Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

МХАТ им. М. Горького. закулисье. Обновленцы под рампой

Ситуация, складывающаяся вокруг МХАТ им. М. Горького, который называют «доронинским» — по имени народной артистки СССР Татьяны Дорониной, руководившей театром на протяжении последних 30 лет, продолжает волновать зрителей театра и поклонников Татьяны Васильевны. Напомним, новое руководство — худрук Эдуард Бояков, зам по творческой работе Сергей Пускепалис, зам по литчасти Захар Прилепин — привели в театр 4 декабря 2018 года. Для прежнего руководителя —Татьяны Дорониной — была введена новая должность президента театра.
Помощник Татьяны Васильевны Дорониной Мария Мономенова (служила во МХАТ с 2003 по 2011 гг.) поделилась в «Фейсбуке» своими впечатлениями: «Личный юбилей 85 лет, 120 лет — юбилей Московского Художественного академического театра, официально объявленный правительством Год театра — да, именно этот знаменательный год решили сделать для неё последним. Министерство культуры поздравило легенду русской сцены отставкой от должности руководителя созданного ею театра. Восемь лет я работала с Дорониной и все восемь лет в её кабинете. Я знаю её очень хорошо <…> Подлинная драматическая актриса остаётся драматической до самого последнего вздоха. И это тот случай, когда сцена и реальная жизнь нераздельны, когда в лучших традициях русского реалистического театра умереть на сцене — значит умереть всерьёз.
Я знаю, как невыносимо больно ей сейчас! Она ушла глубоко в себя: в свой потрясающе одухотворённый и необычайно цельный Божий мир. Сможет ли кто-то, когда-то вернуть её людям? Рана велика…».
«Кому помешала Татьяна Доронина?» — заголовок другого материала, гуляющего по инету, который блогер под ником «Стиратель Стиратель» перепечатал из zen.yandex.ru. Начинается сразу круто: «А никому. И не помешала и не мешает. Просто идёт либеральная зачистка. Зачистка — это когда враг уже сломлен, раздавлен. Основные силы. Но ещё где-то действуют партизанские отряды. Окопавшиеся батареи. Которые надо уничтожить. Это не моё выражение, а либерального светоча — Дмитрия Быкова: «окопавшиеся».
Ну что, надо признать — всё правильно. Литература пророссийская, патриотическая была раздавлена в 90-е. Как и любое искусство и театр. Несломленных («Литературную газету», журналы «Москву» и «Наш современник», отдельные театры (Яшина, Враговой и Дорониной) лишали господдержки, откровенно игнорировали и прессинговали.
Сначала расправились с театром им. Гоголя, которым руководил режиссёр Яшин. Мерзко, откровенно. Назначили молодое талантливое светило Кирилла Серебренникова. С последующим шабашом на сцене и откровенным воровством бюджетных денег.
Потом наступило время Светланы Враговой — театр «Модерн». Тоже не хотела уродовать классику и пыталась сеять разумное, доброе, вечное. Уволили — разогнали. Укрепились…
Народ молчит... И даже пытается понять — зачем? Дорониной — 85 лет. Пора омолодить — бодро объясняют чиновники.
Пардон? А как же остальные седовласые старцы? Волчек, Джигарханян, Ширвиндт, Виктюк, Захаров… Но с ними-то все в порядке. Они — гибкие. И нашим, и вашим. Иные откровенно — вашим… А что ж, деньги не пахнут… ласковый телок двух маток сосет. А вот Татьяна Доронина — проблемная. За Россию, за Путина, за «нашкрым», за классическую литературу, против Содома и Гоморры на сцене…»
«Главное, сейчас не отмалчиваться, — считает Александра Лукьянова, — ведь мы, зрители, не простим себе, что спасовали. Даже в самые жуткие ельцинские времена гонений МХАТ им. Горького выстоял. Это великая заслуга Татьяны Васильевны».
В день театра, 27 марта, министр культуры России встретился с журналистами, которые атаковали Владимира Мединского острыми вопросами. Многих по-прежнему интересует судьба Татьяны Васильевны Дорониной, которая после назначения худруком Эдуарда Боякова стала президентом театра и председателем худсовета. Интерес прессы пояснила корреспондент «Комсомолки» Анастасия Плешакова. Хоть должность для Дорониной придумана, а круг обязанностей? Её компетенции не ясны. И худсовета, которым она должна руководить, пока что нет. Нет и Татьяны Васильевны в театре – она на больничном. Та же история в театре Джигарханяна, где Армен Борисович тоже президент и тоже на больничном. Журналисты попросили Владимира Мединского пояснить, что это за почётные «зицпредседатели»?
— Про Джигарханяна я не знаю, он служит в московском театре, а это епархия департамента культуры столицы. Должность президента МХАТа была создана специально для глубокоуважаемой Татьяны Васильевны Дорониной с учётом её колоссального опыта и особой роли в развитии и сохранении МХАТа. Она прописана в уставе театра, — ответил Мединский. — И предполагает влияние на творческую политику и руководство художественным советом.
Я не думаю, что в театрах, музеях и вузах, где есть возрастные руководители, обязательно должны появляться подобные должности. Случай с Татьяной Дорониной — исключение, а не правило. У нас есть люди, которые в силу возраста уже не могут с 9.00 до 21.00 находиться на рабочем месте. При этом их опыт и знания настолько бесценны, что не использовать их глупо. Президентом ГМИИ им. Пушкина является Ирина Александровна Антонова, которую я недавно поздравлял с 97-летием. Каждому учреждению культуры я бы пожелал такого президента.
— Я так понимаю, — продолжила наступление корреспондент «Комсомолки», — что президент театра — это альтернатива бессрочного контракта. Но вы же выступаете против бессрочных контрактов для худруков, мол, театр – это не частная лавочка, а государственное учреждение.
— Далеко не все руководители, которые увольняются по той или иной причине, остаются на должности президента или научного директора. Это всегда эксклюзивная позиция, для особо выдающихся деятелей культуры. Я уверен, что ни Дорониной, ни Антоновой президентство не нужно. Но отечественной культуре необходимо, чтобы они оставались с нами и были тем голосом мудрости, который может предостеречь от ошибок и подсказать, как лучше работать. И не вознаграждать за это бесчувственно и несправедливо, — заявил министр.
Правда, его слова тотчас прокомментировал читатель «Комсомолки»: «Обалдеть! Льёт елей Дорониной...Какая очередная гнусная фальшь от Мединского! Убрали мерзким предательством Татьяну Васильевну. Мединскому бы ещё за своих проворовавшихся замов ответить. Так нет. Всё спустили на тормозах…» Остаётся заметить — всем на роток не накинешь платок. Есть и такие мнения.
А тем временем во МХАТе прошла премьера «Сцен из супружеской жизни» по мотивам сценария Ингмара Бергмана в режиссуре Андрея Кончаловского. Это первый спектакль новой команды, пришедшей в конце прошлого года. Премьеру подгадали к 100 дням её работы. Статью о новой постановке «Труд» символично озаглавил: «Сделали это по-быстрому» с подзаголовком «Как Андрей Кончаловский Бергмана адаптировал».
«Понятно, — рассуждает автор Леонид Павлючик, — что опытному театральному менеджеру Эдуарду Боякову, который заправлял «Золотой маской», руководил театром «Практика», нужен был быстрый успех, чтобы доказать, что перемены в театре совершены во благо общего дела, а не ради чьей-то прихоти». Решили оперативно пригласить на постановку Кончаловского. «В российской постановке режиссёр пересадил героев знаменитого бергмановского фильма, повествующего о распаде внешне благополучного буржуазной шведской семьи, на русскую почву. А точнее, поселил их в перестроечной Москве.
Героев режиссер доверил сыграть опять-таки своей музе Юлии Высоцкой и маститому Александру Домогарову. Это слаженный, спетый дуэт, который уже играл вместе и в фильме «Глянец», увы, неудачном, и на сцене театра Моссовета, одним из творческих попечителей которого является (а скорее считается) Кончаловский. На самом деле <…> мысли и руки до театра Моссовета у него в последние годы не доходят...
И то, что Кончаловский, вняв просьбам то ли Боякова, то ли министра культуры Мединского, решил поддержать своей постановкой новую команду МХАТа имени Горького, прихватив из театра Моссовета ещё и ведущего актера, — история сама по себе этически небезупречная. Не говоря уже о том, что для первого спектакля в обновленном МХАТе было бы правильнее занять местных исполнителей… Иначе это смахивает на антрепризу, нашедшую приют на МХАТовской сцене.
Что касается самого спектакля, то в целом он повторяет структуру бергмановского фильма, состоящего из шести сцен, разделенных иногда короткими, иногда длительными временными промежутками. <…> Из сценария 6-серийного телефильма Кончаловский, как мне показалось, выбрал наиболее «попсовые», сиречь легкоусвояемые мотивы; вкрапления своих наблюдений и мыслей сделал в таком же облегченном ключе. В итоге получилась сценическая лайт-версия всемирно признанного киношедевра, которая, не стану грешить против истины, вызвала определенный энтузиазм у пришедших на премьеру зрителей. Новые руководители театра, безусловно, поставят себе случившийся на премьере аншлаг в заслугу».
Но своя публика у доронинского театра была всегда, заключает автор статьи. Другое дело, что театральные критики, отборщики фестивалей и устроители премий дорогу во МХАТ давно забыли. По мнению обозревателя «Труда», постановщики спектакля зря торопились.

Обзор по дготовил
Константин ЛОРИН.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes