последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Елена КОРОБЕЙНИКОВА: «О, НИМФА…!»

120 лет МХАТ

Эту прелестную, само изящество, трогательную, выточенную, словно дорогая фарфоровая статуэтка, «тургеневскую девушку» я увидела впервые в спектакле «Русский водевиль», поставленном Т.В. Дорониной в 2007 году. Она играла бедную родственницу богатых помещиков, играла с нежной застенчивостью, словно розовое облачко, появляющееся и исчезающее то в одном, то в другом конце огромной сцены, и ни на минуту не отпуская внимания зрителей, играла так, что дух захватывало в публике. Ею нельзя было не любоваться, не восхищаться, не повторять про себя: «Прелесть, ну, что за прелесть?!». Своей неповторимостью она освещала весь спектакль, создавала настроение, властно вела за собой сценическое повествование. Кто это?! — невольно возникал вопрос: откуда оно, это чудо?!! Ответ повергал в растерянность: «А!.. Это — подарок, Дорониной, из Санкт – Петербурга… От любимой подруги».
Так появилась в труппе МХАТ им. М. Горького новая молодая актриса, выпускница Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства Елена Сергеевна Коробейникова.
Конечно, очень скоро актриса была введена на роль Нелли в спектакль Т.В. Дорониной «Униженные и оскорблённые». Здесь уж, как говорится, сама судьба творила: роль Нелли — для избранных! Кого угодно не поставишь, нужна АКТРИСА! Как провозгласил трагик Несчастливцев в гениальной пьесе А.Н. Островского «Лес»: «Нужна самоотдача на грани полного самоотречения!». Всё это в новой «малышке», как любовно её стали назвать в театре, было. Таким воспитала её безусловный природный дар любимая подруга Дорониной.
А потом, в начале 2000-х, режиссёр Борис Щедрин выпустил спектакль «Васса Железнова», в заглавной роли в котором блистает народная артистка СССР великая Татьяна Доронина. Состав спектакля поражает совершенством исполнительского ансамбля: роль Людочки, любимой младшей дочери Вассы, играет по сей день Елена Коробейникова.
Людочка — светлое, чистое, бесхитростное создание — удивительная точка сосредоточения главной мысли спектакля. Малолетняя девочка, перепуганная в детстве отцом-растлителем, оттого повредившаяся умом, — вот корень правды. Вот — «ключ» к разгадке пьесы мыслителя-драматурга, пытающегося разгадать суть предреволюционного времени, вздыбившего Россию. О, Господи! Да, вспомните Пушкина!!! «Борис Годунов»: Юродивый! Вот — глашатай правды! И здесь гениальный драматург следует за правдой народной, и здесь вслед за Пушкиным думает: бедная, чистая, невинная девочка с искорёженным умом — несчастная жертва. ЮРОДИВАЯ — глашатай правды!
В общении с Людочкой раскрываются лучшие черты души Вассы, почти никому не известные стороны личности мученицы, «чёрной грешницы», как говорит о себе сама Васса. Именно Людочка, добрая несчастная Людочка, светлый Ангел, ставит последнюю точку в спектакле: из комнаты Вассы вырвалась и стрелой пронеслась по сцене маленькая хрупкая девочка в белой сбившейся рубашонке… Она распахнула руки-крылья, словно подбитая птица — беспомощный символ её грядущего одиночества… Беззащитное, хрупкое дитя на фоне разверзнувшейся глухой страшной бездны и душераздирающий крик отчаяния: «М… а … ма!».
Почти пятнадцать лет беззаветно служит Елена Коробейникова сцене МХАТ им. М. Горького.
— Как сложилось, что в большом сильном коллективе МХАТ им. М. Горького эта «малышка» стала ведущей актрисой, держащей репертуар? И кто же эта «любимая подруга Дорониной», воспитавшая её талант?
— «Любимая подруга Т.В. Дорониной» – это мой педагог Галина Андреевна Барышева, выпускница Школы-студии МХАТ. Живёт в Санкт-Петербурге, была актрисой БДТ у Товстоногова. На курс, который в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства она вела вместе с мужем Куницыным Александром Николаевичем, и теперь ведёт, я поступила, приехав в Ленинград. По окончании Академии, я была рекомендована Галиной Андреевной для «показа» Т.В. Дорониной. «Показалась» в роли Настасьи Филипповны («Идиот» — дипломная работа нашего курса) и была принята в лучший театр мира МХАТ им. М. Горького. Счастлива — безмерно!
О педагогах скажу одно: на первой же встрече с курсом Г.А. Барышевой, она дала нам задание: «Этику» К.С. Станиславского изучить и сделать подробный конспект. Так начиналось «Моё погружение в Художественный театр». Я высоко ценю это начало.
— Чтобы играть «на показе» для Т.В. Дорониной «Идиота», нужно обладать определённой смелостью и силой характера, согласитесь?
— Я верю в судьбу. После выпавших мне мытарств я поступила в лучшее театральное училище! Меня окрыляла вера. Я родилась и выросла в Удмуртии, в северном городе Глазов, которого зачастую и на картах-то не обозначали, но там работал на закрытом заводе мой папа Сергей Борисович Коробейников, внук священника. На счастье в Глазове жила моя мама Надежда Степановна Эклер, отец её был родом из Поволжских немцев, но никогда не порывался покинуть Россию: он считал её своей Родиной. Жили мы, как все советские люди, мама работала воспитателем в Доме ребёнка. Когда родилась я, чуть подросла, отдали меня в музыкальную школу. Я кончила её по классу фортепиано. И повторю, я верю в судьбу и придаю значение тому, что родилась 27 марта, в День театра.
— Когда же в Вас зародилась мысль о театре как судьбе?
— Эта мысль всё время подспудно жила во мне. Когда в Академии мы начали репетиции «Идиота» Ф.М. Достоевского, я ходила по городу, дышала воздухом подворотен, гладила стены домов. Я впитывала в себя дух Петербурга Достоевского и говорила себе: я — актриса, я должна донести до людей всю боль чувств Достоевского, все раны, все страдания его героев. Это — моё, а значит — предназначение: уметь передать остроту чувств писателя людям. Роль Нелли в «Униженных и оскорблённых»? Сильный, крепкий спектакль. Великолепные артисты, рядом — Анатолий Владимирович Семёнов в роли старика Ихменёва. Как он страдал, сражённый поступком любимой дочери Наташи! Он перерождался на глазах, как рыдал от внутренней боли и вслед за ним рыдал зал, и все переживали катарсис. Меня вводил в спектакль В.В. Клементьев, мой преступный отец по пьесе. Но как коллега он тонко и деликатно со мною работал, понимал, что нельзя «давить», терпеливо ждал, что я ко всему приду сама. Достоевский открывал во мне болевые точки, клапаны души, я училась понимать глубины трагических чувств. И считаю, что именно с Достоевского началась «моя летопись жизни».
— Вы стали выдающейся актрисой Художественного театра, чей облик неразрывен с именем А.П. Чехова. Две ведущие роли в его главных пьесах — тоже явление в судьбе актрисы — своеобразный «знак качества»: Аня («Вишнёвый сад») и Ирина («Три сестры»). Скажите, что лично для Вас это означает? Вы и Чехов?
— Ирина — моя душа, я чувствую себя в этом образе органично. Ведь Ирина — это светлая, возвышенная душа самого Антона Павловича Чехова. Бывают роли, от которых устаёшь, выходишь со спектакля, как выжатый лимон. Здесь же — наоборот: так легко, так естественно я себя чувствую, как будто переживаю обновление. Я очень дорожу этой ролью. «Три сестры» — спектакль уникальный в истории МХАТ им. М. Горького, а для меня — особенный, ещё и потому, что я работала с режиссёром по восстановлению Т.В. Дорониной. Она с каждым артистом проживает всё, и, если ты совпадаешь с её пониманием своей задачи, с её переживаниями — это огромное счастье. В её восприятии мира есть какая-то тайна, особая глубина в осмыслении течения самой жизни. Спектакли, поставленные Дорониной — долгожители, она знает про жизнь и искусство что-то такое, что не позволяет устаревать спектаклю, надолго сохраняет его актуальность.
Аня из «Вишнёвого сада». Это — особая история. Я введена в гениальный спектакль, созданный народным артистом СССР С.В. Данченко. Создан с Т.В. Дорониной – Раневской, для Дорониной — великой русской актрисы, в трудные для неё, «переходные времена», создан во имя Дорониной — лучшей Раневской русской сцены, как говорил С.В. Данченко. И вот настало время, и народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, игравшая эту роль 30 лет, принимает труднейшее решение: уйти из любимого спектакля. Она делает это ради сохранения в репертуаре театра выдающейся постановки, украшающей репертуар МХАТ им. М. Горького, передаёт роль Раневской другой актрисе, чтобы продлить жизнь спектаклю — жемчужине первой величины! Это очень тяжёлое решение. Роль поручается заслуженной артистке России и Карелии Лидии Леонидовне Матасовой, художнику серьёзному, актрисе умной, глубокой, одарённой поэтическим даром восприятия жизни, актрисе талантливой, женственной, эмоциональной. И всё же… С этим событием связан и мой ввод на роль Ани, которую прежде, многие годы с Дорониной играла замечательная Татьяна Геннадиевна Шалковская, которая остаётся в этом спектакле, только теперь в роли Вари, приёмной дочери Раневской. Все эти трудные обстоятельства, к тому же общая обстановка вокруг театра, подсказали мне, что и я должна подумать о новом подходе к роли Ани, понять значение её в пьесе как миссию спасения Раневской. Я существую для того, чтобы помочь страдающей матери пережить сложнейший период в её жизни. Внутри себя я чувствую, что не по годам повзрослела, что Раневская — как дитя для меня, и я должна дать ей опору. Я очень сильно люблю Любовь Андреевну Раневскую, люблю её чистую, прекрасную душу, и всем сердцем верю, что мы построим новую жизнь и создадим новый, прекрасный сад!
— А.Н. Островский — «русский Шекспир», а точнее — гений русского театра. Вы играете в его пьесах интересные роли. Можно сказать, что они высветили Ваш русский путь?
— Главная роль в спектакле «Красавец-мужчина», который поставил режиссёр Виталий Николаевич Иванов, моя непростая забота. С самого начала я не соглашалась с ним в трактовке образа Зои, которую я играю. Он хотел, чтобы моя героиня была слепа в любви, этакий комедийный облегчённый вариант милой всепрощающей глупышки. Я играю иначе. Ведь героиню зовут Зоя. А Островский никогда не давал не продуманных имён своим героиням, он слишком хорошо знал душу русской женщины. Имя ЗОЯ — означает ЖИЗНЬ. Её питают силы земли. Она — росток, укоренённый в земле, и держится за него и не собирается сдаваться, хотя жизнь и бьёт её, заставляет страдать. Зоя — интересный, сильный характер. Островский словно бы говорит нам: найдите в своей душе ГИМН женщине, спойте его ей, болейте за неё, и она вознаградит вас. Островский написал этот гимн на фоне власти мужской красоты, воспел её и покорил зрителя силой любви. Думаю, в понимании этого и определился «мой русский путь». Или возьмите другую мою роль из пьесы А.Н. Островского «Дикарка». Спектакль поставила режиссёр Т.В. Доронина. Сколько первозданной красоты и душевной щедрости нашла она в этом образе русской женщины! И всё это Доронина вкладывала в меня! Простая крестьянская девчушка искала себя, взывала к весне Священной, к жизни яркой, буйной, прекрасной, животворящей!!! Всё в душе этой строптивой девчонки, ставшей нашей любимицей, — буйство красок и естество натуры стихия русской удали и безбрежная красота личности незаурядной. И вот, неожиданно для себя, она обнаруживает трухлявость старости. Это поражает её! И либеральная ложь, принятая неискушённой девочкой за очарование цивилизованного Запада, летит в пропасть, когда открывается правда настоящей жизни! Великолепное решение спектакля! Я бываю бесконечно счастлива, когда моё понимание роли совпадает с тем, что думает и воплощает Доронина в нашем спектакле. Радость творчества — это такая награда!
— Зарубежные пьесы, в которых у Вас главные роли, — украшение репертуара МХАТ им. М. Горького, и роли эти давно завоевали мировые подмостки и людские сердца: леди Тизл в «Школе злословия» Шеридана, Элиза Дулитл из «Пигмалиона» Б. Шоу милая несчастная королева из драмы «Рюи Блаз» Виктора Гюго (у нас спектакль идёт под названием «Западня для королевы»). Кто они в Вашем понимании, эти заморские красавицы?
— Во всех этих пьесах — прекрасная драматургия, это согревает душу: Виктор Гюго — «Рюи Блаз»! Прекрасные партнёры — какая удача играть с Андреем Чубченко! Это великолепный, единственный, наверное, теперь романтический герой! Он так бережно относится к партнёру. С ним так захватывающе интересно и радостно играть. И какой великолепный писатель Гюго, как торжественно и вдохновенно звучит мысль в спектакле о том, что не страшно умереть за народное счастье! Эта мысль объединяет наши стремления, и я действительно увлечена идеей этой постановки!
«Школа злословия» Шеридана. Великий спектакль, с богатейшей сценической судьбой! Владимир Михайлович Бейлис великолепно поставил его. Мы не стремились подражать историческому аналогу. Мы старались найти свою трактовку, своё понимание. И по реакции публики видно, что это нам удалось. Мы очень старались передать юмор, заложенный писателем, и правильно распорядиться переводом. Что очень было непросто. Но спектакль звучит! На протяжении всего действия публика реагирует ярко, текст пьесы звучит актуально, свежо! И великолепные партнёры, в частности, народный артист России Михаил Кабанов! Какой он блистательный сэр Питер!
Спектакль «Пигмалион» Б. Шоу выпускала как режиссёр Т.В. Доронина. Для нас было важно — уйти от сравнения с великолепием мюзикла «Моя прекрасная леди» с Одри Хёппёрн. Мы выбрали другой путь, решив углубиться в текст умнейшей пьесы и вывести к зрителю проблемы, значимые для Шоу. Ведь в пьесе высмеяна важнейшая беда наших дней: пренебрежение к настоящему знанию, поверхностное отношение к большому научному труду. В своём спектакле мы ушли от банальностей, лежащих на поверхности, отодвинули на второй план лёгкий флирт, но воспели гений большого Учёного, уважение к нему. Прекрасная умница Элиза Дулитл понимает подвиг учителя, благодарна ему, тянется к вершине Знаний! Публика великолепно принимает это решение спектакля!
— Шекспира, конечно, выделим в особую главу, Ваши роли: Офелия, Джульетта...
— Это отдельный, очень важный этап моей жизни! Сегодня это и дань памяти, и низкий поклон неповторимому режиссёру Валерию Романовичу Беляковичу! Это был обожающий театр, одержимый искусством театра огромный, великолепный художник! Мне бесконечно повезло в том, что я получила такие роли в его уникальных спектаклях. При всём его внешне условном стиле постановки, он требовал от актёров безусловного существования в спектакле. Вот Офелия, «О, Нимфа…». А что это за существо, Нимфа? Это же — недоженщина, это только желание стать женщиной, состояние, в котором она задержалась на выходе, с готовностью уйти из девичества… Нимфа — грань. Её душа очень легко может сломаться: преданная отцом, отвергнутая человеком, к которому стремится, брошенная всеми на произвол судьбы, бедная Офелия. О, Нимфа! Растерзанная чистая белая душа она… утонула! Случайно? А если… нет?
Валерий Романович не хотел видеть в Офелии и в Джульетте безликих наивных девочек. Он хотел, чтобы в центре событий были сильные, яркие женщины, способные на борьбу! За себя! За свои идеалы! Через тернии — в высоту! Это Шекспир — значит мощь личности! На Офелии — разорванный хитон. Белякович сам порвал её белое облачение, и одежды Офелии отражают внутренний мир её страданий… Я спрашивала его: что мне делать? Он уходил от ответа: «слушай музыку, — говорил, — слушай музыку, ты же всё понимаешь!» И когда я играю, я слышу то, что, казалось мне, слышал он …Музыку судьбы!
— Ну, а если вернёмся в Россию, как Вы относитесь к Булгакову? Ведь Вы играете в его спектаклях?
— М.А. Булгаков — гений. Но мои роли в тех его пьесах — я занята в «Полоумном Журдене» и «Мольере» — где главные кудесники Сергей Габриелян и Михаил Кабанов. Габриелян — Журден — превосходный создатель истории маленького человека, возомнившего себя великим. В «Кабале святош» Михаил Кабанов — великолепный Мольер, решающий вопрос: что выше — власть или гений? Моя задача — оттенять этих артистов. Это очень глубокие и важные спектакли в репертуаре нашего театра.
— И вопрос традиционный: как Вы оцениваете свою судьбу, связавшую Вас с Москвой, не хотевшую уезжать из Петербурга, укоренившуюся во МХАТе им. М. Горького? Что Вам особенно дорого в жизни? Что, кроме театра, вызывает Ваши влечения?
— Судьба благосклонна ко мне. Мне выпало счастье работать с Т.В. Дорониной, работать в одном спектакле «Васса Железнова», где Доронина — целая планета. Вы вспомните, как начинается спектакль — за окном весна, я возле окна, словно призвана привнести в жизнь семьи добрые и светлые начала. От неё исходят лучи жизни, её благотворной энергией наполняются все — с такой силой отдачи находится она на сцене. То же в её режиссуре: например, спектакль А. Шварца «Тень». Её фантазия, широта и глубина её мысли, неожиданность её решений, безбрежные поиски добра, — всё это богатство неизбывное. Искусство её — созидательно, влияние на зал — благотворно. Я счастливая актриса, столько богатств приносит мне сцена, и столько непознанного ещё впереди. Что особенно дорого мне в жизни? — Театр! Мой любимый, прекрасный русский драматический театр — МХАТ им. М. Горького.

Беседовала
Галина ОРЕХАНОВА.
Фото редакции «Слова».

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes