последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

ИЗДАТЕЛЬ САПРОНОВ: ЛИТЕРАТУРА ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

Валентин Распутин30 ноября в Москве, в Ассоциации книгоиздателей (АСКИ), состоялась презентация двух небольших, но весьма заметных региональных издательств, уже завоевавших заслуженный авторитет среди профессионалов — иркутского «Издатель Сапронов» и владивостокского «Рубеж», где главным редактором Александр Колесов.

Геннадий Сапронов представил собравшимся своих авторов: Валентина Распутина, Савву Ямщикова и Валентина Курбатова. На встрече также присутствовали писатели Лев Анисов, Алексей Варламов, только что получивший вторую премию «Большой книги», журналисты С.Луконин, В.Линник, В. Яковлев, режиссёр-кинодокументалист А. Заболоцкий и другие.

 

Геннадий Сапронов, по его соб-ственным словам, издаёт только тех авторов, которые ему нравятся. Что ж, если судить по писателям, чьи книги он выпустил в последние годы, вкус у него отменный: это, без преувеличения, первый ряд русской словесности. Издан почти весь Виктор Астафьев, причём «Царь-Рыба» в сапроновском исполнении представляет собой подлинный шедевр полиграфического искусства. К 70-летию Валентина Распутина в этом году вышло прекрасное четырёхтомное собрание сочинений великого русского писателя. Великолепные публицистические работы Распутина собраны в книге «В поисках берега», где писатель размышляет о больных проблемах нашего общества, об истоках нашей духовности, которую мы обязаны сохранить и в нынешние трудные времена.

Своего рода комментарием к этому сборнику может послужить недавнее выступление самого Валентина Распутина на одной из его многочисленных встреч с читателями в рамках иркутского фестиваля дней русской литературы и искусства «Сияние России».

Вот что сказал тогда Валентин Распутин:

— Читатель может в чём-то согласиться с моей книгой, в чём-то нет — ведь жизнь продолжается.

Публицистика пошла сегодня сразу у нескольких авторов. И, видимо, не случайно. Я посмотрел недавно дореволюционные журналы за 1910—1915 годы. Тогда тоже было время публицистики. Проза несколько отошла в то время на второй план. Она выходила, но не было замечательной, яркой прозы. Публицистика пошла потому, что в России было много непонятного, страна была на грани — устоит она или нет. И посмотрите, какие были имена!  Михаил Осипович Меньшиков. И он только одна из самых крупных, наиболее талантливых фигур. А рядом были ещё Тихомиров, Леонтьев, Киреев, Розов, Астафьев... На самом деле их было много больше, все они в это время работали и всё-таки не остановили того, что случилось потом. А уж так здорово писали, такую правду говорили!

Меньшиков и теперь полузапрещённый, хотя вышли две его книжки. Не больно-то ратуют за него, добрые рецензии писать о нём не станут. А совсем неплохо бы прочитать Меньшикова в наше время! Куда ни кинь, куда ни посмотри, наши дни напоминают время, о котором он писал. Всё в нашей истории идёт странными кругами. Пройдём первый круг, выйдем на прямую, на косую какую-то — и опять вернёмся на этот круг, показывая, что ничему мы не научились. Так оно и есть, особенно если посмотреть этих публицистов…

Я взял некоторые меньшиковские названия: «Свиньи и бесы», «Почти иностранное государство», «Остановите бесовство», «Чьё государство Россия?», «Мученики за Россию», «Публицистика как искусство». Вообще, публицистика — это ведь самое первое искусство, самое первое слово. Мы ещё не дошли до тех высот, когда можно говорить с помощью публицистики. А ведь в древности говорили, просто пели публицистику. Далее: «Коленопреклонённая Россия», «Народоубийство», «Смысл свободы», «Кого выбирать в парламент?», «Могильщикам России» … Я даже не стал дальше выписывать. Всё это относится к нам, всё это можно подписывать.

— Сейчас, когда проза так или иначе находится в тяжёлом положении, публицистика должна занять её — не место, место прозы занять нельзя, — но то, что не может сказать проза, может сказать публицистика.

Я думаю, что и сказала уже.

В конце 80-х – начале 90-х гг., в начале нынешнего века у нас всё-таки была серьёзная публицистика. Обращать на неё внимание или нет — это дело властей. Но она всё-таки сыграла свою роль. Ведь те перемены, которые произошли, произошли не по доброй воле руководства. А потому что говорили. И результатом стало то, что люди стали выходить на дороги, и выходить не просто так, а с угрозами. А этого всегда боятся. Мы ещё не довели до той точки, когда народа боятся — может, и не придётся доводить.

А герой публицистики — это народ.

Вот вышла наша книга с Виктором Стефановичем Кожемяко — книга вопросов и ответов. Скорбная такая книга, скромная. Было два издания, но мало кто её видел. Печаталась она в «Правде», потом в «Советской России». Её читали. Причём, и в тех кабинетах, где читают. Когда книга стала расходиться, удивлялись: как она вышла? Как можно разговаривать сейчас на этом языке? Результат никто подсчитать не может, но результат, думаю, был.

И вот сейчас вышло третье, серьёзно дополненное издание. Книга, надеюсь, разойдётся, потому что она нужна. Я редко хвалю свои книги, эта легче всего досталась, а отклик имеет немалый.

Что касается моей публицистики… Она составлена из двух книжек: одна ещё из 80-х гг., вторая – 90-х гг. И теперь вот эта, третья.

Я отношусь к своим работам, к бумагам своим не очень почтительно. У меня нет никакого порядка: куда-то сложил, потом показалось, что это не нужно, взял да и выбросил. Сознательно выбросил начатую повесть. Выбросил и пьесу, которая сейчас бы мне не помешала. Может, дописал бы её, доработал.

У нас в Иркутске есть такой человек Константин Житов, который тщательно сохраняет мои бумажки. И всё пригождается. Когда потребовался материал для этой книги, я не мог собрать даже половины, хотя искал повсюду. Начало какой-нибудь статьи у меня есть, а продолжение я дописывал другое. Пришлось обращаться в библиотеку и к Косте. И почти всё нашёл, всё у него есть.

В сборнике «В поисках берега» четыре раздела. «Пожар» я не стал включать в 4-томник, потому что это всё-таки публицистическая работа, а здесь она пригодилась, оказалась на месте.

Мы всё-таки умнеем. В 80-е гг. интересным и важным казалось 1000-летие православия на Руси, всё связанное с Куликовской битвой. Я бывал на Куликовом поле, которое на меня произвело большое впечатление, я дважды писал об этом. Это и сегодня важно. За прошедшие годы люди всё-таки прочитали свою историю. Статьи о поле Куликовом я сначала включил в одну книгу, передал в издательство, где её набрали. Потом посмотрел – в ней не хватало доброго спокойствия…

Я писал о том, что происходит с Россией, с бывшим СССР, что происходило на патриотических собраниях, выступал на писательских съездах, конгрессах Всемирного Русского Собора. Эти выступления оказались, кстати, интереснее всего. Здесь сказано главное, ничего не рассусолено.

В юбилейную книгу вошёл раздел «Великие родные»: к 200-летию А. Пушкина, к 100-летию Л. Леонова, к 175-летию Л. Толстого, воспоминания о Г. Свиридове, о В. Шукшине. О Шукшине я взял первую статью, которая написана ещё в начале 80-х гг. Я тогда никуда не выходил из дома и спокойно писал о Шукшине. Я перечитал его теперь и понял, насколько я тогда был пленён Шукшиным, насколько искренне это написано.

О Вампилове тоже было три статьи, и я взял последнюю, лучшую. Мне казалось, что я не понимал его героев, а тут как будто получилось. Эта статья – «Места вечного хранения» — мне показалась лучше всего.

Во многих статьях я отзывался о работе писателей. Я их пролистал, они показались мне менее интересными, чем тогда.

В последней статье «Полная чаша, златое лихо» говорится о русском языке, о сокровищах Художественного музея. Далее старые вещи: «Шерше ля фам», «Сумерки людей». Недавние вещи: очерк «На Афоне», «Сколько будет лет в ХХI веке?» и «Столько вопросов, на которые пока нет ответа». Мне кажется, сколько я мог сделать для этой книги, я, пожалуй сделал. Кое-что осталось за бортом, но это не суть важно. Я сделал всё, что мог сделать.

Но вернёмся на встречу в АСКИ. На ней были представлены читателям книги блестящего литературного критика Валентина Курбатова «Наше небесное отечество. Записки православного путешественника» и «Долги наши», в которой автор в очередной раз обращается к творчеству Валентина Распутина.

Геннадий Сапронов выпустил также книгу воспоминаний Саввы Ямщикова, выдающегося знатока русской древности, реставратора и трепетного сохранителя русской иконы. Его новая работа «Послушание истине. Записки реставратора» — первая часть его воспоминаний о людях, с которыми ему посчастливилось работать и дружить за свою долгую жизнь в искусстве.

«Думаю, что работа над ней затянется, — сказал С. Ямщиков, — поскольку я наговорил уже на 40 часов, а дошёл только до середины 60-х гг. Очень много интересного в этой книге, знаковые моменты, своего рода итог жизни.

Я не умею работать из-под палки, когда мне неинтересно. Но если интересно работать с кем-то в одной упряжке, я покоя никому не дам, могу позвонить ночью или весь день посвятить разбору того или иного материала.

Геннадий Сапронов, — подчеркнул С. Ямщиков, — издаёт прекрасных писателей и в немалом количестве. Но система пропаганды выстроена у нас сегодня таким образом, что орут, вопят на телевидении одни и те же лица: как их «зажимали» при советской власти, как не давали работать и говорить. Но сегодня создана куда более страшная система — умолчания. Я вот лет 5 безрезультатно пытаюсь докричаться в «Народном радио» о гениальной поэтессе Татьяне Глушковой»…

Напомним, что несколько месяцев назад вышла в свет ямщиковская книга «Созидающие», где автор, верный своим темам и пристрастиям, беседует с сорока деятелями отечественной культуры, составляющими её цвет. Мы надеемся увидеть продолжение этой интереснейшей работы.

Виктор Линник.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes