Главное содержание

Николай Офитов – русский поэт плоть от плоти своей земли. Он истинный крестьянский сын и по происхождению, и по мировосприятию. Потому и к нему, к его судьбе применительны строки, написанные другим нашим замечательным поэтом, земляком Николая Офитова Александром Ивановичем Люкиным: «Крестьянский сын, воспитанник завода и волею судьбы интеллигент».
И у Николая Викторовича за плечами долгая и непростая жизнь, куда уместились и учёба в сельской школе, в которую мальчишке приходилось бегать по просёлочным дорогам да полям за многие километры, и труд на земле. «Я законный наследник / Российского поля, / Тишины поднебесной, / Берёзок у дола»…
«На встречу дня!» — неизменное название литературной премии имени Бориса Корнилова прозвучало уже в девятый раз с момента учреждения. В Российской национальной библиотеке собрались почитатели богатых традиций русской словесности, поэты, журналисты…
Встречая новый день советского индустриального благополучия, поднимая своим словом «на встречу дня» и агитируя за лучшее, что есть в стране, Борис Корнилов, сам того не зная, переступил трагическую черту невозвращения. «Все вокруг хорошие, один я плохой» — так, по­есенински отстранённо, заявляет он позже, чувствуя, что ничего нельзя изменить. Арест, быстрый приговор, расстрел, забвение — через всё это предстояло пройти поэту, почувствовавшему сильную тягу к русскому слову, приехавшему знакомиться с Есениным и… не заставшему его в живых. История русской литературы состоит из трагических парадоксов.
Появление фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» пришлось на особое время. Как раз сегодня мы являемся свидетелями того, как возвращение Крыма и процессы суверенизации в Новороссии взбесили ту часть нашей творческой интеллигенции, которая по каким-то необъяснимым причинам называет себя «либеральной».
Эпизоотия клинического бешенства среди «либералов» не случайна. Начавшиеся объединительные процессы в обществе имеют родовой признак – как и 400 лет назад, они концентрируются вокруг идеи сбережения русской земли, которая реализуется национальным лидером.

Сотрудники музея-усадьбы Рериха в Изваре шутят, что у них в третий раз появился Иоанн Кронштадтский. Два первых посещения произошли ещё при жизни «всероссийского батюшки», а третье – 25 октября 2014 года, когда открылась в музее-усадьбе выставка картин священника церкви Воскресения Христова из села Яблоницы Иоанна Рейпольского. 

Подняв перед алтарем руки, возносит святой праведный Иоанн Кронштадтский свою молитву, и ей внимают не только посетители выставки, но и герои картин Рейпольского — так молитвенно сосредоточены и светлы их лики.

Ну вот, скажут, опять мюзикл. Да ведь эти мюзиклы растут в столице как грибы после дождя. И даже без дождя, в самое пекло растут… И далеко не всегда любителям жанра предлагают добротные образцы. Увы… Слово «мюзикл» просто уже стало «зазывным». И потому доверчивый зритель знакомится с этим жанром по спектаклям среднего — если не сказать низкого — качества, многие из которых выросли из беспомощного подражания западным, американским образцам, например «Чикаго».
Надо признаться, что и в «Московской оперетте» было немало мюзиклов далеко не самого лучшего вкуса и музыкальной драматургии, хотя артисты в них выкладывались, как говорится, по полной. Почему я сейчас об этом говорю с нескрываемой досадой? Потому что хочу перейти к недавней премьере театра, с которой, посмотрев её в первый раз, ушла абсолютно убежденной, что наша с ней встреча не последняя. Я говорю о «Джейн Эйр», сюжетной основой которой стала вот уже очень долгие годы популярная и во многом автобиографичная история. Изначально хорошая литература — роман английской писательницы Шарлотты Бронте.

18 октября коллеги и зрители шумно, обилием цветов и громом аплодисментов чествовали народного артиста России Бориса Владимировича Клюева, которому в этом году исполнилось 70 лет. Признанный мастер сцены и экрана, 45 лет отдавший Малому театру, играл в этот октябрьский вечер Арбенина в лермонтовском «Маскараде» — сложнейшую роль в сложнейшей пьесе мирового театрального репертуара. Роль Арбенина требует полной отдачи от исполнителя — всего его опыта, умений, страсти и таланта. Всё это с блеском продемонстрировал Борис Клюев, для которого новая роль стала очередной вершиной в его сценической карьере.
Артиста поздравили коллеги по сцене, ветераны Малого, а также многочисленные гости. «Борис Владимирович — талантливый, ведущий артист Малого театра, работающий на нашей сцене с 1969 года, — сказал художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин. — Человек потрясающей работоспособности, он за годы служения в театре сыграл десятки ролей, многие из которых завоевали прочную любовь зрителей. Знаю, что Бориса Клюева не раз приглашали в другие театры, но он хранил верность своей alma mater. Сердечно поздравляем с юбилеем, желаем творческого долголетия и, конечно, новых интересных работ, памятуя о том, что на нашей сцене артисты трудились и до ста лет».
В Москве состоялось торжественное открытие памятника основателю вахтанговской школы, театральному режиссеру Евгению Вахтангову. Скульптуру установили в сквере Театрального института имени Щукина, сообщает ТАСС.
Автором монумента стал молодой скульптор Алексей Игнатов из Студии военных художников имени Грекова. Он изобразил режиссера во время первой встречи со студийцами, которые пригласили его для постановки спектакля. «Вахтангов пришел на встречу нарядно и модно одетым, чем несколько смутил студийцев, которые решили, что от такого пижона толку не будет. Однако Евгений Багратионович быстро все поставил на свои места, произнеся знаменитую фразу: «Театр — это праздник», — пояснил ректор Щукинского училища, народный артист России Евгений Князев.
image0013 октября во МХАТе им. М. Горького состоялась долгожданная премьера спектакля «Как боги…» по одноимённой пьесе популярного современного писателя и драматурга Юрия Михайловича Полякова. Этой премьерой легендарная труппа отмечает свой, уже 116­й по счёту, театральный сезон.
Постановку спектакля осуществила художественный руководитель­директор МХАТа им. М. Горького, народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина. Практически в каждом произведении Ю.М. Поляков пытается ответить на смысложизненные вопросы, которые ставит перед нами современность. Как сохранить запас моральных принципов в мире стяжательства и лицемерия? Как не растратить свой талант во имя сиюминутной выгоды? Эти же вечные философские категории привлекают художественного руководителя­директора МХАТа им. М. Горького, народную артистку СССР Т.В. Доронину.
«Есенинские дни­2014» посвящены 119­й годовщине со дня рождения Сергея Есенина. Они начались в Константинове 6 сентября и продлятся почти два месяца, до 25 октября 2014 г. Запланированы встречи, концерты, симпозиумы…
25—27 сентября учёные России и зарубежья обсуждали тему «Есенин и современники» в рамках Международной научно­практической конференции, посвященной масштабному академическому проекту — Есенинской энциклопедии. Встреча началась в Москве, а затем её участники перебрались в Рязань и в Константиново.
Учёные познакомились с уникальными документами и материалами: беловым автографом поэмы Есенина «Пугачев», обнаруженным в русской коллекции Лондонской библиотеки, а также судовыми манифестами, свидетельствующими о задержании Есенина и Айседоры Дункан на острове Эллис Айленд вблизи Нью­Йорка.
В славном городе Одессе на черноморском побережье Украины, бывшей в братском союзе советских республик, жила прекрасная семья, дружная и талантливая, — семья художников Божиёв. Сегодня никого из них нет в живых, как и великого союза братских республик. Но забыть это время и связанного с ним хорошего, доброго, светлого невозможно… И как своевременно может прозвучать этот, казалось бы, несовременный материал сейчас, когда Украина заблудилась в поисках своего нового лица…
Этот номер «Слова» выходит в день открытия в столице Башкортостана Уфе очередного, XXIV по счёту, Международного Аксаковского праздника. Без малого четверть века его ежегодно проводят Правительство Республики Башкортостан, министерства образования и культуры, Аксаковский фонд, Международный фонд славянской письменности и культуры, Администрация и Совет депутатов ГО г. Уфы РБ, Союзы писателей России и Республики Башкортостан. Во главе этого замечательного начинания стоит его бессменный организатор и вдохновитель Михаил Андреевич ЧВАНОВ, один из крупнейших писателей современной России, председатель Аксаковского фонда, заместитель председателя Международного фонда славянской письменности и культуры, директор Мемориального дома-музея Аксаковых и сопредседатель Союза писателей России.
На Комсомольском, 13 встретились писатели России, Азии и Африки
По единодушному мнению участников сессии, она прошла успешно в смысле содержания (обсуждения запрограммированных тем), а также ознакомления в столь короткий период со страной проведения сессии — Россией.
Участники сессии — руководители писательских организаций из 11 стран Азии и Африки (шести африканских: Марокко, Тунис, Египет, Судан, Нигер и Уганда и пяти азиатских: Оман, Кувейт, Иордания, Ирак и Пакистан) — посетили Московскую международную книжную выставку-ярмарку, Кремль, Мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе, Новодевичий монастырь, а также ознакомились с достопримечательностями столицы в ходе автобусной экскурсии.
«…нам тяжело стало, точно мы потеряли свет. Иван Аксаков был великан. Когда он говорил, голос его раздавался по всей Европе… До сих пор не было публициста с большим значением, чем Аксаков. Любовь Аксакова обнимала все славянство одинаково. Если бы мы жили при более благоприятных обстоятельствах, Аксаков, без сомнения, простер бы свою любовь на все человечество, но он видел, что славяне всех более угнетены, что они не имеют ни защитника, ни друга в широком мире, и он встал перед Россией и сказал: «Теперь мы должны заступиться за них!..»
Сербская газета «Застава».
Фонд Андрея Перво-званного и запорожское предприятие АО «Мотор Сич» (Украина) открыли памятник Святому Апостолу Андрею Первозванному, установленный на острове Валаам.
На церемонии открытия присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, члены Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
поможет сохранить самобытность нашего российского детского кино
Министр культуры России Владимир Мединский заявил о том, что большое внимание в этом Году культуры уделяется финансированию детской анимации. У лучших мультфильмов будет фестивальная судьба, а также их ждут телеканалы. Ну а по числу просмотров уже сейчас наш патриотичный сериал «Иван-царевич» бьет «Волшебника Оз»… Да и в рамках 36-го Московского международного кинофестиваля был специальный конкурс новая российской анимации…
Японский режиссер Мизухо Нишикубо, участник 36-го Московского международного кинофестиваля, снял ленту «Остров Джованни» о Курильском острове Шикотан, который присоединился к Советскому Союзу после Второй мировой войны, именно как анимационную. Адаптируясь к новым советским условиям жизни, маленьким японцам пришлось познакомиться с пионерами.
Дон Жуан Моцарта в Московском музыкальном театре
имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Радостно шумела Влтава, словно приветствуя своего гостя. К этой красивой реке, которую позже воспел Бедржих Сметана, Моцарт чувствовал некую особую симпатию и тягу. По тропинке между роскошными цветущими каштанами он, перейдя мост (тот самый, Карлов), спустился в уютный проулок на берегу одного из рукавов Влтавы. Странное у него было название – Чёртовка.
Тревожное время мирового хаоса и разгорающейся войны у границ нашего Отечества стало одной из главных причин проведения 1 июля 2014 года в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки Общественной конференции «Самоосознание граждан – будущее России и мира».
Задачи форума совпадали с практической деятельностью Межрегиональной общественной организации «Граждане за себя», которая изыскала средства и совместно с Союзом писателей России и Всемирным русским народным собором проделала большую работу по организации и проведению в рамках своего Х съезда Конференции неравнодушных людей, в жизни которых доминирует понятие гражданской ответственности.

Черногория — страна героических мужчин и ещё более героических женщин, которые, ведя детей и хозяйство, отправляли мужей на войну, когда те были вроде бы и не прочь отдохнуть от боевых тягот. Сюда прибыла делегация Аксаковского фонда во главе с его председателем, вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, директором Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе писателем Михаилом Чвановым, сопредседателем СП России. 

Аксаковский фонд, хорошо известный в России, бережно и истово занимается восстановлением и популяризацией исторического, культурного и литературного наследия славной семьи Аксаковых. Сергей Тимофеевич и двое его сыновей — Иван Сергеевич и Григорий Сергеевич — дали нам не только высокие образцы литературного творчества, глубоко русского по своей сути, но и стали зачинателями славянофильства — течения, чьё влияние в XIX веке, перешагнув границы России, обрело европейский размах. Особенно значимой оказалась кипучая деятельность Аксаковых для судеб славянских народов Европы. Вот почему столь естественным стало решение устроить в Черногории Аксаковские дни и посвятить их памяти великого печальника славянства И.С. Аксакова в связи со 190-летием со дня его рождения.

Фомкин Александр Ильич — народный художник России, кандидат искусствоведения, профессор Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Родился 8 сентября 1924 года. 
Умер в 1999 г. (В этом году ему исполнилось бы 90 лет.)
Он — из когорты первых выпускников Московской художественной школы (1944). Окончив школу,
по рекомендации известного художника С.В. Герасимова был принят в художественный институт
им. В.И. Сурикова без экзаменов. «Музыкальная живопись» — так отозвался через несколько лет о диссертационной работе А.И. Фомкина его научный руководитель, народный художник СССР К.Ф. Юон.
Я любил бывать у него в мастерской, рассматривать картины и этюды, развешанные по стенам; слушать суждения о художниках, и, конечно же, всегда хотелось увидеть его новые работы. Встречались мы не так часто, как того бы хотелось, но всегда сердечно. Я бывал у него один. Иногда приезжал с друзьями или знакомыми. Он радовался гостям. А мне хотелось, чтобы как можно больше людей узнали о замечательном художнике Александре Ильиче ФОМКИНЕ, который в современной русской реалистической живописи как никто знал и понимал природу.
От его пейзажей, будь то летние работы или этюды, написанные на натуре зимой, трудно оторваться. А его знаменитые цветы?
Поздравляем! Лауреатами Патриаршей литературной премии 2014 года стали протоиерей Николай Агафонов, Валерий Ганичев и Валентин Курбатов

22 мая 2014 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Ведущая торжественного вечера Екатерина Григорова сообщила, что на соискание Патриаршей премии были выдвинуты 34 кандидата. В марте этого года Совет экспертов Патриаршей премии провел работу по изучению всех выдвинутых кандидатов. Результаты работы Совета экспертов были рассмотрены 28 марта на заседании Палаты попечителей под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Тогда был сформирован «короткий список» номинантов из девяти писателей.
«Люди несчастные, жизнью убитые, / С болью в душе вы свой век доживаете. / Милое прошлое, вам не забытое, / Часто назад вы его призываете». (С.Есенин, 1912 год)
Как видите, словно оракул, наш знаменитый поэт когда ещё предрёк судьбу нескольких поколений наших людей, которых принято у нас называть «детьми войны».
Среди моих сверстников, родившихся в предвоенные годы, большинство было тех, кто потерял родителей, лишился крова. Все мы, тогдашние дети, полураздетые и постоянно голодные, бродили, где попало, собирая брошенное в местах сражений… Видели множество трупов, участвовали в их захоронении. Разряжая снаряды, получали увечья, становились инвалидами... По счастливой случайности сам я остался невредимым, а рядом от взрывов найденных снарядов и мин гибли мои ровесники.
События на Украине всколыхнули воспоминания о тех героях Отечества, которые проливали кровь в борьбе с фашистским нашествием там, где ныне фашизм вновь поднимает голову. Одним из таких героев был почётный гражданин Мариуполя Александр Иванович Покрышкин.
Он стал первым и единственным за время Великой Отечественной войны трижды Героем Советского Союза, и эта богатырская удаль, отчаянное бесстрашие и несгибаемый характер вызывали не только восхищение, но и зависть. Легендарный маршал авиации Александр Иванович Покрышкин, которого называли «хозяином неба», покинул этот мир в 1985 году, а величие его фигуры кое-кому не даёт покоя по сей день.
О военных и мирных свершениях лучшего, по оценке Рузвельта, лётчика Второй мировой, рассказывают его сын Александр Александрович и сноха Светлана Борисовна Покрышкины.
Начну издалека. Романтическая сказка «Три толстяка» увидела свет ровно девяносто лет назад, в 1924­м. Тогда имя ее автора, в недалеком будущем ставшего подлинным украшением отечественной литературы, было известно лишь сотрудникам отдела юмора газеты «Гудок», где работал одессит Юрий Карлович Олеша. Но сказка эта мгновенно была с восторгом воспринята детворой, да и, пожалуй, родителями.
Мой отец, который был тесно знаком и дружил с Олешей, рассказывал мне, что имя Юрия Олеши было буквально на устах у всех, кто интересовался новой литературой.
Под таким названием прошло заседание пресс-клуба ЦДРИ
Посвящено оно было памяти известного писателя. Он был членом нашего клуба, не раз бывал в том зале, где традиционно раз в месяц собираются его коллеги. Е.Парнова издавали и читали в Советском Союзе, как мало кого ещё. С тех пор очень многие и очень громкие литературные имена ушли в тень, книги их не издаются, тома пылятся невостребованными на полках библиотек. А у книг Парнова, ушедшего из жизни больше пяти лет назад, другая судьба. По несколько раз в году по разным телеканалам показывается ничуть не устаревший кинофильм «Ларец Марии Медичи» – по знаменитому роману Еремея Парнова. В нынешнем году произведения писателя выходят в свет в Москве, Харькове, Петербурге…

В течение календарного месяца, начиная с 21 марта, объявленного ЮНЕСКО Всемирным днём поэзии, в Санкт-Петербурге проведены встречи с авторами одноимённого альманаха. Долгожданное апрельское выступление редактора «Дня поэзии» Андрея Владиславовича Шацкова на Васильевском острове прошло в атмосфере дружественного и продуктивного диалога поколений… 
Напомним: в библиотеке №5 ЦБС Василеостровского района при участии Светланы Этигон ранее была организована небольшая выставка, названная строкой советского поэта Николая Тихонова. Таким образом, разговор об альманахе «День поэзии» стал более конкретным. Известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – именно это и произошло, хотя читать и слушать стихи просвещённой публике не наскучит никогда! «Восходящая сила стиха», живая история альманаха в прошлом веке и в нынешнем явлена публике города на Неве с присущим ему изяществом и внутренней духовной красотой.
Андрей Шацков, отмеченный недавно премией Правительства РФ в области культуры, начал своё выступление в библиотеке №5 с признания в любви Петербургу, «который был и всегда будет для меня родным». А поколесить по России с коллегами пришлось немало – Тверь, Воронеж, Ханты-Мансийск… Самый свежий «День поэзии-2013», изданный в Петрозаводске, стал поводом посетить Карелию, встретиться с местной публикой и поделиться актуальными мнениями относительно будущего отечественной поэзии. Хотя в самом конце ХХ века в трудные годы молчания не только «Дня поэзии», но всей отечественной культуры, нам казалось, что будущего попросту нет…

Моё знакомство с Виктором Петровичем Астафьевым случилось ещё в давние советские времена, в один из его приездов на декаду советской литературы в Иркутск. Какой же это был год? Кажется, 1985-й. Помню, тогда Виктор Петрович с Марией Семёновной жили в гостинице «Ангара». Меня пригласил к нему в гости Распутин, и я, стесняясь и благоговея перед автором знаменитой «Царь-рыбы», был рад этой личной встрече. 
До сих пор я с великим наслаждением вспоминаю, какое впечатление произвели на меня многие новеллы из этого повествования. Некоторые из них, особенно «Капля» и «Уха на Боганиде», я готов перечитывать снова и снова. Какой невероятный, исторгнутый «живописцем» Астафьевым язык! Какие пронзительные, осенённые высшими переживаниями чувства! Какая кристально-чистая, доступная абсолютному слуху поэзия! А «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Ода русскому огороду»!

Свершилось, «крымская операция» изменила «историю нашей болезни»! Почему миллионы наших людей за присоединение Крыма к России? Потому что появилась надежда на выздоровление. Конечно, поработал агитпроп, но в искренности народа, поддержавшего референдум в Крыму, сомнений нет. Даже экономисты, «эти лукавые историки благополучия», уверены в том, что Крым и Севастополь не станут обузой.
В противостоянии с Западом действия русских народов, власти, президента помогли на зависть вырасти авторитету России.
27 марта 2014 г. в Государственном музее
Л.Н. Толстого на Пречистенке прошла презентация иллюстрированного собрания произведений величайшего
русского писателя «ВАШ ЛЕВ ТОЛСТОЙ». Уникальное издание  приурочено к 185-летию  со дня его рождения. 
В прекрасно изданную книгу-альбом (часть тиража с золотым тиснением, часть с серебряным) вошли такие жемчужины из толстовского наследия, как повести «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник», «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», рассказы «Набег», «Рубка леса», «Метель» и другие. В этих и других своих произведениях Толстой столько сказал миру о человечестве, а человечеству о русских и русском Духе, что сказанное им не могло не войти в сокровищницу мировой культуры.
Прекрасный русский поэт Алексей Решетов очень хорошо написал о Владимире Дале:
Владимир Даль, Казак Луганский,
В отставку выйдя, пишет сказки.
И даже сам Виссарион
Белинский
Ими восхищён.
Но в Академии имперской
Его пословицам и песням
Свободный вход не разрешён,
Зане (потому что) народу
служит он.
Увы, вошло в слепую моду
Натурой называть природу
И двести тысяч слов родных
Менять на несколько ввозных
Слов, супротивных, чужедальних.
О, как бы жили мы без Даля?
Кого бы Пушкин попросил
Поднять его, лишаясь сил?
Да, именно Пушкин благословил Даля на создание Словаря русского языка, и именно Даль был около поэта в его последние земные часы.
«Лада, или Радость» в Российском молодежном театре
Продолжу строку, вынесенную в название статьи: «С годами дорожить вдвойне…». Это — высказывание замечательного поэта Степана Щипачева. А вспомнились эти слова, всплыли в памяти в связи с премьерой в Российском Молодежном театре – очень интересном спектакле по пьесе поэта Тимура Кибирова «Лада, или Радость». Постановку осуществил яркий и смелый режиссер Марина Брусникина. Её имя хорошо известно столичным театралам по работам в МХТ имени А.П. Чехова.
Русский советский поэт, журналист, переводчик. Стихи Павла Шубина яростные, стремительные, моментально мобилизующие читателя. В Великую Отечественную войну Шубин храбро защищал Ленинград не только оружием, но и стихотворениями, живописуя битвы и разгром врага. Метафоры Шубина яркие и меткие. Шубин не только яростный публицист, но и проникновенный лирик. Его перу принадлежит стихотворение о войне, ставшее одним из самых известных.
Имя Мирона Ивановича Мержанова (1895—1975) я впервые услышал в середине 1980-х годов, когда познакомился с его внуком Сергеем Мержановым, ставшим моим близким приятелем. Мирон Мержанов был, собственно говоря, личным архитектором И.В. Сталина, легендарная в своём роде личность, спроектировавший и построивший для вождя не одну дачу, в том числе и знаменитую Кунцевскую. Понятно, что он был прямо связан с высшей советской государственной элитой 1930-х — начала 1940-х годов.
15 марта исполняется 90 лет Юрию Васильевичу Бондареву, известнейшему русскому советскому писателю, классику отечественной литературы.
Он родился в 1924 году в городе Орске Оренбургской области. Для поколения Бондарева главным испытанием в жизни была Великая Отечественная война, и будущий писатель выдержал его с честью, пройдя огненный путь от Сталинграда до Чехословакии. Фронтовик с нашивками за ранения, он и в литературу шёл, как на штурм очередной высоты.
Окончив Литературный институт им. А.М. Горького, Юрий Васильевич со временем стал одним из самых любимых и читаемых авторов, нравственным авторитетом для многих поколений россиян. Его перу принадлежат романы «Тишина», «Двое», «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение», «Непротивление», «Бермудский треугольник», «Без милосердия»; повести «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Родственники»; сборник рассказов «Поздним вечером»; книги литературных статей «Поиск истины», «Взгляд в биографию», «Хранители ценностей». Много лет Юрий Васильевич продолжает работать над циклом миниатюр «Мгновения». Здесь он предстал перед читателями как романтик, мыслитель, философ. Книги писателя переведены более чем на 70 языков.
Habent sua fata libelli – книги имеют свою судьбу.
В начале XX века нестеснительная часть критики писала, что Обломовы, Левины, Болконские и Безуховы сменились Кречинскими и Расплюевыми. Так ли это?
Книга — как жизнь — единое целое от своего рождения до смерти или же бессмертия, если оно, бессмертие, есть. Толстой — это национальный неиссыхающий родник, откуда берут начало талантливые художники — выразители качеств народа. Косить глазами и делать вид, что сомнительно утверждать громадную роль Толстого во всемирной словесности являет собой либо отсутствие здравого разумения, либо небрежение и нелюбовь к своему народу к его гениям, то есть быть противником отечественной культуры.
20 февраля в Доме творчества писателей в Переделкино прошла международная встреча мастеров слова двух братских государств — России и Украины. Мероприятие было посвящено 200-летию со дня рождения классика украинской и мировой литературы Т.Г. Шевченко. Темы, поднимаемые на встрече, касались не только юбилея писателя, но и современного литературного процесса в двух странах, а также трагических событий, происходящих сегодня на Украине. Ниже публикуем выступление председателя Украинского фонда культуры, поэта Бориса ОЛЕЙНИКА.
Если за последнюю четверть века на главных телеканалах появились и удержались три талантливых, умных и вызывающих у меня абсолютное доверие журналиста, то один из них – Константин Сёмин. А остальных двух я назвать не могу, поскольку пока еще их не заметил.
Но они есть. Я в этом уверен по той простой причине, что пропагандистские фабрики обычно на пробу выпускают кого-то, может быть, помельче. А если это срабатывает, то позволяют вступать в диалог с телезрителями и таким, как Константин Сёмин.
«Лунный мир» Й. Гайдна на сцене Музыкального театра им. Б. Покровского
Сначала об отваге. В самом деле, надо же было отыскать эту абсолютно забытую в нашей стране оперу великого немецкого классика. Да что забытую: её у нас в России вообще никогда не ставили, хотя автора давно и по заслугам уважают. Шутка ли, одних симфоний — одна другой лучше — у него больше сотни, и играют их очень много, в том числе и у нас. А к операм относятся, быть может, излишне деликатно: например, в Московском камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского в разное время шли две одноактные оперы Гайдна — «Аптекарь» и «Неожиданная встреча».
Российское историческое общество (http://rushistory.org/) по благословению свыше составило проект стандартного учебника по истории России. Он в Интернете, открыт для обсуждения. Как член Союза писателей России, конечно, я прочёл страницы, касающиеся освещения периодов русской и советской словесности, но именно это членство препятствует мне высказать своё мнение в этом вопросе. Легко будет ехидно заметить мне: тебе обидно, что и тебя, и твоих друзей не упомянули.
Московская областная общественная организация «Ассоциация «Лермонтовское наследие» стала победителем Открытого конкурса грантов 2013 года, организованного Региональной общественной организацией «Институт проблем гражданского общества». Ею был представлен проект «Сохранение и популяризация литературного и художественного наследия великого русского поэта М.Ю. Лермонтова к его 200-летн