Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

«Макбет» Шекспира в Театре на Малой Бронной

Вот уж чем нынче зрители избалованы, так это спектаклями по драматургии Шекспира: тут тебе опера и балет, драматический театр, кино и телевидение… Но всегда чего-то не хватает. Поскольку всё, что создано великим драматургом — и «Гамлет», и «Много шума из ничего», и «Отелло», и «Лир», и «Ромео…» — буквально всё просится на сцену. На «Макбета» ныне «покусились» сразу три театра: оперный — Станиславского и Немировича-Данченко (партитура Джузеппе Верди) и два драматических – «на Малой Бронной» и «имени М.Н. Ермоловой». Расскажу о Бронной.
Начну с простейшей истины: ставить эту трагедию можно только с очень хорошими актерами и блестящим исполнителем заглавной партии. Такой актер на Бронной есть. Правда, знают его зрители скорее в ипостаси очаровательного лирика. А вот теперь его герой в первых сценах предстаёт как торжествующий красавец-воин, возвращающийся домой после удачного похода против норвежцев: огнем сверкают его глаза, кажется, что поёт всё его существо… Рядом с героем — его ближайший друг Банко. Нас переносит аж в XI век, потому что и Макбет, и Банко – лица исторические. Макбет, захватив королевскую власть в Шотландии, правил семнадцать лет — срок солидный…
Когда обращаешься к спектаклю Антона Яковлева, то невольно порой складывается ощущение, будто действие выстроено в присутствии классического греческого хора. Основные участники спектакля стоят как-то полукругом и разговаривают друг с другом — и Макбетом, и залом — лицом к лицу. Так достигается особенная приближенность, особенный контакт. Это не значит, что «хор» статичен. Он движется, герои общаются: спорят, доказывают, негодуют — всё человеческое им не чуждо. Должна признаться, что порой мне недоставало более тесного узнавания, «внедрения» в тот или иной персонаж. Однако в итоге всё складывается весьма убедительно, хотя и не столь отчаянно эмоционально, как у Даниила Страхова, играющего Макбета. Безусловно, запоминается преданный друг Банко (Александр Голубков), Макдуф (Илья Антоненко), Дункан (Владимир Яворский). Диалоги каждого из «хора» властно занимают зрителя, и так «подогревают» Макбета, что ещё сильнее проникаешься силой его отчаяния.
Понятно, что Макбет одержим отчаянной жаждой власти. А его умная, но не всегда дальновидная жена — та самая леди Макбет, которой давно всех пугают, — здесь, у Яковлева, амбициозна, но не истерична, как часто бывает на сцене. Она подстрекает мужа на убийство короля Дункана и семьи Макдуфа, но потом не меньше его мучается приступами совести. В момент отчаяния, в попытке самооправдания леди Макбет произносит знаменитый монолог о кошмарах и невозможности отмыть руки от крови. Настасья Самбурская великолепна в этой сложнейшей роли.
Сам же Макбет становится пленником собственной вины и даже не уверен, что хочет дальше жить. Он взвинчен до крайности, мечется, а когда теряет покончившую с собой жену, остается один на один с больной совестью и с ужасом ждет свершения судьбы, предсказанной ему тремя ведьмами по дороге триумфатора домой. Слова ведьм не прошли и мимо Банко, но ему судьбой уготовано стать родоначальником королевской династии. А в доле Макбета сработал парадокс судьбы, когда из Бирнамского леса ему навстречу вышли жители его страны во главе с сыновьями Дункана, чтобы отомстить (Малькольм – Олег Кузнецов). Макбет совершенно одинок. Как заметил один из исследователей творчества Шекспира, он «не может разрушить созданное им самим же заточение» и «внутреннее ощущение одиночества постепенно становится все более тягостным».
Я видела немало сценических и экранных работ Даниила Страхова. Они все хороши. Но его новая роль, его бесконечно страдающий виной преступный Макбет – это, бесспорно, одно из высочайших его достижений. Тут в ход пущены все грани дарования талантливого актера, и порой — хочешь ты этого или нет — даже испытываешь к Макбету нечто вроде симпатии…
Говорят, что «Макбет» — самая фантастическая, самая колдовская пьеса драматурга. Так, постановщики оперы Верди просто в счастье купаются, показывая ведьм. У них ведьмы в пьесе занимают явно больше места, чем у Шекспира. А Антон Яковлев показывает их виртуозно, без привычных смакований и длиннот. И вообще, всё (или почти всё) в этом «Макбете» — без намеренных излишеств. Хотя позволю себе повторить, что не все основные персонажи полностью удались. Но удалось многое: и «суровый» климат спектакля (сценография Николая Симонова), и полусовременные, полувоенные костюмы (художник по костюмам Мария Данилова), и драматичный свет (художник по свету Антон Стихин), и выразительное лапидарное музыкальное решение (тоже работа А. Яковлева). Очень сильный получился спектакль. Пожалуй, один из самых впечатляющих, какие мне довелось видеть.

Наталья ЛАГИНА.
Фото В. КУДРЯВЦЕВА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes