Главное содержание

Два единомышленника, одинаково влюблённые в искусство. Итальянский посол даже женат на женщине из рода Медичи. Ирина Антонова 1 июля уволилась по собственному желанию с поста директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, чтобы перейти на почётную должность президента музея, а в августе Антонио Дзанарди Ланди покидает Россию, чтобы стать дипломатическим советником президента Итальянской Республики. Активизация культурных связей между Италией и Россией была во многом обеспечена этими двумя людьми. Без их доброй воли вряд ли было бы возможно такое пиршество выставок в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
К 155­летию со дня рождения Ильи Семёновича ОСТРОУХОВА

С именем замечательного художника, страстного коллекционера, попечителя Третьяковской галереи Ильи Семеновича Остроухова более чем с каким­либо другим именем связано открытие древней русской живописи. Появившись, расчищенная рукой искусного мастера, в его доме, в Трубниковском переулке на Арбате, древняя русская икона поразила всех своей невиданной красотой.
Сотни лет чёрные доски находились на чердаках, в чуланах, подвергаясь действию мороза и сырости, покрываясь голубиным помётом на колокольнях, осыпаясь, превращаясь в изъеденную червоточиной труху. И если древняя русская икона воскресла в начале прошлого столетия, этим мы обязаны прежде всего и больше всего русскому старообрядчеству и таким удивительным подвижникам, как И.С. Остроухов.
Так думает нижегородский писатель Захар ПРИЛЕПИН
 
Захар любит эксперименты над собой: не только сочиняет романы, но снимается в кино, а ещё поёт и пишет песни. Недавно с группой «Элефанк» выпустил мини­альбом под названием «Чисто по­пацански» и пластинку «Переворот», что послужило поводом для встречи с журналистами. «Переворот» подразумевается не политический, а внутренний, дающий свежую картину видения мира.
оглашаясь, что «маленький Наполеончик» в пишущем человеке всегда живёт, Захар иронизировал: теперь не знаю, чем заняться: литературой, музыкой или кинематографом. Конечно, вполне отдаёт себе отчёт, что он не певец и не актёр. Но когда сотоварищи­почвенники сетуют: «Как тебе не стыдно! Где это видано, чтобы русский писатель снимался в кино?!», отвечает, что никакого стыда по этому поводу у него нет: «Маяковский снимался в «Барышне и хулигане». Наверняка снялся бы и Есенин, да и Александр Сергеевич, будь тогда изобретена камера, едва ли упустил бы такую возможность...».
В канун дня рождения (21 июня) Валерия Сергеевича Золотухина мне хотелось бы поделиться с читателями воспоминаниями и размышлениями об этом человеке, о том богатом духовном наследии, которое он оставил.
Валерий Сергеевич отличался невероятной трудоспособностью. Параллельно с актерской деятельностью (до золотой сотни ему не хватило трех фильмов) Золотухин успел осуществить значимые общественно­духовные проекты: в своем родном селе Быстрый Исток в основном на собственные средства построил православный храм, в Барнауле – Молодежный театр. Оставил серию искренних дневников и рассказов о себе и своих современниках. Последние полтора года, наряду с руководством барнаульским Молодежным театром, руководил Театром на Таганке. Но самое главное его детище – создание и реализация Общенациональной программы «В кругу семьи», в которой он являлся художественным руководителем.
В этом году, 6 июня, исполнилось 214 лет со дня рождения Александра Сер­геевича Пушкина. Государственный музей имени великого поэта по традиции принимал всех любителей поэзии, литературы и истории, почитателей его гения на программу празднования Пушкинского дня России, Дня русского языка.
В этот день Государственный музей А.С. Пушкина отметил также крупное историческое и культурное событие столицы — открытие нового филиала — Дома­музея Василия Львовича Пушкина (ул. Старая Басманная, 36). Василий Львович Пушкин, родной дядя А.С. Пушкина, известный стихотворец XIX века, жил в этом небольшом одноэтажном особняке с 1824 года. Здесь бывали и видные литераторы, и его знаменитый племянник. Экспозиция воссоздает интерьеры позапрошлого столетия, а главное – саму атмосферу этого замечательного дома.
Прошлым летом я опять приехала в Баден­Баден – и вновь на свидание с русским искусством в этом городе, уютном, открыточно красивом. На этот раз знаменитый концертный зал предоставил свою сцену прославленной Мариинке. Валерий Гергиев привёз в те дни «Бориса Годунова» и прекрасную фортепианную программу Дениса Мацуева: 2­й концерт Рахманинова и «Картинки с выставки» Мусоргского.
разу нахлынули воспоминания от предыдущего посещения, которое также было приурочено к гастролям Мариинки с участием Анны Нетребко. Давали две оперы – «Алеко» и «Иоланту». Оперное знакомство неожиданно началось с личного короткого общения с самой дивой. Гуляя по городу, заглянули в небольшой обувной магазинчик. Вдруг дочка моей подруги толкнула меня в бок и зашептала: «Тётя Ира, смотрите – Нетребко!».
Опера «Пиноккио» в Музыкальном камерном театре им. Б.А. Покровского
 
Озорной, порой хитроватый, а порой совсем наивный и доверчивый деревянный мальчишка по имени Пиноккио уже «выскочил» из знаменитой книжки флорен­тийца Карло Коллоди и поселился во многих странах, в том числе и в России.
...И вот сейчас знаменитый театр им. Б.А. Покровского преподнёс своим потенциальным зрителям семейный спектакль­оперу талантливого и широко известного в Европе композитора Пьеранджело Вальтинони. Теперь герои Коллоди запели и, судя по премьере «покровцев», делают это не просто успешно, а с подлинным блеском. В стремительном разноцветном развитии событий у зрителей голова буквально идёт кругом, и переполненный зал не прочь подпевать всем, кто живет на сцене...
Эта небольшая муниципальная галерея, одна из многих в Москве, притаилась на первом этаже сталинского жилого дома в Измайловском проезде, и если бы не афиши на фасаде здания, найти её в этом тихом, погруженном в зелень лесопарков районе было бы непросто. И действительно, в соседстве с такими культурными объектами района, как музей­усадьба «Измайлово» и Измайловский парк культуры и отдыха, трудно выделиться, привлечь внимание посетителей, обрести собственную аудиторию. И всё­таки у галереи «Измайлово» есть своё, узнаваемое лицо, свой характер и путь. В её стенах кипит активная культурная жизнь: меняются экспозиции, звучит классическая музыка, раздаются детские голоса, ведутся споры о современном искусстве. Здесь получают признание мастера изобразительного искусства и постигают азы живописи будущие художники.
4 июня 2013 года исполнится
110 лет со дня рождения
всемирно известного дирижера,
выдающегося музыканта ХХ столетия Евгения Александровича МРАВИНСКОГО

Газета «Слово» встретилась с вдовой маэстро Александрой Михайловной ВАВИЛИНОЙ­МРАВИНСКОЙ — «золотой флейтой» заслуженного коллектива России Ленинградского академического симфонического оркестра филармонии, профессором Петербургской консерватории.
— Александра Михайловна, как Вы считаете, слова «великое видится на расстоянии» применимы к Мравинскому, и возможно ли в газетном интервью раскрыть образ такого человека, как Евгений Александрович?
— В этом году Евгению Александровичу Мравинскому исполнилось бы 110 лет. Прошло уже 25 лет, как он ушёл в иной мир бытия (19 января 1988 года). Нам всем, в различной степени связанным с Чистой музыкой, так недостает его. Так возрастает степень его величия в искусстве воссоздания лучших творений авторов прошедших эпох в их эталонном исполнении, почти подлинности.
Божье предназначение — служить Музыке – обязывало его быть неподвластным данности. «Быть у времени в плену» означало для Мравинского «переселение души» в эпоху композитора. Проникновение в атмосферу сочинения и – учитывая правила, соответствующего эпохе стиля – раскрытие в произведении авторского замысла.
Внезапный апрельский телефонный звонок радостью ворвался в мою жизнь. Приятный женский голос сообщал, что подведены итоги литературного конкурса «Наследие», посвящённого 400-летию Дома Романовых и проведённого на сайте «Стихи.ру». В связи с чем я должна прибыть в Москву на вручение приза в присутствии Великой княгини Марии Владимировны Романовой.
На мои сомнения в целесообразности поездки секретарь отвечала: «Ваши стихи понравились членам жюри, думаю, Вы будете призёром. Мы бы хотели Вас видеть». И добавила, что нужно прийти пораньше – для регистрации, если хочу что-то прочитать. Итак, все прежние планы летят в сторону, билеты взяты, я с семьёй еду в Москву.
Ветреным апрельским вечером 18-го числа в филиале Малого театра, что на Большой Ордынке, давали «Пиковую даму» в постановке Андрея Житинкина. До сих пор Пушкина осмеливался дописывать лишь Пётр Ильич Чайковский, сочинивший, как известно, собственное либретто к одноименной опере. Андрей Альбертович Житинкин рискнул вклиниться в эту компанию небожителей и представил на суд зрителей собственную сценическую версию пушкинского произведения. Надобно признать, что режиссёр, дописывая сцены, которых не было у автора, вводя новые персонажи, едва намеченные в оригинале, не разбавил мощный и выразительный пушкинский слог. В спектакле появляется Дворецкий, которого нет в повести и за сына которого, как сообщал нам Пушкин в «Заключении», выходит замуж приёмная дочь старой графини Лизавета Ивановна.
И Господь воздаст мне
полной мерой
За недолгий мой и горький век...
Н. Гумилёв.
 
В день рождения выдающегося поэта Серебряного века Николая Гумилёва — 15 апреля — в Коктебели начался 8-й Международный Гумилёвский поэтический фестиваль, который с 2006 года стал ежегодным. Этот праздник памяти поэта, окрашенный его поэтическим словом, длился в течение трех дней. Открытие состоялось у памятника Н.С. Гумилёву, воздвигнутого в том же 2006 году по инициативе основателя и бессменного председателя Организации возрождения культуры Коктебели, поэта, писателя и публициста Вячеслава Ложко – организатора и души всех восьми Гумилёвских фестивалей.
Нынешнюю молодежь долго подвигали к жёсткому прагматизму «жизнь — бизнес», оттого и досуг желателен бездумный, оттого и взгляд на искусство как на сферу развлекательных услуг. Однако 21 год в Москве живет театр «Мир искусства». За все эти годы ни шагу в сторону от избранного ещё в 1992 г. художественно-просветительского направления, верного гуманности и глубины русской классики. Традиции эти воплощены в драматургии и режиссуре основателя театра и его руководителя Александра Михайловича Кравцова. Несмотря на букет изнурительных болезней, он и на восемьдесят втором году жизни способен повести за собой молодежные аудитории.
Гостеприимной заставой, принимавшей гостей, приехавших в Санкт-Петербург, стала недавно редакция журнала «Нева»: ежегодно в день основания журнала проводится церемония вручения премий за лучшую публикацию минувшего года. Гостям церемонии, лауреатам премии, вручаются памятные дипломы и медали. Этому мероприятию присуща особая праздничная атмосфера, ей способствует не только чудесное весеннее солнце Северной столицы, встречающее приезжающих, но и сама концепция премии. Ведь ее номинации обозначены цитатами пушкинских стихов. И номинация «Пристают к заставе гости» прежде всего и появилась для того, чтобы отмечать публикации авторов, которые и вдали от берегов Невы плодотворно работают в поэзии и которые являются живым воплощением продолжения традиций, заложенных «солнцем нашей поэзии». Номинация эта была учреждена совместно с литературным фондом «Дорога жизни», возглавляемым прекрасным «мастером слова» Дмитрием Мизгулиным, а её лауреатами становились такие значительные поэты, как Андрей Шацков (премия за 2010 год), Валерий Дударев (за 2011).
В предыдущем номере «Слова» на первой полосе читатели увидели портрет художественного руководителя МХАТ имени М. Горького, народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной. Церемония награждения великой актрисы премией «Золотое слово» стала незабываемым праздником для всех, оказавшихся в тот вечер в театре на Тверском бульваре. Под крики «браво!» и «бис!», среди моря цветов, улыбок и оваций переполненный зал приветствовал великую актрису, только что сыгравшую главную роль в чеховском «Вишнёвом саде». Церемонии предшествовал один примечательный эпизод, достойный того, чтобы рассказать о нём нашим уважаемым читателям.
Через толпу поклонников и поклонниц к рампе неожи-данно для всех прорвался молодой человек в форме курсанта-моряка. Чеканным шагом он прошёл от края сцены до середины, повернулся к Татьяне Васильевне лицом и, сделав ещё два шага вперёд, встал на одно колено и протянул ей букет красно-оранжевых роз.
Получаю я в своём журнале «Честь Отечества» вот такое послание преподавателя истории Театрально-художественного колледжа № 60 Галины Павловны Бармянцевой: «Традиционно, в начале учебного года, обращаюсь к своим студентам с просьбой написать небольшое сочинение на тему: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». К сожалению, с каждым годом таких работ становится всё меньше, тем более ценны они для меня, преподавателя истории. Храню их в кабинете истории, зачитываю на уроках, посвящённых Великой Отечественной войне, использую при подготовке интегрированного урока по истории и литературе, который мы с преподавателем литературы И.Л. Власовой, ежегодно проводим с первокурсниками в форме альманаха «Перебирая наши даты...» в преддверии Дня Победы.
Москва для него – это огромный мир, в который он вошел 27 апреля 1926 года. Замоскворечье, там жил его дядя. Слева — Каменный мост, справа – роддом. Хотя страна была безбожников, мать и отец были верующие. Крестили младенца в храме Николы в Темниках.
Сама же семья Рогозиных жила в Марьиной Роще в двухэтажном доме, что на Стрелецкой улице. Шесть человек теснились в 12-метрой комнате. Соседями были капитан Мягков Алексей Герасимович с двумя детьми, в другой комнате – два брата — музыканта. Замков, запоров не было. Одним словом, свобода и равенство. Братья слыли ребятами шалыми. Занимали у Рогозиных деньги, но отдавали вовремя.
Выставка Павла Никонова в галерее «Ковчег»
Экспозицию, вобравшую малоизвестные работы разных лет, назвали «Павел Никонов. Тогда и теперь». Нельзя сказать, что она брызжет оптимизмом. Но чувствуешь себя в окружении этих картин хорошо, надёжно, они согревают, а не вытягивают энергию. Вот «Ненастье» (1984): вдоль покосившегося забора человек тащит в загон корову, «Бессонница» (1995) — с тревожной рамой одинокого окна, «Птичка»-невеличка на крыше сарая, «Несущий крест» (2005), «Высохший колодец», «Портрет со спины», «Косец», «Странники», напоминающий Шагала «Пейзаж с космонавтом», много натюрмортов.
В этом году VIII международная специализированная выставка-ярмарка «Cанкт-Петербургский международный книжный салон-2013» пройдёт в историческом центре города на Неве – Центральном выставочном зале «Манеж» (Исаакиевская площадь, дом 1). Решение об этом было принято Правительством города. ЦВЗ «Манеж» — один из известнейших выставочных залов города. Новое место проведения придаст книжному салону истинно петербургский стиль и сделает его более доступным для посещения большего количества горожан и гостей города.
В среду 27 марта МХАТ им. Горького в очередной раз давал чеховский «Вишнёвый сад» в постановке художественного руководителя театра народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной. Спектакль этот с неизменным успехом идёт в здании на Тверском бульваре уже четверть века. Прекрасные исполнители, лучезарным центром которых остаётся королева русской сцены Татьяна Доронина в роли Любови Андреевны Раневской, прекрасное художественное решение сцены, костюмов, освещения — всё здесь с чувством, умом и талантом передаёт непередаваемое: чеховский дух, благородство милых и беспомощных людей, безжалостное движение времени, само дыхание русского театра. Новый человек нового века Лопахин неотвратимо надвигается на Русь, вырубая вишневые сады, — как понятно, нам, нынешним, это смятение перед железной пятой незваных пришельцев…
фестиваль «Коктебельская весна-2013»
Близится очередная знаменательная дата – день рождения Николая Степановича Гумилёва, великого русского поэта, одного из столпов Серебряного века. Н. Гумилев родился 3 апреля (15 по новому стилю) 1886 года в Кронштадте.
Время не отдалило Н. Гумилёва от поклонников его творчества, его незабываемой поэзии. В его жизни, в его творчестве открываются всё новые и новые страницы, а исследования продолжаются. И труд настойчивых исследователей даёт результат. Приоткрываются тайны, спрятанные и засекреченные страницы, касающиеся гибели Н. Гумилева, его жизни, его творчества.
И вот уже молодёжь XXI века зачитывается стихами Н.С. Гумилёва, а в настоящее время это ох, как немало. Они открывают удивительный мир, увиденный и описанный Н. Гумилёвым.
8-й поэтический фестиваль «Коктебельская весна-2013»
15 апреля и в России и за её пределами будут особенно много говорить о выдающемся русском поэте Николае Гумилёве. И не только потому, что в этот день 127 лет назад он родился и его строчки занимают видное место в антологии мировой поэзии, но и потому, что в любых обстоятельствах поэт оставался верным данному слову, которое всегда было для него свято.
Последний месяц лета стал последним в его жизни. Третьего августа 1921 года поэта по ложному обвинению арестовали, а в ночь с 26-го на 27-е — расстреляли. Но даже в тот трагический для него месяц он вёл себя так, что и сегодня мы говорим о нём с восхищением, хотя боль утраты от этого не ослабевает.
Бедный, бедный Легар, или Унылая вдова
«Весёлая вдова» в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
...Итак, оперетта! И не просто классическая оперетта. Ведь не случайно в музыкальных кругах уже давно бытует аксиома: есть опера, оперетта и Легар. Франца Легара, как видите, выделяют особо, и на то есть весомые обстоятельства. Именно его сочинения действительно, как брызги шампанского — изящные, стремительные, полётные, исполненные поразительной красоты мелодий.
Среди шедевров композитора первое место принадлежит «Весёлой вдове». Её часто ставят, её снимают в кино, в ней (в фильме) выступила сама Елена Образцова; и вот сейчас в «театре поющего актера» состоялась премьера «Весёлой вдовы», поставленная известным режиссером драматического театра Адольфом Шапиро в его сюжетном авторском варианте. Этого спектакля ждали любители жанра, заранее предвкушая, сколько нового, сколько ярких откровений и открытий принесёт спектакль. Ждали и дождались!..
Состоялся пленум правления Союза писателей России
Проблема русского слова как национального достояния, поднятая председателем Союза писателей России, заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Ганичевым на недавнем заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, вошла и в повестку дня пленума правления Союза писателей России, который состоялся 20 марта сего года.
Феномен России, выживающей и существующей, по выражению одного английского автора, «несмотря ни на что», с давних пор вызывал неприязнь и раздражение Европы. Впрочем, грандиозные исторические феномены — Россия как раз из числа таковых — питаются и взращиваются великими идеями, а вовсе не соотношением «производительных сил» и «производственных отношений».
«Религия, и именно Христианство, — писал в XIX веке обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, — есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной Культуры».
Василий Вдовин — московский художник и дизайнер. Окончил Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова в 1985 году. Автор известных дизайнерских проектов, таких как: графическое оформление встречи на высшем уровне Рейган—Горбачёв «Summit-88», фирменный стиль театра «Детектив» под управлением Василия Ливанова (1989 год), эмблематика «Комитета спасения Волги» Василия Белова, ф/стиль ТВ Центра 1998 год; работал арт-директором телекомпании «ТВ Центр», издательского дома «Пушкинская площадь».

135 лет — Б.М. кустодиеву
В 1920 году в Мариинском театре ставили оперу А.Н. Серова «Вражья сила». Федор Иванович Шаляпин был одновременно режиссером спектакля и исполнителем партии Еремки. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит», — не сговариваясь, решили просить об этом Бориса Михайловича Кустодиева. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского?

С недавних пор на телеканале «Подмосковье» в небольшой еженедельной программе «Карта туриста» в качестве ведущего стал появляться обаятельный актёр Николай Алипа, 30-ти с небольшим лет. Три года тому назад он приехал в Москву из Донецка, где окончил театральное училище, а затем некоторое время работал в Симферопольском театре. Теперь, по всей видимости, он уже ассимилировался в избалованной и развращённой всякого рода зрелищами столице и, насколько можно судить, вполне вписался в московский театрально-кинематографический и телевизионный антураж.

Как, оказывается, давно я смотрел «Ностальгию» Андрея Тарковского. И как плохо слышал, о чём кричал там умный сумасшедший перед другими пациентами психиатрических клиник, отпущенных за недостатком мест. Пленился красотой кадра, водопадом лестницы с мёртвым хором ещё живых безумцев. И вздрогнул, когда оратор, окатившись бензином, вспыхнул и заметался факелом среди отпрянувших товарищей по безумию.
А кричал-то о чём? О чём хотел предупредить страшной своей смертью? А вот теперь услышал и заторопился отмотать ленту назад (спасибо технике) к первому появлению безумного героя в картине, когда он шепчет, что был эгоистом и хотел спасти семью, а спасать надо всех, весь мир. И капает на ладонь масло перед глазами русского писателя для наглядности мысли: «Одна капля. Ещё одна. Делается одна большая капля. Не две».

Уже стало почти системой то, что в столичных театрах — а их в Москве больше сотни — спектакли идут в полупустых залах, а то и вовсе пустых. Мы знаем, что множество спектаклей существует благодаря бесплатным приглашениям на просмотр либо пенсионеров, либо солдат, либо студентов. В аншлагах только совсем немногие театры, так сказать, фавориты зрительских симпатий...
Правда, замечено, что очень часто на столичные зрелища в связи с приездом гастролёров приходит едва ли не толпа театралов. И это касается не только зарубежных гостей. Вот об одних из недавних гастролёров русской провинции хочется рассказать, тем более что состоялись они на сцене Малого театра, что, понятно, очень почётно.

В артгалерее «Дрезден», что в Гостином дворе, прошла выставка «Магический квадрат», в которой участвовали четыре самобытных художника: Юриан Беляев, Наталья Маркова, Александр Поленов и Александра Загряжская. Все они объединены общей принадлежностью к новому направлению — русскому консервативному авангарду. И большое количество посетителей на вернисаже говорит о немалом интересе к представленному на выставке направлению.
Совместный проект столь непохожих художников выглядит вполне органично, более того, это творческий ответ на кризисные явления в современном искусстве, принявшие форму так называемого актуального искусства, на самом деле ничего общего с изобразительным искусством не имеющего.
Выставка дает дополнительный импульс в современном восприятии фундаментальных традиций мировой и отечественной живописи, что отмечали и посетители. В «Магическом квадрате» можно увидеть и современное преломление эстетических традиций Серебряного века и «мира искусства», и своеобразное проявление лёгкого модерна.

В начале 1872 года в гости к Павлу Михайловичу Третьякову приехал из Саратова его близкий друг – купец Тимофей Ефимович Жегин. После крепких объятий, радостных восклицаний, расспросов о дороге, здоровье семьи, городских новостях, купеческих делах хозяин и гость, прежде чем сесть за праздничный стол, принялись знакомиться с новыми картинами, приобретёнными Третьяковым.     
— А я тебе скажу, дорогой Павел Михайлович, — говорил Жегин, — вытеснят тебя картины из дому, и станешь ты жить на улице. Вытеснят, вытеснят, помяни мое слово. И принять ты меня в доме не сможешь. Будем чаи гонять в садике, на свежем воздухе.
И оба рассмеялись.

С 3 по 7 ноября состоялась поездка в Сербию президента литературного фонда «Дорога жизни» поэта Дмитрия Мизгулина и писателя Сергея Козлова в Белград по приглашению министерства культуры и информации Сербии. Она стала продолжением уже налаженных связей с писательским сообществом братской страны.
Начало было положено три года назад введением новой номинации международной литературной премии «Югра», учреждённой фондом «Дорога жизни». Номинация получила название «Славянская книга» и вручается славянским писателям за переведённые на русский язык книги.
Первый лауреатом стал белорусский поэт Адам Глобус. Вторую премию получил имеющий мировую известность сербский писатель и академик Горан Петрович. Вторую премию также получил сербский писатель, профессор Белградского университета Михайло Пантич. Сербские авторы также публиковались в литературном альманахе «Дорога жизни». У Сергея Козлова в Сербии вышли в переводе Любинки Милинчич две книги: «Зона Брока» и «Мальчик без шпаги». У Дмитрия Мизгулина вышел сборник стихотворений «Утренний ангел», за которую переводчик Душко Паункович был удостоен в этом году престижной литературной премии. И в октябре этого года в Белграде, в издательстве «Руссика» вышла совместная книга Сергея Козлова и Дмитрия Мизгулина «Дневник и Ночник». Своеобразный афористичный философский дневник авторов. Следует отметить, что тысячные тиражи предыдущих книг авторов уже были распроданы, а часть по просьбе авторов была передана в 200 библиотек Сербии.

«Война и мир Александра I» в Центре славянской письменности и культуры

Фильм приурочен к 200-летию победы над Наполеоном. Сценарий написала Елена ЧАВЧАВАДЗЕ, режиссер — Галина ОГУРНАЯ. Это документальное, очень качественное кино, которое смотрится на одном дыхании, вовлекает вас в сложнейшие политические и духовные перипетии эпохи 1812 года. Начинаешь сопереживать всему происходящему на экране, удивляться, как же удалось авторам перелопатить и переварить такие неподъемные глыбы серьезнейшего материала. Как не утонули они в этой грозной пучине, а легко все изложили, выстроив произведение абсолютно прозрачное, стройное, понятное даже тому, кто не является докой в истории тех лет.

«Война и мир Александра I» в Центре славянской письменности и культуры

Фильм приурочен к 200-летию победы над Наполеоном. Сценарий написала Елена ЧАВЧАВАДЗЕ, режиссер — Галина ОГУРНАЯ. Это документальное, очень качественное кино, которое смотрится на одном дыхании, вовлекает вас в сложнейшие политические и духовные перипетии эпохи 1812 года. Начинаешь сопереживать всему происходящему на экране, удивляться, как же удалось авторам перелопатить и переварить такие неподъемные глыбы серьезнейшего материала. Как не утонули они в этой грозной пучине, а легко все изложили, выстроив произведение абсолютно прозрачное, стройное, понятное даже тому, кто не является докой в истории тех лет.

Галина Сергеевна Преображенская — художественный руководитель и директор «Московского дома романса», ежегодного Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада», заслуженный деятель искусств России. Окончила Музыкально-педагогический институт
им. Гнесиных. Работала концертмейстером оперного и камерного классов института, а также Московской государственной филармонии. Выступала в ансамбле со знаменитыми отечественными и зарубежными певцами. Первой в послереволюционной России возродила традиции русского музыкального салона.
— Галина Сергеевна, даже этот краткий послужной список красноречиво говорит о неуёмной энергии музыканта и организатора. Создание столь популярного нынче конкурса и Дома романса выпало на самое тяжёлое для страны время. Как вам это удалось, и в чём секрет?

В этом году это её единственный концерт в столице, и благодарная публика кричала «Браво!» и неистово рукоплескала. «Чао, бамбино, сорри..», «Прости мне мой каприз», «Подмосковные вечера» вызывали бурю оваций. Эта взаимная любовь, возникшая 45 лет назад — в 1967 году певица впервые выступила в СССР с оркестром Поля Мориа и французским мюзик-холлом, — не кончается по сей день.
Накануне, на пресс-конференции в гостинице «Националь», Мирей Матье говорила, что невероятно счастлива вновь встретиться с Москвой.
Когда спросили, что во Франции и её личной жизни изменилось с приходом нового президента, Мирей сказала: «Месье Олланд был избран народом, и надо этот выбор уважать. Я же вне политики». Она занята любимым делом и живёт страстью к своей профессии. «Мне повезло родиться настолько пронзительно бедной, что не оставалось ничего иного, как научиться много и хорошо работать. До того как стать певицей, мы с сестрой ездили на завод, где делали конверты. Приходилось вставать в 4 утра, но я не роптала, потому что приносила деньги в семью», — вспоминает она. Рассказывает, как «мама кипятила на печи воду в тазу, чтобы вымыть всех детей — их в семье каменщика Матье родилось 14.

В этом году Дмитровская музыкальная школа отмечает 75-летие. Сегодня это самое крупное учреждение дополнительного образования в районе, в школе учатся 475 ребят. К тому же музыкальная школа — один из важнейших культурных центров города, привлекающих не только дмитровчан, но и гостей
из всего Подмосковья.
Накануне празднования юбилея мы побеседовали
с руководителями школы — директором Анной Николаевной ЮЖАКОВОЙ и завучем Еленой Борисовной МИЛУШКИНОЙ.
 —  Анна Николаевна, ваша активная деятельность в качестве руководителя сделала школу одной из самых успешных  в Московской области. Как вам это удалось?
— Музыкальная школа давно стала для меня родным домом, пожалуй, здесь я провожу гораздо больше времени, чем дома. Впервые я пришла сюда ученицей фортепианного отделения и больше уже никогда не расставалась со школой, за исключением периода обучения в училище, после окончания которого я вернулась сюда в качестве концертмейстера и преподавателя, совмещая работу с учебой в вузе. Вся моя жизнь так или иначе связана со школой,  а когда занимаешься любимым делом, то просто получаешь удовольствие от процесса. А достижения, которых у нас немало, — награда за профессионализм и усердие нашего замечательного коллектива.

На берегу черноморского побережья Сочи прошёл Пятый Всероссийский фестиваль школьных средств массовой информации и творческих коллективов «Пою моё Отечество!» 2012 года
Казалось бы, это рядовое мероприятие в рамках воспитательной работы не в стенах школы, а, так сказать, «на пленере». И всё же оно особенное, и не только потому что юбилейное, а потому что созвучно высказываниям В.В.Путина в печати и на встречах с педагогами по поводу состояния дел в школьном образовании. Владимир Владимирович придал особое значение образованию в современном обществе, как первостепенному в духовном развитии подрастающего поколения, отметив при этом доминирующую роль патриотического воспитания.
Но слово «патриотизм», согласитесь, само по себе мало что значит, если оно лишено внутреннего содержания, за которым юный гражданин должен чувствовать себя сопричастным к истории России, её бедам и радостям, в которой, как зерно, прорастает созидательное начало. Владимир Владимирович говорил о том, что талантливые дети не должны быть пропущены, потеряны. Необходимо лишь желание и ответственность учителей в поисках и развитии талантов. И при этом подчеркнул, что работа с одарёнными детьми принесёт плоды лишь в том случае, если ею серьезно заниматься на региональном и местном уровнях.

«И свет во тьме светит».
Л. Толстой.
«Глоток свободы» совпал для неё с обращением к декоративному искусству. И дело не только в большей степени формальной свободы, которую давал гобелен. Было ещё в нашей прежней большой стране и такое явление, как искусство республик Прибалтики и, в частности, литовский и латвийский гобелен. «Моя судьба была решена, — пишет Болотских в каталоге 2012 года, — я бросилась в море текстильных форм и их нефигуративных решений».
О гобеленах и «море текстильных форм» разговор особый. До и после были графика и живопись.