последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

«Когда приходит совесть...». «Старший сын» А. Вампилова в московском театре «Сфера»

Есть темы вечные. Сколько ни говори о них, ни конца, ни края не видать: тема эта по-настоящему неисчерпаема. Так и в драматургии. Разумеется, в утверждении этой аксиомы я не стремлюсь открыть что-то новое. Так вот, обратимся к тому вечному, которое предлагает нам лучшая драматургия, и самое непосредственное отношение к ней имеет творчество Александра Вампилова.
Лучшую пьесу этого талантливого автора назвать трудно, да и зачем? По всей России театры с постоянными аншлагами ставят Вампилова, и он всегда звучит по-новому, не старея во времени. Взять хотя бы его «Старшего сына». Когда-то появился замечательный фильм с Евгением Леоновым в главной роли, который без конца показывают по телевидению. Геннадий Гладков написал отличную оперу «Старший сын». В театре-студии Олега Табакова недавно была показана удачная постановка с Юрием Чурсиным в роли Володи. Новое прочтение этого шедевра Вампилова — всегда праздник, и, что хочется отметить, такой спектакль, как правило, всегда «обречен на успех».
И на этот раз касательно премьеры в Московском театре «Сфера», который недавно возглавил одаренный Александр Коршунов. Он же и поставил спектакль, который бесконечно волнует зрителей и вновь обращает их к теме прозрения совести... Семья неудачливого музыканта Сарафанова знакома всем нам уже давно, но даже знакомый сюжет можно переживать по-новому, тем более что атмосфера действия ёмко подчеркнута самой сценической конструкцией театра. Она делает происходящее более интимным на крупном плане — глаза в глаза. Особый же колорит происходящему придает музыка. Через весь спектакль «проходит» знаменитый Венгерский танец Брамса. Он несёт в себе не только энтузиазм, солнечность и надежду, но, пожалуй, и некоторую тревогу. Таким образом, создается музыкальная партитура, включающая в себя и народные мелодии, и романсы А. Суханова на стихи И. Бунина и М. Волошина. Слышатся даже отзвуки звучащих вроде бы в прошлом мелодий советских композиторов. Но обобщение — за Брамсом, и Венгерский танец звучит «по делу», удивительно гармонично...
На круглой сцене «Сферы» стоит длинный низкий стол — основной сценографический атрибут спектакля (сценография и костюмы Ольги Коршуновой). Имеются ещё и «говорящие» двери — они приобретают весомый метафорический смысл. Нам поначалу неизвестно, через какие двери проникли на территорию дома Сарафанова непрошеные гости. А чуть позже двери начинают «работать»: оба заигравшихся молодых героя, Володя и Сенька Сильва, классические типажи легкомысленных озорников, неожиданно ломают привычные устои дома Сарафановых.


Оба парня врываются в квартиру резковатой и тоскующей в одиночестве секретарши суда Наташи Макарской (будоражат её сердце, особенно Сильва). В глубине сцены — двери, через которые входит в дом сам хозяин. Там же включается в действие трогательный, наивный и влюбленный в Наташу первой почти детской любовью Васенька... У каждого, с кем нас знакомят, — своя судьба, свои мечты, свои личные всплески совести... И в такой «домашней обстановке» распахивается действие, в котором совесть каждого или ломается, или начинает обретать новое качество и глубину.
Надо сразу отметить — актерский ансамбль яркий: Володя Бусыгин (Анатолий Смиранин), Сильва (Ренат Кадыров), Васенька (студент-щепкинец Даниил Толстых), Наташа (Александра Чичкова), Нина (Евгения Казарина), наконец сам Сарафанов (Вадим Борисов)... Драматургия Вампилова самым добрым образом объединила исполнителей, которые естественно, органично, зримо живут в режиссуре Александра Коршунова. Как всегда, у этого постановщика всё определяет настоящий, острый психологизм. Взаимоотношения персонажей продуманы до мелочей. Ни капли наигрыша (даже у Сильвы, которого часто «переигрывают»). А вот зрительские переживания возникают тотчас, умно схватив интонацию очень своеобразной комедийной линии Вампилова.
Да, что-то вызывает откровенную улыбку — так надо. Иное — тоже откровенное огорчение, нужно и это. Порой — печаль... Много разнообразных настроений дарит нам спектакль. И, наверное, самую большую симпатию, самое тревожное чувство будит отец непростого семейства — Сарафанов. Он удивительно нежный, доверчивый, наивный, искренне озабоченный не только своими детьми, но и теми, кто рядом – и Наташей, и Володей, и даже растрепанным в своих чувствах и привязанностях, самоуверенным, нагловатым и баламутным Сильвой.
Но то, что связывает его со «старшим сыном», — пронзительно, поразительно до слез. Вадим Борисов создал характер ёмкий, глубокий, я бы сказала, трепетный; в него нельзя не влюбиться, честное слово! И каждая фраза, которую он обращает к Володе с нескрываемой надеждой и любовью, — не просто взаимопонимание, но и собственное поведение на будущее, обретение советчика, друга, которому можно и должно доверить всё. И Володя на наших глазах обретает абсолютно «новую» совесть, отказавшись от бахвальства, легкомысленности, нерешительности… И мы понимаем, как поменяла парня экстраординарная ситуация и предчувствие любви и к Сарафанову, и к его дочери Нине. В Володе рождается неведомая ему прежде ответственность за свои слова, поступки, отношения с людьми. Анатолий Смиранин, которого мы хорошо знаем по его театральным работам, в «Старшем сыне» показал себя зрелым мастером, поэтому хочется от всего сердца его поздравить.
Поворот характеров волею обретенной совести отличает всех персонажей спектакля. «Бессовестным» остается (да и останется ли?) только один — эдакий «перпендикулярный» солдафон Кудимов, жених Нины (Алексей Суренский), но сыгран этот персонаж весьма выразительно, что требуют и драматургия, и режиссура.
И опять не могу не вернуться к музыкальному решению спектакля (Павел Герасимов). Трудно представить всё это действо без музыкальной фонограммы, открывающей и завершающей пьесу на сцене. Лично я (как и многие зрители) хорошо и давно знаю Венгерский танец Брамса, но сейчас он отложился в памяти совсем по-иному, осветив переживания, надежды, мечты, душевное состояние всех, с кем познакомила нас премьера театра «Сфера».


Наталья ЛАГИНА.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes