последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Одиссея Василия Синайского. К 70-летию дирижёра

Заявив о своём уходе в 2013 году из Большого театра, где был главным дирижером, он был категоричен, хотя никаких «крамол» за ним не числи­лось. Его можно было понять, ибо именно в это время в главном музыкаль­ном театре страны происходили бесконечные скандалы. Вскоре после его ухода, накануне премьеры «Дон Карлоса», в театре произошли кардинальные изменения. Но Василий Серафимович Синайский не вернулся, стал работать с Малым симфоническим оркестром, созданным для маэстро Юрия Симонова, потом ушел и оттуда. Упоминание о Симонове — не случайно.
Юрий Иванович был соучеником Синайского по Ленинградской консерватории и часто подставлял дружеское плечо как в учёбе, так и в профессиональном становлении.
Мы с Синайским на «ты», поскольку не только дружим почти 50 лет, но и по­тому, что я в какой-то мере способствовала переезду этого талантливого му­зыканта из Новосибирска, где он работал в симфоническом оркестре выдаю­щегося мастера Арнольда Каца, в Москву, где на него положил глаз вели­кий Кирилл Петрович Кондрашин. В чем же здесь моя личная заслуга? Не хочу углубляться в эту историю, скажу лишь, что мне (не скрою!) принадле­жала честь поведать столичному маэстро об удивительном двадцатипятилет­нем дирижере у Каца.
— Начну по порядку: родился Василий аж в Коми АССР, то есть далеко на Севе­ре. Как случилось, что там оказались твои родители-ленинградцы?
— А всё очень просто, особенно по тем временам. Папа легкомысленно рассказал какой-то анекдот и по знаменитой 58-й статье был отправлен на поселение в Коми. Позднее, конечно, был реабилитирован. В Коми за ним последовала и мама, преподаватель английского языка, и стала там препода­вать. Меня же с четырёх лет отправили учиться музыке. Кстати, несмотря на пово­роты судьбы, в те годы было принято учить детей музыке с самых малых лет. Ну, а потом мы вернулись в Питер, и там я уж стал заниматься с рвением и постоянно растущей любовью. В школьных концертах участвовал уже с семи лет, начал с «Детского альбома» Чайковского. В районной музыкальной спецшколе я, как говорили, подавал большие надежды. А в консерваторию поступил на два отделения – музыковедческое и дирижёрское.
— Замечу, что на дирижёрское отделение принимают только тех, кто уже имеет высшее музыкальное образование. Синайский был счастливым исключением.
— Ты не можешь представить себе, как мне потрясающе повезло. У меня был уникальный педагог Илья Александрович Му­син, да ещё мною интересовался и другой мастер, Рабинович. К нему я тоже, с ведома Мусина, неоднократно наведывался. А учеником Рабиновича был Юра Симонов, который, чтобы я лучше «вошёл» в оркестр, предложил мне выступать с руководимым им самодеятельным оркестром Выборгского дворца культуры. Это была для меня ещё одна дополнительная, но бесценная школа. Я, признаться, тогда был самым молодым питерским дирижёром. И ещё я стал студентом музыкального училища имени Мусоргского, где был очень строгий график воспитания дирижёра. Уже тогда я прикоснулся ко Второй симфонии Брамса, к «Франческе да Римини» Чайковского и сюите «Дафнис и Хлоя» Равеля – произведению эффектному и очень сложному. Ко­роче, старался пробовать себя в разностильности.
А потом я поехал на конкурс к Кацу и стал у него вторым дирижером, ещё не закончив консерватории. Кац ждал меня год, я этим гордился. Кстати, то­гда уже я играл на многих инструментах. Три года в аспирантуре у Мусина… В общем, учился серьезно и влюбленно… А потом был Всесоюзный конкурс дирижёров, на котором я блистательно провалился со своим «Дон Жуа­ном». Ты хорошо помнишь этот провал. Но ведь именно он открыл мне бес­конечно любимого мною Рихарда Штрауса, у которого я, кажется, уже сы­грал всё, включая практически никогда не шедшую у нас его оперу «Кавалер розы», — это была моя постановка в Большом театре. Да, а на второй тур конкурса меня не пропустили, но Кондрашин рекомендовал меня в Латвийскую филармонию, и там, собрав по сути новый оркестр, я работал тринадцать лет…
— И тебя послали тогда на самый сложный дирижёрский конкурс в мире, в Германию, к Герберту фон Караяну…
— Не стану вдаваться в подробности, но скажу лишь, что трудности были невероятные. На конкурс из огромного числа претендентов были отобраны двое: Владимир Вербицкий — за него очень ратовал Светланов — и я. Мне удалось занять первое место и получить золотую медаль. Потом это караяновское «золото» получил еще Саша Лазарев. И больше никто из наших.
После конкурса Василий стал ассистентом у Кондрашина. Однако сначала работал в Риге. После начались гастроли. Наконец, главный режиссёр в Большом театре, и опять бесконечные и выступления по всему миру.
— Понимаешь ли, именно тогда, когда я стал вольной птицей, я понял, что обрел наконец внутреннее равновесие, гармоничность, настоящий профессионализм...
У маэстро богатый репертуар. Обширна география стран, где он выступает. Множество солистов самого высокого класса, самые знаменитые оркестры сотрудничают с ним. «Визитными карточками» Василия являются Шостакович, Чайковский, Малер, Брукнер, Яначек, Дворжак, Прокофьев, Барток, Равель. Особое место в его симпатиях занимает английский классик XX века Эдуард Элгар. А во главе этой потрясающей музыкальной «пирамиды» — вечная любовь маэстро: немецкий классик XX века Рихард Штраус. Тот самый, из-за неудачи с исполнением «Дон Жуана» которого Синайский не попал на второй тур Всесоюзного конкурса дирижёров.
— А чем ты сам лично доволен из своих исполнений и записей последнего времени?
— Каждое сочинение я ведь играю по нескольку раз, особенно это касается самых любимых. Что бы я назвал? Шестая симфония Чайковского, его же симфония «Манфред», Вторая симфония Рахманинова, конечно, всё тот же «Дон Жуан» и... те самые мои «визитные карточки», которые только что ты сама перечислила.
— Как же иначе! Сколько лет тебя слушаю? Аж 49! Как говорится, сыз­мальства! Кстати, кого из дирижёров старого времени ты отмечаешь, говоря об особенной сложности нынешнего исполнения Бетховена?
— Фуртвенглера. Меня просто покоряют его старые медленные темпы и огромное содержание в исполнительстве. И, сама понимаешь, я большой фа­нат Караяна.
— А какие из недавних своих записей ты считаешь наиболее интересными?
— 15-я симфония Шостаковича, все миниатюры Анатолия Лядова, 4-я Симфо­ния Шостаковича, «Бабий Яр» с Сергеем Лейферкусом и Филармониками ВВС. И еще… Очень мне дорога Восьмая симфония Шостаковича.
Кстати, одним из выдающихся событий в европейской карьере Синайского стало его участие с оркестром корпорации ВВС в фестивале к 100-летию Шостаковича в 2006 году в Манчестере. Там он буквально поразил воображе­ние публики и критики исполнением симфоний великого композитора. Нельзя не отметить и совсем недавние записи фортепианных концертов Гри­га и Чайковского с оркестром Берлинского радио…
У маэстро огромные гастрольные планы. Лондон, Париж, азиатское турне — Корея, Япония...
— Очень люблю выступать в Питере с Темиркановским оркестром, — признаётся Синайский. — Буду играть скрипичный концерт Альбана Берга с Изабеллой Фауст, «подбираюсь» к Антону Брукнеру — уже играл его Четвертую, Восьмую симфонии, сейчас готовлюсь к Пятой… И композитор, который так нравится лично тебе — Элгар. У него я играл Вторую симфонию и удивительные симфонические вариации, буду играть его ещё и ещё…
Ныне Василий Серафимович Синайский — участник многих музыкальных фестивалей, член жюри международных конкурсов дирижёров, авторитетный педагог, профессор Санкт-Петербургской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования. Он — большой знаток оперы, живописи и поэзии. На восьмом десятке он полон энергии, новых замыслов, постоянно в поиске. Можно не сомневаться, всё задуманное у него непременно получится. Такой уж он человек!
 
Наталья ЛАГИНА.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes