Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Вакансия в новом ракурсе. Мюзикл «Доходное место» в Московской Оперетте

Слово «вакансия» я вынесла в название своих заметок не случайно. Не только потому, что речь в новом спектакле «завязана» на проблеме выгодной вакансии. Просто память вернула меня к уже далёкому 1981 году, когда на экранах кинотеатров промелькнула музыкальная картина с сюжетным обращением к известной комедии А.Н. Островского «Доходное место». Музыку к ней написал уже тогда очень популярный Геннадий Гладков на тексты тоже необыкновенно популярного барда Юлия Кима, выступившего в титрах под псевдонимом Ю. Михайлов. Актеры были исключительно «звездные», а в роли правдолюбца Василия Жадова появился бесконечно очаровательный юноша Леня Каюров.
Я и нынче часто вспоминаю это кино «Вакансия», а потому с особым волнением и даже трепетом, собиралась на театральную премьеру в Оперетту. Заранее было известно, что авторы основательно поработали над новой редакцией будущего спектакля. Мне довелось прочитать немало лекций о киномюзиклах, так что его каноны очень удобны для анализа произведения, претендующего на звание «чистого», или «классического» мюзикла. Во многом этим канонам отвечает то яркое, многоцветное зрелище, которое предложили зрителям авторы, театр и режиссёр-постановщик (он же и балетмейстер) Валерий Архипов. Кстати, особо отмечу, что оркестр театра на этот раз звучал значительно ярче, собранней и чище, чем обычно (музыкальный руководитель и дирижер Андрей Семёнов). Сцена искренне радовала разнообразием, красотой, изобретательностью, красочностью, выдумкой (отмечу особенно интересные работы художника по свету Александра Сиваева, видео и анимацию RAKETAMEDIA и элегантные, очень красивые костюмы артистов). То есть, под пронзительно талантливой эгидой знаменитого сценографа Бориса Краснова сцена была подготовлена на ура.
Конечно, едва ли не всем, кто заполнил зал, известна в подробностях комедия великого русского комедиографа. Но это — не главное. Что касается драматургии, то она по-настоящему радует своей точностью, верностью автору и, главное — верностью авторской интонации, увлеченно подхваченной талантливой группой театра. Но хотим мы того или нет, но действие (а так и в пьесе написано!) чётко делится на остросатирическую линию обличения канцелярщины, чинушества, взяточничества, конкретного воровства и т.д. Всё, что связано с канцелярией и столоначальничеством просто захватывает, вводя порой в некое оцепенение своей остротой, нарочитым своеобразным цинизмом в танцах и хоровых изъяснениях живущих на сцене чиновников в мундирах, напоминающих по пластике не только танца, но и просто движения персонажей Добужинского из его иллюстраций к Гоголю. Удивительная точность и глубина узнавания!.. И на жизнь двух высокопоставленных персонажей – штатского генерала Вышневского (Игорь Балалаев) и «подначальника» Вышневского Юсова (Дмитрий Лебедев), которые живут в действии естественно и убедительно. Вокально-танцевальный строй чиновников просто захватывает, но не мешает развитию сюжета.
Музыка умная, яркая, сверкающая. Два главных номера просто великолепны – «Доходное место» и «Общественное мнение». Но… что-то свербит. Может, дело в том, что спектакль получился внежанровым: не мюзикл в чистом виде, ни пьеса с музыкой. Поскольку, наверное, многовато разговорного текста, а хотелось бы больше музыки. Сатирическая струя сильная, а лирическая вялая, хотя и мелодичная, как и вся гладковская музыка. У темы канцелярии (назову её так) больше движения, остроты, умной язвительности. А в бытовых сценах, прежде всего в доме Кукушкиных, — опять сплинная вялость. И ведь что странно? Если б меня категорически заставили назвать самое лучшее в спектакле, я назвала бы (как совершенные работы) сценографа Краснова, исполнительницу роли Фелисаты Герасимовны Кукушкиной Инару Гулиеву и очень любопытную, намеренно не до конца раскрытую личность некоего Досужева в первоклассном решении Дмитрия Шумейко…
Но при этом я же говорю, что все персонажи спектакля, как говорится, на месте. Оно-то так, да не совсем. Уровня вышеназванной мною троицы, пожалуй, никто не достигает. Все милы, точны, экспансивны, но… обе крайне симпатичные девушки — Полина (Дарья Январина) и Юлинька (Алена Голубева), к сожалению, весьма несовершенны в вокале (особенно в красивом «выходном» дуэте). Ну, понятно, репетиции, премьера, всё это может выправиться, но, увы, пока пение не радует. Обладатель красивого, чистого и ясного голоса Павел Иванов (он играет правдолюбца Жадова), по сути, не прописан авторами пьесы: ему – при всей его убедительной внешности и отличном вокале – просто почти нечего делать. Может и потому, что партнерша слабая. А Иванов мог бы быть четвёртым в победителях «Доходного места».
Удачливый обладатель вакансии Белогубов (Никита Грабовский) тоже какой-то: и тот, и не тот. Но у него возможностей всё-таки больше, чем у Жадова… Просто ужасно мне жаль Иванова. Вспоминаю его в других партиях, например, в «Цыганском бароне», в «Собаке на сене», и не могу понять, что же такое случилось, что Жадов не состоялся. А пьеса есть, музыка есть, сценография выше всяких слов. Но… слишком много места уделено разговорным сценам. В таких случаях обычно говорят: накатается спектакль, время внесёт положенные коррективы, уточнив наверняка и «чистоту» жанра мюзикла.
В отличие от критиков зритель многое прощает. Ему многое нравится, да и не может не нравиться шикарная сцена, темпераментный (увы, не во всём!) темпо-ритм спектакля и, разумеется, то, что, как и в комедии Островского, побеждает добро и порядочность… Если б дали Павлу Иванову побольше попеть, и чтоб была партнерша не просто очень милая и обаятельная... Ведь в этом же спектакле как радует не только своей красотой, но и красивым голосом Светлана Криницкая в роли жены Вышневского!
Спектакль состоялся. Но теперь надо доводить его до ума. Все данные налицо и, прежде всего, Её Величество музыка народного артиста России Геннадия Игоревича Гладкова. Да и комедия Александра Николаевича Островского, как показало время, всегда находит своего зрителя. Публике, впрочем, премьера очень нравится. Завалили цветами, аплодировали стоя.

Наталья ЛАГИНА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes