последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» состоялся сбор труппы по случаю 26-го театрального сезона. Вряд ли найдется в России другой оперный театр, вызывающий столько споров и привлекающий к себе столько внимания, как «Геликон-опера». С самого своего основания он стал интересен не только музыкантам и любителям оперной классики, но всем, у кого есть чувство вкуса и страсть к необычному и прекрасному. Именно поэтому возвращение театра в историческое здание на Большой Никитской после почти девятилетнего проживания «на съемной квартире» на Новом Арбате стало ярким культурным событием.

Нобелевский комитет, выдав премию по литературе за 2015 год белорусской писательнице Светлане Алексиевич, в очередной раз сел в лужу. Последний раз это случилось в 2008 году, когда премией мира верноподданнически облагодетельствовали Обаму. Это был вопиющий пример пресмыкательства перед сильными мира сего и утраты всяких понятий о благопристойности. 
Комитет этот за более чем столетний период своего существования крайне редко демонстрировал миру нечто похожее на такие понятия, как честь и благородство. И сейчас, в который уже раз, русофобская составляющая оказалась решающей при присуждении лауреатского звания. Так было в случае с Буниным, Пастернаком, Солженицыным, Бродским. Единственный случай, когда комитет наступил на горло собственной песне, – присудил премию за 1965 год Михаилу Шолохову, который в отличие от остальных российских нобелиатов не имел проблем с советской властью. Хотя мы теперь хорошо знаем, что очень даже имел, схлёстываясь не на шутку со всесильным главой НКВД
Н. Ежовым, споря с самим Сталиным. Но Нобелевский комитет не имел возможности об этом знать. А уж что касается антисоветизма, то его в «Тихом Доне» на версту больше, чем в «Докторе Живаго», произведении до недоумения слабом, которое по справедливости стоит отнести к творческим неудачам поэта.

В среду, 14 октября посол государства Палестина в Москве Абдель Хафиз Ноуфаль торжественно вручил орден культуры, науки и искусства «Высокая степень творения» председателю Правления Союза писателей России Валерию Николаевичу Ганичеву, первому секретарю Правления СП, поэту Геннадию Викторовичу Иванову, известному прозаику Владимиру Николаевичу Крупину и председателю Иностранной комиссии СП России, переводчику арабской литературы Олегу Митрофановичу Бавыкину. Орден был также вручен советнику посольства, палестинскому поэту Абдалле Иса.

Если в Москве играючи лепят «образовательные комплексы» из нормальных школ, бывших ПТУ (ныне лицеев и колледжей), и детских садов — почему нельзя артистов балета и искусствоведов учить рядом с технологами по производству обуви?!
По Москве ползут слухи, что затеянное ещё в марте слияние Государственной академии имени Маймонида с Университетом дизайна и технологий — МГУДТ (бывший институт легкой промышленности!) никак не состоится. Родители студентов и будущих абитуриентов в тревоге звонят в академию, пытаясь понять, учат там чему-нибудь или уже нет, и слышат: «Мы пока ещё самостоятельное юридическое лицо!» В академии замечательные кадры музыкантов, филологов, юристов… Но на качестве выпускаемой в России обуви их мастерство никак не скажется!
Ректору МГУДТ Валерию Савельевичу Белгородскому, начавшему трудовую биографию простым сапожником в родном Запорожье, это должно было быть понятней, чем кому-либо другому… Его кандидатская диссертация «Разработка методов и средств повышения комфортности обуви» была безупречна в своей простоте и прелести. Но после кандидатской он имел неосторожность защитить ещё и докторскую по теме «Модернизация управления системой высшего профессионального образования в РФ: теоретико-прикладной анализ».

Х Всероссийский фестиваль духовности и культуры
 
Минуло более десяти лет. Много воды утекло из Колочи, Можайки, Исавицы, Москвы-реки, но не вся – что-то осталось будущему.
Тогда, десять лет назад, жизнь тоже шла своим чередом. Неугомонно щебетали стрижи над созревающими полями, окунаясь в румяные клевера. Нещадно уничтоженные в 90-е годы прошлого века заводы и колхозы возрождались в новом качестве. На их месте вырастали новые промышленные хозяйства, дома... Оживали древние обители. Зашумел ручеёк святого колодца, вырытый более 600 лет назад преподобным Ферапонтом Белозерским и Можайским. На всё это требовались новые силы, новые формы организации людей. Не митинговые, а созидательные. В Можайске на таких людей дефицита никогда не было. Виктор Лапкин и Александр Бояр помогали вновь открывшимся Бородинскому и Колоцкому монастырям чем могли. Блаженной памяти Евгений Пригарин взял на себя миссию восстановления святого источника прп. Ферапонта... Многие можайцы брались за иные добрые начинания. Однако основная масса граждан продолжала оставаться в стороне от общего дела. Чувствовались пробелы. И тогда образовался координационный центр, превратившийся в дальнейшем в Попечительский совет святого колодца прп. Ферапонта Можайского, куда вошли активные люди не только Можайска, но и из других городов России.

В Лаврушинском переулке, в залах древнерусского искусства Третьяковской галереи, недавно открылась выставка возрождённых к жизни икон позднего русского средневековья. Все древние иконы поновлялись — прописывались заново поверх потемневшего слоя олифы. Пришло время очистить шедевры от позднейших наслоений.
При этом было сделано немало открытий. Точную дату создания обрела икона «Сорок мучеников севастийских». В научный оборот вошли новые имена иконописцев: например, последователя Симона Ушакова Емельяна Никитина, который творил в XVIII веке. Это заслуга реставраторов: и заслуженных работников культуры, и молодых художников Отдела научной реставрации темперной живописи Третьяковской галереи, созданного в 1985 году, которые руководствовались своим главным правилом — «не навреди». Все они обладают знаниями в области истории, искусствоведения, физики, химии, навыками живописцев.

В декабре 2014 году вышла в свет на русском, английском и урду поэма Владимира Лесового «Факел Фаиза». Она была написана в стихах и в прозе, на стыке литературных жанров, как на стыке эпох, осенью 2011 года к столетию классика пакистанской поэзии Фаиза Ахмада Фаиза (1911—1984).
Тонкий лирик, пламенный трибун и общественный деятель, Фаиз творил на языке урду. Он не только обогатил духовный мир своего народа, но стал одним из символов борьбы за национальное самосознание, свободу и независимость. Его ставят в один ряд с Назымом Хикметом (Турция) и Пабло Нерудой (Чили), с которыми он встречался и дружил. Фаиз — пример редкого личного мужества и обаяния. Будучи человеком левых взглядов, коммунистом по убеждениям, он преследовался властями, томился в застенках, в итоге эмигрировал в Советский Союз. Единственный из поэтов Востока был награждён Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».

В Угличе прошел IX Международный фестиваль фотографии «Фотопарад в Угличе». В нем участвовали около 800 фотографов и любителей фотографии от 18 до 33 лет из 159 городов России и 54 зарубежных стран. Приезжала, в частности, большая команда казахстанцев.
Выставку работ Андрея Стенина «Зона конфликта», специального фотокорреспондента МИА «Россия сегодня», погибшего на юго-востоке Украины, предоставил Международный конкурс фотожурналистики, учрежденный МИА «Россия сегодня» и носящий имя журналиста. Особое место заняла экспозиция советского фотографа Игоря Костина, снявшего все этапы ликвидации чернобыльской катастрофы. Генеральный инфопартнёр фестиваля, агентство ТАСС, задало высочайшую планку выставкой, посвящённой 70-летию Победы. На ней, в частности, были представлены изображения тех или иных объектов в годы Великой Отечественной и ныне, 70 лет спустя. Например, показаны комната под сводами в святом для каждого русского музее-усадьбе «Ясная Поляна», где Лев Толстой создавал свои гениальные произведения, столовая, где писатель принимал гостей. Были представлены классический снимок Эммануила Евзерихина 1942 года Привокзальной площади в Сталинграде после налета фашистской авиации и фото Дмитрия Рогулина того же детского хоровода уже в 2015 году…

В 70-е годы скромный учитель одной из плавских школ Николай Николаевич Невижин тихо вошёл в литературу, точнее сказать, в коллективные сборники, издаваемые в Туле. Хотя до этого, будучи студентом факультета иностранных языков Орловского пединститута, опубликовал первые свои «целинные» стихи в газете «Орловский комсомолец». Этому послужило его активное участие в уборке целинного урожая в Кустанайской области Казахстана, за что был награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель»… Вернувшись в родной Плавск, он стал преподавать английский и немецкий языки, создал и руководил литературно-переводческим объединением «Златой посев». Деятельность его не раз отмечала писательская организация города оружейников Тулы. Он вёл на страницах районной газеты консультации для начинающих литераторов, занимался переводами как письменными, так и устными – помогал общению с гостями из-за рубежа или деловыми людьми, приезжавшими в Плавск по приглашению районной администрации. Словом, был находкой для города. И к тому же вёл дополнительные занятия со школьниками, желавшими овладеть таким же переводческим делом. Впоследствии многие из них с успехом поступили в вузы...

Совсем недавно, стараясь навести должный порядок на одной из книжных полок домашней библиотеки, я наткнулся на небольшую книгу стихотворений Михаила Матусовского, нашего известного поэта, под названием «Горечь», выпущенную в 1992 году в Москве в издательстве «Советский писатель». Первое, на что обратил внимание, был год его рождения — 1915-й. Как же так, невольно подумалось мне,  100-летний юбилей известного советского поэта-песенника, да ещё и в Год литературы в России, а об этом я нигде ничего не читал и не слышал.
Начал искать в связи с этим некоторые уточнения. Оказывается, он родился 23 июля 1915 года в городе Луганске тогда Екатеринославской губернии. В своё время окончил Луганский строительный техникум, в1939 г. – Литературный институт им. Горького. В годы войны был военным корреспондентом. Получил степень кандидата филологических наук. На одной из страниц названной книги я прочёл его стихотворение под заглавием «Мой год рождения». Привожу его в полном изложении как обращение к армянскому народу:

Алексей РЫБНИКОВ, народный артист РФ, лауреат Государственной премии России, празднует своё 70-летие. Он родился 17 июля 1945 года в Москве. Мать Алексея Рыбникова была художником-дизайнером, отец – скрипачом, работавшим в оркестре Александра Цфасмана. Именно отец познакомил будущего композитора с Арамом Ильичом Хачатуряном, который и стал его учителем.
Влияние великого композитора, воплощавшего своей личностью и творчеством мощный культурный пласт, сопровождает Алексея Рыбникова всю жизнь. Рыбников начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал несколько фортепьянных пьес, в 11 – балет «Кот в сапогах».
Рыбников – автор музыки к многочисленным кинофильмам («Остров сокровищ», «Через тернии к звездам», «Усатый нянь», «Вам и не снилось», «Тот самый Мюнхгаузен» и другим), музыкальным спектаклям, а также автор рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», поставленных в Московском театре имени Ленинского комсомола. В 1979 году он был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале.

В Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Николая Алексеевича Некрасова «Карабиха» в Ярославской области состоялся 48-й Всероссийский Некрасовский праздник поэзии. Гостей из Москвы, Краснодара, Иванова, Вологды и Владимира принимали работники музея во главе с директором А.А. Ивушкиным.
Утро для поэтов началось у памятника поэту-просветителю в Ярославле, где прошёл митинг с возложением цветов и чтением стихов, организованный председателем областного отделения Союза писателей России Евгением Гусевым. Далее действие переместилось в усадьбу, где и развернулись основные события – официальное открытие Фестиваля региональных отделений союзов писателей «Отголоски лирики Некрасова в современной поэзии» с поздравлениями губернатора Сергея Ястребова и других руководителей Ярославской области, с поэтическими и музыкальными представлениями и конкурсами, с ярмаркой ремёсел и массовыми гуляниями на площадях и дорожках усадьбы, со знакомством с музейной экспозицией, с личным общением.

15-ый международный конкурс имени П.И. Чайковского
«Размышление» — фортепианная пьеса Чайковского, часто исполняемая на Конкурсе.
Праздник торжествовал. Около Московской консерватории постоянно бурлила толпа жаждущих попасть на прослушивания Конкурса имени П.И. Чайковского. В этом году он был особенным: приуроченным к 175-летию великого композитора. Билеты были давным-давно распроданы, но меломаны не теряли надежды. Мы знакомились с конкурсантами сначала по буклетам, начинались «любимчики», возникали «фанаты». Короче, интерес к музыкальному соревнованию был огромный…
Для меня лично это был уже тринадцатый конкурс: впервые я пришла на него (страшно сказать!) сорок девять лет назад и мгновенно, на всю жизнь влюбилась в скрипку благодаря Виктору Третьякову, Гидону Кремеру и Олегу Кагану, а также в фортепиано, благодаря удивительному шестнадцатилетнему Грише Соколову… Вот и сегодня конкурс имел немалую возможность открыть не просто новые имена, но и совсем юных музыкантов, только начинающих свой творческий путь и уже обладающих немалым количеством высоких наград на многочисленных конкурсах мира. Это касается и скрипки, и фортепиано. Про сольное пение и виолончель знающе сказать ничего не могу, потому что они «сражались» в Санкт-Петербурге…

У Борхеса есть рассказ «Письмена Бога», повествующий о том, что Бог оставил людям послание, «предвидя, что в конце времён случится множество бед и несчастий. Он в первый же день творения начертал магическую формулу, способную отвратить все беды. Начертал её таким образом, чтобы она дошла до самых отдалённых поколений и чтобы никакая случайность не смогла её исказить». Для этого он зашифровал своё послание на шкуре тигра, в её полосах и разводах. Такой шкурой тигра для нас является Русский язык, а мы есть Витязь в тигровой шкуре. Смена тысячелетия качественно сказалась на восприятии времени, и в последние годы набирает размах осмысление и переосмысление того, что же написано на этой шкуре. Почти модной становится наука нейролингвистика, разбирающая среди прочего нейроконтейнеры слов, т.е. почему слово говорится именно так, а не иначе. Ответы приводят к законам физики, законам природы и приоткрывают древние законы Слова. В духе такого осмысления или же прочтения послания на тигровой шкуре предлагаем некоторые статьи из цикла.

Дни литературы народов России в Якутии

19—21 июня в Якутии проходили Дни литературы народов России, куда съехались из сорока восьми регионов поэты, прозаики, переводчики, литературоведы, критики и издатели. Этот форум впитал в себя Дни российской литературы и Дни литературы коренных малочисленных народов Дальнего Востока. В рамках форума прошёл пленум Союза писателей России. В течение трёх дней плодотворной работы писатели принимали участие в национальном празднике Ысыахе Олонхо в Чурапчинском улусе и в селе Соттинцы Усть-Алданского улуса, встретились с главой республики Егором Борисовым. Возглавлял делегацию председатель правления Союза писателей России Валерий Ганичев. Выступая на пленуме Союза писателей России в Якутске, Валерий Николаевич, в частности, сказал:
— Хотелось бы начать выступление с благодарности руководству  Республики Саха (Якутия), её писателям, её жителям за то, что они пригласили писателей России в Год литературы, год 70-летия Победы сюда, на землю Якутскую, чтобы обсудить проблемы нашей литературы.
Вначале о Победе. Все мы находимся под впечатлением от грандиозного военного парада на Красной площади в Москве, выдающегося 10-миллионного шествия по стране «Бессмертного полка» памяти.
Торжество духа — так называли это событие писатели России на пленуме СП России на Прохоровском поле 16 мая. То, за что мы, Союз писателей России вместе с другими патриотами, боролись более 25 лет, оказалось востребованным народом, обществом, державой. Это одно из главных направлений выдержало испытание и проверку временем. Это повергло в страх и панику наших противников на всём фронте: от зарубежных «ястребов» до мнимых демократов и доморощенных либералов и скептиков.
В Белгороде было отмечено в качестве одного из итогов Великой Отечественной войны — Победа спасла русский язык, она спасла и языки народов России, что сыграло свою роль в объединении народов. «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», — говорила Анна Ахматова. Так и случилось.

К 70-летию народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Александра Лазарева
 
«Правая рука показывает
рисунок, левая — краски»
Шарль Мюнш.

Выдающийся французский дирижер Шарль Мюнш сказал о начальной дирижерской технике лапидарно и точно. Однако дирижирование — профессия во многом таинственная, и указаний Мюнша (может, он даже и чуточку шутил?!) недостаточно. Настоящий дирижер должен уметь и чувствовать так много, что никакими самыми умными словами не обрисуешь. Поэтому технику-то знают многие, а вот истинных мастеров куда меньше.
Я хорошо помню тот день 1971 года, когда на Втором всесоюзном конкурсе дирижеров за пультом появился стремительный и тотчас «обнявший» оркестр выразительными руками 26-летний воспитанник Московской консерватории по классу выдающегося дирижера Лео Морицевича Гинзбурга, еще студент — Александр Лазарев. Едва он сыграл первую фразу Рихарда Штрауса, как я заметила, что в лице председателя жюри, маститого и всеми уважаемого Кирилла Петровича Кондрашина, появилось какое-то особое выражение, напоминающее восторженность. Когда молодой конкурсант выиграл на этом весьма сложном конкурсе «золото», очень многие и впрямь отзывались о нём восторженно. Столь высокая оценка подтвердилась год спустя, когда Александр Лазарев — единственный из наших дирижеров — принес «золото» самого, вероятно, трудного Международного конкурса Герберта фон Караяна.

В 2015 году ими стали Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень
В зале церковных соборов храма Христа Спасителя были объявлены и награждены лауреаты Патриаршей литературной премии имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия была учреждена в 2009 году и впервые вручена в 2011 году. Получить награду могут и церковные, и светские авторы. Экспертизу произведений проводит совет экспертов. Назначает его Палата попечителей, в которую входят представители Русской православной церкви и литературного сообщества. Палата же утверждает длинный и короткий списки номинантов и выбирает затем лауреатов.
За пять лет Патриаршая литературная премия завоевала особое признание в литературном сообществе. Во вступительной речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не было ни слова о номинантах, только о самом главном — о том, что русская духовная культура всегда была литературоцентричной, нравственная идея всегда стояла в центре творчества.
«Важно уделять внимание литературе, помогать писателям, которые своим творчеством утверждают традиционные для нашего народа ценности, — отметил патриарх. — Человек через книгу общается с тысячью читателей. Чтобы наша современная литература, развивая традиции русской классической литературы, уходящей своими корнями в житийную литературу, и сегодня помогла нашему народу любоваться образом святого человека».

На этот раз она проходила в Государственном центральном  театральном музее им. А.А. Бахрушина, отметившем недавно своё 120-летие. Участники ассамблеи с большим интересом осмотрели уникальную театральную коллекцию, одно из самых ценных музейных собраний современной России, где представлены эскизы костюмов и декораций, сценические костюмы великих актёров, их фотографии и портреты, выполненные выдающими русскими художниками.
Ассамблею открыл директор музея, заслуженный работник культуры РФ Д.В. Родионов. Затем президент АРС, лауреат Международной премии мира Ю.А. Беляев и вице-президент АРС В.М. Наринян наградили академической Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения» знаменитую оперную певицу, председателя Российского музыкально-просветительского общества Любовь Казарновскую, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Хорватия в России Игоря Показа и директора музея им. Бахрушина Дмитрия Родионова.

В дни знаменательных торжеств, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., на Белгородчину слетелись гости с самых дальних уголков Земли Русской, чтобы участвовать в литературно-патриотических чтениях «Прохоровское поле». Чтения на легендарной Прохоровке проводятся с 1999 г. в ознаменование памяти подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Учредителем литературно-патриотических чтений «Прохоровское поле» является правительство Белгородской области, Союз писателей России, Белгородская и Старооскольская митрополия, Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Нынешние торжества совпали ещё с одним важным событием – Годом литературы. Поэтому руководством Белгородской области и Союзом писателей России было принято решение провести в мае 2015 года на Белгородчине Дни российской литературы и пленум Союза писателей России «Дорогами Победы».

Обращение пленума Союза писателей России 14 мая 2015 года
Дорогие соотечественники!
Торжество духа – так мы называем День празднования 70-летия Победы над фашизмом, когда миллионы наших соотечественников вышли на улицы Москвы, городов и сёл России и далеко за её пределами с фотографиями своих родственников, которые выстояли и победили  коричневую чуму в неравной схватке!
Мы склоняем свои головы перед подвигом павших и поем им «Вечную память»! Мы славим сыновей и дочерей Отчизны за их беспримерный подвиг! Мы благодарим Вас, защитники нашей большой Родины – СССР – за Ваше мужество и отвагу в годы испытаний и борьбы.
Один из главных уроков Победы – это и верность Отечеству, и массовый героизм, и самопожертвование на фронте и в тылу, что сплотили народ в единую силу, демонстрируя всему миру историческую ответственность. Мы выиграли Великую Отечественную войну, потому что были вместе, делили все радости и беды в дружной семье всех наших народов.
Этот урок Победы сегодня особенно актуален, и мы обязаны им руководствоваться повседневно.
Здесь, на Прохоровском поле, наш народ перешел к решающему наступлению, и мы признательны вам, белгородцам, за то, что вы так бережно и так свято храните память о времени, когда в буквальном смысле горела наша земля под ногами врага!

Слово Евгения Савченко, губернатора Белгородской области на открытии литературно-патриотических чтений «Прохоровское поле» пленума Союза писателей России 14 мая 2015 года

Уважаемые участники встречи!
Сердечно рад приветствовать вас и от души поздравить с сегодняшним знаменательным событием в общественно-культурной жизни России, Белгородчины – открытием традиционных, уже девятых по счёту, литературно-патриотических чтений «Прохоровское поле» и пленума Союза писателей России. Наша встреча проходит на огромном патриотическом, как сказал Валерий Николаевич Ганичев, подъёме, после масштабного, действительно всенародного празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Думаю, что чтения и пленум Союза писателей являются прекрасным и важным продолжением юбилейных торжеств. Для нас большая радость и честь принимать на своей территории видных российских литераторов. Видим в этом глубокое уважение к ратному подвигу Белгородчины. Рассматриваем это как положительную оценку работы нашей области по патриотическому воспитанию граждан и развитию литературного творчества. В этой связи позвольте выразить искреннюю благодарность настоящему другу Белгородчины, председателю Союза писателей России Валерию Николаевичу Ганичеву, а также всему руководящему составу всероссийской писательской организации и всем мастерам пера, прибывшим к нам для участия в пленуме и чтениях.

28 апреля в Малом зале ЦДРИ собрались ветераны Центрального телевидения, чтобы отметить полвека со времени создания Главной редакции научно-популярных и учебных программ, начавшей вещание 29 марта 1965 года. Её общесоюзный статус обеспечивали четыре дубля для восточных территорий страны. Шесть часов эфира в сутки. Естественные науки и «неестественные», как любят подтрунивать физики, — литература и русский, иностранные языки, «Здоровье», «Шахматная школа», «Наш сад», « АБВГДейка» — чего там только не было. На все вкусы, бесплатно, одним нажатием кнопки раздвигалось окно в мир.
Встречу открыла Анна Шишко, из «первого призыва» 1965 года, пришедшая на студию со студенческой скамьи. В зале – убелённые сединами режиссёры, их помощники и ассистенты, редакторы, администраторы, руководители отделов, звукорежиссёры, видеоинженеры. Памятные лица — Андрей Торстенсен, Татьяна Черняева, Татьяна Власихина, Елена Морозова, Михаил Фрадкин, Светлана Соколова, Валентин Тернявский, Вера Криппа… Здесь же и Василий Власихин, пришедший на студию помощником режиссёра после окончания школы и сразу c головой окунувшийся в напряжённые созидательные будни становления нового дела.

Мы попросили нашего автора — поэта публициста, учёного, общественного деятеля Сэду Константиновну ВЕРМИШЕВУ — рассказать о том, что в Год литературы делается для оздоровления и сплочения нашего общества и что, по её мнению, нужно было бы ещё сделать.
— Сэда Константиновна, недавно в библиотеке им. Боголюбова в рамках Года литературы прошёл вечер «Литература и музыка». Поделитесь Вашими впечатлениями.
— С удовольствием это сделаю. Но прежде хотелось бы вернуться немного назад, когда в Малом зале ЦДЛ, тоже в рамках Года литературы, прошла встреча писателей и экономистов с впечатляющим названием «Почему всё не так. Как надо?». Я была удивлена и одновременно обрадована. Ведь давно уже писательские организации вынужденно или добровольно в своей работе замкнуты на самих себя, то есть на литературу как таковую, не выходя за рамки очерченного таким образом круга... Мероприятие предполагало встречу писателей с учёными-экономистами. Это академики РАН О. Богомолов, А. Акаев; экономист, общественный деятель и публицист Ю. Болдырев; президент Союза предпринимателей и арендаторов А. Бунич; д.э.н. М. Делягин; д.э.н. профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол В. Фалин; председатель Экономического совета МГО СП РФ А. Иванов; д.э.н. академик РАЕН Г. Цаголов; директор НИИ экономики и управления собственностью С.Беляев; писатель, политолог
А. Севостьянов; заслуженный деятель культуры, писатель, журналист И. Михайлов и др. По словам председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова, собрать под одной крышей признанных учёных такого масштаба — само по себе явление. При всём разнообразии затрагиваемых вопросов все они были едины в одном: модель, в которой сегодня работает экономика России, не отвечает интересам развития нашего общества. Это и было ответом на вопрос «Почему всё не так». Своё видение того, «как надо», изложил Г. Цаголов. Регулируемая экономика — вот та модель, применение которой позволило бы избежать катастрофических последствий деятельности младореформаторов и их наследников в лице экономического блока правительства Д. Медведева. Именно модель регулируемой экономики в своё время пытался реализовать на посту председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжков. Но в стране тогда взяли верх силы разрушения, и сегодня мы являемся свидетелями их действий. Открытым остаётся вопрос: каким образом можно переломить сложившуюся ситуацию? А потому напрашивается мысль, что надо провести в рамках Года литературы ещё одну встречу, которая помогла бы найти ответ на этот вопрос.

 Одно время у истосковавшегося по живности городского жителя была чуть ли не мода – завести попугая! Счастливы, умиляемся – когда он хрипло кричит: «Попка-дурак!» Больше всего ценились и, разумеется, на порядок дороже стоили попугаи, которые могли повторить за тобой целое предложение или даже как бы осмысленно что-то сказать в ответ. Теперь попугаев держат реже, потому как они переместились ныне в телевизор. Если в страшные 90-е годы прошлого века во время разгула на телевидении гнусности, откровенную порнуху по преимуществу показывали глубокой ночью — всё-таки детей жалели! — то теперь всё наоборот: самые хорошие передачи идут поздней ночью, чтобы их видело как можно меньше людей. Так пятая колонна, прочно держащая с тех печальных времён в оккупации телевидение, по-прежнему вершит свое чёрное дело. А в самое удобное вечернее время — сплошной «юмор» и парад попугаев. Правда, ещё бесконечные, в разных вариантах, «менты».

…Он соколом летел вперёд
Туда, где ждал его народ.
Абхазская песня.
 
15 мая исполняется 70 лет со дня рождения творца современной абхазской государственности и выдающегося специалиста по древней истории хеттов Владислава Григорьевича АРДЗИНБЫ (1945—2010). Этой дате было посвящено торжественное собрание в Институте востоковедения Российской академии наук, где Ардзинба проработал много лет и защитил две диссертации – кандидатскую и докторскую.
С лекцией перед собравшимися выступил президент Абхазии Рауль Хаджимба, охарактеризовавший Владислава Ардзинбу как человека № 1 для Абхазии, имя которого будет навечно вписано в историю страны. Немало тёплых слов прозвучало и от коллег первого президента свободной Абхазии — учёных Института востоковедения. Вспоминали не только о его научных заслугах, но и том, как будущий политик любил с ними играть в волейбол, водил дочку на московскую ёлку.

Х Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «КОКТЕБЕЛЬСКАЯ ВЕСНА-2015»
15 апреля в день рождения выдающегося поэта Серебряного века Н. Гумилёва в Коктебеле открылся Международный поэтический фестиваль памяти поэта. Форум длился три дня. Заглавием этой заметки является строчка знаменитого стихотворения Н. Гумилёва «Поэту»:
…Уверенную поступь береги:
Твой стих не должен ни порхать, ни биться.
Хотя у музы лёгкие шаги,
Она богиня, а не танцовщица…
Именно этой мыслью был окрашен фестиваль, на который по уже установившейся традиции съехались поэты разных уголков земли.
Во время торжественного открытия секретарь Союза писателей России Ю.А. Лопусов подчеркнул, что этот фестиваль особый не только потому, что юбилейный, а в первую очередь потому, что проходит на новой исторической основе, поскольку Крым вернулся на свою Родину — в Россию.
Об этом же, в конечном счёте, говорили при открытии все официальные лица Крыма: глава муниципального образования округа Феодосия председатель Горсовета Феодосии С.Н. Генчук, первый заместитель главы администрации Феодосии Д.В. Ачкасов, заместитель председателя комитета Госсовета Республики Крым по культуре и охране культурного наследия Л.В. Чулкова, начальник управления музейного дела, перемещения культурных ценностей и библиотечных ресурсов Министерства культуры Республики Крым Е.Г. Эмирова и председатель Союза русских писателей Восточного Крыма Н.В. Ищенко.

К 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского

«Я желал бы, чтобы музыка моя распространялась, <…> чтобы люди находили в ней утешение и подпору», — эти слова были сказаны Петром Ильичом Чайковским незадолго до смерти, в 1893 году и, как всем хорошо известно, подтвердились сполна. Музыка Чайковского звучит повсюду в мире на протяжении уже века с четвертью и никогда не может устареть. Это вечно молодая музыка. Такое утверждение может показаться избитым трюизмом и прописной истиной, но, тем не менее, это именно так. Многие музыкальные шедевры Чайковского — взять ли Шестую, «Патетическую», симфонию или ми-минорную Пятую, симфонические фантазии «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта» или, быть может, менее популярную музыку к шекспировскому «Гамлету», написанную по заказу петербургского Малого оперного театра в 1891 году, или торжественную увертюру «1812 год», где проявилось патриотическое, исконно русское начало в творчестве композитора, да и мало ли что ещё! — всё это вошло в нашу плоть и кровь, стало нашей наследственностью.

Гитлер недолюбливал юристов за то, что они подчиняют власть «мертвой букве закона». Он видел в государстве элемент расправы, для чего лучше подходили штурмовики и СС. Но когда Гитлер оказался у власти, сословие юристов охотно пришло ему на помощь. Они сумели объяснить новому канцлеру, что раз немцы — цивилизованная нация, то и репрессии в Германии нужно проводить в «правовом поле»…

Михаил Шифрин, историк.
 
У меня такое ощущение, будто в Нюрнберге всегда пасмурно и идёт мелкий, неприятный дождик. Такое ощущение сложилось у меня после неоднократных поездок в этот город. Вот и на сей раз такая же погода встретила меня возле большого, серого, мрачноватого здания Дворца правосудия. Именно здесь проходили процессы над главными преступниками Третьего рейха после завершения Второй мировой войны. Судили здесь не только верхушку фашистского режима, но и преступников рангом пониже. Всего процессов было двенадцать, в том числе и над судьями. Как отмечала пресса, особенность процесса над судьями заключалась в том, что расследовались не только зверства над населением оккупированных стран, но и преступления нацистов против собственных граждан. Суд над судьями состоялся в 1947 году, и на скамье подсудимых было 16 юристов.

Институт Пушкина был создан полвека назад президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы академиком Виталием Костомаровым как методический центр по изучению нашего языка, продвижению его в другие страны. Сегодня он известен в мире так же, как и институты Гёте, Сервантеса, Конфуция. Студенты из Китая, Сербии, США, Германии, Чехии, Израиля, Испании основательно изучают там нашу классику.
Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая называет русский языком культуры и талантов. На форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» в Ярославле она дала старт открытию портала «Образование на русском». Теперь при помощи этого портала в разных уголках мира можно изучать русский, причём людям с самыми разными навыками владения языком.

Х юбилейный Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна-2015»

За коротким, по историческим мерками, отрезком времени — между девяностыми годами XIX века и Октябрём 17-го — закрепилась слава Серебряного века русской поэзии. И не только поэзии. Это была пора взлёта отечественной культуры во всех её проявлениях: живописи, ваяния и зодчества, науки, общественной мысли. И центр философии переместился в Россию.
Одним из ярчайших представителей Серебряного века в литературе был великий русский поэт Николай Степанович Гумилёв. Он родился 3 апреля (15-го по новому стилю) 1886 года.

Из Крымских заметок
Тёмным свинцом матово блеснуло вдали море. Понт Эвксинский (гостеприимное), Караден-гиз (чёрное, негостеприимное), Киммерийское, Скифское, Синее, Таврическое, Сурожское, Святое… По-разному называли на протяжении веков этот щедрый подарок Бога греки и римляне, скифы и сарматы, генуэзцы и готы, турки, донские, запорожские казаки и суворовские чудо-богатыри, оставившие свой след на этих благословенных пространствах!
Коктебель в переводе с тюркского — «страна синих гор». Сюда, где, по словам Волошина, «теплятся лампады Семизвездья», издавна влекло русских поэтов. Коктебельское бытование М. Волошина, сделавшего свою дачу пристанищем для певцов, музыкантов, поэтов и художников, стало весёлой и праздничной страницей в истории русской поэзии. Великие имена причастились этому месту — Гумилёв, Цветаева, Ахматова, Мандельштам…

В Москве в Центральной библиотеке имени Н.А. Некрасова 30 марта 2015 года состоялась встреча с читателями, включённая в цикл «Поэзия подвига», организованный режиссером Жанной Калыш. Она снимает документальный фильм с таким названием. Внимание теме Великой Отечественной войны Жанна Владимировна уделяет не спонтанно. Это продуманная, прочувствованная человеческая позиция, отражённая режиссером в прошлом году в ленте «Моё блокадное детство». Продолжая работать над воспоминаниями о каждом миге страшной войны, Жанна Калыш встречается с людьми, организует съёмки сюжетов к будущему фильму, уточняет детали и достоверность давно известного.

«Хованщина» М. Мусоргского на сцене Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
…Можно долго разъяснять сюжет и исторический фон этой знаменитой оперы великого русского классика. Но стоит ли это делать вместо того, чтобы просто рассказать о спектакле, поставленном Александром Тителем вкупе со сценографом Владимиром Арефьевым? Однако начать надо не с этих двух имен.
Всё-таки главной движущей силой этого бесспорно выдающегося создания оперной сцены является замечательный дирижёр Александр Лазарев. Он уверенно и ярко, тактично и с полетным пониманием, умно и увлеченно ведёт спектакль, поставленный в очень непростой редакции Дмитрия Шостаковича. Поэтому зрители старшего поколения, которые ещё помнят классическую постановку Леонида Баратова в Большом театре, найдут много нового даже в либретто, не говоря уже об инструментовке партитуры.

Архетипы русской культуры — прошлое, настоящее и будущее.
От прозападно настроенных сограждан  порой можно слышать: а что такое  русская культура? Мол, всё, что есть, заимствовано в основном из Западной Европы. Итальянская опера, немецкая философия, французская живопись, литература — всё переводное.
Была, правда, ещё и советская культура — литература, школа без ЕГЭ, кинематограф, библиотеки… Но это всё уже сожгли, как ИНИОН. Ничего не осталось, чтобы не было возврата к сталинскому социализму.
Но нет, не всё ещё сожгли... Самое важное ещё осталось.
То самое, что «при любых испытаниях у нас никому не отнять!».
Архетипы культуры — то, что остаётся даже тогда, когда всё, казалось, уже было потеряно.

Посольство Италии в Москве и Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина провели выставку «Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». Выставка была организована в рамках председательства Италии в Европейском союзе и перекрестного Года туризма Италии и России.
В экспозиции выставки четыре работы выдающихся итальянских мастеров второй половины XV века, объединенные одним сюжетом — мадонна с младенцем. Это один из центральных образов и византийской иконописи, и живописи итальянского Возрождения.

В президиуме собрания — Геннадий Иванов, первый секретарь Союза писателей России, Игорь Смолькин (Изборцев), председатель Псковской писательской организации, и Сергей Соколкин, представлявший Московскую писательскую организацию. Лауреаты были отобраны по итогам работы взыскательного жюри, в которое входили Игорь Смолькин (председатель), Геннадий Иванов, Владимир Личутин, Александр Проханов, Всеволод Бахревский, Сергей Соколкин и др.
Юрий Поляков, поблагодарив жюри, сказал: «Премия имени такого самобытного русского писателя, как Николай Семёнович Лесков, почётна и ценна. Лесков относится к таким художникам слова, которые узнаются с одного абзаца, его невозможно спутать ни с кем. Николай Семёнович говорил, что слова, стоящие рядом в литературном произведении, «должны удивляться друг другу».

«Скажите, для того ли я родился в Овстуге, чтобы жить в Турине?..»
Фёдор Тютчев, 1837 год.
 
Ответить на этот риторический вопрос из письма Тютчева его родным попытались главные редакторы альманаха «День поэзии. XXI век» Андрей Шацков и журнала «Юность» Валерий Дударев, посетившие родовую усадьбу великого поэта на Брянщине.
Где, по словам «последнего славянофила» В.В. Кожинова, «перед юным Тютчевым — вместе с родной природой и нaродом — глубоко рaскрылaсь и реaльность родной истории, которaя знaчилa для поэтa необычaйно, исключительно много...».

18 февраля Геннадию Игоревичу Гладкову, выдающемуся русскому композитору, народному артисту России, автору прекрасной музыки к сотням театральных постановок, кинофильмов, мюзиклов и оперетт, многих симфонических сочинений исполнилось 80 лет!
Тысячи и тысячи почитателей весёлого и искрящегося таланта Геннадия Гладкова в России и за рубежом поздравили композитора с этой славной датой. Не прошло мимо неё и российское телевидение, показав несколько фильмов о Гладкове, записи его концертов. Ожидания отечественных любителей музыки оправдались — мы стали свидетелями большого и яркого музыкального праздника. Впрочем, так случается всегда, когда речь заходит о Геннадии Гладкове.

Не знаю, будут ли кому интересны эти записи, но выбросить их не поднимается рука. В них много пережитого, выстраданного, память о встречах, поездках, житейские истории, разговоры, замыслы — всё о нашей любимой России. А название «Крупинки» самое подходящее: и фамилия такая, и записи малых размеров.
ОТЧЕГО БЫ НЕ НАЧАТЬ с того, чем заканчивал Толстой, с его убеждений?  Они же уже у старика, то есть вроде бы как бы у мудреца.  А если он дикость говорит, свою религию сочиняет, то что?  Чужих умов в литературе не займёшь. И не помогут тебе они ни жить, ни писать, ни поступать по их. На плечи тому же Толстому не влезешь, да и нехорошо  мучить старика. Это в науке, да, там плечи предшественников  держат, от того наука быстра, но литература не такая. Наука – столб, литература – поле, где просторно всем: и злакам и сорнякам. Ссориться в литературе могут только шавки, таланты рады друг другу. Не рады? Так какие же это таланты?

В 1943 году, когда себя полностью проявили все нечеловеческие стороны войны гитлеровской Германии с Советским Союзом, американцы посвятили нам два голливудских фильма «Песня о России» и «Северная звезда».
Мы, подростки, уже многое повидавшие и не по годам соображающие, хотя и с чувством благодарности за дружественное внимание союзников, не могли удержаться от смеха, глядя на «русскую» сельскую учительницу в фетровой шляпе и модном английском костюме, на её неторопливую прогулку по живописно догорающим руинам под руку со знаменитым американским дирижёром после его гастрольного концерта. Смех вызывало то обстоятельство, что эти двое свободно шляются в ту пору суток, когда действует неумолимый комендантский час. Это – в «Песне о России» с двумя модными заморскими актёрами – Вивьен Ли и Робертом Тейлором, да простят они нас.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes