Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

В Театре армии — юбилейный сезон

Театр Советской армии - юбилейный сезонВ этом году в Центральном академическом театре российской армии (ЦАТРА) несколько юбилеев: открылся новый 90-й сезон, уникальному зданию, построенному в виде звезды, исполнилось 80 лет, и всё это ознаменовалось проведением ежегодного фестиваля «Лестница», который состоялся в 5-й раз. Масштабное мероприятие прошло 1 сентября по адресу: Суворовская площадь, 2 — у главного театрального входа.
Уже сложилась традиция, что каждую осень на центральной площади перед зданием театра и на главной его лестнице артисты показывают фрагменты разных спектаклей, которыми богат репертуар театра. Но в этом юбилейном году «Лестница» прошла в «новом формате» — одновременно со всех сторон здания на восьми площадках, на лестнице у каждого подъезда.
— Мы старались выбрать те спектакли, которые стали событийными в истории театра, — сказал главный режиссер ЦАТРА Борис Морозов. — Но, естественно, их намного больше! Здесь, на фестивале, отражена далеко не вся палитра нашей истории.
Открытие мероприятия состоялось на центральной площади. Перед главным входом на глазах у зрителей артисты «построили» за считаные минуты «здание» — макет театра высотой 2,5 метра. Ведущими на главной площади были народные артисты России — Ольга Богданова и Артем Каминский.
— В этом году исполняется 80 лет зданию нашего любимого театра, — сказала Ольга Богданова. — Оно было построено в 1930-е годы по проекту К. Алабяна и В. Симбирцева в форме пятиконечной звезды. Его украшают почти 100 колонн!
Посмотреть сцены из знаковых спектаклей «90-летнего юбиляра» съехались и люди старшего поколения, и зрители среднего возраста, и даже дети вместе с родителями.
— Мы с друзьями регулярно ходим в театры. И ЦАТРА — один из наших любимых, наравне с театром имени М. Ермоловой, Театром Сатиры, — сказала одна из приехавших сюда театралов Юлия Камолова. — Если иду в театры с дочкой, то выбираю спектакли по произведениям школьной программы: «Недоросль», «Горе от ума», а также спектакли по пьесам Островского. А если собираюсь посмотреть спектакль с друзьями, то отталкиваюсь от актерского состава.
Первая «звезда»
Перед началом фестиваля «Лестница» в фойе театра состоялась торжественная закладка «звезды» народного артиста СССР Алексея Попова, который был художественным руководителем и главным режиссёром тогда еще Центрального театра Красной армии с 1935 по 1958 годы.
С его легкой и талантливой руки репертуар театра обогатился лучшими историческими и историко-революционными спектаклями того времени: «Поднятая целина» по Михаилу Шолохову, «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира, «Год 19-й» Иосифа Прута, «Ревизор» по Николаю Гоголю, «Давным-давно» Александра Гладкова и многими другими.
Нынешний главный режиссёр ЦАТРА Борис Морозов рассказал собравшимся о стремлении Алексея Попова создать свой театр, найти свой творческий путь, о том, как он ради достижения поставленных целей не боялся неизведанного.
— Алексей Дмитриевич Попов, — сказал он, — начав путь режиссёра, продолжал совмещать в себе движение к человеку, душу человека и искать яркую театральную форму изложения этого пути — Театр имени Е. Вахтангова, Театр Революции (нынешний театр имени В. Маяковского) и, наконец, наш родной, тогда Центральный театр Красной армии, который ещё не имел этого замечательного здания… И вы знаете, я, придя в этот театр в 1972 году, ещё застал труппу, которую создавал Алексей Попов. Я поражён тем, какие здесь были индивидуальности — крупные, яркие, и какое мощное ощущение ансамбля, дома, коллектива! Всё это было создано им.
Мемориальная звезда Алексея Попова стала первой в череде звёзд, которые будут заложены в фойе здания в дальнейшем, в память о людях, оставивших значимый след в истории Театра армии: Владимире Зельдине, Людмиле Касаткиной, Любови Добржанской, Андрее Попове и других.
Круг времени
Во время яркого праздника зрители смогли посмотреть фрагменты знаковых спектаклей, поставленных в Театре армии за прошедшие 90 лет, среди них: «Дама с камелиями» режиссёра Александра Бурдонского, «Укрощение строптивой» Алексея Попова, «Смерть Иоанна Грозного» режиссёра Леонида Хейфеца, «Учитель танцев», поставленный в 1946 году Владимиром Канцелем. Именно роль Альдемаро стала любимой для Владимира Зельдина и принесла ему мировую славу.
— Вообще я в Москве в командировке. Приехала из Омска. Дома хожу в театр редко, а в командировке и подавно. Но я рада, что мне удалось попасть на фестиваль «Лестница» и увидеть за один день фрагменты нескольких театральных постановок разных лет. Больше всего меня впечатлила сцена из спектакля «Дама с камелиями», — поделилась впечатлениями ещё одна гостья праздника Наталья Франк.
В уличных мини-сценах были использованы подлинные декорации. Например: карета из «Дамы с камелиями» 1984 года, сохранившийся с 1966 года «царский» трон и шахматные фигуры из спектакля «Смерть Иоанна Грозного».
— Мне понравилась сама организация фестиваля «Лестница». Нам, зрителям, не просто показали сцены из разных популярных спектаклей театра, но и была рассказана ведущим мероприятия, артистом Тимуром Еремеевым, предыстория каждой постановки: когда появился спектакль, кем поставлен, какие декорации использованы, какие артисты изначально играли в том или ином спектакле. Всё это очень познавательно, рассказал мне зритель, представившийся как Сергей Де-Коннор.
через «танковый» подъезд
Те, кто пришли на открытие театрального сезона, впервые в истории ЦАТРА смогли выйти на сцену и почувствовать себя артистами, зайдя не через центральный вход, а через «танковый» подъезд! Именно так на самую большую театральную сцену Европы, вмещающую в себя до 1000 человек одновременно, попадали необычные декорации — настоящий самолёт, танк, машины и даже кони!
— Зрительный зал на основной сцене вмещает в себя 1500 человек, — сказал гостям ведущий фестиваля «Лестница», артист театра Тимур Еремеев.
Выйдя на сцену, зрители буквально поменялись местами с артистами — те сидели в зале и рассказывали о курьезных моментах в жизни труппы и о том, как начался их роман с этим театром. Посетители услышали монологи Елены Анисимовой, Максима Чикова, Ксении Хаировой, за сценой в записи прозвучал голос Владимира Зельдина и Нины Сазоновой.
— Я приехала из Вены, где сейчас учусь на преподавателя начальных классов. Десять лет не была в своей родной Москве, и в этом театре в частности. Хотя мои родители актёры, и я часто бывала здесь на репетициях спектаклей с участием своего папы, но на вращающейся огромной сцене оказалась впервые, только в сентябре этого года, как и все остальные зрители. Очень впечатляет эта огромная сцена, — разоткровенничалась со мной Мария Чернорубашкина.
Зрителей ждут премьеры
Борис Морозов приоткрыл собравшимся завесу тайны, поделившись творческими планами.
— В этом году мы порадуем зрителей премьерами, и их будет много! Мы обращаемся к пьесе, которая когда-то была в репертуаре нашего театра, в котором блистательно играла и Касаткина, и Покровская. Это пьеса Афанасия Солынского «Барабанщица». Этим спектаклем мы ответим сразу на два больших события — юбилей театра и юбилей Победы в Великой Отечественной войне, — сказал главный режиссер ЦАТРА. — К Новому году юных зрителей ждет «Сказка о потерянном времени», а для взрослых — на Малой сцене — премьера спектакля по Островскому «На всякого мудреца довольно простоты». Сейчас идёт работа над музыкальными спектаклями. Один из них будет посвящён Леониду Утесову, второй спектакль — «Святая Анна» — освоению Арктики.
Завершился фестиваль праздничным концертом, в котором приняли участие народные артисты России Лариса Голубкина и Алина Покровская. Компанию им составили молодые актёры театра Анастасия и Артемий Савостьяновы.

Юлия ФИЛЬЧАКОВА.
Фото автора.
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes