Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Время возрождения

В начале февраля на Борисоглебской земле Ярославской области прошли XVIII Иринарховские чтения. Они стоят в ряду оборонительных начинаний, когда в дыму официальной русофобии 90-х здоровые национальные силы поднялись на возрождение русской культуры. У истоков этого мероприятия стояли Эдуард Володин, Сергей и Лариса Лыкошины, Юрий Юшкин. А главное — Иринарховские чтения получили благословение Святейшего Патриарха Алексия II.
Этих подвижников всегда поминает игумен Иоанн (Титов), настоятель Борисоглебского монастыря, участник и духовный попечитель Иринарховских чтений.
Бессменный организатор чтений — Владимир Сергеевич Мартышин, историк и публицист. В начале 90-х он уехал со своей супругой-филологом в Ярославскую деревню и возродил там сельскую школу. Сегодня в Ивановской на Лехте школе учится 190 детей. Кроме стандартных общеобразовательных дисциплин, там преподают авторские программы «Отечествознание», «Добротолюбие», красноречие, каллиграфию, живопись, музыку, хореографию, этнографию. Есть даже курсы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Русский народ. Основы самосознания». За последнее десятилетие в село переехали более 400 человек, в том числе из Москвы и Петербурга.
Иринарховскими чтения названы в память преподобного Иринарха — одного из последних столпников в Русской православной церкви. Он провёл в затворе в Борисоглебском монастыре 30 лет, носил вериги в 150 кг и взял на себя молитвенный подвиг спасения русского народа, когда поляки шли, сжигая на своём пути целые деревни. От стен Борисоглебского монастыря начиналась битва за Москву.
«Символично, — отметил в своём выступлении писатель Василий Дворцов, — что на этих чтениях мы говорим о самых важных вещах. Казалось бы: смиренный затворник, простой чернец Иринарх, а к нему на поклон приходили вершители мира того времени. Зачем они приходили? Что их вело? А то же, что и сейчас. В 1988 г. мы создали в Новосибирске историческое общество «Память», в 1989 г. родился «Союз духовного возрождения Отечества». Затем множились ещё союзы, соборы, фронты, партии. Гремели разговоры, принимались резолюции, бушевали собрания и митинги, но все наши планы рассыпались. Ничего не доводилось до значимого результата. Казалось бы, перед творимым с нашей страной мы, патриоты, совершенно беспомощны. Но это только казалось бы. Ведь, на самом деле, замечательно, что на глазах нашего поколения все политические, социальные, экономические теории и прожекты улучшения этого мира чисто человеческими силами рассыпались, все оказались несостоятельны. Ведь не они творят, не они программируют и двигают мир. Единственная реальная сила, что двигает мир — это Промысел Божий. Вот и все наши иллюзии о том, что мы сами возродим государство, сами создадим общественную справедливость, рухнули, потому что все они — наш произвол, а не воля Божия.
Иринарховские чтения прошли по благословению высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского и преосвященнейшего Феодора, епископа Переславского и Угличского и собрали несколько десятков учёных, писателей, краеведов, педагогов. Живое участие приняли и ученики Ивановской на Лехте школы. Их хор не раз побеждал на различных конкурсах. В этот раз с хором на чтениях выступила певица, автор гимна «Честь имею!» Ольга Дубова.
Тема чтений 2018 г. «Бедность нравов при богатстве традиций» — весьма актуальна в наше время размывания культуры, национальных традиций, время социального неустройства. Доктора и кандидаты наук, словом, мыслящая интеллигенция, говорили о проблемах в системе образования, о том, что педагог перестал быть детоводителем, о печальных тенденциях разрушения научной школы. Доктор пед. наук, профессор ЯГПУ им. К. Ушинского (Ярославль) С.Г. Макеева в своём выступлении процитировала определение из учебника «Светской этики»: «Добродетель — середина между эгоизмом и альтруизмом». Открываем словарь В.И. Даля: «Добродетель — доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла». На таком понимании воспитывались десятки, если не сотни, поколений наших соотечественников. Какое сегодня может быть единомыслие в обществе, если со школьной скамьи в молодые головы внедряют путаницу и откровенную подмену?
Однако каждый из выступавших на чтениях учёных трудится на своём поприще и делает, судя по результатам, без указки (!) дело государственной важности. К таким подвижникам, к примеру, относятся сотрудники Института этнологии и антропологии РАН. Ведущий научный сотрудник Института, доктор ист. наук О.В. Кириченко, говоря в своём докладе о богатстве традиций, обозначил проблему того, что в сегодняшней науке весьма рыхлый и неопределённый понятийный аппарат. И гуманитарная наука во многом ответственна за то, что о богатстве русской традиции мы или не знаем, или знаем искажённо. В своей области — этнографии — Олег Викторович с соратниками работает над тем, в частности, чтобы вернуть понятийную базу, которая была бы аутентична культуре, что создавалась именно как православная культура. О.В. Кириченко много занимается изучением восприятия русским народом слов Евангелия: в богослужении, в языке, в фольклоре. Учёный напоминает нам, что отношение русских людей к богатству также формировалось на евангельской основе, и наш народ выбрал изначально путь праведного богатства. Грехом стяжания, по мнению О. Кириченко, болели не только отдельные личности, но и целые народы, что раскроется в полной мере в эсхатологической перспективе.
В виду того что сегодня стало с русской деревней, очень важно напоминание учёного о том, что земля всегда была основным материальным богатством для русского человека! Мы видим сегодня красоту и мощь монастырей, несмотря на все разорения и ограбления на протяжении веков. Потому что люди всех сословий тысячу лет украшали монастыри и храмы,прежде чем обустроить свои дома. «Чем ближе мы к прогрессу, — говорит О.В. Кириченко, — тем труднее удерживать церковную форму отношения к богатству. От церкви сегодня требуется не только социальное служение, но привлечение народа к церковной форме преображения богатства через развитие сложной культуры поминовения живых и усопших. На этой основе когда-то выросло этноконфессиональное единение нашего народа, появилось само понятие «русский народ» и потому до сих пор — это важнейший инструмент подлинного единения в вере и традиции».
В чтениях принял участие учитель литературы из Нижегородской области Н.А. Лобастов, автор книг, в которых на примере русской классики, на героях «прогрессивных» писателей показывается, как наше общество подготавливалось к тому, чтобы стать «свободным», чтобы унизительное наше нынешнее существование при демократии считалось высшим благом. В своём выступлении о проблеме сохранения традиций в демократическом обществе Н.А. Лобастов процитировал А.С. Пушкина, писавшего о США: «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу — подавлено эгоизмом, страстью к довольству…».
Конституцией РФ утверждено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (даже выше религии и нравственных норм, что абсурдно). На деле же изо дня в день мы видим, как унижают государствообразующий народ младореформаторы и телевизионные хохмачи. Как тут не вспомнить слова одного из лучших поэтов конца XX столетия Владимира Соколова:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек…
Такие мысли возникали в унисон выступающим, и надо заметить, работа чтений проходила, как всегда, в единомыслии.
«Вы будите духовные силы народа», — передал в своём послании участникам чтений председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. И это верно, ибо учителя и краеведы, писатели и учёные здесь, как по камертону, сверяются и удерживают необходимое консервативное направление в педагогике и других гуманитарных областях.
Доктор философ. наук В.И. Большаков, говоря о причинах революции, отметил, что целая цивилизация двести лет прожила в состоянии расколотой культуры, когда народ и интеллигенция существовали параллельно. Он напомнил о подвиге царской семьи, о том, что православный царь держал нерв развития русской цивилизации. Говоря о сегодняшнем дне, В.И. Большаков верно отметил: «Мы осиротели за минувший год, потому что ушли архимандрит Кирилл, художник Илья Глазунов, академик Игорь Шафаревич». Особенно молодёжь, по его наблюдениям как преподавателя, пребывает ныне в растерянности без духовных и нравственных лидеров.
Невозможно перечислить всех выступавших. Значительны доклады ярославских краеведов, хранителей музеев, бесценных коллекций древних икон, коими славится Ярославская земля. Но одно имя исследователя истории родного края всё же назову – это доктор ист. наук Марасанова Виктория Михайловна.
Из московских гостей надо отметить в кандидата филолог. наук Анастасии Черновой. В её выступлении прозвучал призыв учёных молодого поколения к современной науке, которая должна расширять понимание об отечественном фольклоре как области, сформировавшей народный характер.
Иринарховские чтения освещают историю России в самых различных областях, в том числе и в отечественной медицине. Кандидат мед. наук, доцент кафедры общей врачебной практики Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова МЗ РФ Андрей Геннадьевич Резе рассказал о создателе московской терапевтической школы Григории Антоновиче Захарьине (1829–1898). Дореволюционная медицина ассоциируется у нас с именем создателя петербургской терапевтической школы С.П. Боткина — идеолога прогресса и либерализма. О Захарьине — создателе московской терапевтической школы — мы почти ничего не знаем, потому что он был «ретроградом и консерватором».
Г.А. Захарьин передавал свои гонорары за чтение лекций (1200 рублей в год) малоимущим больным, низкооплачиваемому персоналу клиник и студентам. На его деньги содержалась сельская амбулатория (7000 рублей ежегодно), из его средств оплачивалось заграничное обучение талантливых студентов, 500 тысяч рублей он оставил на устройство церковно-приходских школ в Пензенской и Саратовской губерниях. «Есть что-то мистическое в том, что учёный, предлагающий принять идеалистическую точку зрения, всегда будет считаться ретроградом, и наоборот, чем более исследователь декларирует радикальный материализм и отвергает роль субъективной оценки (по сути, наличие души), тем с большим удовольствием такого «материалиста» будут называть прогрессивным», — говорит А.Г. Резе.
Уже в советское время один из основоположников отечественной кардиологии, автор работ по различным проблемам внутренней медицины, клиники инфекционных болезней, курортологии, рентгенологии, биохимии Д.Д. Плетнёв, будучи учеником Остроумова и через него Захарьина, продолжил развитие московской терапевтической школы. Его пациентами в разное время были Ленин, Крупская, академик Павлов. Это Плетнёву принадлежит весомый вклад в развитие психосоматической медицины, изучающей взаимовлияние душевных и телесных процессов... 13 июня 1937 г. Д.Д. Плетнёв был арестован, а 8 сентября 1941 г. расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Поразительно, как бездумно необходимых стране людей делали лагерной пылью!
Тему образования в глобальном и эсхатологическом аспекте затронул в своём докладе кандидат ист. наук, преподаватель кафедры истории церкви ист. факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Зоитакис. Говоря о европейских просветителях, выступавших против православных традиционалистов, учёный рассмотрел споры о нравственности, образовании и предании церкви в XVIII — начале XX вв., которые привели к нынешним проблемам постхристианской Европы. Афанасий Зоитакис заключает словами выдающегося богослова, нашего современника Амфилохия Радовича: «Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается всё большим нравственным увяданием, бесчувствием».
Завершая заметы об Иринарховских чтениях нынешнего года, хотелось бы привести мысль одного из участников — иерея Сергея Карамышева, настоятеля храма Святой Троицы в пос. Каменники Рыбинской епархии о том, что XXI век ставит перед человечеством всеобъемлющую задачу возрождения, восстановления предания, связи поколений. В своём выступлении он выразил опасение, что возрождая традиции, нам открывается лёгкий, но ложный путь их имитации, когда «живая жизнь подменяется произвольно вырванным из исторического контекста разрозненным этнографическим материалом». Священник уверен: «Чтобы противостоять развращению нравов и разрушению живого предания путем искусственной имитации последнего, необходимы живая вера и живая связь с Создателем. В этом — стержень сопротивления всепоглощающему хаосу».
Иринарховские чтения задают тон не только региональным, но и столичным мероприятиям, целью которых должно стать сохранение отечественной научной школы, изучение истории и осмысление того, в каком нравственном и культурном состоянии пребываем мы сами.

Ирина УШАКОВА

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes