последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Жизнь в тексте

Юрию КУВАЛДИНУ — 70!


Замечательный русский писатель, публицист и литературный критик Юрий Александрович Кувалдин – москвич. Родился 19 ноября 1946 г. в самом центре — на улице 25-го октября (прежде и ныне Никольской), в доме №17, где располагался раньше знаменитый «Славянский базар». Школа, в которой учился, находилась в здании бывшей Славяно-греко-латинской академии, широко известной тем, что среди её учеников были Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир…
В своей жизни освоил много профессий: фрезеровщика, шофёра такси, ассистента телеоператора, научного сотрудника, корреспондента газет и журналов. А ещё, как выяснилось, мог стать профессиональным футболистом, поскольку небезуспешно играл в детско-юношеской спортивной  школе московского «Локомотива». Окончил филологический факультет МГПИ им. Ленина. Занимался в театральной студии при Московском экспериментальном театре, у истоков которого стояли Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович. В рядах ВВС прошёл срочную службу в армии.
Такая биография, конечно же, серьёзно помогла узнать жизнь с разных сторон и людей разных социальных слоёв, что для писателя бесценно.
В художественной литературе Юрия Кувалдина заметили сразу, поскольку такие известные и уважаемые в советские времена журналы, как «Литературная учёба», «Знамя», «Дружба народов», «Новый мир», «Юность», «Континент»… и многие газеты, охотно предоставили свои страницы для его произведений.


В 1988 г. он стал первым в СССР частным издателем – основателем и директором издательства «Книжный сад», где на сегодняшний день выпущено более 100 книг разных авторов, общий тираж которых превышает 15 миллионов экземпляров. Это книги Фазиля Искандера, Льва Аннинского, Семёна Липкина, Михаила Арцыбашева, Андрея Белого, Евгения Бачурина, Кирилла Ковальджи, Юрия Нагибина, Льва Разгона, А. и Б. Стругацких… Со многими из них Юрий Кувалдин дружил, а с теми, кто не ушёл в мир иной, дружит и сейчас.
Вместе с издательством основал, также и ставший широко известным журнал «Наша улица», где является главным редактором. В 2006 году в издательстве «Книжный сад» вышло его собрание сочинений в 10 томах. В том же году по каналу «Культура» показан телевизионный фильм В. Кеворкова «Юрий Кувалдин. Жизнь в тексте». Название очень точное, поскольку Юрий Кувалдин действительно живёт Литературой. Живёт Словом. Это ощущаешь стразу. Стоит открыть на любой странице любое его произведение: «Улицу Мандельштама», «Философию печали», «Избушку на ёлке», «День писателя», «Так говорил Заратустра», «Двойник» и все остальные, перечислять которые можно очень долго, и ты входишь в мир высокой прозы, которая при этом ещё и поэтична. Последнее объясняется тем, что Юрий Кувалдин — поэт от природы, но в своём творчестве взял крен на прозу. Хотя его стихи, обнародованные в разные годы в журналах «Литературная учёба», «Новый мир»…, могли бы украсить творчество ни одного профессионального поэта.
В отличие от многих собратьев по перу каким-то невероятным образом умеет он сочетать собственное «ни дня без строчки» с постоянным поиском литературно одарённых людей. Поэтому на страницах его журнала читаешь произведения Андрея Яхонтова, Эмиля Сокольского, Нины Красновой, Ваграма Кеворкова, Маргариты Прошиной, Валерия Петкова, Николая Толстикова, Евгения Кузьмина… Авторов, которые сейчас являются абсолютно «некоммерческими», поскольку основа их литературных трудов — духовная суть человека, нынче, к сожалению, всё меньше востребованная «массовым читателем», но содержащая те глубины, которые в любые времена волновали, волнуют и будут волновать людей мыслящих.
И ещё важно отметить, что Юрий Кувалдин — русский интеллигент в самом высоком значении этого слова, так как важнейшим в человеке для него является духовное начало. К сожалению, таких людей с каждым годом встречаешь всё реже, и оттого, когда встречаешь, ценишь особенно.
Интеллигентное начало этого писателя чувствуешь сразу.  О чём бы он ни писал своим раскованным, смелым и порой дерзким пером, основу его произведений определяет душа русского интеллигента и трепетное отношение к Слову. Оно для Юрия Кувалдина свято. И потому так органично в устах этого Мастера звучат его слова: «Мне кажется, что каждый пишущий должен ответить для начала на очень простой и понятный вопрос: чем для него является литература? Для меня здесь ответ прост: то, что не зафиксировано в слове, того не существовало.
Для меня сама жизнь, в которой бултыхаются миллионы, не имеет отношения к литературе.
Жизнь служит лишь поводом для литературы. Жизнь — конечна, литература — вечна, рецептуальна».
Эта же мысль отчётливо звучит и в его «ЭЛЕГИИ», отрывок из которой гласит: «А то, что остаётся от меня, — / Не больше и не меньше — просто я. / И не такой, каким хотел бы выйти, / И не такой, какого захотите / Увидеть в оправдание моё. / Есть то, что есть, – ни больше и ни меньше. / Мечтания ли были, забытьё, / Иль слог косноязычием увенчан — / Ни больше и ни меньше – всё моё. / Я подпишусь обеими руками / Под начерно бегущими строками. / Есть только то, что сказано. О прочем / Излишне говорить. Уполномочен / При жизни объяснить неясность строк, / Как ученик, пока идёт урок. / Пока живу и длится восхожденье / В не пройденное мной стихотворенье…»
И эту же мысль Мастер проводит в других размышлениях о Литературе и Искусстве в целом:
«Рецептуализм – искусство третьего тысячелетия – имеет целью возродить идею Большого стиля в ситуации углубляющихся коммуникабельности, взаимосвязанности и единения человечества. Я, Юрий Кувалдин, сам себя всегда ощущал приверженцем большого стиля, поскольку узкие рамки прочих течений меня сковывали…»
«В каждой новой вещи я стремился к постоянному восхождению по ступеням мастерства. То есть очень серьёзно работал над формой. Я всегда помнил, что фраза должна становиться всё более напевной и простой, несмотря на то что одновременно должна постоянно удлиняться. Вообще, в стиле писателя есть оптический обман для читателя. Простота достигается через сложность…»
«Нам, приученным к искусству-отражению, пора переучиваться: искусство – не отражение, а создание своего, доселе не бывшего мира, углубление, достигнутое отстранением, уходом, изоляцией, сосредоточением, отказом, экзистированием. Не от мира к сознанию – от сознания к недрам мира. Не изображение вещей – живописание идей…»
«…Быть писателем научить нельзя. Писателем может быть только одиночка, вышагнувший из социума…»
«По собственному писательскому опыту знаю, что святое искусство находится в абсолютной зависимости от божественной мудрости. В знаках проявляется нечто, бесконечно превосходящее всё наше человеческое искусство, сама божественная Истина – сокровище света, купленное нам кровью Христа…»
«Художественная проза являет образцы более сложно организованных, чем поэзия, ритмов, рифм, являясь по сути синтетическими моделирующими системами, магическими техниками, влияние которых нельзя оценивать однозначно. Мы видим текст, трансформируем его через образ, перед нашим взором предстаёт картинка, как на экране телевизора, текст пропадает, появляется пейзаж, дерево, река, человек…»
«Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, то нужно говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием я понимаю способность читателя сопереживать моим героям и мне, автору произведения, видеть динамику эмоций, любоваться изобразительными средствами языка, чувствовать красоту, которая спасает мир…»
«Мои дела связаны исключительно с метафизикой, то есть я занят спасением души, проще – переложением её в знаки и сдачей в типографию, чтобы встать на полку вместе с Достоевским и Чеховым. Как это происходит производственно-экономически, я уже сам не понимаю. Мой журнал, как и я сам, а журнал и я – одно лицо, посвящён исключительно прозе как высшей форме литературы…»
«Полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. А изображение должно превалировать в художественной прозе. Я рисую портреты персонажей, сам перевоплощаюсь в них…» Этим высоким, святым для него принципам и следует в своём служении Её Величеству Литературе крупный русский писатель Юрий Кувалдин.
И я хочу пожелать моему товарищу – члену Союза писателей и Союза журналистов Москвы – жить долго и в постоянном восхождении. Впрочем, иначе он и не умеет.
С юбилеем Вас, дорогой Юрий Александрович!
Новых Вам озарений, в результате которых и рождаются Ваши глубинные мысли, идущие в строки!


Григорий БЛЕХМАН.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes