Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Возвращение живого звука. В зале им. П.И. Чайковского

«Наконец-то!» — радостно воскликнуло великое множество меломанов, не представляющих своей жизни без музыки! Почти полгода самоизоляции... Конечно, радио и телевидение превзошли сами себя: исторические концерты, знакомство с молодыми музыкальными мастерами, оперы, балеты, интереснейшие программы, в том числе и такие уникальные, рассчитанные на молодёжь… И всё-таки какое все мы испытывали солнечное чувство ожидания, как можно скорее – войти в знакомый и бесконечно любимый концертный зал, чтобы услышать живую музыку! Первым эту радость, даже счастье, предоставила нам Московская филармония в Концертном зале имени Петра Ильича Чайковского. Добрые, светлые и тёплые слова директора Московской филармонии Алексея Алексеевича Шалашова были сами настоящей радостной музыкой!
Слушатели проходят через контроль. Те, кто почему-то пришел без своей маски (от радости, вероятно, позабыли) получают их еще до рамок контроля. И вот мы в по-своему непривычном зале. Кресла через одно покрыты бумажной полосой, на которой написано, что это место «волшебника акустики». В связи с такой «раскадровкой» получилось, что занят весь зал и совсем нет никаких «проплешин» свободных кресел. Получилось удобно, уютно и даже красиво.

Программы августовских концертов даже на афишах были прекрасны. Мы знаем, какая замечательная музыкальная культура в нашей стране. Знаем, что наши музыканты (всех поколений), как говорится, — штучный товар. Но такого именного праздника, как тот, что состоялся в нынешнем августе, мы, похоже, давно не видели, вернее, не слышали. Поразительно точно были выбраны для панорамы возвращения живого звука (так называется вся августовская серия концертов Московской филармонии) имена музыкантов и сама музыка. Тут, конечно, была нужна точность выбора, прямое попадание «в яблочко». Что и случилось, начиная со знаменательного 7 августа 2020 года.
Судите сами. Полуторагодовалым и талантливым Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром руководил талантливый дирижёр среднего поколения (он же первоклассный солирующий кларнетист) Валентин Урюпин, а солировал Денис Мацуев. Играли «Ромео и Джульетту» Чайковского и в лучшем смысле слова традиционный Третий фортепианный концерт Рахманинова. И как играли! Урюпина позже удалось послушать и как кларнетиста в знаменитом Октете фа мажор Франца Шуберта. Октет был исполнен отличными музыкантами. Игра каждого из них соответствовала самым строгим и требовательным критериям. Это был действительно ансамбль. Но особенно хочется похвалить Валентина Урюпина, скрипача Ивана Почекина и виолончелиста Дениса Шаповалова. Здесь уместно отметить, что все солисты, принимавшие участие в исполнении «Возвращение живого звука», обвешаны медалями международных конкурсов как новогодняя ёлка игрушками.
Хорош был и молодой ансамбль «Questa Musica» под руководством дирижёра и скрипача Филиппа Чижевского! Двойной концерт Баха был великолепен – обе скрипки (Леонид Железный и Даниил Коган), обе виолончели – Анна Кошкина и Борис Андрианов, флейтистка Ольга Ивушейкина.
С сожалением не могу не заметить, что меня (и не только меня) несколько разочаровали двое наших титулованных пианистов, игравших программу для двух роялях — Филипп Копачевский и Дмитрий Маслеев. Небрежно и неглубоко были сыграны такие шедевры, как «Болеро» Мориса Равеля и «Скарамуш» Дариуса Мийо. Впрочем, внимая музыкальной красоте, публика простила исполнителям даже эту небрежность. Жаль, что эта небрежность была: музыканты-то они хотя и молодые, но знаменитые и потенциально очень яркие…
Нельзя не отметить ещё один камерный концерт — имею в виду квартет им. Давида Ойстраха. В этом концерте квартет впервые публично выступил в ансамбле с очень популярным в нашей стране и за рубежом молодым пианистом Андреем Гугниным. Тут уж надо назвать всех: Андрей Баранов (первая скрипка), Родион Петров (вторая скрипка), Федор Белугин (отличный, особенный альт), Алексей Жилин (интереснейшая виолончель. Они играли — и очень здорово — фортепианные квинтеты Иоганнеса Брамса и Сезара Франка — просто праздник!
Был ещё один концерт, которого лично я ждала с огромным нетерпением. Это был Светлановский оркестр, с которым солировал поистине удивительный виолончелист Александр Рамм («Вариации на тему рококо» Чайковского, «Увертюра. Скерцо. Финал» Шумана и немыслимой музыкально-романтической грустной красоты «Неоконченная» симфония Франца Шуберта). Дирижировал музыкант, который сейчас стал одним из самых обоснованно востребованных не только у нас, но и в Европе, — Василий Петренко. Мне уже приходилось писать о нём, и я была уверена, что в нынешнем концерте будет откровение. Увы!.. Что-то не сложилось. Конечно, с Петренко надо требовать очень крепко. Больше, чем с других. Ну и потребовала. А у него получился пестроватый, сухой звук. Да ещё во вступлении к «Рококо» что-то смешалось у солиста и оркестра. Странно… Суховат был и Шуберт, но не в целом, а при forte на tutti. Грубовато получилось, особенно у струнных. Впрочем, каждый исполнитель имеет право на некую неудачу. За Петренко не пропадёт. Через месяц он будет играть в абонементе.
Конечно, про все концерты не напишешь, Тем более, что еще два впереди. Юрий Симонов и Екатерина Мечетина, например, (Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» и «Серенада для струнного оркестра» Чайковского, которую так радостно и проникновенно играет Симонов.
Вот так мы вернулись к живому звуку, и эта встреча была прекрасна..
Наталья ЛАГИНА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes