Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Театру Российской Армии – 90!

Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА) 6 февраля отпраздновал свой юбилей — 90 лет! В этот знаменательный день был открыт музей театра, заложена ещё одна звезда (в фойе), посвящённая на сей раз актрисе Любови Добржанской, а вечером зрителям был показан премьерный спектакль «Барабанщица» в постановке главного режиссёра Театра Бориса Морозова.
Днём рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года — именно тогда в Москве был показан спектакль «К.В.Ж.Д.», посвященный событиям на границе с Китаем. Но надо отметить, что далеко не сразу, и не в 1930 году, а на 10 лет позже театр обзавёлся собственным зданием. В первые годы жизни театра спектакли были выездными — артисты выступали в воинских частях и городах от Ленинграда до Дальнего Востока. И в таких непростых кочевых условиях зрителям было показано 38 премьер!
Собственное здание оригинальной формы
К 23 февраля 1934 года, к пятилетнему юбилею театра Красной армии, были названы имена победителей ранее объявленного конкурса на лучший архитектурный проект. Ими стали архитекторы Каро Алабян и Василий Симбирцев. Они предложили построить здание армейского театра в форме пятиконечной звезды. И сегодня в музее ЦАТРы можно увидеть макет этой звезды, созданный уже к открытию историко-мемориального зала. К созданию театра были привлечены лучшие мастера.
— Потолок в зрительном зале большой сцены расписывал по сырой штукатурке Лев Бруни со своими учениками из ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские. — Ред.), — рассказала нам актриса театра Софья Гуськова. — Железный занавес-портал, сохранявшийся до первой реконструкции, был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг.
Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры.
Механику сцены, спроектированную инженером Иваном Мальцыным, работающую в наши дни, ремонт практически не затронул – вращаются, как и прежде, два огромных круга, а двенадцать подъёмных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей, — с гордостью заявила Гуськова.
Во второй половине 1970-х годов в театре была произведена первая реконструкция. (Вторая реконструкция пришлась на 2000-е годы. — Авт.). В результате над сценой повесили трёхметровый козырёк, был уменьшен размер зеркала сцены, убраны колонны, располагавшиеся ранее в зрительном зале большой сцены. Всему этому предшествовало тщательное изучение чертежей «отцов-проектировщиков театра» — Алабяна и Симбирцева, точные замеры здания-звезды и составление сметы затрат. Этим уже занималась семейная пара — инженер Татьяна Николаевна и архитектор Анатолий Андреевич Оникиенко. Руководство театра вспомнило о них и пригласило на юбилей.
— Я с супругой заехал совсем ненадолго, чтобы передать в открывшийся в театре музей ценные стопки чертежей Каро Алабяна и Василия Симбирцева, которые в своё время скрупулезно изучал, приступив к разработке проекта реконструкции, — сказал архитектор Анатолий Андреевич Оникиенко. — Надеюсь, что они, находясь в историко-мемориальном зале театра, будут в надёжных руках!
 
И в 90 летв расцвете сил!
К своему 90-летию юбиляр подошёл в хорошей форме. Сегодня в ЦАТРе 4 сцены: большая, малая, экспериментальная и камерная. В репертуаре спектакли разных жанров, ориентированные как на взрослых, так и на детей, в залах – аншлаги, в сезон – по несколько премьер, год от года в труппе пополнение! А ещё гастроли, как было 90 лет назад.
В день юбилея впервые открыл свои двери театральный музей, на создание экспозиции которого ушло почти два года. К работе был привлечён Леонтий Озерников, художник, член Гильдии союза художников, специалист, участвовавший в крупнейших музейных проектах, таких как Пушкинский музей, музей Гоголя, Исторический музей и многих других.
— В этом небольшом музейном зале мы сохранили идею звезды — формы здания Театра Армии и символа армии. В самом центре музея трюмо гримёрки — идея преображения человека в героя. Любой актёр гримируется, чтобы сыграть победителя или побеждённого, подлеца или героя, влюблённого или ненавидящего, — рассказал художник музея Леонтий Озерников.
Музей вместил в себя всё, что было создано в Театре Армии почти за столетие: пьесы, драматургию, актёрское мастерство, свет, звук, сценографию, бутафорию, реквизит — всё, что было сделано талантливыми людьми, причастными к этому театру.
Экспозиция музея раскрывает три ипостаси театра: его начало, строительство и книга будущего — спектакли XXI века, — рассказывает заведующая историко-мемориальным залом Театра Армии Елена Маньшина. — Сложная история нашей страны отражается в лицах героев спектаклей, в образном оформлении декораций и костюмов. Каждый спектакль буквально оживает в этих мифических кулисах.
Музей театра небольшой — всего один зал, экспозиция которого рассказывает посетителям о ключевых моментах жизни театра, знаковых спектаклях, шедших на протяжении многих лет. Одним из любопытных экспонатов является макет самого здания в форме звезды, созданный с оглядкой на первоначальный архитектурный замысел К. Алабяна и В. Симбирцева. Благодаря этому макету можно представить, каким было бы здание, если бы первоначальный проект был полностью претворён в жизнь. На нижнем ярусе здания планировалось установить скульптурные группы, а венчать архитектурное сооружение должен был красноармеец.
 
Звезда памяти Любови Добржанской
Помимо открытия музея, в рамках празднования 90-летнего юбилея Театра Армии состоялась закладка в зрительском фойе памятной звезды народной артистке СССР Любови Добржанской.
— Выпускница студии национального театра имени Леси Украинки пришла в наш театр, главный Театр Армии, в 1934 году. Правда, был период, когда она параллельно работала и в театре «Современник», и Электротеатре «Станиславский», — рассказал актер Артём Каминский. – Говорят, это была актриса, которой были подвластны и комические роли, и драматические, которые она исполняла также гениально. За 46 лет службы в нашем театре она сыграла более 120 (!) ролей.
Многим зрителям актриса запомнилась, прежде всего, по ролям в кино, таким как мать Деточкина из кинофильма «Берегись автомобиля», мать Жени Лукашина из «Иронии судьбы…». Ну, а любители театра помнят Любовь Добржанскую по спектаклю «Давным-давно». Именно она стала первой исполнительницей роли Шуры Азаровой.
— Я, ещё учась на втором курсе театрального вуза, бегала смотреть спектакли с её участием, — призналась актриса Алина Покровская. — И первый спектакль, совершенно замечательный, который я увидела с ней, это — «Моя семья» по произведениям Эдуардо де Филиппо. Она играла потрясающе! Я счастлива, что мне самой, спустя годы, довелось играть вместе с ней в спектаклях: «Дядя Ваня», «Птицы нашей молодости» и «Фантазии Фарятьева».
 
«Барабанщица» вновь на сцене
А вечером того же праздничного дня зрителей ждал показ премьерного спектакля «Барабанщица» в постановке главного режиссёра театра Бориса Морозова. Этот спектакль для данного театра не нов, но очень кстати пришёлся его показ в 2020 году, когда мы отмечаем 75 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне. Данный спектакль повествует не просто о военном подвиге, а о почти утраченных в наше время понятиях высокой нравственности.
Первая премьера спектакля состоялась в 1959 году. «Барабанщицу» показывали на сцене Театра Армии более 700 раз! Нынешняя постановка, безусловно, отличается от прежней обращением к поэзии Великой Отечественной войны. Действие спектакля происходит в 1943 году. Маленький городок освобождён от фашистов, но ещё во всю идёт война. Молодая девушка Нила Снижко работает дворником. В городе она не находит понимания среди окружающих её людей, которые её люто ненавидят — на ней клеймо фашистской пособницы, предательницы Родины. Ведь во время оккупации она работала переводчицей в гестапо. Им всем невдомёк, каково это — быть подпольщицей, работать в тылу врага по спецзаданию, служить фашистам. Нельзя открыться даже сейчас — немцы оставили в городе своих шпионов и пособников. Мужественная девушка остается бойцом «невидимого фронта», получив задание выявить вражеских агентов.
Этот спектакль, вновь вернувшийся в репертуар в обновлённом виде, можно увидеть на большой сцене Центрального академического театра Российской армии, который «несмотря на свой почтенный возраст», четко следует намеченному курсу и многолетним традициям, показывая всё самое лучшее, что может и должен видеть зритель!

Юлия ФИЛЬЧАКОВА.
На снимках: Главный режиссёр Б. Морозов. В фойе на открытии звезды. Художник Л. Озерников. Памятная звезда народной артистке СССР Любови Добржанской. Актёр А. Каминский.
Фото автора.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes