последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Александр Солженицын 1918—2018

100-летие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына вновь обращает наши взоры к этой масштабной фигуре. Пророк и борец с коммунистической тиранией для одних, агент империализма и разрушитель страны для других, Солженицын остаётся величиной, вокруг которой продолжают кипеть страсти, яростно ломаются копья противников. Стенка на стенку – так было при его жизни, так продолжается и теперь, через десять лет после его кончины.
Звезда Солженицына засияла на литературном небосклоне с опубликованием в «Новом мире» в 1962 году «Одного дня Ивана Денисовича». Это событие мгновенно принесло автору всесоюзную, а затем и мировую известность. Случилось это с подачи партийных верхов после ХХ съезда партии, когда Хрущёву, как воздух, была нужна опора в обществе и в интеллектуальной элите страны для поддержки своего конъюнктурного курса на развенчание сталинизма, а – оказалось – всего исторического опыта Союза ССР.
Запад быстро сообразил, что Солженицыным, учитывая его мегаломанию, можно легко управлять и использовать его, как таран, для подрыва, казалось бы, незыблемой крепости под названием СССР. Одни произведения Солженицына, вроде «Красного колеса», превозносились, другие – вроде «200 лет вместе» (о неоднозначной роли евреев в русской революции и советской истории) стыдливо замалчивались. Хорошо рассмотрев «свободный мир» за годы изгнания, писатель в нём сильно разочаровался, пытался лавировать между жерновами Запада и Востока, «жить не по лжи», но в ситуации острейшего идеологического противостояния удавалось это ему плохо.
Сегодня, когда российское общество всё более снедаемо тоской по той стране, которая была разрушена в 1991 году, место Солженицына в народном сознании сильно переменилось. Уверены, что он и сам бы пересмотрел многое из его былых филиппик в адрес СССР. Но история наша, как и наша литература, – едины и неразрывны. В ней находится место для всех.

Редакция.

Интервью в журнале «Форбс», 9 мая 1994 года
— Россия в хаосе. Надо обладать немалой фантазией, чтобы рассматривать её как агрессора.
— Россия сегодня ужасно больна. Её люди больны до полного изнеможения. Имейте совесть и не требуйте, чтобы в угоду Америке Россия отказалась даже от намёков на заботу о собственной безопасности, от обеспокоенности своим беспрецедентным крахом. В конце концов эта обеспокоенность ничем не угрожает США.
— Бывший советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский с этим не согласен. Он утверждает, что США должны защищать независимость Украины.
— В 1919 году, установив свой режим на Украине, Ленин отдал ей несколько российских губерний, чтобы успокоить её чувства. Исторически эти губернии никогда не принадлежали Украине. Я говорю о восточных и южных территориях сегодняшней Украины.
Тогда, в 1954 году, Хрущёв, с самодурством сатрапа, сделал Украине «подарок» в виде Крыма. Но даже ему не удалось сделать Украине «подарок» в виде Севастополя, который оставался отдельным городом под юрисдикцией центрального правительства СССР. Это было сделано американским государственным департаментом сначала устно через посла Попадюка в Киеве, а затем и более официальным образом.
Почему Госдеп США решает, кому достанется Севастополь? Если вспомнить бестактное заявление президента Буша о поддержке украинского суверенитета ещё до референдума по этому вопросу, то надо сделать вывод, что всё это продиктовано стратегической целью: использовать все возможные средства, какими бы ни были последствия, чтобы ослабить Россию.
— Почему независимость Украины ослабляет Россию?
— В результате внезапного и грубого разделения славянских народов, живших одной семьёй, новые границы разорвали миллионы семей и дружеских связей. Разве это приемлемо? Недавние выборы на Украине, например, явственно показали симпатии населения Крыма и Донецка. И демократическая страна должна это уважать.
Я сам почти наполовину украинец. Я вырос на звуках украинской речи. Я люблю её культуру и искренне желаю всевозможных успехов Украине – но только в её реальных этнических границах, без захвата русских областей.
 
Переписка с Распутиным
«Многоуважаемый Александр Исаевич. Очень благодарен вам за приглашение на встречу. К огромному моему сожалению, быть в Иркутске в дни вашего пребывания, в связи с писательским съездом, не смогу. Надеюсь на встречу позднее. Искренне, Валентин Распутин».
Это письмо он написал Солженицыну 11 июня 1994 года. В те дни Александр Исаевич вернулся на родину после двадцатилетнего изгнания, проехав через весь Дальний Восток и Сибирь. Иркутск стал четвертой остановкой на пути Солженицына в Москву, где в это время проходил IX съезд Союза писателей России. Было избрано новое правление Союза, в которое вошел и Валентин Распутин. Его имя замкнуло список ушедших из жизни писателей-деревенщиков: В. Шукшина, Б. Можаева, В. Астафьева, В. Солоухина, о которых не раз писал Солженицын, предпочитая называть их нравственниками.
Переписка между А. Солженицыным и В. Распутиным началась в 1994 году, и сегодня она доступна широкому кругу читателей. Письма впервые опубликованы в пятом выпуске альманаха «Солженицынские тетради». Несколько экземпляров подарены Рязанской областной библиотеке имени Горького вдовой писателя Натальей Дмитриевной. Письма были найдены в архиве Солженицына в Троице-Лыкове. После кончины Валентина Распутина его семья передала в этот архив копии трех писем Александра Исаевича 1995–2000 годов. Они-то и стали новым свидетельством творческих и человеческих отношений двух писателей.
— Та форма, в которой вели переписку два писателя, доставила мне эстетическое удовольствие, тем более в наше время, когда люди общаются через СМС-сообщения. Каким взаимным уважением, человечностью, деликатностью отличаются письма Солженицына к Распутину и Распутина к Солженицыну! «Заметьте, писатели не делали друг другу комплименты. Взаимная оценка творчества была объективной, каждый понимал, что из себя представляет собеседник, — делится мнением Александр Сафронов, доцент кафедры литературы, руководитель Научно-просветительского центра по изучению наследия А.И. Солженицына РГУ имени С.А. Есенина. — Солженицын получил в свое время Нобелевскую премию. А у Распутина её не было. За последние десятилетия авторитет этой награды низко упал. И мне кажется, чтобы спасти её положение и поднять престиж, премию надо было присудить Валентину Распутину».
В 2000 году писатель стал лауреатом премии А.И. Солженицына «За пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни». Александр Исаевич высоко ценил литературный труд Валентина Григорьевича: «Распутин — из тех прозорливцев, которому приоткрываются слои бытия, не всем доступные и не называемые им прямыми словами... Мы не упустим и такие качества Валентина Распутина, как сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткую совесть и ненавязчивое целомудрие, столь редкое в наши дни».
По словам кандидата филологических наук, доцента РГУ имени С.А. Есенина Регины Соколовой, Распутин и Солженицын всегда прислушивались к идее почвенников XIX века. Это движение утверждало, что почва, то есть народ — основа социального, духовного развития России. Только народ сохраняет истинное православие, идеи добра, справедливости. В.Г. Распутин был главным идеологом современного почвенничества. Он написал «Мой манифест», в котором не согласился с поминками по русской литературе.
— Наверно, измельчала литературная критика, которая превратилась в рекламную аннотацию. Её представители позволяли себе рассуждать так: «Нет, критику я не пишу, потому что нем», или «сто лет назад футуристы сбрасывали с парохода современности классиков, а сегодня нам сбрасывать некого». А Распутин сказал, что литература русская жива и лучшие её представители — почвенники, потому что они считывают судьбу русского народа в очень сложное время. С этим согласился и Солженицын в одном из своих писем Распутину, — отмечает Регина Соколова.
Западная культура, большой город — вот источники влияний на духовность русского народа. Почвенники пытались противостоять эгоизму, алчности рынка, защитить людей от пошлости. Так, крестьяне в рассказе В. Распутина «Нежданно-негаданно» даже отказываются от телевизора: «Крапиву посади перед телевизором — и крапива сей же момент под обморок! А уж что там нагишом выделывают!.. Это мы, как червяки, глядим, а растения... она чувствительная. Она и «караул!» закричать не может, а то бы они все враз вскричали...»
Солженицын разделял чувства Распутина и писал ему в письме: «Делю Вашу щемящую тревогу за духовное и нравственное состояние нынешнего русского народа и само выживание его. Правители, объятые алчным властолюбием либо ненасытным обогащением, думают об этом менее всего. Не смущайтесь и тем, что Ваши общественные выступления вызывали поток политической грязной брани по закупленному эфиру, от ничтожных людей, ищущих вовсе не сохранения России, да часто и живущих вне её. После изжитых нами грозных десятилетий — наступившее время ещё по-новому мерзко и мрачно для всех нас. И уже не хватает нашего прозора в будущее, а лишь — как Бог даст. Остается только прилагать доступные нам скромные наши усилия».
Распутин говорил о Солженицыне как о справедливце, посвятил ему статьи «Жить по правде», «Он вернулся на родину как апостол» и с интересом следил за его публицистикой.
По мнению В. Распутина, писатель должен стать эхом народа и «небывавшее выразить с небывалой силой, в которой будут и боль, и любовь, и прозрение, и обновленный в страданиях человек... Литература может многое, это не раз доказывалось отечественной судьбой. Может — худшее, может — лучшее, в зависимости от того, в чьих она руках».

Вероника ШЕЛЯКИНА. Рязанские ведомости.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes