Главное содержание

Название спектакля может вызвать недоумение, поскольку то, что предстоит увидеть на сцене, как-то не очень «монтируется» с именем Максима Горького, а если вспомнить оригинал, то зрелище это поставлено по мотивам повести «Яков Богомолов». Очень хорошо для потенциальных зрителей, что название премьеры изменено. Оно по-своему интригует, а театралы, мы знаем, очень любят интриги и разгадывание шарад. Так что история, рассказанная про «проклятого сказочника», на деле вырастает в очень важную и вечную проблему — человек на своем месте, в поисках своего места под солнцем, короче, найти самого себя.

Будь я выдающимся скульптором, поставила бы памятник читателю. Да, именно читателю, нагнувшемуся над книгой, погружённому в мир, созданный  чужим воображением. Рядом кипит настоящая, реальная жизнь, а читатель на время забывает о ней. Перед его глазами мелькают страницы, похожие одна на другую как две капли воды. Это прямые, широкие серые столбики, состоящие из слов, пробелов, точек, запятых, двоеточий, многоточий и других знаков препинания. Создаётся впечатление, что я описываю какой-то загадочный шифр, а не обычную страницу книги.

4 октября в рамках Вторых всероссийских меньшиковских чтений на моей родине в  г. Новоржеве Псковской области была открыта первая в России мемориальная доска великому русскому публицисту Михаилу Осиповичу Меньшикову.
Мыслитель мирового уровня и значения, образец таланта и золотой сердечности русского народа, М.О. Меньшиков ответил почти на все вопросы, стоящие перед русской нацией, оставил огромное, во многом не изученное, не оцененное и не примененное на благо русского народа наследство.
М.О. Меньшиков родился в г. Новоржеве Псковской губернии в 1859 году в семье коллежского регистратора. Образование получил в Опочецком уездном училище, после которого поступил в Кронштадтское морское техническое училище.

В последнее время между Россией и Хорватией активно развиваются государственные, экономические и культурные связи, насчитывающие многовековую традицию.
В начале октября в Загребе президент Республики Хорватия Иво Йосипович принял делегацию Академии Российской словесности: президента АРС писателя Юрия Беляева, поэтессу Наталию Воробьеву и известного балканского публициста Игоря Мандича.

В заявлении Нобелевского ко-митета Mo характеризуется как писатель, который «галлюцинаторным реализмом объединяет народные сказки с историей и современностью».
Между тем широкому российскому читателю его имя практически не известно, ибо ни одно из произведений Мо Яня до сих пор не переведено на русский язык. Этот пробел в самое ближайшее время будет восполнен – издательство «Амфора» в переводе В. Егорова выпускает в свет роман писателя «Страна вина», являющий собой образец нового писательского стиля, что довольно непросто в наш век. Уникальному творческому почерку Мо Яня присущи великолепная, оригинальная образность, безграничная сила воображения, сплетённая с мифологичностью, и мастерское владение различными формами повествования.
«Страна вина» — это моралите, притча, историческая аллегория и шедевр литературы абсурда вместе взятые. В то же время это самая яркая и колкая сатира в современной китайской литературе. Но в глубоко философском и политическом контексте это роман не только о Китае, и принадлежит он уже не только китайскому искусству, а всему человечеству.

«На стене над моим столом фотография с картины художника Волкова: Пушкин, преодолевая боль, приподнимается на снегу и целится в международного проходимца, напялившего для маскировки русский гвардейский мундир. Настольная энциклопедия Битнера называет Дантеса не офицером, а дипломатом. Будущему владельцу роскошного замка всё равно было, кому служить: то ли Николаю I, то ли масону и предателю Франции Наполеону III.
Александр Сергеевич Пушкин умрёт, ему осталось жить очень недолго. Возок ждёт, секунданты застыли в безмолвии. Пушкин целится во врага своей Родины. Я родился через девяносто пять лет, без мала целый век минул после той петербургской зимы — но почему я плачу? Без слёз, сжимая поределые зубы… Плачу о матери и о Пушкине».
Цитата почти случайная из очерка Василия Ивановича Белова «Душа бессмертна» (на любой странице можно раскрыть любую книгу Белова и уже не оторвёшься). Но нет – не случайная, как не случайно всё в этом мире. Как и Пушкин, Василий Белов уже навсегда в русской жизни, как и Пушкин, «отстояв назначенье своё, отразил он всю душу России…», как и Пушкин, до сего дня не даёт он спуска врагам России… И я, стискивая тоже уже поределые зубы, плачу, думая о Пушкине, или читая Белова, или глядя на его дом в Тимонихе… Но нет (не дождётесь!), то не слёзы слабости, то слёзы благодарной любви и светлой печали…

Мы требуем сохранить труппу и репертуар театра, восстановить нормальный режим его работы и объявить открытый конкурс на замещение должностей художественного руководителя и директора театра.
Труппа театра имени Н.В. Гоголя. Митинг — 23 сентября.

На третий день после открытия нового, 88-го сезона в Московском театре имени Н.В. Гоголя из Департамента по культуре столицы пришло сообщение о назначении в театр нового худрука — скандально известного режиссёра Кирилла Серебренникова. Театр дружно восстал против пришествия «варяга», не пожелавшего даже встретиться с труппой.
Директор театра Алексей Малобродский поспешил на выручку к худруку и предложил актёрам театра Гоголя написать заявление об уходе «по собственному желанию». Акция г-на Малобродского провалилась, однако новый худрук во всеуслышание заявил, что не намерен работать с коллективом гоголевцев и предложил «с почестями похоронить театр».

1 октября 1987 года — примечательная дата в истории отечественного театра. Именно в этот день был подписан Указ о разделении труппы МХАТ и создании двух театров — МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова. Это событие, печальное тогда для многих поклонников великого театра, ознаменовало собой рождение нового, славного коллектива – доронинского МХАТа. Сказано в Евангелии: «…теперь вы имеете печаль. Но возрадуется сердце ваше…». Ровно так и случилось двадцать пять лет назад.
Четверть века народная арти-стка СССР Татьяна Васильевна Доронина возглавляет замечательное актёрское братство на Тверском бульваре, отстаивая душу русского театра, его верность гуманизму и делу возвышения человека.

К уже скорому (23 октября) 80-летию выдающегося русского писателя Василия Ивановича Белова Издательский центр «Классика» выпускает 7-томное собрание его сочинений. Этот самый полный на сегодня свод произведений вологодского кудесника слова — желанный подарок как для самого Василия Ивановича, так и для многих тысяч поклонников его творчества по всей России. Вкусы самых требовательных ценителей книги, несомненно, будут удовлетворены этим подлинным шедевром издательского искусства – очередным подтверждением неизменного эталонного качества ИЦ «Классика», у истоков которого стоял академик РАН Николай Скатов и издатель Владимир Кузин.
Сработанное с великим

Опера «Война и мир» в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Новый творческий замысел великого композитора Сергея Прокофьева удивил многих его почитателей. В самом деле, после искромётного лирико-комедийного действа «Обручение в монастыре» он вдруг обратился к «Войне и миру» Л.Н. Толстого. А если вспомнить, какие трудные годы для России наступили после окончания работы над этой оперой-буфф, то все сомнения окончательно рассеются, потому что началась Великая Отечественная война. И хотя композитор не был на фронте (категорически не позволило слабое здоровье), он, истинный патриот, не мог не трудиться во имя победы.
В сложнейших условиях эвакуации, в гостинице «Нальчик», Прокофьев записывает 15 августа 1941 года первую нотную страницу своего будущего шедевра, а заканчивает партитуру этого монументального произведения меньше чем за два года — это было уже в Тбилиси.

В московском парке «Сокольники» прошёл фестиваль крупнейших автоклубов России «Ретро-Фест». Было продемонстрировано более сотни редчайших советских
и зарубежных автомобилей, как старых 1940—1960-х годов, так
и новых. Это долгожданное и радостное событие не могло оставить равнодушными любителей машин, винтажа и антиквариата. Организаторы мероприятия: парк «Сокольники» и ООО «Олд-Тайм»…
…Вот и настал последний день фестиваля. Ещё издали была видна большая толпа людей у входа в парк «Сокольники». Подойдя поближе, я увидела клоунов, одетых в форму пожарных. Они специально были приглашены на этот фестиваль и своими оригинальными шутками вовсю веселили окружающих. Кто-то наблюдал за зрелищем, а кто-то поспешил к автомобилям. На входе в парк стояло несколько старых советских машин: «Волга», «Победа», «Москвич». Также можно было понаблюдать за танцами под песни в стиле ретро. Ведущий показывал движения, и все желающие могли выйти в центр площадки и повторять их. Затем включалась песня, и уже ничто не могло остановить танцоров. Вскоре я услышала оглушительный шум. По центральной дороге с сигналом проехали машины, стоявшие на входе, а за ними промаршировал духовой оркестр. Колонна, сделав круг, направилась вглубь парка. Я последовала за ними.

C народным артистом России, президентом МКФ «Золотой Витязь», членом Патриаршего совета по культуре Николаем Петровичем Бурляевым мы встретились в офисе «Золотого Витязя» в Андреевском монастыре в самый разгар подготовки к кинофоруму в Белгороде.
— Николай Петрович, в начале октября в Белгороде пройдёт очередной кинофестиваль «Золотой Витязь». Что нового ожидать нам от нынешнего кинофорума? Какие сюрпризы вы нам готовите? На что стоит обратить внимание?
— Меня всегда удивляет один и тот же вопрос журналистов: «Что нового нас ждёт, в чём отличие этого кинофорума от предыдущего…». Слава Богу, отличий в главном, в идеологии, в направленности — нет. И главная заслуга «Золотого Витязя» в том, что он вот уже двадцать лет отстаивает традиционные позиции под девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».

Под занавес театрального сезона вашему корреспонденту посчастливилось прикоснуться к великой тайне Большого театра, самого известного в мире символа музыкальной культуры России. Мне чуть шире открылись двери этого храма искусств, я увидела многие, недоступные большинству людей, уголки этого сказочного места.
Изначально появившийся в 1776 году по указу Екатерины II как частный театр князя Петра Урусова и впоследствии превратившийся в Петровский театр, Большой театр сменил много помещений и обликов.
На последнюю крупномасштабную реставрацию театра, начатую 2 июля 2005 года, ушло шесть лет. Порядком изношенное здание требовало реконструкции и реставрации, по разным оценкам, на 50—70%. К тому же театру катастрофически не хватало рабочих помещений.
Реконструкция проводилась на государственные деньги, причём первоначальный бюджет (9 млрд руб.) был превышен почти втрое. Что же приобрела в итоге жемчужина нашего оперного и балетного искусства? Масштабы театра увеличились вдвое, добавились новые внешние помещения, главное здание было перенесено на новый постоянный фундамент, создано глубокое подземное пространство под зданием и Театральной площадью, отреставрированы залы и фойе.

Я сказал, поднявши лапу:
Ну-ка, прыгнем через папу.
В это время папа сел -
Я и прыгнуть не поспел.
Я немного разбежался,
В это время папа встал.
Тут я прыгнуть отказался,
Потому что я устал.

Это отрывок из стихотворения Даниила Ивановича Ювачева, русского поэта, хорошо знакомого всем под псевдонимом Хармс, который он придумал, ещё сидя за школьной партой. Свои рукописи он с присущей ему изобретательностью умудрялся подписывать как Чармс, Хормс, Хаармс, Шардам. От последнего псевдонима и берёт своё название проект <Шардам>, открытый в Центральном доме художника на Крымском валу осенью прошлого года. Это своего рода творческая мастерская для детей и родителей, которые вместе хотят научиться чему-то новому. А главная идея авторов проекта - объединить родителей и детей, сплотить семью!

или Как замириться с терроризмом?

Всяк попавший во власть террористов вспомнит инструкцию: не сопротивляйся, исполняй все приказания. Журналисткой Т. Лебединой подмечено, в Ставрополье не стреляют и не взрывают, и она поделилась опытом почему. Просто-напросто вектор культурной линии иной, чем в России: если для нас М.Ю. Лермонтов — велик, то тут, на Кавказе, он мал, не говоря уже о всяких чинах вроде генералиссимуса Суворова или генералах кавказских войн. В Ставрополе театр имени М.Ю. Лермонтова? Вот уж! На сцене персонаж «Героя нашего времени» Печорин преображён в Лермонтова с выдуманными фактами из жизни поэта. Китч — это то, что взбодрит публику: Лермонтов — кровожадный убийца, маньяк, мерзавец из Петербурга.

Пушкинские Горы 20—22 июля 2012 года

С нарочным в редакцию «Слова» прислали большой конверт, в нём красивое приглашение, подписанное губернатором Псковской области А.Турчаком и П. Пожигайло, председателем комисссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, председателем Оргкомитета премии. «Оргкомитет всероссийской премии «Хранители наследия» и Администрация Псковской области, — гласил текст на тиснёной бумаге, — имеют честь пригласить Вас на торжественную церемонию награждения лауреатов 2012 года. Церемония пройдёт 21 июля 2012 года в 15.00 на Праздничной поляне Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Ждём вас по адресу: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, сельцо Михайловское».
И – сразу теплом повея-ло среди серых буден. Ибо знал – впереди встречи со старыми друзьями, сподвижниками Саввы Ямщикова и знакомства с новыми людьми, истинными патриотами, выбравшими нелёгкую стезю оберегателей и хранителей нашей исторической памяти. Обретение единомышленников там, где, думал, никого уже не осталось. Даже слово «сельцо» в приглашении порадовало — ведь именно так сам Пушкин называл Михайловское в своих письмах. В конверте билеты на поезд «Москва — Псков» и программа двух дней в Пушкинских Горах.

Удивительная выставка открылась 1 июля в Московском государственном музее народной графики – «Моё Отечество». Таким названием очень точно охарактеризовал свое многогранное творчество Вячеслав Михайлович Назарук.
Кто же в нашей стране его не знает, если почти 30 лет и дети, и внуки, и бабушки с дедушками любят Кота Леопольда, созданного Назаруком искусством мультипликации. Ещё раньше узнали и полюбили весёлого Аистёнка с его другом Пугалом, Зайца-симулянта, Элли в Волшебной стране, Крошку Енота и Кота в сапогах, Леопарда и Мамонтёнка с его мамой… Десятки милых, добродушных живых существ, напоминающих нам о том, что в природе, как бы ни царило зло, а побеждает любовь…
Меньше зрителей, зато более серьёзных и основательных, разбирающихся в музыке, могут знать Вячеслава Михайловича как художника-постановщика замечательных передач в музыкальной редакции Центрального телевидения. Это и «На арене цирка», и «Музыкальный киоск», и оперетта «Вольный ветер» Дунаевского, и опера «Снегурочка» Римского-Корсакова, и симфонии, с особой силой раскрывающие душу русского народа, – Пятая Чайковского и «Богатырская» Бородина. Это и многие другие работы Вячеслава Назарука, отмеченные как лучшие и вошедшие в золотой фонд советского телевидения.

«Я жил в 13 странах. Но места лучше, чем Пушкинские Горы, не видал на Земле…»
Сергей Довлатов.
Самовары и колокола

...Кто только здесь не побывал! Кто не осенял сени Гейченко старинным звуком зазвякавшего «дарвалдая»! Иван Козловский, Дмитрий Шостакович, Евгений Нестеренко, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Свиридов, Юрий Нагибин, Аркадий Райкин, Булат Окуджава, Давид Самойлов.
Доброхот из Ивано-Франковска, гуцул-русист Ярослав Мельник и его студенты, монах отец Алипий, иконописец отец Зенон, поэт Глеб Горбовский, педагог «трудных детей» Марк Баринов, художник-фронтовик В. Звонцов, поэт-ленинградец Михаил Дудин, репатриант, герой Французского сопротивления Владимир Сосинский, пианистка Вера Горностаева, публицист и писатель из Пскова Валентин Курбатов, журналистка и музыковед Марина Ельянова (радио «Орфей»); художники, актёры, преподаватели, простонародье... Москвичи, петербуржцы, французы, испанцы, киевляне, прибалты, татары, среднеазиаты, дагестанцы... Православная Лариса Патракова (поэтесса) и буддисты из Парижа... Сартр и московские пионеры...

В канун очередной годовщины со дня рождения А.С. Пушкина Академия российской словесности наградила Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения» Высокопреосвященного Митрополита КОРНИЛИЯ, главу Русской православной старообрядческой церкви. Высокую награду Владыке в его резиденции вручил президент АРС Юрий Беляев, отметивший огромный вклад предстоятеля в укрепление нравственных традиций в русском обществе и литературе, его служение гуманистическим православным идеалам.
В своём ответном слове Владыка поблагодарил академию за высокую оценку его трудов и выступил с речью о Пушкине, публикуемой ниже. На церемонии присутствовал также действительный член Академии российской словесности главный редактор «Слова» В. Линник, вручивший Владыке один из последних номеров газеты с публикацией об огненном протопопе Аввакуме, ярчайшей фигуре русского старообрядчества.

За время своего существования этот праздник неоднократно менял свои названия. Вначале он назывался «Пушкинский праздник поэзии». Под этой вывеской отмечался бы в этом году 46-й раз. «Пушкинским днём России» он назван Указом Президента РФ в год 200-летия великого поэта и, следовательно, празднуется сейчас 15-й раз. В «День русского языка» он назван всего в прошлом году, оставаясь, однако, во всех трёх своих ипостасях днём рождения Александра Сергеевича Пушкина, который давно, ещё в 1836 году, предсказал, что «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, / И назовет меня всяк сущий в ней язык…».

 

Анатолий Шамардин  в Центральном клубе МВД

«Нет ли лишнего пригласительного билетика на Анатолия Шамардина?», — спрашивали друг у друга и у охранников около дверей в Центральный клуб МВД России на Большой Лубянке поклонники искусства Анатолия Шамардина задолго до концерта. Лишних билетиков не было. И лишних мест в зале на четыреста мест не оказалось — ни в партере, ни на балконе. Концерт проходил при аншлаге! И назывался «О любви на разных языках...» (включая японский!).
«Золотые шлягеры народов мира! Настоящее бельканто! Неаполитанские и греческие песни, тирольский йодль, классическое танго и романс... И, конечно же, всё это о любви!..» — вот что обещала слушателям афиша. И она их не обманула.

Наверное, это на всю жизнь. Наверное, это навсегда. Святейшего Патриарха встречала Мордовия. Он за три дня буквально пронизывает республику. Десятки километров, сотни. Кругом Россия. Холмы, взбегающие на взгорки деревья, кустарники. Незабвенное лермонтовское: «чета белеющих берёз». Выскальзывающие из низин речки, остановившиеся воды заросших прудов и поля, жнивьё с убранными зерновыми, с набирающей соки кукурузой, сочной ботвой свеклы. И наши деревни, может, и не отлаженные, как голландские посёлки, но милые и задумчивые, с обжитыми, иногда и слегка покосившимися домами, с выглядывающими из-за кустов баньками. Хотя рядом всё больше и больше уверенных в себе, своих хозяевах и наступивших порядках кирпичных одно- и двухэтажных домов. Сельская Мордовия оживает, крепнет, нельзя сказать, что бурно, но уверенно и всё с большей и большей надеждой на будущее.

Встреча с Валентином Сорокиным

Тверской бульвар, 25... Это не просто адрес, а святое для писателей место, на котором расположились здания Литературного института и Высших литературных курсов (ВЛК). Сегодня наш разговор пойдёт о ВЛК. Уникальное и знаменитое учебное заведение, выпестовавшее не одно поколение талантливых писателей и литераторов — честных, ярких, самобытных, с пронзительным, разрывающим сердце чувством любви к Родине; особым совестливым отношением к родному языку и слову. Так и хочется воскликнуть: «Какие люди, какие судьбы, какие имена!» И эти имена никогда не зайдут и не потускнеют на высоком небосводе литературы: Чингиз Айтматов, Олесь Гончар, Кайсын Кулиев, Михаил Алексеев, Алим Кешоков, Николай Шундик, Виктор Кочетков, Пётр Проскурин, Виктор Астафьев, Иван Акулов, Римма Казакова, Анатолий Жигулин, Владимир Санги, Василий Ледков, Юван Шесталов, Андрей Тарханов и многие-многие другие... Кто ещё может рассказать о ВЛК с большей любовью и знанием, как не выпускник курсов, их проректор (на протяжении почти 30 лет!), руководитель семинара поэзии, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, Международной премии им. М.А. Шолохова Валентин СОРОКИН.

Подвигу народа посвящается

То, что пришлось мне с другими зрителями пережить на том театральном спектакле, Аристотель назвал «катарсисом» — «очищением страхом и страданием». Сегодня это совсем не просто. Телевизионное тиражирование кровавых сцен побуждает даже подростков к холодному насилию над ближним. От такой обыденности до катарсиса — дистанция огромного размера. Но меня заставило взяться за перо потрясение, вызванное искусством трагическим и светлым.
Современные драматурги, каза-лось, оставили жанр трагедии временам Пушкина и Лермонтова. Но Александр Кравцов заведомо поставил это опасное слово на афишу спектакля Московского театра «Мир искусства» по своей пьесе «Расстрелянная соната». Он же в качестве режиссёра-постановщика сделал всё возможное, чтобы жанр стал сутью, а не пафосом действия. На сцене — подробная жизнь наших предков в «сороковые роковые», однако очень скоро исчезает временное пространство между публикой и сценой. Зал заполнен студентами, врачами, учителями, старшеклассниками – более чем разными людьми, готовыми в силу возраста и опыта по-разному и оценивать спектакль.

К 180-летию Василия Владимировича Пукирева

В сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке зрители увидели картину молодого художника В.В. Пукирева «Неравный брак». Она привлекла к себе общее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.
В.В. Стасов, увидев картину, разразился статьёй. «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни», — писал он. Полотно Пукирева, считал критик, — «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы».

Премьера «Тартюфа»

Порой завзятые театралы довольно остро рассуждают о том, почему Жана Батиста Мольера особенно часто столичные театры (да и не только столичные) ставят все чаще и чаще. Обычный и единственно правильный ответ: этот французский классик, отдалённый от нас уже веками, ворвался в наш суматошный, стремительный и очень непростой век, оказавшись, по сути, просто во многом нашим современником.
И в этом вторжении нет сомнения. Более того, Мольер очень даже уместен в наши дни. И мы, зрители, попадаем во Францию XVIII века. А на дворе XXI век. Кажется, всё нынче совершенно иное. Ан нет. Мы знаем по нескольким нынешним постановкам (речь пойдет про «Тартюфа» в Москве), не только по «Тартюфу», но и по «Мольеру, или Кобале святош» Булгакова, включая и интереснейшую телевизионную версию Анатолия Эфроса — это уже страница биографии автора. И всё это постоянно волнует зрителя. Почему? Об этом чуть дальше. А сейчас хочу сказать, что «Тартюф» при постоянных аншлагах идёт сегодня аж в четырех театрах — в МХТ имени Чехова, в Ленкоме, в «Вишневом Саде», в театре «На Перовской», а совсем недавно появилась премьера на Малой Бронной.

К 150-летию Михаила Васильевича Нестерова

Не мила была Петербургская академия художеств ученику её, 18-летнему уроженцу Уфы Михаилу Нестерову. Не ладились у него отношения с нею. Эскизы писал заведомо тенденциозные. За один такой на батальную тему – «Проводы войск на войну в провинциальном городке» — он получил даже официальный выговор, который вполне заслужил, поместив в числе действующих лиц самого ректора академии, кого-то из профессоров да бравого вахтера включительно. В этюдный класс Нестеров не ходил, рисунок на вечеровом делал нехотя. С удовольствием бывал только в Эрмитаже, где, получив на то разрешение, копировал «Неверие Фомы» Ван Дейка. Здесь и обратил на него внимание известный художник Иван Николаевич Крамской.

Концерт, посвящённый 25-летию «Казачьего Круга»

 26 апреля в Большом зале Дома кино в рамках III Славянского музыкального форума «Золотой Витязь» состоялся концерт, посвящённый 25-летию фольклорного ансамбля «Казачий Кругъ».
Участники инициативы «Походъ», предпринятой творческим объединением «Казачий Кругъ», за прошедшие годы организовали фольклорные экспедиции в регионы России, провели выступления народных коллективов, фольклорные фестивали, выставки. Они осуществляют издательскую деятельность, распространяют диски с записями народных песен. К сотрудничеству с Инициативой «Походъ» привлечены художники, писатели и журналисты. Коллектив «Казачий Кругъ» ведёт работу по традиционному, патриотическому воспитанию молодёжи.
В записи прозвучало поздравление «Казачьему Кругу» от председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова, который отметил, что в казачьей песне выражается душа народа.

Япония и Россия ради достижения лучшего взаимопонимания традиционно интересуются культурой друг друга. Причем представители Страны восходящего солнца всегда из российской культуры предпочитали только самое выдающееся. Большой популярностью, например, у восточных соседей до сих пор пользуется педагогика Льва Толстого. Она реализуется в университете Сева-Дзеси, который тесно общается с музеями и с потомками писателя.

17 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге состоялось вручение премии литературно-художественного журнала «Нева». В разное время её лауреатами становились известные всей России персоны: А. Городницкий, А. Кушнер, А. Шацков…
На протяжении многих лет журнал «Нева» объединяет вокруг себя литераторов советского и постсоветского культурного пространства. Это происходило даже тогда, когда многим казалось, что объединять уже попросту нечего и некого. Любое испытание, которое приходится выстрадать России, в определённом смысле является отражением её нравственного содержания. Отечественная литература продолжает переживать далеко не лучшие времена, но, как писал классик, «не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»! В этом ваш покорный слуга мог неоднократно убедиться, встречая в жизни многих замечательных людей, чей благородный труд не может оказаться напрасным, потерянным в бездне времён. Конечно, тяжело! Но именно поэтому Россия остаётся страной, где сопереживание становится основой для духовного подвига.

На своей 30-й сессии в 1999 году ЮНЕСКО приняло решение о ежегодном праздновании Всемирного дня поэзии в день весеннего равноденствия.
В России одной из первых откликнувшихся на призыв почтенной организации стала газета «Слово», которая на страницах своего специального номера разместила стихи 12 поэтов и собрала их 21 марта 2005 года в переполненном зале старейшей Тургеневской библиотеки, чтобы как-то опровергнуть грустный парафраз о том, что «поэт в России больше не поэт!».
В 2006 году уже на уровне Минкультуры России было принято решение о возрождении прервавшего свой ежегодный регулярный выход (1956—1990 гг.) альманаха «День поэзии», новый «бренд» на который официально был оформлен ассоциацией «Лермонтовское наследие», возглавляемой правнучатым племянником и полным тёзкой великого русского поэта Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он же как председатель Попечительского совета и стал главным спонсором издания. Позднее к славному делу попечительства подключился известный российский предприниматель и прекрасный поэт, президент литературного фонда «Дорога жизни» Дмитрий Мизгулин, который вполне разделял взгляды князя П.Вяземского о том, что «Книга есть продукт умственной промышленности».

Григорий БЛЕХМАН
Я не трушу,
Я спокоен…


Когда-то в уже очень далёком 1886 году апрель подарил нам соотечественника, чей ПОСТУПОК в тоже далёком теперь 1921 году сделал его имя символом.
 Он мог отречься от своих «монархических» взглядов, от товарищей, в чьём заговоре поэт не участвовал, – на следствии такое предложение ему было сделано. Но посчитал, во-первых, ниже своего достоинства в чём-то оправдываться и, во-вторых, сказал, что офицеру, единожды давшему присягу, пойти на такое – позор. Хотя и понимал, чем ему это грозит.
Так бывает редко, когда Богом данный уровень дарования Художника, совпа-дает с уровнем его личности. У поэта Серебряного века Николая Гумилёва это совпало. А наш самый беспристрастный судья – время определило для его имени бессмертие.
В этом году 15 апреля Поэту исполняется 126 лет, а в конце августа – 91 год с той роковой ночи, когда его не стало. Но мы – уже далёкие его потомки говорим о нём как о современнике.

Один из величайших поэтов XX века Николай Степанович Гумилёв родился 15 (3) апреля 1886 года в Кронштадте, который в то время сотрясали штормы и бури, что, по определению близких Гумилёва, было предзнаменованием бурной жизни, которую предстояло пройти новорождённому. Что и случилось на самом деле.
Прошло столько времени со дня страшной гибели поэта, а в его жизни и в его творчестве открываются всё новые и новые страницы. Появляются воспоминания его современников, новые исследования его творчества, открываются некоторые спрятанные и засекреченные страницы, касающиеся его гибели.
Поэты, писатели, журналисты, исследователи вспоминают и пишут о Гумилёве. Сведения, изложенные в их трудах, разные, и это говорит о том, насколько был неординарным, гениальным, с разносторонними интересами и увлечениями этот незаурядный, великий человек. Жаль, что в последнее время как-то отошло в сторону стремление его понять. Но понять Гумилёва, а значит, и Серебряный век русской поэзии, необходимо, иначе мы не будем объективно воспринимать всё, что нам известно о поэте: его творчестве и его жизни, трагической судьбе. Той судьбе и того пути, влияние которых на наше общество огромно. Ведь из живой жизни отечественной культуры было так много насильственно изъято. Поэтому, говоря о Николае Гумилёве, нельзя забывать о главном: что поэт в России — больше чем поэт, а его судьба — всегда больше биографии.

Один философ справедливо заметил, что «первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование ярких, выдающихся личностей». С этой точки зрения писательский городок Переделкино — сакральное место. Здесь многие годы трудились люди, кого принято называть «небожителями» отечественной культуры. К счастью, и сегодня на территории переделкинских духов продолжают жить, работать и отдыхать наши писатели-современники. Их много, каждый по-своему индивидуальность, творческая судьба которого отмечена достижениями. Большими или меньшими – это другое дело! Перефразируя Гертруду Стайн, скажем: «Писатели не бывают ни плохи, ни хороши, они таковы, каково время, в которое они живут». Но для тех и других Переделкино было и останется чудодейственной мастерской, где, по свидетельствам очевидцев, поселилось вдохновение и где результаты этого божьего отсвета воплощаются в литературные творения.

80 лет исполнилось народному артисту России, ведущему актёру МХАТ им. Горького Юрию Васильевичу Горобцу. Этого замечательного мастера театра и кино прекрасно знают три поколения зрителей нашей страны, за его плечами свыше 200 театральных и экранных работ в русской и советской классике. Естественный, предельно достоверный, обаятельный, владеющий всей палитрой перевоплощения – таков этот русский актёр.

Лев Аннинский на дискуссии «Общечеловеческая истина и национальные судьбы в литературе» предложил считать русскими некий коктейль, а-ля «кровавая мери». Коктейль из трёх позиций — не иначе как  по аналогии с трёхцветным российским флагом. Итак, хотите получить русского по рецепту Аннинского? Записывайте: смешайте в равных долях славянина, тюрка (подчеркиваю, тюрка, а не татарина. — М.Ш.) и финно-угра — и вот он готов. Причем понятие тюрок (чурок в просторечии) неохватно, к ним можно приписать любые азиатские народы от эвенков до узбеков и таджиков, от татар до киргизов, так как словари, устав перечислять, пишут: «и др.». Так что ныне метущие улицу дворники никакие не мигранты, а истинные русские. Финно-угры на сегодняшний день — это венгры (около 14 миллионов), финны (5 миллионов), эстонцы (около 1 миллиона), мордва (843 тысячи), удмурты (637 тысяч), марийцы (604 тысячи). Но, по «коктейлю Аннинского»,  их не менее 1/3 в крови русского населения. Сколько же самих русских (или я уже  запуталась? — М.Ш.) в крови тюрок и финно-угров, интернет стыдливо умалчивает. Сколько русских славян в 140 млн населении России, никто не считает, крошечное такое племя под сотню миллионов. Вот такой расклад — считай себя, кем хочешь, а лучше русским трёхцветным гибридом.

Век художников Чернышёвых-Горских

Московская живопись полна титанами. От передвижников, не гнушавшихся исканиями парижских барбизонцев и импрессионистов, до авангардизма сугубо русского разлива — со всеми соприкасалась она, вовлекая в орбиту своего стилевого потока. Широта её эстетической перспективы немыслима без чувства историзма, изворотов человеческой судьбы в этой данности художника независимо от исповедуемого жанра: парадный портрет, батальные сцены, пейзаж отеческой провинции или незамутнённые жизнью детские образы. И тем не менее мир московской живописи, разбредись он, разлейся в культуре окружающих народов, не ограничивал бы себя древнерусским истоком, принципами видения с кремлёвского холма и народным духовидческим прозрением.

Почему у нас так сильна тяга к своему, корневому музыкальному искусству?
Да потому что в мелодических ходах и текстах закодированы целые послания от старших поколений нынешним, и послания эти ориентируют на выживание даже не одного человека, а всего рода. Об этом размышляет руководитель хора имени Пятницкого профессор Александра Андреевна Пермякова.
— Почему вам так важно было участвовать в научно-практической конференции по проблемам народно-певческого искусства «История традиций и современность», которую провёл Государственный республиканский центр русского фольклора?
— Вообще-то наш хор на момент образования как раз и был фольклорно-аутентичным. На сцене выступали подлинные крестьяне в своих деревенских костюмах. Чтобы оторвать их от земли и заинтересовать, Митрофан Ефимович Пятницкий платил участникам собственные деньги за выступление. А сколько он сохранил песен второй половины Х1Х века, когда приезжал в медвежьи углы и записывал их на восковой валик!

«…И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово» – знаменитым «плакатным» строкам Анны Андреевны Ахматовой в этом году исполняется 70 лет!
Известно, что слово «СЛОВО» имеет 86 синонимов. Еженедельная газета «Слово» достойно использует их на своих страницах, а газетный логотип является как бы их квинтэссенцией.
В 2003 году газетой была учреждена премия «Золотое СЛОВО», лейтмотивом которой стали бессмертные ахматовские строки из процитированного выше стихотворения «Мужество».
За годы своего существования наша газета по праву заслужила репутацию одного из наиболее компетентных изданий, отмеченных высокой печатью профессионализма, мастерства и неизменного вкуса...». В каждом номере газеты можно найти материалы, пронизанные любовью к России, её народу, её духовным истокам. Газету отличает государственный патриотизм, взвешенность суждений, высокий уровень авторского исполнения.

15 марта исполняется 75 лет великому русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину

Чего греха таить – в унынии пребываешь сегодня от опошления и упадка нашей культуры, от бедственного положения русского народа в собственной стране. Но всякий раз, глядя на такую вершину человеческого духа, совести и таланта, какой предстаёт перед нами Распутин, понимаешь, что Россия жива, жив и славен её народ, рождающий таких, как он, сыновей.
Сам факт присутствия исполинской фигуры Распутина среди нас — лучший довод против любых кладбищенских песен о России. Распутинское слово на протяжении полувека сберегает бессмертную душу народа, его язык, совестливое и героическое народное бытие. «Всю жизнь я писал любовь к России», — скажет Распутин и этими словами выразит главное о себе и своём творчестве. В наше надорванное время потери высоких смыслов и измельчания душ со страниц распутинской прозы нам светит всевечная любовь к людям, к своей земле, к своей истории.