин родился на Вознесение Господне, день рождения Михаил Лермонтова — 15 октября связан с временным пространством Великого праздника Покрова. Наши замечательные современники Лев Аннинский и Владимир Костров родились, соответственно, на Благовещенье Господне и на Рождество Пресвятой Богородицы. Сразу после Двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы – 5 декабря — родился наш национальный поэт Фёдор Тютчев...

16 декабря — сто лет со дня рождения Георгия Васильевича СВИРИДОВА, великого русского композитора ХХ века, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий. Его имя широко известно музыкальной общественности России и мира. Но с особым чувством хранят память о Георгии Васильевиче на его родине, в Курском крае. В год столетия композитора в Курске начал свою работу мемориальный концертно-экспозиционный Свиридовский центр искусств, а совсем недавно в Фатеже был открыт его бюст. В области постоянно проводятся мероприятия, связанные с именем композитора и начало которым положил он сам. Так, Первый музыкальный фестиваль, в котором принял участие композитор, состоялся в 1968 году. С 1985 года музыкальные фестивали имени Г.В. Свиридова возобновились и стали проводиться каждые 5 лет, а с 1998 года – ежегодно.

Несколько слов о спектакле «Кроткая»
по Ф.М. Достоевскому во МХАТе
Это действительно несколько слов по поводу. Уже давно я редко хожу в театр, не считая театр Т.В. Дорониной, который и по сердцу и по душе, а главное, по сквозной идее считаю родным и близким. Это когда не то чтобы нравилось и трогало все поставленное, а когда точно знаешь, что тебя здесь не обманут… Из последнего помню щемящие «Деньги для Марии» еще при живом Валентине Распутине. Помню и тихой радостью наполненное «Рождество» с таким чудным вертепом. А сегодня это «Кроткая» по Ф.М. Достоевскому.

Разговор наш с Игорем Петровичем Золотусским, известнейшим писателем, выдающимся просветителем, чьи фильмы о русской культуре, о  деятелях отечественной словесности годами идут на канале «Культура», состоялся в канун его солидного юбилея (28 ноября) на его писательской даче в посёлке Переделкино. Мелкое сито дождя, сплошное серое покрывало вместо неба, нахохлившиеся, промокшие вороны на почти голых деревьях… Предзимье, приближение наступающих холодов, канун долгого снежного плена. Пора, когда в нашей полосе наступает сезонная хандра, она же сплин – словцо, которое Карамзин впервые употребил в «Письмах русского путешественника», а Пушкин узаконил в «Евгении Онегине».

«Отелло уездного города» на сцене МХАТа им. Максима Горького
«…У меня есть пьесы, за которые я получал премии. За драму «Грех да беда на кого не живет» я получил первую премию от Академии наук. Эта пьеса везде имела успех… Она вошла в постоянный репертуар всех русских театров и везде постоянно возобновляется с новым персоналом…»
А.Н. Островский.
…Два довольно крепких дома, что напротив, тоскливо смотрят друг на друга. На одном наспех намалёванная вывеска с названием небогатой торговли. С другой – вполне парадный, я бы сказала, дом, нечто вроде самодеятельной гостиницы, куда непременно встают на постой приезжие. Вот и теперь, в первый момент действия, мы знакомимся и с хозяйкой дома, и с её маститым гостем, приехавшим по своим делам в самый что ни на есть захудалый уездный город и тотчас заскучавшим, узнав о том, что ему придется скучать до отъезда, если он не найдет себе случайно какую-нибудь местную красотку.

135 лет а.бЛОКУ

Впервые услышал незнакомую, показавшуюся мне на фоне фамилий Пушкина, Лермонтова, Маршака, Чуковского, Берестова… странной фамилию Блок, до 1955 года – года нашего переезда из кубанской казачьей станицы в Москву. Следовательно, до десятилетнего возраста. В нашем доме в один из вечеров услышал, как папа читал для своих гостей:
…И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу…
Может быть, эти строчки запомнились мне тогда особенно, потому что кто-то ещё их повторил, и в памяти отпечатались именно они. И хотя смысл сказанного мне в том возрасте был непосилен, что-то заворожило. Мне показалось, что перья этой заморской птицы особенно красивы потому, что в них на том – очень далёком от моей станицы – берегу постоянно цветут очи. Поэтому страус сразу и надолго стал моей любимой птицей, которая, как тогда себе представлял, может видеть перьями. И довольно долго в ту пору  мечтал, чтобы это заморское чудо мне приснилось.
А в тот вечер, когда меня укладывали спать, спросил у мамы, кто написал эту красивую сказку о перьях страуса, и она, засмеявшись, ответила, что такие «сказки» писал Александр Блок. И дальше был очень удивлён, узнав от неё, что он жил не в Африке, а в очень красивом городе, который сначала назывался Петербургом, потом Петроградом, а теперь Ленинградом. Об этих городах ребёнок, рождённый в сороковых, не мог не знать.

В серии «Жизнь замечательных людей», выпускаемой издательством «Молодая гвардия», вышла книга «Николай Клюев», написанная известным российским писателем Сергеем Куняевым.
Исследуемая автором личность — одна из сложнейших и таинственнейших фигур русской и мировой поэзии, подлинное значение которого по-настоящему осознаётся лишь в наши дни. Религиозная и мифологическая основа его поэтического мира, непростые узлы его ещё во многом не прояснённой биографии, сложные и драматичные отношения с современниками — Блоком, Есениным, Брюсовым, его извилистая мировоззренческая эволюция — всё это стало предметом размышлений Сергея Куняева, автора наиболее полной на сегодняшний день биографической книги о поэте. Пребывание Клюева в Большой Истории, его значение для современников и для отдаленных потомков раскрывается на фоне грандиозного мирового революционного катаклизма.

Вступление

В Год литературы России, 2015-й, Валентин Распутин незадолго до ухода в мир иной сказал в беседе с Валентином Курбатовым: «Мы незаметно выпали из устойчивого земного существования и оказались на сквозняке поверхностного времени. Того гляди ветром и унесёт. «Господи, за что бы ухватиться?» А вот за русский язык и ухватиться. Прислушаться к каждому слову, поднять его к свету и посмотреть на семечко в его серёдке: вот что оно значит! Слова от пустого употребления выветриваются, и надо снова, как Адам, идти по райскому саду и называть: вот цветок, облако, дерево». Вот мы и отправимся на прогулку по райскому саду – русской речи, заглядывая в корни слов, называя вещи своими именами.

Известный отечественный режиссёр, актёр, сценарист, продюсер и общественный деятель Никита Сергеевич Михалков празднует 70-летие. Нельзя отрицать очевидного: наш юбиляр — это масштабная фигура в российской культуре, явление в отечественном киноискусстве.
По просьбе «Слова» юбиляра поздравляют его близкие друзья Василий Ливанов и Евгений Стеблов.
Василий ЛИВАНОВ, киноактёр, сценарист, писатель, кинорежиссёр, художник-мультипликатор, народный артист РСФСР:
— Дорогой Никита, давний и верный друг!
70 лет – вовсе не причина отказываться от убеждения, что лучшее ещё впереди. Переживая испытания, посланные свыше, не спрашивай «За что?». Такой вопрос обращён в прошлое. Спрашивай: «Для чего?» – это вопрос, устремлённый в будущее.
Будь здоров и счастлив! Твой Василий Ливанов.
Евгений СТЕБЛОВ, актёр театра и кино, народный артист России:
— С Никитой мы связаны судьбой с юных лет, с возраста старшеклассников, с  9—10 классов. Тогда мы вместе были студийцами при театре Станиславского. Там были и Инна Чурикова, и Виктор Павлов, ныне покойный, и много других, ярких и талантливых людей, которые сказали своё громкое слово в искусстве.

8 октября в Большом зале Центрального Дома литераторов состоялся литературный вечер-концерт, посвящённый 80-летию поэта, классика современной русской литературы Владимира КОСТРОВА. Зал был полон, поздравить юбиляра пришли сотни благодарных читателей, друзья и многие известные деятели культуры нашей страны.
Концерт начался с видеозаписи популярной песни «Здравствуй, мир!», написанной Лорой Квинт на стихи Владимира Кострова. Песня была настоящим хитом 80-х годов XX века, её совместно исполняли многие звёзды советской эстрады: Анне Веске, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Юрий Антонов, Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, Владимир Кузьмин, Лариса Долина и другие.
Вступительное слово произнес известный писатель Сергей Есин. Он зачитал официальные приветствия и отметил, что В. Костров является одним из лучших поэтов современности. В подтверждение этих слов зрители услышали несколько стихотворений в исполнении Владимира Андреевича. Поэт прочитал любимые произведения. Далее почетную роль ведущего взял на себя поэт Геннадий Красников, который раскрыл некоторые аспекты творчества юбиляра и начал представлять гостей, участников вечера.

Замечательный русский композитор Юрий Зацарный, заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского, 28 октября отметил свой 70-летний юбилей.
Окончил академию Гнесиных и факультет журналистики МГУ. Работал главным хормейстером Кубанского казачьего хора, музыкальным редактором и музыкальным обозревателем Гостелерадио. 25 лет был ведущим радиопередачи «Русская песня». Автор хоров, песен, инструментальных пьес, музыки к радиоспектаклям. Записал и обработал более 300 русских, украинских и белорусских песен.

16 октября 2015 года Московская библиотека № 148 имени Ф.И.Тютчева провела презентацию книги доктора филологических наук, академика РАЕН, писателя Геннадия Васильевича Чагина – «Тютчев и Москва. Армянский переулок, 11», многолетнего друга библиотеки, стоящего у истоков присвоения ей имени поэта.
«Выход нового издания книги, повествующей о жизни Тютчева в Москве, – событие в мире Тютчевианы», — сказал генеральный директор издательства «Русский мир», выпустившего книгу, Вячеслав Волков.
На презентацию книги директор библиотеки Татьяна Филиппова пригласила любителей поэзии и тютчевского творчества, всех, кто любит Москву и её знаменитые уголки, и всех, кому дорога историческая память и люди, сохраняющие её для потомков.

Всероссийская ежегодная премия имени Бориса Корнилова была учреждена в Санкт-Петербурге в 1997 году с целью увековечения памяти выдающегося русского советского поэта Бориса Корнилова.
Борис Корнилов родился в 1907-м и трагически погиб в 1938 году. 5 января 1957 года был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
За недолгий срок своей творческой жизни поэт создал прекрасные стихи, которые вошли в золотой фонд русской советской поэзии 20—30-х годов ХХ века.
На стихи Бориса Корнилова композитором Дмитрием Шостаковичем была написана знаменитая «Песня о встречном», которая звучит и поныне. Она стала своеобразным символом целой эпохи.
Премия вручается за материалы и исследования, посвящённые жизни Бориса Корнилова, а также за наиболее яркие поэтические произведения современных поэтов.

Опера «Мелкий бес» в Камерном театре имени Б.А. Покровского
Поэт и драматург Федор Сологуб, один из главных представителей так называемого Серебряного века, в 1905 году опубликовал свой нашумевший роман «Мелкий бес», который прочитала вся образованная Россия. Герой романа — тот самый «мелкий бес», гимназический учитель, молодой «экземпляр» — Ардальон Передонов, бессовестный словесник и нравственный урод — стал воплощением «житейской пошлости и обыденщины» (Александр Блок), «обыденности демонизма» (Андрей Белый), «ужаса пустоты» (Вячеслав Иванов). Понятие «передоновщина» вошло в обиход, а имя ужасного Ардальона стало нарицательным. Об этом напоминает известный драматург Валерий Семеновский, автор пьесы «Тварь» (по мотивам романа Сологуба), положенной в основу либретто оперы Александра Журбина.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes