последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Кречинские среди нас? Комедия А.В. Сухово-Кобылина в московском театре «Эрмитаж»

«Свадьба Кречинского» была замечательно скроена и сшита автором. А ведь это было первое его произведение, написанное, правда, уже во взрослом возрасте».
Н.С. Лесков.

Как-то так у нас сложилось: лишь стоит появиться какому-нибудь спектаклю по редко исполняемому или даже полузабытому произведению, тотчас премьеры этой пьесы, как грибы после дождя, начинают появляться и в других театрах. Особенно этот «грибной» феномен присущ «старой классике». Такой, например, как знаменитая комедия Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», которая впервые увидела свет рампы в 1855 году. В момент появления эта пьеса, подобно «Горю от ума», была вся разобрана на цитаты.
На памяти старшего поколения — замечательная постановка Малого театра с Владимиром Кенигсоном (Кречинский) и Игорем Ильинским (Расплюев). Поколение помоложе штурмовало филиал Малого театра, где шел прекрасный мюзикл Александра Колкера, в талантливой постановке и при блестящей игре Виталия Соломина… Обращаясь к недавнему времени, хочется отметить очаровательный спектакль Алексея Левинского в московском Театре имени М.Н. Ермоловой с ярким Дмитрием Павленко в главной роли. А совсем недавно появилась постановка «Кречинского» вместе со второй частью трилогии «Картины прошедшего» (так назвал их сам автор) — «Делом»…

Пожалуй, хватит воспоминаний. Обратимся к новой премьере, которая заслуженно хорошо принята зрителями (да и критиками тоже) — к премьере в театре «Эрмитаж» в постановке маститого Михаила Левитина. Первое, что мне хотелось бы особо отметить, — это создание точного «климата» яркого и стремительного действия. В этом «повинен» замечательный композитор Владимир Дашкевич: он умеет в короткой музыкальной «картинке» четко выявить главное — основной акцент решен в сложнейшем жанре гротеска — увлечь нас в стихию шедевра Сухово-Кобылина. Нельзя не отдать должное и ещё двум творцам успеха спектакля — художнику Марии Кривцовой и художнику по свету Евгению Гинзбургу. А удачная фонограмма всем обязана дирижеру Сергею Скрипке с его отличным оркестром кинематографии. Что касается постановщика, то он, прибегая к умным метафорам, смел и оригинален в своих сценических решениях.
Все, кто решил ставить «Кречинского», заранее понимают, какую труднейшую работу надо проделать, чтобы «попасть в десятку» с исполнителями. Тот же Левитин всегда весьма заинтересованно ищет и находит актеров. Так и на сей раз. В непростой ансамбль исполнителей достойно вошли Константин Тумилович (Расплюев), Алексей Шулин (Федор, камердинер Кречинского), Денис Назаренко (Тишка, швейцар в доме Муромских), Алла Черных (симпатичная наивная простушка Лидочка), Станислав Сухарев (правдолюб Нелькин), Дарья Белоусова (Лидочкина тетка – дама «мудрая» до невозможности, любящая и умеющая поговорить о деньгах и перспективах, и стремящаяся давать советы не только своей племяннице, но и всем, даже порой включая и самого Кречинского).
А сам Михаил Васильевич Кречинский — тут, позволю себе сказать, — просто удивительный актерский фейерверк! От него невозможно оторвать взгляд буквально с первого его появления на сцене в ситуации, подробно подготовленной и теткой Атуевой, и папашей Муромским (человеком добрым и наивным, как ребенок, простодушным словоохотливым и очень симпатичным), его играет Сергей Олексяк.
Так вот о Кречинском. Артист Российского академического молодежного театра Евгений Редько уже не впервые сотрудничает по приглашению в «Эрмитаже». Сравнительно недавно у него была блестящая работа в «двойной роли» в пьесе своего тезки Шварца «Тень». А в новом спектакле — ещё один прекрасный поворот прекрасного (простите за тавтологию!) актера в немыслимо трудной роли. Хитрый, изворотливый плут и мошенник, отчаянный и виртуозный игрок, он вроде бы «распахнут» перед нами. Он умен, образован, отличный психолог, стратег, убедительно для окружающих расставляет фигуры в своей игре. Что наша жизнь? Игра… И это — кредо героя.
В Кречинском Евгений Редько демонстрирует огромную силу обаяния, внутренний огонь, которым он стремится заразить всех, кто на сцене и кто «играет его игру». Он заразительно подвижен, у него (это уже для зрителей) — редчайшая пластика. Это особенно проявляется, когда в минуты крайне напряженного действия он ведёт хороводом всех участников спектакля — что происходит неоднократно, но всегда поражает! Сам хоровод становится изящной метафорой — Кречинский играет всеми, как куклами-марионетками, и все ему поддаются. На сцену он выходит стремительно, и тотчас преображает её. Его нарочито короткие реплики точно характеризуют его натуру и способ общения с другими персонажами. Когда необходимо, он мгновенно преображается, но не теряет своего лукавого обаяния.
Не стану отмечать, какие сцены лучшие. Удачны — все! А сам ансамбль, особенно бедняга и мелкий шулер Расплюев, и чем-то напоминающий Осипа из «Ревизора» камердинер Кречинского Федор — примеры точной, яркой работы.
Конечно, можно было бы придраться к тому, что порой за темпом, который, задает Редько на сцене, его коллеги не могут угнаться… Но что делать: взрывной спектакль, взрывная режиссура — таков Редько.
Стоит ещё задуматься вот о чём: ушёл ли Кречинский в прошлое? Спасла его от ареста и разоблачения та самая простушка Лидочка, за приданое которой и велась игра? Да нет, не ушёл! Кречинские — до сих пор среди нас. Да и расплюевых хватает. Поэтому, может быть, по-своему правы те, кто переносит действие комедии в наше время, как в постановке Московского Губернского театра. Хотя я привержена классическому оригиналу. Весьма живучи эти кречинские, хотя и носят сегодня другие имена. Увы! А спектакль хороший.
 
Наталья ЛАГИНА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes