Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

К юбилею И. С. Глазунова

Москва восьмидесятых. Шумная, гостеприимная, залитая огнями, раздраенная спорами между русистами и западниками, немножко пьяная. Возле ресторанов и молодёжных кафе огромные очереди. Вечерняя телевизионная информационная программа «Время» начиналась сюжетами о встречах в Кремле дряхлеющего главы государства с зарубежными гостями, затем следовали репортажи с полей и великих строек страны.
Уже ходили по Москве слухи о том, что родственники Брежнева замешаны в делах о коррупции, говорили о загадочной смерти генерала С. Цвигуна, заместителя председателя КГБ и родственника Л.И. Брежнева. Люди догадывались: идёт скрытая борьба за власть. Необходимость перемен висела в воздухе. О них говорили, их ждали. Страна требовала реформ. Очевидна была их необходимость в экономической, политической жизни, в идеологии, наконец.

  Вот и свершилось.
  В который уже раз «Слово о полку Игореве» захотело проверить наш слух, наше разумение, прочность нашей памяти. Живы ли мы, способны ли выдержать очередную и, как всегда, беспощадную, проверку его смыслами? Или отведём глаза, потупимся, промямлим что-то невнятное, не ответив по-настоящему, как умели отвечать прежде?
  Как и восемь с лишним веков назад, от его Богоданного (безымянного не по своей ли воле?) автора сегодня на головы всех славян падают непереносимые укоризны.Что-то есть поистине цепенящее душу в его пророческом и судейском праве заглядывать так далеко вперёд — в наши судьбы, порой до неприличия нескладные.

 

Слово на открытии историко-литературной международной встречи

Дорогие друзья! Многие из нас впервые здесь, в этом славянском треугольнике Брянской, Черниговской и Гомельской областей, и мы с трепетом ступаем на эту древнюю славянскую землю. Многие места у наших народов закрепились в памяти людей по литературным произведениям «Тихий Дон» Шолохова, «Днепро ревучий» шевченковским словом, «Бежин луг» Тургенева, Куликово поле народным эпосом, «Сорочинская ярмарка» закрепилась Гоголем, «Матера» Распутиным, Зачепиловка Борисом Олейником. Ну а Новгород-Северский и Путивль великим творением Древней Руси «Словом о полку Игореве».

2—5 июля состоится литературно-историческая конференция-экспедиция «Слово о полку Игореве. Связь времён — связь народов»
Организаторам и участникам историко-литературной международной встречи,
посвящённой  «Слову о полку Игореве» 

  Дорогие братья и сестры!
  Сердечно приветствую всех участников историко-литературной международной встречи, посвящённой выдающемуся произведению средневековой русской словесности — «Слову о полку Игореве».
  Богатый образный ряд, насыщенная поэтическая символика, удивительный синтаксис и словоупотребление, острые суждения повествователя об укладе древнерусской жизни, свойственные этому уникальному эпосу, вот уже более двух столетий привлекают внимание самых ярких наших филологов и историков, переводчиков, поэтов, философов.

 

  За последние годы участились высказывания об исторической правде в освещении сложных и противоречивых проблем прошлого. Об этом говорят в руководстве страны, бойкие журналисты подхватывают этот призыв, создаются комиссии, один состав комиссии даёт руководство страны, другой состав даёт разнородное общество. Возникают противоречия, споры, разные точки зрения. А разные точки зрения чаще всего возникают от неподготовленности сошедшихся в споре. Нужны документы, тщательный анализ этих документов, дискуссия, в ходе которой можно сделать какие-то предварительные решения. Последнее событие, вокруг которого поднялась в обществе острая дискуссия, было «Хатынское дело» и «Сталин-преступник».

Почти четыре десятилетия ключевой поэтической фигурой в советской литературе являлся Александр Твардовский, живой свидетель коллективизации, Великой Отечественной войны, взлёта могущества державы, возглавлявшейся Коммунистической партией, бюрократического омертвления этого «лучшего и передового авангарда эпохи», нарастания в обществе «немой боли» от трагической противоречивости советского бытия.
    Эти этапы явились основными темами эпических произведений великого поэта «Страна Муравия» (1936; Гос. пр. СССР, 1941), «Василий Тёркин» (1941—1945; Гос. пр. СССР, 1946), «Дом у дороги» (1946, Гос. пр. СССР, 1947), «За далью — даль» (1953—1960; Лен. пр., 1961), «Тёркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (опубл. в 1987 г.), лирических шедевров «Про деда Данилу» (цикл), «Ивушка», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Ни ночи нету мне, ни дня...», «Не много надобно труда...», «О сущем», «Памяти матери», «Берёза», «На дне моей жизни», в том числе сборника «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967; Гос. пр. СССР, 1971), повести «Дневник председателя колхоза», очерков «В родных местах», прозаической книги «Родина и чужбина», рассказов «Заявление», «Костя», «Печники», литературно-критических статей и выступлений.

  10 июня в Александровском зале Большого Кремлевского дворца прошло закрытие I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» (СФИ), который проходил с 5 мая по 10 июня и был посвящён
65-летию Великой Победы и Дням славянской письменности и культуры. Только в столице России состоялось более 350 мероприятий, посвящённых кино, музыке, литературе, изобразительному и русскому боевому искусствам, а также театральные и фольклорные программы.
  Форум проходил по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и при поддержке Совета Федерации РФ, Министерства культуры РФ, Правительства Москвы, Союза кинематографистов РФ.  Свои приветствия в адрес гостей и участников СФИ направили Президент РФ Д.А. Медведев, Святейший Патриарх Кирилл, Председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов, Председатель Государственной Думы РФ Б.В. Грызлов, Полномочный Представитель Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко, председатель Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалков.

  Цветы… Цветы в поле или цветы в вазе. Цветы в руках или цветы на столе. Натюрморт, запечатлевший движения лепестков или их полёт, дрожание воды в стакане или звуки медной трубы, бурые ломти ржаного хлеба или веретено занавески… Цветы мгновений жизни, их качание, их дрожание, их полёт — вот что такое натюрморты Луконина. Их оставляешь подле себя, как сон поутру, бережно кладёшь в соты памяти и, словно пчела, летишь за новыми мгновениями.

Светлую дату отмечает русский народ —211-ю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина. Удивительно, чем далее он от нас по времени, тем ближе и дороже становится для нас и тем явнее наше желание узнать больше о его жизни. Чрез него мы полнее познаем русскую судьбу. 
  Родился А.С. Пушкин на ис-ходе XVIII века, во многом смутного, тёмного для России. С отменой Петром I патриаршества Русь сбилась с самобытного национального пути, произошёл надлом в общественной жизни. Русское общество раздвоилось, раскололось. Верхи перестали жить жизнью своего народа.

 

В Грановитой палате Московского Кремля состоялось торжественное заседание, посвящённое учреждению Союза деятелей Славянской культуры (СДСК) «Золотой Витязь». Новая международная организация объединит литераторов, кинематографистов, художников, музыкантов, театральных деятелей, журналистов под девизом «За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека». Под этим девизом уже 19 лет проходят все фестивали и форумы «Золотого Витязя». Президентом СДСК стал известный актёр и режиссёр, организатор и бессменный руководитель фестивалей «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев.

Жизнь, творчество и деятельность Ильи Сергеевича Глазунова – это поистине настоящий подвиг. Подвиг непрерывный и ежедневный. В первую очередь, конечно, речь идет о живописи. Глубокое проникновение в человеческую душу, в окружающую природу, в техногенную цивилизацию. Познание одиночества, любви, зла, предательства и одновременно непоколебимое стояние в Истине, в любви к людям, к Богу и Сыну Его, распятому богоотступниками. Именно Сын Божий занимает солнечный центр картины «Вечная Россия». Огромный талант, помноженный на редкостное трудолюбие и стойкую преданность идее, дал уникальные результаты в истории мирового искусства. Их можно сравнить с искусством творцов венецианской школы, которую так высоко ценит и чтит Илья Сергеевич.

24 мая — День славянской письменности и культуры

    Словосочетание это в нынеш-ние времена в большом ходу, оно используется иногда и к месту, но куда чаще лишь для того, чтобы, по утверждению классика, образованность свою показать. Самый близкий пример тому — борзые телеящичные информаторы, которые за красное словцо готовы душу свою продать. Однако же и среди тех, кто им вольно или невольно внемлет, не редкость услышать бездумное повторение этого ходячего присловья. Не так давно в разговоре с одной вполне интеллигентной, даже слегка начитанной женщиной тоже пришлось услышать: «Так ведь, как говорится, в начале было Слово!». Я спросил: «А что дальше-то?». Собеседница моя смутилась, даже заметно покраснела и честно призналась, что не знает. А ведь дальше-то идут, можно сказать, главные и куда более значимые, исполненные великого смысла слова: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...

18 мая в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына прошла церемония вручения наград I Славянского литературного форума «Золотой Витязь».
  Высшую награду форума, Золотую медаль им. А.С. Пушкина «За выдающийся вклад в развитие литературы», Международный комитет во главе с его почётным председателем Валентином Распутиным и президентом Славянского форума искусств народным артистом РФ Николаем Бурляевым присудил легендарному сербскому писателю Добрице Чосичу. Такая же награда будет вручена в рамках Всемирного Русского Народного Собора Семёну Шуртакову. «Золотой Витязь» получил российский писатель Виктор Лихоносов за повесть «На долгую память». «Серебряного Витязя» вручили украинскому писателю Борису Олейнику за «Избранные произведения». «Бронзовый Витязь» достался председателю Союза писателей Болгарии прозаику Николаю Петеву за сборник эссе «Маяк, его смотритель и ветер».

 Взгляните на первую страницу газеты «Комсомольская правда» от 11 мая с. г. Верхнюю четверть полосы, как всегда, занимает название газеты. Ниже цветная фотография: двое спасателей у входа в шахту «Распадская». Над фотографией красное заглавие: «Я понял, что такое ад…»

В Малом манеже (Георгиевский переулок, 4) открылась юбилейная выставка Игоря Павловича Обросова, народного художника России, действительного члена Академии художеств, лауреата Государственных премий СССР и России. Выставка посвящена знаменательной дате в жизни этого выдающегося мастера отечественной живописи – 23 мая ему исполнится 80 лет.

В цветущем мае  есть незаметная дата: 18 мая – Международный день музеев. Почему я называю её незаметной? Да потому, что её помнят, пожалуй, только работники музеев, и то не всегда. Этот день называют профессиональным праздником, а между тем это повод задуматься об истории всего человечества. Музеи – это хранители памяти не только отдельной страны, народа, города, предприятия, института, но и всего человеческого племени.

Москва. 5 мая — 10 июня 2010 г.

  С 5 мая по 10 июня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве и регионах России пройдет I Славянский форум искусств «Золотой Витязь», посвящённого 65-летию Великой Победы и Дням Славянской письменности и культуры.

Святейшему Патриарху Кириллу вручена награда Академии российской словесности

28 марта 2010 года, в день праздника Входа Господня в Иерусалим, в Тронном зале Патриарших палат храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами президиума Академии российской словесности.  В начале встречи президент академии, секретарь правления Союза писателей России Ю.А. Беляев представил Его Святейшеству членов президиума АРС.

«Я пропустил свой звёздный час —
Придёт другой…»
Евгений Бачурин.

  Весной 2009 года, когда в Москве «цвели сады», ко-торые, как пелось в одной русской советской песне, цветут «один раз в год», певец и композитор Анатолий Шамардин с большим успехом выступал на вечере памяти Валерия Ободзинского в Доме учёных. И тут, точно как в песне Ободзинского, «что-то случилось»… а именно: директор Дома ученых, покорённый сладкозвучным теноровым голосом Шамардина, предложил артисту устроить в этой престижнейшей культурной точке Москвы сольный концерт.

Юбилейный вечер Геннадия Гладкова

    Слушая его музыку, и не только ту, что создана «сюжетно» — для театра, кино и телевидения, сразу знакомишься с удивительным автором — добрым, остроумным, азартным, романтичным и что, может быть, самое главное — бесконечно обаятельным. Тем слушателям, которым, как и мне, посчастливилось быть знакомыми с композитором лично, повезло необыкновенно. Они ощутили его бесконечное обаяние в повседневном общении. А это позволяет не только с особенным чувством «проживать» подлинную красоту музыки, но и глубже ощущать философскую натуру Геннадия Гладкова.

Велика сила слова, слово способно излечивать, слово способно и убивать. Даже любая буква имеет свою вибрацию, любой звук воздействует на нас и на сознательном, и на подсознательном уровнях, а уж слово, облечённое в музыку, это вообще тема особая. Обо всем этом мы говорили с народной артисткой России, солисткой Московского музыкального академического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Ларисой Алексеевной КУРДЮМОВОЙ, автором уникального проекта «И слово в музыку вернись».

  В феврале в Санкт-Петербурге в Доме писателя на Звенигородской, 22 состоялась премьера спектакля «Аввакум», поставленного режиссёром Георгием Васильевым по пьесе известного современного писателя и историка Николая Коняева.
  Этим спектаклем открылся петербургский театр-клуб «Русские драматурги», организованный председателем секции драматургов Санкт-Петербургской писательской организации Александром Образцовым.

  22 февраля 2010 года исполнилось сто лет со дня рождения Евгения Тимофеевича Милаева, знаменитого артиста цирка и директора цирка на проспекте Вернадского, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста БССР, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда.

  Недавно Комитет по культуре Государственной Думы РФ подготовил к широкому обсуждению и разослал творческим организациям рабочий проект закона «О государственной поддержке творческой деятельности и объединениях творческих деятелей». Ранее Госдума второго созыва 1996—1999 гг. уже пыталась законом «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» поддержать означенные союзы, забытые нашим постперестроечным государством. Однако столь необходимый продукт законотворчества, пройдя три чтения в декабре 1999 года и получив одобрение Совета Федерации, был отклонён президентом Ельциным.

  Центральный Дом художника, Крымский вал, 10 – адрес, вот уже много лет знакомый поклонникам изобразительного искусства. Дом на набережной Москвы-реки никогда не жаловался на недостаток посетителей, чем в нынешние времена может похвастаться не каждый, даже самый солидный музей.
  Секрет привычного аншлага кроется, пожалуй, в том, что найдена форма подхода к интересам «всяк сюда входящего» — от мала до велика. Экспозиции, открывающиеся одна за другой, разнообразны по вкусу и стилю, что даёт возможность живописцам, графикам, ваятелям и дизайнерам найти своего зрителя.

  Крайняя нужда в нём обнаружилась в расцвете Серебряного века российской культуры. В 1888 году молодой Станиславский и несколько более зрелых литераторов и художников в бывшем Немецком доме Москвы учредили Общество любителей искусства и литературы. Даже ироничный А.П. Чехов, к тому времени уже популярнейший писатель, отнёсся к открытию Дома муз с высшей степенью уважения — прибыл во фраке, что с ним бывало весьма редко. Назавтра же он был вознаграждён превосходным чтением его рассказов самим А.П. Ленским — солнцем Малого театра. Год за годом в этом доме вырастал из любительского кружка образ будущего Московского Художественного театра.

  Несравненный голос, русская красота и стать, чарующая нежность, безупречный вкус, душевность – вот что такое пение Евгении Валерьевны СМОЛЬЯНИНОВОЙ. Прекрасной русской певицы.
  Когда слушаешь её, сердце и мысли уносятся далеко – и вспоминается то, что, кажется, давно забыл. Вдруг помнишь себя маленьким, на руках у матери. Дарованное счастье первой любви. Ощущаешь живительный ток связи поколений, где из рода в род — одна слава, одна доля, одна печаль…
  Её пение внушает всякому, в ком бьётся живое сердце, гордость за то, что он русский. Оно напоминает о том, как талантлив твой народ, как величава твоя земля, безбрежны её равнины, разливы рек её, подобные морям…

  Композитору Геннадию Гладкову, народному артисту России, исполняется 75 лет. И 55 лет с того радостного события, когда впервые зазвучала для нас его музыка. И сегодня музыка этого талантливейшего мастера неотделима для его восторженных поклонников от звучания окружающего мира. Яркую индивидуальность музыканта отличает жанровое разнообразие, острое и безошибочное ощущение стиля.

 

«Как поссорились...»  в Театре имени В.Маяковского

  С самого начала предлагаю принять правила игры. Дело в том, что у Гоголя повесть, лёгшая в основу спектакля Сергея Арцибашева, называлась «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Но постановщик (и это убедительно!) сделал обоих упрямцев равными в рождённом по пустякам, в сущности, «кровавом» споре, а потому актёрский простор в известной мере расширился. Ещё опять-таки с самого начала хочу заметить, что вообще в богатом гоголевском репертуаре Театра имени В.Маяковского актёр Игорь Кашинцев занимает особое место.

  Московский художественный академический театр им. М.Горького стал первым из крупнейших творческих коллективов в Москве, кто начал отмечать великую дату русской литературы — 150-летие Антона Павловича Чехова.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя
.
Ф.М. Тютчев.

  Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…Так начинается рассказ А.П. Чехова «Студент», который сам Антон Павлович считал своим лучшим рассказом…
  Герой его, студент духовной академии Иван Великопольский, возвращаясь с охоты на вальдшнепов, идёт в сгущающихся сумерках по заливному лугу. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Ему кажется, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо…

  Антон Павлович Чехов…Это имя и сегодня, в 150-й день его рождения, гремит в России и в мире. На театральных подмостках он до сих пор самый популярный драматург, которого наравне с Шекспиром ставят как у нас, так и в Европе. Правда, некоторые из сегодняшних «творцов» обращаются к нему, похоже, только за тем, чтобы задушить ту эстетику человечности, которой были пронизаны творения великого таганрогского мещанина.

 

 11 декабря 2009 года Комиссия по присуждению премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Володина Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста и ИИПК «Ихтиос» рассмотрела предложения 124 издательств и издающих организаций, представивших 983 книги 2008—2009 гг., творческих и общественных организаций и по результатам работы объявила имена лауреатов 2009 года.

  18 декабря 2009 года в киноклубе «Русский путь» прошла торжественная церемония награждения призами режиссёров — участников показов 2009 года и вручён главный приз «Бронзовая свеча».

Выставка к 130-летию со дня рождения

  В Москве проходит выставка, приуроченная к 130-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля СССР Иосифа Виссарионовича Сталина, стоявшего у руля крупнейшей державы мира без малого треть столетия. Объективная оценка истории ХХ века, трагического и славного, невозможна без беспристрастного рассмотрения жизни и деятельности Сталина. Время, как известно, лучший судья, и время властно требует отказа от крайностей прижизненного обожествления Сталина и посмертного охаивания его пигмеями. Он был гигантской фигурой в переломную эпоху, когда решались судьбы мира, а потому гигантскими были и его достижения, и его ошибки. Противоречивая и сложная личность Сталина наложила неизгладимую печать на историю нашей страны. Сегодняшние нападки на Сталина у нас и за рубежом, всё более ожесточённые попытки представить его кровавым тираном наподобие Адольфа Гитлера, уравнять советский и немецкий тоталитаризм суть не что иное, как намерение отбросить на свалку историю саму Россию.

Михаил Булгаков на сцене Малого театра  
   «Проникая в далёкую эпоху, в «призрачный и сказочный Париж XVII века», Булгаков написал не просто «романтическую драму».
Он подключился к той ее разновидности, которую романтики называли «драмой судьбы».
   Анатолий Смелянский.

    Само по себе уже очень значимое событие в истории нашего театра: Малый театр впервые обратился к драматургии Михаила Булгакова, выбрав для постановки очень близкую его опыту и мировоззрению пьесу о великом драматурге и актёре Жане-Батисте Мольере. Разумеется – и об этом надо сказать сразу! – подступ к Мольеру невозможен без точно увиденного актёра-исполнителя, который рискнул бы взять на себя крайне сложную, многослойную, всю в эмоциональных конрастах и «подводных течениях» творческую задачу – привнести на сцену свое индивидуальное видение исторического характера, к которому с разной мерой успеха обращались и обращаются многие маститые мастера.

 

  «Какая-то ты правильная, что ли, — раздраженно пожимает плечами мой оппонент. – Рано или поздно современные здания нарушают гармонию именитых городов: в Париже – Эйфелева башня, в Дрездене – мост Вальдшлёссхенбрюкке через Эльбу, в Лондоне – сорокаэтажный небоскреб Мэри-Экс». «Правильная» — значит непонятливая. Правильный человек как рассуждает: если закон запрещает, значит, уж точно нельзя, на то это и закон. Не инструкция какая-нибудь, не приказ, не указ даже, а ЗА-КОН. Вот есть закон «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», по которому максимально разрешенная высота постройки не может превышать ста метров.

«Приглашение на казнь» В.Набокова в Молодежном театре

    ...Затемненная сцена освещена только там, где на возвышении расположился Судья — весь в белых торжественных буклях. Вокруг него на корректном расстоянии стоят разные мрачные люди с лицами, словно загримированными под маски. И сразу вольно или невольно возникают ассоциации одновременно с театром масок — комедией дельарте — и с театром Бертольда Брехта. Это изначальное ощущение. В ходе развития действия мы узнаем, как интересно и рисково отразил эти классические традиции в самостоятельном мышлении одаренный режиссер Павел Сафонов... Перед возвышением с «троном» буклированного Судьи (Ю.Лученко) мы видим человека в чёрном костюме. Он молчит. А Судья торжественно вещает о том, что этому человеку вынесено решение о смертной казни. Мы не знаем, за что его судят. Мы только догадываемся (и догадка ближе к финалу подтвердится), что он, его зовут Цинциннат Ц. — писатель, и его творческая деятельность кого-то из властьимущих не устраивает...

Мир моих героев — это мир
   моей собственной души.

  Н.Гоголь

  Итак, сегодня мы живем в Год Гоголя – великому писателю исполняется 200 лет. Я специально говорю «исполняется», а не «исполнилось», потому что его творчество настолько современно, актуально и прекрасно, что о нем не хочется и не надо говорить в прошедшем времени. 

На недавно прошедшей выставке в галерее на Пречистенке молодого галериста Александра Семёнова посетители встретились с произведениями одного из самых талантливых художников современности, академиком двух Академий — художеств и российской словесности — Игорем ОБРОСОВЫМ и были приятно поражены...
  Имя этого мастера «живописи сурового стиля» хорошо извест-но широкой аудитории — нашей и зарубежной. Знакомо по многочисленным вернисажам, книгам, альбомам, выступлениям по радио и телевидению.

Free Joomla! templates by AgeThemes