последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Previous Next

Легенды советского рока

В магазине «Библио-Глобус» на Лубянке прошла презентация новой книги писателя, сценариста и кинорежиссёра Владимира Марочкина «Легенды советского рока». Автор полутора десятков книг и дюжины сценариев документальных фильмов о российской музыке и эстраде представил публике изящно сработанный том, выпущенный «Издательством АСТ» (идея оформления — Омара Фаризова, известного в прошлом рок-музыканта, дизайн обложки – Яна Паламарчука). «Это взгляд — читается на обороте титула книги — из XXI века на удивительную и неповторимую историю советской рок-музыки. Но, может быть, как поётся в известной песне, именно взгляд назад откроет нам в будущее глаза».
Что такое был советский рок-н-ролл в Советском Союзе с 60-х до 90-х годов прошлого века? Кто были первые рок-музыканты? Через что им пришлось пройти, чтобы сделать рок-музыку респектабельным музыкальным жанром? Ведь на заре жанра у рокеров не было ничего, кроме голого энтузиазма — ни гитар, ни техники, ни площадок для выступлений. Начинали с подъездов, потом появились подвалы в качестве репетиционных залов, «сейшены», танцы, выездные концерты в сельских клубах. Лишь годы спустя появились Ленинградский рок-клуб и Московская рок-лаборатория, рок-фестивали, пластинки и записи, тысячные залы и неистовый рёв поклонников. Заклубилась слава, дым которой не оседает и поныне…

В. Марочкин относит зарождение рока в мире и в России к замечательному историческому дню 12 апреля 1961 года, когда в космос полетел первый человек – гражданин СССР Юрий Гагарин. «После полёта Гагарина, — отмечала французская рок-энциклопедия, — мировой эстраде, забуксовавшей и не отвечавшей требованиям своей эпохи, нужны были перемены, необходимо было срочное переливание крови». «И новая музыка появилась, — говорит автор. — Обернувшись вокруг себя, молодые люди нашли то, что искали: это был биг-бит, необычная экспрессивная музыка, родившаяся под грохот ракетных двигателей. С весны 1961 года начался отсчёт реального «битловского» времени — «The Beatles» впервые выступили в Ливерпуле». В Швеции появилась первая рок группа «The Spotniсks», её участники выходили на сцену в скафандрах. Кстати, первым хитом группы стала песня «The Rocket Man», которая представляла собой аранжировку русской песни «Полюшко-поле».
Русские рокеры покупали гитары за 7 рублей с полтиной, благо что барабаны, с учётом развёрнутого пионерского движения в стране, были в ассортименте. В подражание «битлам» рок-группы составлялись из трёх гитаристов и ударника. «До появления «Битлз», — вспоминал музыкант группы «Аргонавты» Георгий Седов, — было такое ощущение, что музыкант — это человек, который долго учился музыке, вернее его учили, и это — единицы... Но «The Beatles» показали, что любые четыре парня могут научиться играть четыре аккорда и спеть «Love Me Do». Нехватку мастерства рокеры с лихвой восполняли энтузиазмом.
Сложнее было с техникой. Никаких прибамбасов для электроинструментов в СССР и в помине не было. Не беда — русские кулибины тут же научились делать звукосниматели из телефонных трубок. «Гений с физфака» Виктор Кеда самостоятельно сотворил вибратор фазовый (фактический флейнджер и фейзер). То, что у «The Beatles» появилось в 1969 году, русский умелец сделал в 1968-м. Ламповые микрофоны, сработанные отечественными умельцами, были настолько хороши, что с ними до недавних пор выступала Мадонна. Со временем рок-музыканты стали записывать свои вещи на магнитофоны. Затея эта обрела такой размах, что эти записи стали конкурировать по тиражам с продукцией Всесоюзной студии «Мелодия».
Поначалу рокеры использовали в гитарах, смастерённых из пенопласта, рояльные струны, которые в кровь рвали пальцы музыкантам. На соло-гитаре в группе «Славяне» играл Михаил Турков, живший в том самом доме на Кутузовском, где проживал Брежнев. Мишиным дедом был писатель Михаил Шолохов, который из поездки в Японию привёз внуку пачку свежих пластинок и фирменные струны (стр. 29).
Русский рок стремительно избавлялся от ученической робости и стеснительности. Сначала верхом профессионального шика считалось умение «снять» западные хиты «один в один», или «точь-в-точь», как это делается теперь на наших вокальных телеконкурсах. Макаревич из «Машины времени» даже внешне изладил себя под Боба Циммермана (он же Боб Дилан): с жёсткой копной курчавых волос, с сухим голосом, схожим с дилановским, он десятилетиями подтверждал всей стране реальность существования реинкарнации и переселения душ.
Со временем многие из наших «роковых» неофитов перешли от угловатого подражательства к самостоятельной, национально окрашенной музыке. Наши музыканты вновь показали миру, что русские медленно запрягают, да быстро ездят. Пусть не они придумали рок, зато, впрягшись в «роковую» телегу, без особых промедлений стали чуть не вровень с лучшими исполнителями мира. Понятно, что с «западниками» трудно было тягаться в мировой славе, на которую работала мощнейшая, не имеющая себе равных рекламная индустрия. Но в лучших своих образцах российские рокеры смотрелись совсем неплохо как по уровню мастерства, так и таланта.
Новая работа писателя Владимира Марочкина будет интересна не только героям книги — ветеранам рока, но и новым поколениям российских музыкантов, в среде которых бытует превратное представление о том, что рок-н-ролл как порождение западного влияния в тоталитарную пору подвергался чудовищным гонениям, что на него было наложено чуть ли не табу и т.д. Между тем, советская рок-н-ролльная действительность сильно расходится с баснями, которые до сих пор в ходу в некоторых кругах. И в годы «непримиримого идеологического противостояния с Западом» русский рок-н-ролл весьма вольготно чувствовал себя на советских просторах. Он звучал по всей стране: в компаниях, на молодёжных тусовках, во дворах и на танцевальных площадках, по радио и в студиях фирмы «Мелодия», на всевозможных конкурсах и «сейшенах», которые с комсомольским огоньком и задором устраивал ВЛКСМ. И нынешние долларовые миллионеры из рокеров, вроде А. Макаревича, хорошо помнят о том, как их продвигали к известности коллеги по цеху, вроде Дмитрия Линника, выпускавшего «Машину времени» в эфир «Иновещания» в далёкие 70-е.
Широкой известностью пользовались песни в исполнении группы «Яблоко». «В горнице», «Деревня», «Маменька», замечает автор, ещё в прежние времена могли бы стать символом Советского Союза за рубежом, если бы их поддержала советская официальная музыкальная критика. И это не пустые домыслы. В начале 90-х гг. супруги Марина Капуро и гитарист Юрий Берендюков совершили «поистине беспрецедентное концертное турне по США, отыграв 56 сольных концертов в 26 штатах и вызвав восторг американской публики».
«Собственно, что мы называем русским роком? – вопрошал автор книги. – Это когда наши музыканты запели свои собственные сочинения и запели по-русски. До некоторых пор считалось, что рок можно петь только по-английски. Дескать, английские слова в среднем на треть короче русских, а потому только их можно уложить в рубленые ритмы рока. Оказалось, что русские фразы, хотя и более длинные, прекрасно укладываются в синкопированные рок-н-ролльные мелодии».
«И вот что интересно, говорится в книге: стоило музыкантам начать писать самим, как дала знать о себе память крови, и национальные мелодические ходы проникли в новую музыку и вовсе двинулись по дороге экспериментов с фольклорным звучанием. Александр Лерман, Александр Градский, «Оловянные солдатики» и трио Линник уже в 60-е годы, интуитивно чувствуя верную дорогу, попытались соединить рок с традиционным русским народным мелосом и классической русской поэзией».
Владимир Марочкин, доброжелательный, талантливый и увлечённый человек, обладает главным для интервьюера даром – умением разговорить любого, самого замкнутого собеседника. Итогом пространных бесед в течение многих лет стала история рок-музыки, страны и людей, которые её делали.
«Я говорю всем молодым, кто готов слушать, — сообщил собравшимся Омар Фирюзов, спонсор проекта и сам в прошлом рок-музыкант, — все разговоры о том, как несвободны мы были в СССР, как нам запрещали петь рок, как не разрешали петь по-английски, как не давали концертных площадок и так далее — всё это неправда. Всё это, пусть и не сразу, но было можно. И главное — мы творили историю».
В аудитории «Библио-Глобуса», магазина, не закрывающегося допоздна, было много хорошо известных в прошлом музыкантов, имена которых гремели на огромных пространствах советского музыкального мира. Здесь были Андрей Горин из «Оловянных солдатиков», Игорь Летов из группы «Легион», Юрий Берендюков и Марина Капуро из «Яблока», Игорь Журавлёв из группы «Альянс», Виктор Линник из «Трио Линник» и другие.
 
Василий МИХАЙЛОВСКИЙ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes