Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

«РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ»

Культура. «Два Ангела сидят у меня на плечах —

Ангел смеха и Ангел слез.

И их вечные пререкания — моя жизнь».

Вас. Розанов.

 

Эпиграф очень даже не случаен, потому что спектакль в «Школе со временной пьесы» скрыто представ ляет собой именно посовременному понятые и пронесённые на сцене «веч ные пререкания» смеха и слёз, прав да, слёз, которые «не видимые миру».

Писательница Людмила Улицкая впервые попробовала свои силы в дра

матургии, и её дебютная пьеса сразуже стала лауреатом конкурса «Дей

ствующие лица», а сейчас вот увидела огни рампы в одном из самых острых

и смелых столичных театров в постановке Иосифа Райхельгауза... Зал пе

реполнен, и зрители часто открыто реагируют на реплики действующих

лиц: оно и понятно — фарс всегда дружен со смехом, а здесь мы имеем

дело именно с фарсом. А действующие лица мгновенно узнаются: это

наши современники, а точнее — поразительный срез с разных поколе

ний сегодняшней интеллигенции, заблудившейся во времени и в самих себе.

Кстати, необходимо отметить, что пьеса Л.Улицкой имеет весьма знамена

тельный подзаголовок: «Afterсhekhov C’est la vie». А поэтому нельзя не ощу

тить во всем происходящем неких иронических параллелей с персонажами

чеховских интеллигентов, отделённых от нас более чем веком.

И сразу ясно, почему в заброшенной, опустелой даче единственное, что

понастоящему живо, — это портрет Чехова на стене около зеркала. Имен

но с ним чопорно здоровается и чокается рюмкой с «горячительным»

главный герой пьесы — математик, ныне пенсионер, владелец этого «при

юта» родственников Андрей Иванович Лепехин (его играет с большим

чувством, самоиронией и изяществом Альберт Филозов). А рядом с ним его

умная и явно талантливая, безалаберная сестра — переводчица с английского и в данном случае — на английский, невостребованная, как и брат,

мать троих дочерей и сына (её играет с мастерским блеском Татьяна Васи

льева).

Отдалённый мотив «Трёх сестёр», из которых одна замужем, а две находят

ся в свободном поиске, сразу возникает вместе с известным маршем из

Мхатовского спектакля — того самого марша, под который полк покидает

город, оставляя героинь «закисать» в провинциальных и скучных буднях.

Но, повторяю, аналогии с Чеховым ненавязчивы. Они вызывают и смех,

и слёзы, потому что невозможно не жалеть очень хороших людей: ведь

ктото из них уже не рассчитывает на какието добрые перемены в жизни.

А молодое поколение, прямо списанное с натуры, вызывает и иронию, и

горечь. Никто из их среды не трудится, разве кроме двух персонажей, на

поминающих Епиходова и Лопахина из «Вишневого сада». Это – Семён

золотые руки (В.Шульга) и сын героини – Ростислав, очень оборотистый

и самоутвердившийся тип, рушащий окружающий дачу сад, потому как у

него есть свои далеко идущие предпринимательские планы. Ростислава

играет М.Евсеев. Жёстко и убедительно, аж сердце щемит за его матушку и

сестер, да ещё и за свояченицу Маняню. А Маняня, пожалуй, единствен

ная, твердо стоящая на ногах правдолюбка (можно поздравить играющую

её Н. Шацкую с настоящим успехом). Собственно, именно она «заварива

ет» осенью на продажу то самое русское из покупных вишен варенье, дав

шее название пьесе. И в её образе скрыт тот самый «здоровый» горький

стержень, который нельзя не заметить, как и тот самый «смех сквозь

слезы».

Все персонажи, проходящие перед зрителем, — это современные интел

лигенты: разные по возрасту, разные по интересам. Они много и бесцельно

говорят о необходимости работать, а от возможности работы отказывают

ся, как средняя замужняя дочь, кра савица Леля (Е. Директоренко). А уж

муж её, с козлиной бородкой аля Гребенщиков — и вовсе бездельник, увле

кающийся вместе с женой исключительно восточными играми и компью

тером (С. Рожнов). А когда появилась работа, Леля от неё оскорблённо от

казывается, 600 долларов её не устраивают. Все маются, о чёмто мечтают

(чаще всего о несбыточном), ничем разумным и материальным не занимаются, хотя много говорят. Достаточно сказать хотя бы о том, как «занимает»

себя Наталья бессмысленным переводом на английский язык шести томов

сочинений невестки, жены Ростислава, крепко стоящего на ногах.

Так, на старой даче, которая после Пасхи ещё и частично сгорела, живут

в запустении люди, собственно, потерявшие самих себя. Причины? Их пой

мёт каждый зритель, потому что и он, зритель, — не просто современник, но

и друг, приятель, родственник или просто сосед героев «Русского варе

нья». А чеховские мотивы вновь возникают в ироническом ключе, чему

способствует и музыкальный фон происходящего: если в самом начале раз

давались звуки I части Шестой симфонии Чайковского, то дальше всёчаще и чаще возникает тот самый бравурный военный марш... Тот самый.

И время сработало так. Андрей Лепехин — эдакий очень

своеобразный «Гаев» пополам с «Войницким» — неожиданно находит себя

благодаря любовницебалерине, увлекающей его жить

за «бугром». Сестры остаются в ожидании лучших времен, в кото

рые не оченьто верят. Наталья Ивановна (Т. Василье

ва) — в полной растерянности, её можно и должно по

нять, А она ещё и смешна, и к ней возникает особое со

чувствие зала.

Играют все в ансамбле, точно и ярко, режиссура чёт

ко слилась с интонацией самой пьесы и каждого из ее

персонажей. В спектакле все отлично «работает», особен

но свет (А. Зуев, А.Смирнов), он играет здесь очень важ

ную эмоциональную и смысловую роль. Умно и лако

нично решены декорации (сценограф Ю.Хариков), а все

происходящее просто немыслимо без непростой и очень выразительной зву

ковой гаммы (В.Афанасенко).... И лично я почемуто вспомнила

ту самую фразу из Василия Розанова, что вынесла эпиграфом к своим за

меткам об этой интереснейшей премьере.

«Два Ангела сидят у меня плечах»... И светлая грусть освещает каждого,

умножившись на смех, в чёмто сливаясь с заблудившимися интеллиген

тами в отголосках метаморфоз чеховских героев. Всё это не случайно.

Очень своевременно. И понастоящему талантливо.

Наталья ЛАГИНА.

Сцена из спектакля «Русское варе

нье».

Фото Василя Ярошевича.

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes