последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Опера, которая вернулась

«Сервилия» Н.А. Римского-Корсакова в Камерном театре им. Б.А. Покровского
Многие любители классической оперы слушают передачи радиостанции «Орфей». А там есть интереснейшая рубрика – «Музыка, которая вернулась», подсказавшая мне название заметок о знаменательной премьере Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Замечу сразу, что эта премьера поставлена к юбилею музыкального руководителя театра, народного артиста СССР Геннадия Рождественского (он — дирижер-постановщик этого спектакля). Опера эта, по сути, вообще у нас не ставилась. Но вот теперь вернулись к её постановке, и это — настоящая радость для почитателей Римского-Корсакова.
Вы входите в зал театра и… попадаете в настоящий римский форум (художник-постановщик Виктор Герасименко). Форумом стал весь зал: и амфитеатр, в котором сидят зрители; и сцена; и балконы; и «задники»; и выносная на просцениум игровая площадка.

Когда же за пультом оркестра возникает яркий, эмоциональный дирижер (воспитанник Г. Рождественского – Дмитрий Крюков), когда на сцену выходит первый персонаж в римской тоге, зрители уже совершенно «в материале», и действие начинается. Справедливости ради надо напомнить литературно-драматическую основу «Сервилии» (драму написал известный драматург Лев Мей, который знаком нам по «Псковитянке», «Царской невесте» и «Иоланте»). Но в случае с «Сервилией» Римскому-Корсакову, увлеченному темой, пришлось по сути переписать сочинение Л. Мея и самому сделать либретто. Драма написана в 1861 году, а опера — в 1891-м.
…Мы входим в очень дальние времена – с 34-го по 69-й год нашей эры. Правитель – кесарь Нерон. Тот самый, о ком написал свою оперу Антон Рубинштейн. Но главным для Римского-Корсакова была борьба язычников с теми, кто ратовал за обращение в христианство, — борьба острая, кровопролитная. И среди тех, кто особенно мечтал о победе христиан, была 19-летняя дочь сенатора Сорана Барсы (Алексей Смирнов) – Сервилия (Татьяна Конинская).
 Сервилию страстно любят двое – народный трибун Валерий Арулен Рустик (Захар Ковалев) и Эгнатий (Роман Бобров), вольноотпущенник сенатора Сорана. Из двух влюбленных соперников Сервилия отдала предпочтение Валерию.
Наверное, в этом спектакле самая страшная, зловещая фигура – это Эгнатий, лживый предатель Сорана и его друзей. Но в своей любви он красив, и музыка, подаренная ему композитором в лирическом дуэте, просто потрясает. Как, впрочем, потрясает и вся партитура. Вся эта «оттеночная» задумка была выполнена блистательно. Но автор не был бы автором, если бы в его музыке не возникали крохотные «темки» из «Царской невесты», «Снегурочки», «Псковитянки» — пронзительно и «по делу».
В музыку «Сервилии» невозможно не влюбиться, невзирая на то, что её речитативное начало совсем не просто. Но исполнители поют и живут в характерах органично и убедительно. Хороши все авторы спектакля — хормейстер Алексей Верещагин, хореограф Алексей Ищук, художник по свету Айвар Салихов, видеопроекция Даниила Герасименко, хормейстер детской группы Елена Озерова. Но и, разумеется, «первая скрипка» — смелая, умная, талантливая — режиссёр Ольга Иванова.
Действие захватывает. Ведь известно, что все действующие лица — исторически достоверны. Артистам можно по-хорошему позавидовать – каждому из них дана сильная драматургия, помноженная на выразительный и красивый вокальный материал. Производят впечатление массовые сцены, сцены вакханалии, танцев. Много разнообразных персонажей, движение на сцене темпераментное, но осмысленное — никакой суеты… Помимо уже названных нужно непременно отличить префекта преторианцев Софония Тигеллина (Эдем Ибрагимов), таинственного Старика (Герман Юкавский), волшебницу-отравительницу Локусту (Ирина Кокоринова), трогательную юную Неволею, невольницу Локусты (Ольга Бурмистрова) и, конечно, всю разноцветную и разноголосую массовку – сенаторы, трибуны, жрецы, преторианцы, стражники, музыканты, танцовщицы, рабы, народ… Да, чуть не забыла: ещё и дети обаятельно выступают в этой премьере.
Любовное трио, о котором говорилось выше, становится свое-
образным Монбланом, высшей точкой в красоте чувства и трагедии… Сервилия умирает, обратившись к христианству. Предсмертная сцена красавицы в финале спектакля прожита и спета Татьяной Конинской завораживающе, разрывая на части зрительские сердца. Но… эта сцена, красивая и волнующая, продолжается, на мой взгляд, слишком долго. Напрашиваются купюры, сокращения. По ходу объёмного действия тоже возникает желание некоторых купюр, но в сцене смерти Сервилии купюры «напрашиваются» активно… Хотя, конечно, надо верить автору оперы и авторам премьеры.
И ещё, если говорить о внешних эффектах, «мигалка», активно вклинивающаяся в трагическое происходящее (знаменитый пожар в Риме) нарушает, как мне кажется, единый строгий стиль спектакля. Она («мигалка») скорее из шоу или оперетты. Мне думается, над этим эксцессом стоит еще подумать. Придираюсь, наверное. Но пишу о том, что чувствую.
И немного о личном. Когда-то давно, учась на вокальном отделении музыкального училища, я пела арию Сервилии «Цветы мои». Уже тогда я полюбила этот шедевр Римского-Корсакова, который только сегодня узнала во всей его красе. Желаю такого же глубокого чувства и всем будущим зрителям.

Наталья ЛАГИНА.
Фото Светланы Яковлевой.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes