последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Поразительный «коктейль»… «Последние дни» в РАМТе

«Конечно, «Последние дни» — спектакль исторический, но вместе с тем – вневременной. Пьеса Бориса Акунина вроде бы повествует о юности Петра, но в ней уже проступают призраки омраченных клеветой «последних дней» Пушкина и третьего Отделения с его доносами. Довершает картину мерный стук копыт «Медного всадника»…»
Алексей БОРОДИН.

Почему «коктейль»? Дело в том, что рядом со знаменитой пьесой Булгакова «Последние дни» режиссёр Алексей Бородин уверенно и не без риска поставил в РАМТе пьесу Бориса Акунина «Убить змеёныша». И этот риск, безусловно, оправдался. А Борис Акунин не без горечи пошутил: «Ужасно интересно, что за «коктейль» намешал Бородин из «Медного всадника», «Последних дней» и моей пьесы… Сходите, посмотрите, кто в Москве. Поделитесь впечатлениями…».

Прислушалась к этому совету. Итак… В канун Второй мировой войны Михаил Афанасьевич Булгаков закончил давно задуманную пьесу «про Пушкина и без Пушкина». Писал, разумеется, для МХАТа. Пьеса была встречена сложно, хотя почти сразу принята к постановке. Но премьера состоялась, когда автора уже не было в живых, в 1943-м. «Очень смелая пьеса», — говорилось вокруг… И судьба пьесы сложилась неплохо, потому что прожила она на сцене шестнадцать или семнадцать лет. Вспоминая свои первые походы во МХАТ в совсем юном возрасте, я старалась понять, почему о Пушкине на сцене разговаривают постоянно, а сам он на сцене так и не появляется. А всё происходящее глубоко волновало, и ожидание появления поэта с каждой минутой становилось всё острее. Но нет, так и не появился.
Моя детская память чётко зафиксировала тогда образ поэта Василия Андреевича Жуковского и немыслимую красавицу Киру Головко, игравшую жену Пушкина. Потом, много лет подряд я ждала, когда снова увижу спектакль по этой пьесе, но он не появлялся, как не появился тогда — давно — сам Пушкин. И вот, наконец, долгожданная премьера состоялась. И премьера, как всегда у Бородина, — прекрасная.
Театр обратил нас к последним дням правления царевны Софьи, т.е. к кануну вступления на русский престол Петра Первого. Исторический материал оказался таким своевременным, волнующим, что диву даёшься. А всё происходящее в обеих пьесах обрамлено чтением «Медного всадника» в очень неплохом исполнении Дмитрия Кривощапова, Максима Керина и Павла Хрулева. Это – словно своеобразный симфонический пролог и сонатное развитие темы (поэмы) на протяжении всего спектакля…
Нет смысла пересказывать оба сюжета, особенно «пушкинский». Но исторический «климат» схвачен четко, образно, по-хорошему нервно. Ничего лишнего на сцене — практически на предельном минимуме бутафории. Как всегда, самых высоких похвал достоин художник Станислав Бенедиктов. Это лишь подчёркивает удивительное мимическое богатство актёров — яркая игра без предметов в руках. Некий сложный и органичный пластико-мимический этюд, значительно увеличивший напряженность действия и актерской выразительности. А персонажи-то все — исторические, узнаваемые и безусловно очень смелые: и Наталья Николаевна (Анна Тараторкина), и Александрина Гончарова (Мария Турова), и поразительный, как всегда, Алексей Блохин (аж в трех ликах: богач-библиофил и коллекционер Салтыков, дипломат-граф Строганов и еще один граф-дипломат, как говорили «владелец всего цвета петербургского света» — Воронцов)… Здесь опять-таки, как всегда в РАМТе, все актерские работы на большой высоте.
Отмечу лишь некоторых, которые потом встретятся в пьесе Б. Акунина: Алексей Веселкин (Кукольник, Бенкендорф), Алексей Мясников (Николай I), Виктор Цымбал (Геккерен) и, наконец, всегда прекрасный Илья Исаев (Жуковский). Дантес тоже впечатляет (Виктор Панченко), и дядька Никита (Олег Зима)… Всё точно и чисто в историческом и эмоциональном отношении — впечатляет. Казалось бы, персонажи из «пушкинских» «Последних дней» в лучшем положении: их почти всех грамотный зритель знает. Однако более близкое знакомство несёт вторая пьеса, которая по силе впечатления не уступает первой. И здесь среди бесспорных актерских удач снова назову победителей: Илья Исаев (Василий Голицын), Алексей Блохин (Скоморох), Виктор Панченко (Петр), Янина Соколовская (Софья), Алексей Веселкин (глава стрелецкого приказа, сторонник царевны Софьи, казнённый после неудачной попытки устранения Петра I — Шакловитый Федор Леонтьевич).
И вновь звучит «Медный всадник»… И мы отправляемся из XIX века в предэпоху Петра. Сюжет держит зрительское внимание крепко, персонажи живые и убедительные, время воссоздано точно и тревожно, как и должно было быть. И мимическое решение еще больше подкупает, подчеркивая острую реальность времени, о котором повествует…
Очень важна в дилогии музыка. Играет целый оркестр (дирижер Игорь Берендеев, баян, скрипка, туба, ударные, фортепиано), композиторы Натали Плэже и Алексей Кириллов; драматически четко и эмоционально сильно играет свет (Нарек Туманян), отлично звучит хор (Алексей Степанов), просто поражает мастерское сценическое движение (Андрей Рыклин), впечатляют костюмы Валентины Комоловой.
У этого двухактного действа — талантливый режиссёр Алексей Бородин. Его снова от всего сердца хочется поздравить с очередной большой творческой удачей. Продолжу цитату, взятую мною эпиграфом: «Довершает картину мерный стук копыт «Медного всадника». Ведь они стучат и по сей день. Мы должны их слышать и четко сознавать: все времена отражаются друг в друге. Это делает нас сильнее…». Замечательный получился «коктейль»! Повторю слова Акунина: «Сходите, посмотрите, кто в Москве. Поделитесь впечатлениями…». И добавлю от себя — не пожалеете.

Наталья ЛАГИНА.
На снимке: сцена из спектакля.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes