последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Время возрождения

В начале февраля на Борисоглебской земле Ярославской области прошли XVIII Иринарховские чтения. Они стоят в ряду оборонительных начинаний, когда в дыму официальной русофобии 90-х здоровые национальные силы поднялись на возрождение русской культуры. У истоков этого мероприятия стояли Эдуард Володин, Сергей и Лариса Лыкошины, Юрий Юшкин. А главное — Иринарховские чтения получили благословение Святейшего Патриарха Алексия II.
Этих подвижников всегда поминает игумен Иоанн (Титов), настоятель Борисоглебского монастыря, участник и духовный попечитель Иринарховских чтений.
Бессменный организатор чтений — Владимир Сергеевич Мартышин, историк и публицист. В начале 90-х он уехал со своей супругой-филологом в Ярославскую деревню и возродил там сельскую школу. Сегодня в Ивановской на Лехте школе учится 190 детей. Кроме стандартных общеобразовательных дисциплин, там преподают авторские программы «Отечествознание», «Добротолюбие», красноречие, каллиграфию, живопись, музыку, хореографию, этнографию. Есть даже курсы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Русский народ. Основы самосознания». За последнее десятилетие в село переехали более 400 человек, в том числе из Москвы и Петербурга.
Иринарховскими чтения названы в память преподобного Иринарха — одного из последних столпников в Русской православной церкви. Он провёл в затворе в Борисоглебском монастыре 30 лет, носил вериги в 150 кг и взял на себя молитвенный подвиг спасения русского народа, когда поляки шли, сжигая на своём пути целые деревни. От стен Борисоглебского монастыря начиналась битва за Москву.
«Символично, — отметил в своём выступлении писатель Василий Дворцов, — что на этих чтениях мы говорим о самых важных вещах. Казалось бы: смиренный затворник, простой чернец Иринарх, а к нему на поклон приходили вершители мира того времени. Зачем они приходили? Что их вело? А то же, что и сейчас. В 1988 г. мы создали в Новосибирске историческое общество «Память», в 1989 г. родился «Союз духовного возрождения Отечества». Затем множились ещё союзы, соборы, фронты, партии. Гремели разговоры, принимались резолюции, бушевали собрания и митинги, но все наши планы рассыпались. Ничего не доводилось до значимого результата. Казалось бы, перед творимым с нашей страной мы, патриоты, совершенно беспомощны. Но это только казалось бы. Ведь, на самом деле, замечательно, что на глазах нашего поколения все политические, социальные, экономические теории и прожекты улучшения этого мира чисто человеческими силами рассыпались, все оказались несостоятельны. Ведь не они творят, не они программируют и двигают мир. Единственная реальная сила, что двигает мир — это Промысел Божий. Вот и все наши иллюзии о том, что мы сами возродим государство, сами создадим общественную справедливость, рухнули, потому что все они — наш произвол, а не воля Божия.
Иринарховские чтения прошли по благословению высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского и преосвященнейшего Феодора, епископа Переславского и Угличского и собрали несколько десятков учёных, писателей, краеведов, педагогов. Живое участие приняли и ученики Ивановской на Лехте школы. Их хор не раз побеждал на различных конкурсах. В этот раз с хором на чтениях выступила певица, автор гимна «Честь имею!» Ольга Дубова.
Тема чтений 2018 г. «Бедность нравов при богатстве традиций» — весьма актуальна в наше время размывания культуры, национальных традиций, время социального неустройства. Доктора и кандидаты наук, словом, мыслящая интеллигенция, говорили о проблемах в системе образования, о том, что педагог перестал быть детоводителем, о печальных тенденциях разрушения научной школы. Доктор пед. наук, профессор ЯГПУ им. К. Ушинского (Ярославль) С.Г. Макеева в своём выступлении процитировала определение из учебника «Светской этики»: «Добродетель — середина между эгоизмом и альтруизмом». Открываем словарь В.И. Даля: «Добродетель — доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла». На таком понимании воспитывались десятки, если не сотни, поколений наших соотечественников. Какое сегодня может быть единомыслие в обществе, если со школьной скамьи в молодые головы внедряют путаницу и откровенную подмену?
Однако каждый из выступавших на чтениях учёных трудится на своём поприще и делает, судя по результатам, без указки (!) дело государственной важности. К таким подвижникам, к примеру, относятся сотрудники Института этнологии и антропологии РАН. Ведущий научный сотрудник Института, доктор ист. наук О.В. Кириченко, говоря в своём докладе о богатстве традиций, обозначил проблему того, что в сегодняшней науке весьма рыхлый и неопределённый понятийный аппарат. И гуманитарная наука во многом ответственна за то, что о богатстве русской традиции мы или не знаем, или знаем искажённо. В своей области — этнографии — Олег Викторович с соратниками работает над тем, в частности, чтобы вернуть понятийную базу, которая была бы аутентична культуре, что создавалась именно как православная культура. О.В. Кириченко много занимается изучением восприятия русским народом слов Евангелия: в богослужении, в языке, в фольклоре. Учёный напоминает нам, что отношение русских людей к богатству также формировалось на евангельской основе, и наш народ выбрал изначально путь праведного богатства. Грехом стяжания, по мнению О. Кириченко, болели не только отдельные личности, но и целые народы, что раскроется в полной мере в эсхатологической перспективе.
В виду того что сегодня стало с русской деревней, очень важно напоминание учёного о том, что земля всегда была основным материальным богатством для русского человека! Мы видим сегодня красоту и мощь монастырей, несмотря на все разорения и ограбления на протяжении веков. Потому что люди всех сословий тысячу лет украшали монастыри и храмы,прежде чем обустроить свои дома. «Чем ближе мы к прогрессу, — говорит О.В. Кириченко, — тем труднее удерживать церковную форму отношения к богатству. От церкви сегодня требуется не только социальное служение, но привлечение народа к церковной форме преображения богатства через развитие сложной культуры поминовения живых и усопших. На этой основе когда-то выросло этноконфессиональное единение нашего народа, появилось само понятие «русский народ» и потому до сих пор — это важнейший инструмент подлинного единения в вере и традиции».
В чтениях принял участие учитель литературы из Нижегородской области Н.А. Лобастов, автор книг, в которых на примере русской классики, на героях «прогрессивных» писателей показывается, как наше общество подготавливалось к тому, чтобы стать «свободным», чтобы унизительное наше нынешнее существование при демократии считалось высшим благом. В своём выступлении о проблеме сохранения традиций в демократическом обществе Н.А. Лобастов процитировал А.С. Пушкина, писавшего о США: «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу — подавлено эгоизмом, страстью к довольству…».
Конституцией РФ утверждено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (даже выше религии и нравственных норм, что абсурдно). На деле же изо дня в день мы видим, как унижают государствообразующий народ младореформаторы и телевизионные хохмачи. Как тут не вспомнить слова одного из лучших поэтов конца XX столетия Владимира Соколова:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек…
Такие мысли возникали в унисон выступающим, и надо заметить, работа чтений проходила, как всегда, в единомыслии.
«Вы будите духовные силы народа», — передал в своём послании участникам чтений председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. И это верно, ибо учителя и краеведы, писатели и учёные здесь, как по камертону, сверяются и удерживают необходимое консервативное направление в педагогике и других гуманитарных областях.
Доктор философ. наук В.И. Большаков, говоря о причинах революции, отметил, что целая цивилизация двести лет прожила в состоянии расколотой культуры, когда народ и интеллигенция существовали параллельно. Он напомнил о подвиге царской семьи, о том, что православный царь держал нерв развития русской цивилизации. Говоря о сегодняшнем дне, В.И. Большаков верно отметил: «Мы осиротели за минувший год, потому что ушли архимандрит Кирилл, художник Илья Глазунов, академик Игорь Шафаревич». Особенно молодёжь, по его наблюдениям как преподавателя, пребывает ныне в растерянности без духовных и нравственных лидеров.
Невозможно перечислить всех выступавших. Значительны доклады ярославских краеведов, хранителей музеев, бесценных коллекций древних икон, коими славится Ярославская земля. Но одно имя исследователя истории родного края всё же назову – это доктор ист. наук Марасанова Виктория Михайловна.
Из московских гостей надо отметить в кандидата филолог. наук Анастасии Черновой. В её выступлении прозвучал призыв учёных молодого поколения к современной науке, которая должна расширять понимание об отечественном фольклоре как области, сформировавшей народный характер.
Иринарховские чтения освещают историю России в самых различных областях, в том числе и в отечественной медицине. Кандидат мед. наук, доцент кафедры общей врачебной практики Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова МЗ РФ Андрей Геннадьевич Резе рассказал о создателе московской терапевтической школы Григории Антоновиче Захарьине (1829–1898). Дореволюционная медицина ассоциируется у нас с именем создателя петербургской терапевтической школы С.П. Боткина — идеолога прогресса и либерализма. О Захарьине — создателе московской терапевтической школы — мы почти ничего не знаем, потому что он был «ретроградом и консерватором».
Г.А. Захарьин передавал свои гонорары за чтение лекций (1200 рублей в год) малоимущим больным, низкооплачиваемому персоналу клиник и студентам. На его деньги содержалась сельская амбулатория (7000 рублей ежегодно), из его средств оплачивалось заграничное обучение талантливых студентов, 500 тысяч рублей он оставил на устройство церковно-приходских школ в Пензенской и Саратовской губерниях. «Есть что-то мистическое в том, что учёный, предлагающий принять идеалистическую точку зрения, всегда будет считаться ретроградом, и наоборот, чем более исследователь декларирует радикальный материализм и отвергает роль субъективной оценки (по сути, наличие души), тем с большим удовольствием такого «материалиста» будут называть прогрессивным», — говорит А.Г. Резе.
Уже в советское время один из основоположников отечественной кардиологии, автор работ по различным проблемам внутренней медицины, клиники инфекционных болезней, курортологии, рентгенологии, биохимии Д.Д. Плетнёв, будучи учеником Остроумова и через него Захарьина, продолжил развитие московской терапевтической школы. Его пациентами в разное время были Ленин, Крупская, академик Павлов. Это Плетнёву принадлежит весомый вклад в развитие психосоматической медицины, изучающей взаимовлияние душевных и телесных процессов... 13 июня 1937 г. Д.Д. Плетнёв был арестован, а 8 сентября 1941 г. расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Поразительно, как бездумно необходимых стране людей делали лагерной пылью!
Тему образования в глобальном и эсхатологическом аспекте затронул в своём докладе кандидат ист. наук, преподаватель кафедры истории церкви ист. факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Зоитакис. Говоря о европейских просветителях, выступавших против православных традиционалистов, учёный рассмотрел споры о нравственности, образовании и предании церкви в XVIII — начале XX вв., которые привели к нынешним проблемам постхристианской Европы. Афанасий Зоитакис заключает словами выдающегося богослова, нашего современника Амфилохия Радовича: «Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается всё большим нравственным увяданием, бесчувствием».
Завершая заметы об Иринарховских чтениях нынешнего года, хотелось бы привести мысль одного из участников — иерея Сергея Карамышева, настоятеля храма Святой Троицы в пос. Каменники Рыбинской епархии о том, что XXI век ставит перед человечеством всеобъемлющую задачу возрождения, восстановления предания, связи поколений. В своём выступлении он выразил опасение, что возрождая традиции, нам открывается лёгкий, но ложный путь их имитации, когда «живая жизнь подменяется произвольно вырванным из исторического контекста разрозненным этнографическим материалом». Священник уверен: «Чтобы противостоять развращению нравов и разрушению живого предания путем искусственной имитации последнего, необходимы живая вера и живая связь с Создателем. В этом — стержень сопротивления всепоглощающему хаосу».
Иринарховские чтения задают тон не только региональным, но и столичным мероприятиям, целью которых должно стать сохранение отечественной научной школы, изучение истории и осмысление того, в каком нравственном и культурном состоянии пребываем мы сами.

Ирина УШАКОВА

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes