Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Сергей Гурзо

«Было два актёрских обаяния: Пётр Алейников и Сергей Гурзо – третьего пока нет».
Евгений МАТВЕЕВ, народный артист СССР.
 
Сергей Гурзо, сыгравший в фильме С. Герасимова «Молодая гвардия» роль Сергея Тюленина, героя-молодогвардейца, отчаянно смелого, беззаветно преданного своей Родине, мгновенно стал любимцем зрителей многомиллионной страны. Потому что он и сам был таким — мужественным, обаятельным, красивым. Человеком широкой души и доброго сердца.
В 16 лет он добровольцем ушёл на фронт. Почти всю войну провёл в штрафных ротах из-за своей нетерпимости к фальши и несправедливости, своего взрывного характера. Озорной по натуре, он шёл на самые рискованные операции и всегда побеждал. В боях за освобождение Польши был тяжело ранен и последний год войны провёл в госпиталях. Домой в Москву вернулся на костылях, поступил в театральный институт. Через год перевёлся во ВГИК.
Тогда Сергей Герасимов подбирал актёров для фильма «Молодая гвардия». На роль Сергея Тюленина Сергея Гурзо утвердили сразу. К этому времени он оставил костыли, стал мастером спорта по борьбе, самбо и конному спорту. Слитность его с образом Тюленина в фильме была поразительной. Признание зрителей он завоевал мгновенно. Артисту просто не давали проходу.
Весной 1952 г. в Ленинграде к кинотеатру «Аврора», расположенному во внутреннем дворе на Невском, стекались толпы народа. Там происходила встреча зрителей с Сергеем Гурзо, дважды лауреатом Сталинской премии. Толпы заполнили все дворы и даже стояли на Невском. К кинотеатру пройти было невозможно. На террасе на уровне второго этажа стоял Сергей. Толпа скандировала: «С-е-р-г-е-й Т-ю-л-е-н-и-н! С-е-р-г-е-й Г-у-р-з-о!..»
Смущённый, несколько растерянный, он молчал, не зная, как отвечать на это бурное и нескончаемое проявление народной любви. После встречи он спустился вниз, толпа подхватила его на руки и понесла на Невский. У меня перед глазами до сих пор эта картина.
Да, он не мог пройти по улицам Киева и Ленинграда, чтобы его не окружила толпа. Бывало, что в порыве любви и восхищения люди подхватывали его и несли на руках.
Герои Гурзо и он сам принадлежали к одному поколению. Сергей Тюленин, Вася Говорухин из фильма «Смелые люди», Александр Матросов, Олег Кошевой и его соратники по подпольной организации «Молодая гвардия» родились в 20-е годы на заре Советской власти. С молоком матери они впитали в себя любовь к Родине и преданность ей.
Ареол героя войны, защитника Родины сопровождал Сергея Гурзо всю жизнь. А его редкое обаяние вызывало поклонение зрительниц, он пользовался небывалым успехом у женщин. И это вызывало зависть у коллег и друзей. Я не раз бывала в актерских компаниях, будучи студенткой. Однажды с нами вместе был Сергей Яковлевич Лемешев, народный артист СССР и прославленный тенор Большого театра. Вся женская часть компания была рядом с ним. И вот через какое-то время заходит Сергей Гурзо, как всегда весёлый и остроумный. Прошло несколько минут, и вся женская половина, буквально облепившая Лемешева, отхлынула от него и окружила Сергея Гурзо.
Я помню один июльский день 1954 года в Киеве. Мы вместе с моей подружкой Аллой Петровой приехали на киностудию им. Довженко по приглашению ассистента режиссёра И. Ветрова. Алла была удивительно похожа на героиню американского фильма «Серенада солнечной долины» Соню Хэни. Её нередко останавливали на улице и спрашивали: «Вы Соня Хэни?». На что она гордо отвечала: «Нет, я Алла Петрова!».
Мы уже собирались уходить, когда в павильон вошёл Сергей Гурзо, приехавший на пробы в фильме «Тревожная молодость». Эта встреча нас очень обрадовала, Сергей вызвался нас проводить. Пошли от киностудии пешком. Сергей нас развлекал, рассказывал смешные истории. Мы и не заметили, как прошли почти три километра от киностудии по Брест-Литовскому проспекту до ул. Ярославов Вал. «Приходите вечером в гости, — пригласил нас Сергей. — Я в отеле Украина. Утром улетаю».
Нас было шестеро, в том числе и Вячеслав Тихонов, будущий Штирлиц. Все давно не виделись. Оживлённые возгласы, распросы, смех. Через несколько минут центром внимания, как всегда, стал Гурзо. Он рассказывал, изображал, передразнивал, шутил, и всё это сопровождалось взрывами такого безудержного веселья, что наш хохот, казалось, вываливался прямо из окон на сонный бульвар Шевченко, собирая прохожих.
В этот вечер я увидела такую ревность в глазах Славы Тихонова, который называл себя самым близким другом Сергея. Во ВГИКЕ они вместе сидели за партой все пять лет. Мама Сергея Валентина Михайловна часто оставляла Тихонова ночевать, чтобы ему не добираться ночью до Павлова Посада, где он жил. И в этот раз мы просидели до утра, а утром проводили Сергея в аэропорт. Вспомнила я об этом вечере много позже.
На нашем курсе на филфаке училась стройная темноволосая девушка Галина, подружка писателя Сергея Антонова. Однажды на лекции она мне сообщила, что Антонов написал очень интересную повесть и хочет на её основе сделать киносценарий. В главной роли он видит Сергея Гурзо. Затем на экраны страны выходит фильм «Дело было в Пенькове» по сценарию Антонова, главную роль в котором играет не Сергей Гурзо, а Вячеслав Тихонов. Через какое-то время я узнаю, что Тихонов пришёл к режиссёру Ростоцкому и сказал: «Сергей ужасно пьёт и фильм загубит. Возьмите меня, я не пьющий». Трудно сказать, как Тихонову удалось уговорить Ростоцкого поменять героя. Но что было, то было, и это предательство лучшего друга, возможно, настолько потрясло Сергея, что усугубило его состояние.
Последняя моя встреча с Тихоновым произошла на просмотре фильма «Они сражались за Родину», куда меня пригласил Сергей Федорович Бондарчук. Он представил меня Тихонову, на что тот ответил: «А мы давно знакомы». Я привезла с собой фотографию группы «В мирные дни», где все молоды, красивы и все верят в свою удачу. Мы договорились с Тихоновым встретиться на следующий день. Я показала ему фотографию и спросила: «Слава, Сергей был твоим самым лучшим другом. Почему ты ему не помог?»
— Когда Сергей заболел, я пробовал принять участие в его судьбе, устраивал в больницу, из которой он постоянно убегал — то с пятого этажа по водосточной трубе, то прыгал из окон второго этажа. Но даже с нашей помощью, с помощью друзей, не удалось победить болезнь.
Сергей слишком рано начал чувствовать неудовлетворённость от ролей, которые ему предлагали после двух прогремевших и прославивших его. У него произошло обратное: сверху — вниз. С высоты, с лучших образов, к посредственным, неинтересным, малозначительным. Он перестал сниматься, тяжело заболел и умер, не дожив до 50 лет, не исчерпав своего таланта, не сделав многого, что могла дать его яркая личность. И мы все, его друзья и однокурсники, в глубине души чувствуем свою вину перед ним за то, что не всё сделали. Чтобы сберечь его…».
Дома у меня хранятся стихи и повесть Сергея Гурзо. Прислал он мне и сценарий, написанный в соавторстве со Львом Гориным «Человек хочет жить». Я передала его своей подруге Неле Мацкевич, которая тогда работала редактором на киностудии им. Довженко. Сценарий был интересным, но по конкурсу не прошёл из-за каких-то студийных разборок. И это тоже было для него ударом.
Запомнилась мне ещё одна встреча в Ленинграде в 1957 году. Вместе с ленинградским композитором Николаем Червинским Сергей Гурзо пришёл в гости к своему другу, военному моряку Виталию Руховцу. Татьяна Романова-Руховец, моя университетская подруга, всегда радушно принимала Сергея, любила его талант и его стихи. Знала его детей, которые приезжали в Ленинград, — маленьких очаровательных близнецов, которые были копией своего отца. Сергей почти не изменился с нашей последней встречи три года назад. В это время по ленинградскому радио транслировали его передачу для молодёжи, и его стихи были положены на музыку Червинского. Я помню только рефрен: «В детстве твёрдо знаем, / Мы не подкачаем, / Нас растил с тобою / Город Ленинград».
И на этот раз, после того как композитор сыграл песню на слова Сергея, Таня попросила прочитать что-нибудь своё. Он стоял у пианино, облокотившись на крышку, потом подтянулся, встал, расставив ноги и чуть наклонив голову вперед, негромко начал: «Мы оставляли небольшой посёлок… / Усталые от тяжести войны, / Мы проходили мимо старых ёлок, / И слышали, как плакали они…» Он был талантлив во всём, что он делал. Как он пел «Кисет», «Вечер чёрные брови насупил»! Голоса не было, но он пел с такой душой, что отсутствие голоса просто не замечали. Его талант не был востребован в полной мере. Он снялся всего в 19 фильмах... Что же произошло?
В середине сентября 1974 г. Сергей Полежаев приезжал в Киев и пришёл в наш дом. Первое, что он сказал, когда меня увидел:
— Лена, Сергея Гурзо убили, убили в психиатрической больнице на Пряжке, там главный врач эсесовка. Всех, кто попадает туда после кутежа, приводят к ней, и она решает судьбу каждого. Меня вели к ней в кабинет. Коридоры без окон, без дверей. И вдруг откуда-то навстречу двое дюжих санитаров вывели Сергея, спеленатого по рукам и ногам. Увидев меня, он крикнул: «Серёжа, меня здесь у-б-и-в-а-ю-т!» И в ту же секунду амбалы втолкнули его в какой-то проход. Больше я его не видел. А через неделю объявили о его смерти. Оттуда никто не мог убежать, из этой страшной больницы-тюрьмы. А Гурзо два раза это удавалось, спустившись по водосточным трубам. И когда его привезли в последний раз, они отыгрались на нём…
Весть о смерти любимого актёра разнеслась по Ленинграду мгновенно. На Северном кладбище Ленинграда стал собираться народ. Его провожали тысячи ленинградцев и приезжих. Между этим проявлением любви, когда народ провожал его в последний путь, и триумфальной встречей в кинотеатре «Аврора» в 1952 г, когда его несли на руках живого, прошло всего 22 года. Он не дожил до 48-летия четыре дня.
Герои бессмертны! Бессмертны и те, кто запечатлел их в искусстве для будущих поколений. Чтобы помнили.

Елена РЫБИНА

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes