последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

«Я — законный сын России...»

115 лет Сергею ЕСЕНИНУ

  Поэзия Сергея Есенина — неотъемлемая часть русской культуры и русского национального самосознания. Его творчество пронизано любовью к России. Он принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Его поэзия — это «поэзия резонанса»: ведь сердце поэта бьётся в унисон с нашим, мы выражаем свои чувства его поэтическим языком, настраиваем своё мировосприятие по камертону его образов.

Родился Есенин на Рязанщи-не, в привольно раскинув-шемся среди широких полей на крутом берегу Оки селе Константинове. Совсем молодым поэт покинул рязанскую деревню, жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей, приезжая в родные места лишь время от времени, как только позволяли дела. Однако память детства («родился я с песнями в травном одеяле») питала его на протяжении всего творческого пути.
  Русская природа, народное творчество, великая русская литература — вот истинные источники его поэзии. В разлуке с родной землёй и родились проникновенные строки его лирики, завораживающие нас волшебством красок и интонационным рисунком.
  В творчестве Есенина воплощены именно народные представления о добре и красоте. В его стихах поэзия сопутствует человеку во всём — в нелёгком крестьянском труде и в весёлых деревенских празднествах. Да и сама русская природа — средоточие красоты, из которой Есенин черпал вдохновение. И трудно назвать другого поэта, чьё поэтическое восприятие так зримо, звучно и многоцветно, так непосредственно и глубоко связано с миром родной природы, где всё гармонично и согласованно:
  Я по первому снегу бреду,
  В сердце ландыши вспыхнувших сил.
  Вечер синею свечкой звезду
  Над дорогой моей засветил.
  Такая яркая образность может быть рождена только глубоким и истинным чувством. Есенин искал и находил неожиданные образы, его удивительные сравнения и метафоры приходили, как правило, из обыденной крестьянской жизни: «вечер морозный, как волк, темно-бур», «по равнине льётся березовое молоко», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари» и т. д.
  Образ никогда не был для него самоцелью. Размышляя о поэтах, которые грешили формотворчеством, он точно обозначил источник их заблуждений: «У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно всё».
  Есенин был наделён, как отмечали едва ли не все писавшие о нём, исключительной, феноменальной впечатлительностью. Порой его поэтические откровения, точность видения представляются чудом. Не случайно М. Горький в своём очерке о Есенине подчеркнул: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
  Да, природный дар поэта огромен. Но за каждым его поэтическим озарением стояла серьёзная литературная работа. Есенин пришел в город не наивным «природным человеком». Он хорошо знал русскую классическую литературу, интерес к которой проявился еще в период учебы в Спас-Клепиковской учительской школе. И позже в Москве на занятиях в народном университете им. А.Л. Шанявского он продолжил её углубленное изучение. Свою поэтическую родословную Есенин вёл от А.В. Кольцова. Особенно поэт любил творчество Н.В. Гоголя. И так же, как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Есенин не просто органически чувствовал и помнил услышанные в детстве сказки, песни, частушки, но и вдумчиво изучал устное народное творчество. Поэт учился у народа, в фольклоре видел «узловые завязи» образного выражения мира.
  Уже в первых юношеских стихах, появившихся в печати в январе 1914 года, Есенин — незаурядный поэт: так богато и свежо его поэтическое чувство, так точно и выразительно образное видение! Но его вхождение в большую русскую литературу началось, пожалуй, 9 марта 1915 года, после знаменательной встречи с А.А. Блоком. Впоследствии Есенин обозначил круг своих интересов и творческих истоков следующим образом: «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили лиричности». Блок мгновенно почувствовал самобытный звонкий дар «молодого рязанского парня» и говорил с ним, как с собратом по перу. Словно предвидя трагическую судьбу молодого поэта, он сказал: «Думаю, что путь вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее». Поддержка Блока — быть может, самое необходимое для Есенина в тот момент, благодаря ей он обретает уверенность в собственных силах.
  Читатели петроградских журналов, в которых одно за другим стали появляться стихотворения Есенина, были буквально ошеломлены их искренностью. До революции вышла всего одна книга поэта — «Радуница» (1916), но известность его была огромной. Отдавая себя целиком на читательский суд, делясь сокровенными чувствами, он с полным основанием мог написать впоследствии: «Что касается остальных биографических сведений, — они в моих стихах».
  Мечтая о лучшей судьбе для своей страны, о «крестьянском рае», Есенин с особой надеждой встречает сначала Февральскую революцию, а потом и Октябрьскую. В автобиографии он писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». И даже едва не пострадал за участие в эсеровских изданиях. Есенин стал наиболее ярким представителем и одним из теоретиков имажинизма — литературного течения, отстаивавшего, в противовес футуризму, образность и «органическую фигуральность» языка, опиравшиеся на национальную стихию и фольклор. Он был певцом «Руси уходящей» и «Руси Советской», верил в будущее обновленной России. Однако далеко не всем его мечтам суждено было сбыться. Действительность была куда более жестокой, чем думалось ранее. И поиск места в новой действительности оказался для него очень сложным. То новое, что с такой художественной силой воплотилось в творчестве поэта, с трудом утверждалось в его собственной судьбе:
  Я человек не новый!
  Что скрывать?
  Остался в прошлом я одной ногою,
  Стремясь догнать стальную рать,
  Скольжу и падаю другою.
  Сложно складывалась и личная жизнь. Всегда окруженный поклонниками и друзьями, Есенин, в сущности, одинок: «Ни в чьих глазах не нахожу приют», в то время как он нуждается порой просто в «дружьей улыбке». Цикл «Москва кабацкая» полон горечи, разочарования и боли от утраты былой душевной цельности.
  Мне осталась одна забава:
  Пальцы в рот и веселый свист.
  Прокатилась дурная слава,
  Что похабник я и скандалист.
  Ах! какая смешная потеря!
  Много в жизни смешных потерь.
  Стыдно мне, что я в Бога верил.
  Горько мне, что не верю теперь.
  В поисках избавления от «мрачных сил, терзающих и губящих», поэт обращается к родной природе, к дорогим ему людям — матери, сестре, любимым женщинам, друзьям. В есенинских посланиях открываются новые возможности эпистолярного стихотворного жанра, традиционного в русской литературе. Эта поэтическая форма доверительного обращения наполняется особой лирической исповедальностью и патриотическим звучанием:
  Я вернусь, когда раскинет ветви
  По-весеннему наш белый сад.
  Только ты меня уж на рассвете
  Не буди, как восемь лет назад.
  Не буди того, что отмечталось,
  Не волнуй того, что не сбылось, —
  Слишком раннюю утрату
  и усталость
  Испытать мне в жизни привелось.
  Последние два года жизни, быть может, наиболее значительны по тому, что было им создано. Именно в это время его творчество обретает пушкинскую простоту, ясность и лаконизм. В автобиографии 1925 года Есенин признал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину». Напряженная работа над поэмами «Пугачёв» и «Чёрный человек», которые перекликаются с пушкинскими «Моцартом и Сальери» и «Историей Пугачева», — яркое тому подтверждение.
  Многогранно творчество Сергея Есенина в его развитии: от первых лирических строк, навеянных красотой малой Родины, от ранних романтических поэм, самобытной повести «Яр» и яркой публицистики последних лет до «Анны Снегиной» и «Страны Негодяев» и последних стихов, написанных в прямом смысле кровью:
  В этой жизни умирать не ново,
  Но и жить, конечно, не новей...
  Сегодня поэзию Есенина знают и любят все, кому дорога Идея России. Он занял своё, особое место в плеяде русских поэтов, которые, времени вопреки, остаются нашими современниками, чьи стихи волнуют души и сердца. И это — навсегда.

Игорь ЯНИН, сопредседатель СП России, д.и.н.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes