Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Второй этап реставрации Успенского собора Кремля

Иван Калита и другие московские князья начали объединять русские земли, и нужны были здания, подтверждающие столичное великолепие. В 1326 году митрополит Пётр (родом с Волыни, митрополит сначала Киевский и всея Руси, а потом Московский и всея Руси, своим местопребыванием в Москве придал ей статус русской столицы) и боровшийся за ярлык на великое княжение Иван Калита (Иван Первый) заложили на самой высокой точке кремлёвского холма храм в честь Успения Богоматери.
Централизованное русское государство обрело централизованную русскую церковь. Именно поэтому храм называли «образом вселенской церкви и залогом русского единодержавия». В Успенском соборе удельные князья присягали на верность великому князю, позже в нём венчали на царство, возводили в сан митрополитов и патриархов. Здесь хранятся мощи чудотворцев митрополитов Петра и Гермогена (происходил из донских казаков, призывал к борьбе с польской интервенцией).
В 1475—1479 годах болонским инженером и архитектором Аристотелем Фиораванти и русскими мастерами на месте одноименного собора четырнадцатого века был построен современный храм. После завершения строительства лучший живописец того времени Дионисий с артелью написал трехъярусный иконостас и несколько крупных икон.
За последующие столетия собор после пожаров и вражеских нашествий постоянно ремонтировался и поновлялся. К тому же один из крупнейших городов мира Москва плохо влиял на среду — на иконах и фресках образовывались копоть, трещины… Последний раз масштабная реставрация была проведена к Олимпиаде 1980 года. После этого из-за нарушенной тогда системы вентиляции в соборе стала скапливаться влага.
В 2017-м началась комплексная реставрация собора, которую планируют завершить в 2023 году, восстановив архитектурный облик, стенописи в интерьере и на фасадах.
Не обошлось и без сенсационных открытий. В Похвальском приделе (основан в 1459 году после избавления Москвы от нашествия ордынского хана Седи Ахмета) обнаружены нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи» и две новые фигуры пророков, принадлежащих композиции «Похвала Богоматери». По мнению исследователей, это росписи конца пятнадцатого века, тогда как основная роспись собора была выполнена в семнадцатом веке по указу царя Михаила Фёдоровича.
Храм на время реставрации открыт для богослужений и посещения туристов. В настоящее время идут работы над поддержанием сохранности монументальной живописи, укреплением грунта и красочного слоя в северной части. Усилиями 40 реставраторов удалось нормализовать микроклимат для стенных росписей, хранящихся в соборе бесценных икон «Георгий-воин» (конец XI—начало XII веков), «Богоматерь Одигитрия» (конец XI—начало XII веков), «Спас Нерукотворный» (XIV век) и других, моленого места царя Ивана Грозного, посоха митрополита Петра.
Явно наши знания о русском средневековом искусстве были бы значительно беднее без памятников Успенского собора. И на их защиту в годы Великой Отечественной войны были брошены лучшие силы. Уже через месяц после начала войны художники под руководством Бориса Иофана специальными росписями под деревья и небо замаскировали соборы Кремля, в том числе — Успенский. Зенитчики отбили 8 бомбардировок фашистских варваров, обеспечивая сохранность уникальных зданий. Подробно об этом рассказывали на ежегодных Рождественских чтениях, посвященных в этом году 75-летию Победы.
Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Юрьевна Гагарина выразила надежду, что нынешних плодов реставрации хватит на 100 лет.

Елена МАСЛОВА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes