Главное содержание

Казалось бы, окружающий мир полон музыки. Но какой? Один известный поэт на страницах «Слова» с горечью пишет Президенту России Дмитрию Медведеву: «Куда упрятали народную песню, историю, танец и совесть, красоту народную — куда задевали, задвинули?» Именно задвинули! И тому виной безмерно разросшийся шоу-бизнес, целиком заимствованный у Запада и несущий в себе все признаки плагиата и пошлости. Но, к счастью, в России не перевелись ещё подлинные таланты, в том числе и в вокале. Среди молодых талантливых мастеров — выпускник консерватории, лауреат международных и всероссийских фестивалей Фёдор ТАРАСОВ.

  Под таким названием на днях открылась экспозиция в Российской государственной библиотеке искусств, посвящённая двум выдающимся героям детективного жанра — Шерлоку Холмсу и Эрасту Петровичу Фандорину.
  В представленных иллюстрациях художника Леонида КОЗЛОВА, а также его книгах, посвящённых джентльмену-сыщику, и в многочисленных изданиях писателя Бориса АКУНИНА с его блестяще одарённым русским персонажем, современником Холмса, оба «дебютанта» выставки показаны на фоне подлинных документов, факсимильно воспроизведённых журналов и фотографий улиц Лондона и Москвы конца XIX — начала XX века. Перед посетителями образно воспроизведён быт, человеческий типаж, материальная культура эпохи викторианской Англии и императорской России, в чём огромная заслуга сотрудников знаменитой библиотеки искусств, расположенной в самом центре Москвы.

О юной пианистке Даше Глуховой наша газета писала ещё 9 лет назад. Тогда она успешно выступила с симфоническим оркестром. С тех пор Даша с отличием окончила фортепианное отделение Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс проф. А.Малкуса).

В 2007 году, успешно выдержав в Лондоне экзамены в Объединенной комиссии королевских музыкальных учебных заведений (The Associated Board of the Royal School of Music), получила право на звание члена королевских школ музыки (диплом FRSM).

  29 января 1837 года (10 февраля по новому стилю) перестало биться сердце А.С.Пушкина. Россия потеряла того, кто навсегда стал её национальной святыней и гордостью, чьё влияние на становление самосознания русского народа оказалось безграничным. Мы отмечаем 174-ю годовщину памяти Поэта. Вновь и вновь повторяем строки пушкинского «Памятника»:
  Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
  Мой прах переживёт и тленья убежит...

Простые слушатели и авторитетные музыковеды, люди разных возрастов и профессий испытывают чувство глубокой любви и искренней признательности к Государственному академическому русскому концертному оркестру «Боян» и его создателю и руководителю Анатолию Ивановичу Полетаеву. Уникальный коллектив и его основатель празднуют разом три события — 40-летие самого оркестра, 55-летие творческой деятельности и 75-летие народного артиста СССР Анатолия Полетаева

  В 1956 году впервые вышел из печати альманах «День поэзии». Замысел  возник у Владимира Луговского, а в его воплощении участвовала редколлегия, в которой были Ярослав Смеляков, Павел Антокольский, Семён Кирсанов, Роберт Рождественский и другие. Он вышел в удивительной обстановке «оттепели». В сборнике поместили тогда стихи реабилитированных Павла Васильева, Николая Заболоцкого. Наконец-то стали доступны миллионам читателей стихи Марины Цветаевой. Бело-голубая книжка «огоньковского» формата искренне полюбилась миллионам читателей и надолго стала «витриной отечественной поэзии».

В январе МХАТ им М.Горького под художественным руководством народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной на своей малой сцене представил зрителям премьеру — пьесу «Деньги для Марии» по замечательному произведению Валентина Григорьевича Распутина. (Режиссёр А. Дмитриев. В ролях: Т. Шалковская, Б. Бачурин, Г. Кочкожаров, С. Курач, Л. Кузнецова, Л. Мартынова, А. Айсин).
Это не первое обращение прославленной труппы к распутинской классике. Но оно в очередной раз свидетельствует о непреходящей ценности произведений В. Распутина, лауреата многочисленных литературных премий и наград, занявшего почётное место в пантеоне отечественной словесности.

Поздравляем Ольгу ВОРОНЕЦ

В песнях, исполняемых народной артисткой России Ольгой Борисовной Воронец, мы черпаем радость и вдохновение, рождённые неиссякаемым богатством русского народа. Они воскрешают связующую нить времён. На концертах Воронец зал порою подхватывал песню и допевал её вместе с певицей. Это ли не народное признание!

 

  А разве так бывает, чтобы на сцене играли сразу два водевиля? Да-да, в одном спектакле, одновременно — «Юбилей», «Предложение», «Медведь» и «Свадьба», да ещё совсем уж неожиданно на сцене возникал полутрагический-полукомический персонаж из рассказа «О вреде табака». Вот так-то. Странно? Отнюдь. Даже очень убедительно. И, конечно, отчаянно смело...  

  Унизительный провал дорогостоящего киногешефта Никиты Михалкова прокатился по белу свету и вроде бы уже отшумел. Потешались над любимцем Кремля и Голливуда люди едва ли не всех общественных слоёв (и выборочно толерантные либералы, и высоколобые искусствоведы, и даже малочисленные в нынешней печати русские патриоты). Однако вот о русских придётся сделать некоторые оговорки, они тут необходимы.

К 70- летию со дня рождения В.Г. Мулявина

Я давний поклонник белорусского ансамбля «Песняры», был на концертах этого прославленного коллектива в Москве в 1974, 1983 и 1990 годах. Какие это были концерты! Аншлаг в зале, белорусские народные костюмы и знаменитые усы Мулявина…
   Обратившись к белорусской народной песне, русский, уральский парень Владимир Мулявин поднял ее на небывалую высоту и открыл всему миру поэзию Я. Купалы и М. Богдановича. Высочайшая заслуга Мулявина — оригинальность. Он создал такой неповторимый и незаурядный стиль для «Песняров», что их узнают буквально с первых нот. Каждая песня — это маленький спектакль, но потрясающий своей достоверностью и многогранностью неповторимых музыкальных красок спектакль.

Над Москвой в ноябре голубое небо, температура воздуха +15. Во многих местах зелёная трава. И от этого на душе празднично!  И вдруг звонок: «Снежана Александровна, не хотели бы вы посмотреть «прогон» феерического новогоднего шоу в концертном зале «Космос», что на ВДНХ?» — сказала моя знакомая Тамара Леденёва.
Я от изумления открыла рот и не-сколько минут ничего не могла произнести. Какой Новый год?! На дворе «весна» – и я только что этому безумно радовалась. «Да! Да! Именно репетиция Нового года», — подтвердила она. Зная, что человек такого ранга, как президент ООО «Кино-театрально-концертной компании «Сударыня», продюсер фильма «Михаил Евдокимов: прошу прощения у всех», слов на ветер не бросает. За создание фильма о прекрасном актере, народном губернаторе Тамара награждена орденом Архангела Михаила, да и как могло быть иначе. Мне посчастливилось на родине Евдокимова увидеть этот фильм. Он снят настолько профессионально, смело, с глубиной и широтой размаха русской души, что зал встал — и до самого финала зрители смотрели фильм стоя, со слезами на глазах.

  В Московском международном доме музыки прошёл концерт выдающейся русской певицы Евгении Смольяниновой. Несмотря на будний день, Камерный зал был полон, а трёхчасовой концерт пролетел как один миг. Евгения Смольянинова представила песни из нового альбома «Картины русской жизни», а также всенародно любимые «В лунном сиянии», «Дунайские волны», «На сопках Маньчжурии» и другие.

Новый сезон Московского пресс-клуба ЦДРИ

  – Прошу извинить за то, что говорю сегодня по-арабски, – начал своё выступление посол Египта в России доктор Алла аль-Хадиди, совсем недавно назначенный в Москву, – но обещаю, что на следующей нашей встрече, примерно через год, буду говорить только по-русски…
  Это было первое в новом сезоне заседание Московского пресс-клуба при ЦДРИ. Организовано оно было совместно с Ассоциацией российских дипломатов и Средиземноморским клубом. Речь шла об отношениях России и Египта, причем не только официальных. Тема была обозначена так – «В стране сфинксов и пирамид».

  Отображающее зеркало или увеличительное стекло?
  Эти слова о театре, как известно, произнёс один из великих поэтов советской эпохи Владимир Маяковский. А вспомнил я их 4 ноября, когда вышел из кинотеатра после просмотра фильма «Брестская крепость».
  Вообще-то в кинотеатры на просмотр современных фильмов я не хожу уже лет 10 с лишним. Не смотрю современные киноленты и на ТВ. Причина простая: смотреть практически нечего, и потому просто жаль времени. За последние 20 с лишним лет российский кинематограф в условиях почти абсолютной идеологической свободы, в бесцензурном, так сказать, идеолого-политическом режиме не создал ни одного не то чтобы шедевра, но хотя бы ленты, которую можно было бы отнести к явлению, достойному внимания.

  Верно говорят, что риск — благородное дело. Вот и сейчас выдался случай, чтобы в очередной раз повторить эту нехитрую истину. В самом деле, тридцать один год назад, в первый день Нового года Центральное телевидение сделало всем нам отличный подарок — телефильм «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца и с музыкой Геннадия Гладкова. А уж какой там был звёздный актерский состав, то, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать!.. А музыка, песни на стихи Юлия Кима мгновенно стали удивительными хитами, которые распевали и распевают разные зрительские поколения, сменившиеся, само собой разумеется, не раз.

9 и 12 ноября в Театре эстрады и международном Доме музыки состоятся два концерта исполнителей, творчество которых олицетворяет для всего мира понятия «русская музыка» и «русский голос». Это великая русская певица Евгения Смольянинова и Праздничный Патриарший мужской хор Свято-Данилова монастыря.

 

  «И вышли вместе: ты и я
  Навстречу неизвестной силе»
Светлана СЫРНЕВА
«Противостояние Марса», 2003 г.

  С Россией происходит то, что происходит с поэтами России.
  18 июня 2010 г. газета «Литературная Россия» опубликовала статью Владимира Шемшученко «Когда совсем нет света». Поток разрушительной энергии был направлен автором на поэта Николая Зиновьева. После этого в прессе разгорелись бурные споры, выстроился ряд Шемшученко — Зиновьев (статьи «Обесцвеченная литература» В. Домбровского, «Кто вырубил свет» С. Сычёва, «Совсем не про это» А. Егорова, «Зависть и пустота» Н. Дорошенко). Практически все авторы кричали: «Ату его!». Да ату-то оно ату, но так ли прост Шемшученко, чтобы ввязываться в драку, не предполагая, какие клочки полетят от него по заулочкам? Так ли неосторожен, горяч и импульсивен лауреат, выбивший себе полсотни премий, академик разных академий, а с нынешнего августа даже и Король Поэтов?

 

  Мальчик Серёжа Есенин — уже мудрец. Уже — слышащий голос лебедя, умирающего в оледенелом затоне. Мальчик Серёжа Есенин — вглядывающийся в мерцающий звёздный мир волей и разумом Циолковского. Через детское сердце юного поэта протекла некрасовская великая русская река Волга. В юную душу Сергея Есенина неотвязно стучались ветры и метели Сибири. Даже лагерная Колыма успела мелькнуть перед юным взором поэта и трагически прозвенеть кандалами. Нужны доказательства? Пожалуйста.

 21 сентября на открытии фестиваля «АртКино» в кинотеатре «Художественный» при переполненном зале состоялась московская премьера фильма «Воробей» с участием съёмочной группы. Режиссёр — Юрий Шиллер. В картине снимались: Денис Бабушкин (Митя Воробьев), Сергей Реусено, Сергей Угрюмов и народный артист России Юрий Назаров.

  Стенограмма пресс-конференции, посвященной 80-летию со дня рождения В.В. КОЖИНОВА. Московская Международная книжная выставка-ярмарка. 5 сентября 2010 г. Ведущий мероприятия — Якунин Д.М.

115 лет Сергею ЕСЕНИНУ

  Поэзия Сергея Есенина — неотъемлемая часть русской культуры и русского национального самосознания. Его творчество пронизано любовью к России. Он принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Его поэзия — это «поэзия резонанса»: ведь сердце поэта бьётся в унисон с нашим, мы выражаем свои чувства его поэтическим языком, настраиваем своё мировосприятие по камертону его образов.

 «Союзники. Верой и правдой!» — так называется документальный фильм Сергея Зайцева, президента Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», кинорежиссёра, лауреата премии «Золотой орёл» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России.
  Идея создания фильма принадлежит генеральному продюсеру Александру Смолко, для которого тема патриотизма русского солдата стала знаковой на киностудии «Русский путь».
  Говорят, что первая жертва войны – это правда. История войн во все времена подвергалась мифологизации, становилась заложницей конъюнктурных политических запросов. И тем ценнее усилия людей, считающих своей главной целью не просто реанимировать правду, но и дать возможность как можно большему числу граждан прикоснуться к ней.

Он родился в старой дворянской семье писателя и театрального деятеля Сергея Тимофеевича Аксакова. Девятилетним ребёнком Костя приехал в Москву, где отец служил цензором Московского цензурного комитета. Получив хорошее домашнее образование, он в 15 лет поступил в Московский университет на словесное отделение и через три года успешно закончил его в степени кандидата.
Восемнадцатилетний кандидат-филолог Константин Аксаков являлся активным членом кружка студентов и молодёжи, объединённого вокруг Н.В.Станкевича, где стал приверженцем немецкой классической философии Шелленга и Гегеля, а его литературными кумирами были Шиллер и Гёте. Он принимает участие в журналах, в которых сотрудничал В.Г.Белинский (кстати, его однокурсник по университету) — «Телескоп», «Молва». «Московский наблюдатель», печатает небольшие рецензии и переводы стихов «двух поэтов, которыми он тогда бредил, потому что они проповедовали общечеловеческие идеалы» (С.А.Венгеров).

«Бег» Н. Сидельникова
в Камерном музыкальном театре им. Б. Покровского

    Бег — антипод покоя, состояние души, в котором человек теряет душевное равновесие. Сегодня в наших душах — сплошной бег. Мы все бежим-бежим и не можем остановиться. Что стоит за этим неумолимым страшным бегом?..
    «Снова и снова говорить о популярности Михаила Булгакова — это и тавтология, и в чём-то даже нелепость, — говорит режиссер Ольга Иванова. — Всё, что создано великим писателем, неоднократно и в самых разных жанрах обрело жизнь на сцене (прежде всего), на киноэкране (да ещё как, у Гайдая, например, у Алова и Наумова), на телеэкране (вспомним прекрасную недавнюю сериальную работу Вл.Бортко «Мастер и Маргарита»)...

К своему 80-летию худрук Театра имени М.Н.Ермоловой
сыграл более 100 ролей в театре и кино и поставил
десятки спектаклей в России и за рубежом.

30 июля небывало жаркого лета 2010 года Президент России подписал Указ о награждении Владимира Андреева, поистине народного артиста страны и художественного руководителя Театра имени Ермоловой, орденом «За заслуги перед Отечеством»...

К 150-летию Исаака Ильича Левитана

    Один из учеников И.И. Левитана, увлекшись входившим в моду французским импрессионизмом, однажды написал натюрморт из цветов в разухабистой манере. Издали смотрелось эффектно. Некоторым в мастерской очень понравилось. И вот, когда самодовольный ученик любовался работой, вошел И.И. Левитан. Он внимательно и удивлённо осмотрел холст новоиспеченного импрессиониста, несколько раз менялся в лице, затем, после длиннейшей паузы, всегда корректный и мягкий с учениками, вдруг возбуждённо и резко стал отчитывать «новатора».
  Он почти кричал:
  — Это чёрт знает что такое! Вы опошлили натуру. Гонитесь за дешёвым внешним эффектом… В истинной живописи этого не должно быть, должна быть только правда… А где у вас цветы?! Что вы сделали с натурой?
  И затем, несколько успокоившись, добавил:

...или «неподдельный бренд»?
Размышления о празднике поэзии в Карабихе

3 июля 2010 года в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н.А.Некрасова «Карабиха» прошёл Всероссийский Некрасовский праздник поэзии «В краю моём родимом…», посвящённый 1000-летию Ярославля. Традиционно в первую субботу июля старинная дворянская усадьба превратилась в шумную массовку на большой сценической площадке под открытом небом.

Конференция в Брянске и Новгороде-Северском

  Делегация Союза писателей России во главе с председателем правления Союза Валерием Ганичевым посетила Брянск 2—3 июля. На границе Брянской области высоких гостей встречал заместитель губернатора Анатолий Теребунов. Писателям преподнесли хлеб-соль, они возложили цветы к памятнику воинам 50-й армии, проявившим героизм в годы Великой Отечественной войны. Затем делегация переехала на мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Гости возложили цветы к Вечному огню, осмотрели музей техники под открытым небом, ознакомились с историей партизанского движения на Брянщине. После этого в епархии состоялась встреча с епископом Брянским и Севским Феофилактом.

  Тонино Гуэрра — всемирно известный итальянский поэт, писатель, драматург, автор сценариев к фильмам Феллини, Антониони, Висконти, Рози, Бертолуччи, Ангелопулоса, Тарковского, художник, скульптор, архитектор, член многих академий (в т.ч. Российской академии художеств). Обладатель самых высоких литературных премий, восьми Золотых пальмовых ветвей, шести Оскаров, ордена Почёта, присвоенного этому выдающемуся деятелю указом Президента России Дмитрия Медведева «за выдающийся вклад в развитие итальяно-российских культурных связей», кавалер ордена «Рыцарь Большого креста» — знака высшей признательности итальянского государства.

(Окончание. Начало в № 23—24)

    За последние годы участились высказывания об исторической правде в освещении сложных и противоречивых проблем прошлого. Однако пока в стороне остается проблема коллективизации. Автора интересует положение русского крестьянства, донского казачества в годы Великого Перелома, что нашло свое яркое отражение в «Тихом Доне» и «Поднятой целине» (по авторскому замыслу этот роман должен был называться «С кровью и потом») Михаила Александровича Шолохова. 

К юбилею И. С. Глазунова

Москва восьмидесятых. Шумная, гостеприимная, залитая огнями, раздраенная спорами между русистами и западниками, немножко пьяная. Возле ресторанов и молодёжных кафе огромные очереди. Вечерняя телевизионная информационная программа «Время» начиналась сюжетами о встречах в Кремле дряхлеющего главы государства с зарубежными гостями, затем следовали репортажи с полей и великих строек страны.
Уже ходили по Москве слухи о том, что родственники Брежнева замешаны в делах о коррупции, говорили о загадочной смерти генерала С. Цвигуна, заместителя председателя КГБ и родственника Л.И. Брежнева. Люди догадывались: идёт скрытая борьба за власть. Необходимость перемен висела в воздухе. О них говорили, их ждали. Страна требовала реформ. Очевидна была их необходимость в экономической, политической жизни, в идеологии, наконец.

  Вот и свершилось.
  В который уже раз «Слово о полку Игореве» захотело проверить наш слух, наше разумение, прочность нашей памяти. Живы ли мы, способны ли выдержать очередную и, как всегда, беспощадную, проверку его смыслами? Или отведём глаза, потупимся, промямлим что-то невнятное, не ответив по-настоящему, как умели отвечать прежде?
  Как и восемь с лишним веков назад, от его Богоданного (безымянного не по своей ли воле?) автора сегодня на головы всех славян падают непереносимые укоризны.Что-то есть поистине цепенящее душу в его пророческом и судейском праве заглядывать так далеко вперёд — в наши судьбы, порой до неприличия нескладные.

 

Слово на открытии историко-литературной международной встречи

Дорогие друзья! Многие из нас впервые здесь, в этом славянском треугольнике Брянской, Черниговской и Гомельской областей, и мы с трепетом ступаем на эту древнюю славянскую землю. Многие места у наших народов закрепились в памяти людей по литературным произведениям «Тихий Дон» Шолохова, «Днепро ревучий» шевченковским словом, «Бежин луг» Тургенева, Куликово поле народным эпосом, «Сорочинская ярмарка» закрепилась Гоголем, «Матера» Распутиным, Зачепиловка Борисом Олейником. Ну а Новгород-Северский и Путивль великим творением Древней Руси «Словом о полку Игореве».

2—5 июля состоится литературно-историческая конференция-экспедиция «Слово о полку Игореве. Связь времён — связь народов»
Организаторам и участникам историко-литературной международной встречи,
посвящённой  «Слову о полку Игореве» 

  Дорогие братья и сестры!
  Сердечно приветствую всех участников историко-литературной международной встречи, посвящённой выдающемуся произведению средневековой русской словесности — «Слову о полку Игореве».
  Богатый образный ряд, насыщенная поэтическая символика, удивительный синтаксис и словоупотребление, острые суждения повествователя об укладе древнерусской жизни, свойственные этому уникальному эпосу, вот уже более двух столетий привлекают внимание самых ярких наших филологов и историков, переводчиков, поэтов, философов.

 

  За последние годы участились высказывания об исторической правде в освещении сложных и противоречивых проблем прошлого. Об этом говорят в руководстве страны, бойкие журналисты подхватывают этот призыв, создаются комиссии, один состав комиссии даёт руководство страны, другой состав даёт разнородное общество. Возникают противоречия, споры, разные точки зрения. А разные точки зрения чаще всего возникают от неподготовленности сошедшихся в споре. Нужны документы, тщательный анализ этих документов, дискуссия, в ходе которой можно сделать какие-то предварительные решения. Последнее событие, вокруг которого поднялась в обществе острая дискуссия, было «Хатынское дело» и «Сталин-преступник».

Почти четыре десятилетия ключевой поэтической фигурой в советской литературе являлся Александр Твардовский, живой свидетель коллективизации, Великой Отечественной войны, взлёта могущества державы, возглавлявшейся Коммунистической партией, бюрократического омертвления этого «лучшего и передового авангарда эпохи», нарастания в обществе «немой боли» от трагической противоречивости советского бытия.
    Эти этапы явились основными темами эпических произведений великого поэта «Страна Муравия» (1936; Гос. пр. СССР, 1941), «Василий Тёркин» (1941—1945; Гос. пр. СССР, 1946), «Дом у дороги» (1946, Гос. пр. СССР, 1947), «За далью — даль» (1953—1960; Лен. пр., 1961), «Тёркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (опубл. в 1987 г.), лирических шедевров «Про деда Данилу» (цикл), «Ивушка», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Ни ночи нету мне, ни дня...», «Не много надобно труда...», «О сущем», «Памяти матери», «Берёза», «На дне моей жизни», в том числе сборника «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967; Гос. пр. СССР, 1971), повести «Дневник председателя колхоза», очерков «В родных местах», прозаической книги «Родина и чужбина», рассказов «Заявление», «Костя», «Печники», литературно-критических статей и выступлений.

  10 июня в Александровском зале Большого Кремлевского дворца прошло закрытие I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» (СФИ), который проходил с 5 мая по 10 июня и был посвящён
65-летию Великой Победы и Дням славянской письменности и культуры. Только в столице России состоялось более 350 мероприятий, посвящённых кино, музыке, литературе, изобразительному и русскому боевому искусствам, а также театральные и фольклорные программы.
  Форум проходил по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и при поддержке Совета Федерации РФ, Министерства культуры РФ, Правительства Москвы, Союза кинематографистов РФ.  Свои приветствия в адрес гостей и участников СФИ направили Президент РФ Д.А. Медведев, Святейший Патриарх Кирилл, Председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов, Председатель Государственной Думы РФ Б.В. Грызлов, Полномочный Представитель Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко, председатель Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалков.

  Цветы… Цветы в поле или цветы в вазе. Цветы в руках или цветы на столе. Натюрморт, запечатлевший движения лепестков или их полёт, дрожание воды в стакане или звуки медной трубы, бурые ломти ржаного хлеба или веретено занавески… Цветы мгновений жизни, их качание, их дрожание, их полёт — вот что такое натюрморты Луконина. Их оставляешь подле себя, как сон поутру, бережно кладёшь в соты памяти и, словно пчела, летишь за новыми мгновениями.

Светлую дату отмечает русский народ —211-ю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина. Удивительно, чем далее он от нас по времени, тем ближе и дороже становится для нас и тем явнее наше желание узнать больше о его жизни. Чрез него мы полнее познаем русскую судьбу. 
  Родился А.С. Пушкин на ис-ходе XVIII века, во многом смутного, тёмного для России. С отменой Петром I патриаршества Русь сбилась с самобытного национального пути, произошёл надлом в общественной жизни. Русское общество раздвоилось, раскололось. Верхи перестали жить жизнью своего народа.