последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Мёртвая берёзка. К 70-летию «Берёзки» и после странного «мыла»

У песни всё дело в зачине,
Где встали слова на места,
И только по этой причине
Она открывает уста.
Александр Прокофьев.
Начну с частности – с зачина телесериала «Берёзка», с песенной поделки, открывающей каждую серию, с саундтрека, выражаясь не по-русски, тем более что и у авторов фамилии нерусские: музыка – Дмитрий Мосс, стихи – Любовь Лерокс. Вот какой они предлагают рефрен, который сразу оглушает банальностью слов и мелодии:

И без крыльев умеют летать… Далеко. / Распускаются утром цветы, / И спешат исполняться мечты, / И до счастья рукою подать…
Эта красивость предваряет действие фильма о тех, кто жил искромётным фольклором, выразительной народной песней, образным словом. Мой давний друг и соавтор, недавно ушедший выдающийся музыкант Виктор Темнов, композитор, музыкант-виртуоз, народный артист России, работал с 1959 по 1989 год в хореографическом ансамбле «Берёзка», начинал под руководством самой Н.С. Надеждиной. Был баянистом-танцором, хормейстером, дирижером, зав. музыкальной частью ансамбля. Автор знаменитых песен «Московская кадриль», «Кнопочки баяные», «Я деревенская» рассказывал на вечере памяти нашего общего старшего друга – самоцветного Виктора Бокова: «Виктор Фёдорович дружил с Надеждиной, очень много помогал ей во всём, на ходу сочинял для ансамбля. Балетные девчонки из ансамбля «Березка» не только танцевали, а ещё сами же и пели… Сегодня у нас эстрадные певицы уже не поют, просто не умеют петь, а балетные девчонки из ансамбля «Березка» пели так, чтобы их было слышно в микрофоны, которые отстояли от них далеко, когда девочки танцевали:
В серебряном платье / Берёзка стоит…
Виктор Фёдорович писал тексты для них, которые должны были звучать на три голоса, чтобы было многоголосье:
Зимушка холодная, двинскАя, / Падают снежиночки, друг друга подгоняя…
Мой друг Саша Аверкин написал музыку к этому тексту…
Боков, Аверкин, Темнов – хранители русской песни, продолжатели её традиций, авторы полюбившихся народом шедевров! Где же их отзвук в фильме? Почему прямо не брать фрагменты, под которые и танцевала на сценах всего мира прославленная «Берёзка»? Нет, надо многозначительно накручивать в начале и по ходу какую-то смазь:
Собирает любовь волей случая / Половинки в единое целое, / Только пишется жизнь, как получится / Многоточьями черным по белому…
Как получится?! Да прототип главной героини Надеждина — пример устремлённости, творческой воли, строительства собственной судьбы! Настоящая фамилия Надежды, рождённой в Вильно, — Бруштейн. Ее мать была известной писательницей. Когда еще школьницей дочь сказала Александре Яковлевне, что хочет танцевать, та приняла это известие без всякого энтузиазма. Но Надя настояла на своем, потому что с детства особенно удавались ей народные танцы. Ученица знаменитой Агриппины Вагановой, еще не закончив балетную школу в Петрограде, уже получила предложение работать в Большом и в 1925 г. она стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. Во время войны работала в составе фронтовых бригад, была балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, руководила балетным отделением московской эстрады. После Победы ей предложили стать постановщиком танцев в народном хоре города Калинин (сегодня Тверь). Именно тогда пришла мысль создать уникальный народный ансамбль. И она не ждала, когда мечта «сама исполнится», а упрямо воплощала её в жизнь. Ход хоровода по солнечному кругу, особый невидимый шаг, драматургия в лирических отношениях – всё это её находки. А что на экране? Нескончаемые склоки, сведения счётов да бытовые любовные метания с изменами и пьянками. Из творческих находок и железных примет – памятная водочная этикетка тех лет…
Народная артистка СССР Надежда Надеждина получила все мыслимые звания, награды и регалии. Но вдруг в появившейся по горячим следам от премьеры «мыла» статейке читаю: «В конце жизни Надеждиной много доставалось за «нерусское происхождение», за еврейские корни. Звучали упрёки, что созданный ею ансамбль, мол, никак нельзя назвать русским – дескать, посмотрите на его основательницу, даже внешность которой далека от славянской». С чего это авторша взяла? Герой Социалистического Труда Надеждина руководила без упрёков и трудностей «Берёзкой» больше тридцати лет, практически до последних дней своей жизни. И фильм не удался, и спекуляции в духе времени – никуда не годятся! Мёртвая, пластмассовая берёзка, а не наша русско-советско-еврейская гордость!

Александр БОБРОВ.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes