последние комментарии

trustlink1

vulkanstavka оказался сайтом номер один, благодаря возможности делать ставки на спорт
casino-obzor.org

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

26 мая в Москве в Российской государственной библиотеке открылся юбилейный Всеславянский съезд, собравший свыше 200 делегатов из всех стран славянского мира. Встреча с единомышленниками-славянами задумывалась как ответ на потребность многих обсудить в нынешнее непростое время такие жгучие проблемы, как наступление глобализации, влияние мультикультурализма, нынешний раскол славянского мира и пути преодоления этого раскола, сохранение национальных культур и традиций, чистоты национальных славянских языков, уважение к национальной истории, соблюдение этических принципов в славянской журналистике и воспитание подрастающего поколения в духе ценностей славянского мира.
Нынешний съезд приурочен к 150-й годовщине московского Всеславянского съезда 1867 года – знаменательного события, прогремевшего на всю просвещённую Европу и впервые собравшего в русской столице цвет славянского мира. В мае — июне 1867-го на Славянский съезд съехались 81 представитель от зарубежных славянских организаций.

6 июня Пушкину исполняется 208 лет; всего два столетия назад он был кучерявым, голубоглазым мальчиком, приезжавшим на лето к бабушке в Захарово под Москвой, где сейчас у реки, возле его любимой скамейки ему именно в этом предотроческом возрасте воздвигнут памятник, а весь мир в день его рожденья отмечает праздник Русского языка, и день сей объявлен Пушкинским. По глобальности празднования он сравним с прохождением по планете Бессмертного полка.
Русский язык продолжает стремительно пополняться заимствованной лексикой, а между тем «Поэтические воззрения славян на природу», написанные выдающимся литературоведом, лингвистом, фольклористом Александром Николаевичем Афанасьевым в 1864—1869 гг., — это огромный ресурс забытых или полузабытых слов или же лексем из словарного обихода предков. Они гораздо более полноправно, чем англицизмы, могут пополнить и обогатить современный язык. Заглянем в краткий словарик хорошо забытых слов, которые могут стать либо новыми, либо расширить круг синонимов уже находящихся в обиходе слов. Но приведём этот словарик в качестве игрового теста: сначала пронумерованные слова, а ниже согласно номеру их значения – таким образом, у каждого будет время проверить себя, знает ли он их:

В год столетия великой русской смуты нельзя не вернуться к вопросу: как и кем эта смута готовилась? Кто дал команду её начинать? Вернуться хотя бы для того, чтобы в настоящем времени не пропустить и не допустить чего-либо подобного. Поэтому вернёмся.
Террорист Сергей Нечаев, внесший немалый вклад в раздувание смутных идей, в 1871 году пишет «Катехизис революционера». Писатель Фёдор Достоевский примерно в это же время издаёт роман «Бесы». Сопоставим эти тексты.
Нечаев: «Революционер — человек обречённый... Он в глубине своего существа не на словах только, а на деле разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира…».
Достоевский: «Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство...

Уважаемые коллеги!
Союз писателей России стремится к поиску новых путей для выражения своего мнения по тем или иным проблемам литературной и общественной жизни. В настоящее время мы активны и последовательны в работе на данном направлении.
В этой связи мы весьма заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве  с ведущими средствами массовой информации страны, которое в последний период, в силу ряда причин, не было активным. Мы уверены, что эту тенденцию настало время изменить.

Сразу напомнить надо, раскрыть аббревиатуру: РАМТ – это Российский академический молодежный театр. Театр удивительный, аншлаговый, один из лучших в столице. И художественный руководитель в нём тоже уникальный: Алексей Бородин – талантливый педагог и смелый экспериментатор в режиссуре и драматургии. Подчас поражает его умение увидеть именно то, что необходимо зрителю.
Он привёл на молодёжную сцену смелую и актуальную драматургию видного английского автора Майкла Фрейна.

Когда русские однажды пробудятся от капиталистической дремоты, в тамошней яви их с готовностью будет ожидать — Прилепин.
Наконец-то из славянского хаоса вышел некто, проживающий то, о чём пишет, некто, за кем стоит следовать и кого, конечно, стоит читать. Равенство каждого с каждым, которое проповедует демократия, явно не укоренено в жизни. Правило каждого по-настоящему православного человека (и) в том, чтобы восхищаться тем, кто лучше тебя, распознавая провидение в деле.
Опять же ночной кошмар западных моделей жизни: с одной стороны, семейный человек, муж и отец четырёх детей, а с другой — русский писатель, которого читают и ценят. Есть и третья сторона – военная. Евгений Николаевич Прилепин участвовал в Чеченской войне в качестве бойца российского спецназа.
Потеря в священной войне героя без имени и фамилии, бойца под псевдонимом (нечто вроде ника, взятого из дискуссий в Интернете) освободила место для новой звезды в небе Новороссии. С образом Толстых, как с работником охраны на входе в супермаркет, легко можно было себя отождествлять, а сейчас в лице Прилепина появился образ, с которым нам будет труднее сравниться. Но будет легче и достойнее – следовать за ним.
Захар Прилепин – это удивительная смесь Врангеля и Жукова, Достоевского и Горького. Головная боль, которую украинской хунте причиняли герои — взращённые войной Толстых и Павлов (Гиви и Моторолла), — покажется незначительной по сравнению с мигренью, которая их ожидает с Прилепиным. После сомнительных прозвищ (как будто состряпанных на западной кухне) несомненных героев России Толстых и Павлова приходит человек с именем и фамилией. Прилепин – это великая русская литература, которая встаёт из могилы. Кто из нас не мечтал, чтобы в Сербии появилась подобная Захару личность, у которой слова не расходятся с делами. Захар, прежде всего, писатель, но из читательского опыта мы знаем, что линия огня – это чистилище, из которого возникает настоящая литература, то, из-за чего стоит встречать утро с книгой.

Благодатные дни Светлой седьмицы пасхальной недели в нескончаемом восклицании «Христос воскрес!» знаменовались Международным фестивалем славянской духовной поэзии и музыки «Колокольный звон пасхальный...» на холмах и кручах Днепра, о чем, к сожалению, мало сообщали СМИ Украины, да и других братских стран, предпочитая больше вещать о довольно грязноватом для православного слуха конкурсе «Евровидение».

Надо полагать, что именно тревожась о нынешнем положении славян, в приветственном слове к участникам фестиваля заместитель главы Всемирного русского народного собора Валерий Ганичев отметил: «Важно, что мы, невзирая на внешние попытки разорвать славянский мир на мелкие хуторские поселения, продолжаем собираться вместе для духовного укрепления и обогащения славянских народов, делиться пасхальной радостью и нашей общей героической историей, достижениями наших культур, взаимно обогащаться песенным народным искусством, литературным словом… Мы обязаны делать всё, чтобы наше братство не прерывалось, а дальше укреплялось и развивалось…»

19 апреля в Центральном Доме литераторов при переполненном зале состоялось вручение одной из самых престижных премий литературного сообщества страны — Большой литературной премии России. Ведущим церемонии был поэт Геннадий Иванов, первый секретарь Правления СП России. Открывая торжественный вечер, он передал приветствия и поздравления лауреатам и собравшимся от председателя Правления Союза писателей России Валерия Ганичева.
Большая премия России была учреждена почти двадцать лет назад Союзом писателей России и акционерной компанией «АЛРОСА». Лауреатами этого года стали:
Бушин Владимир Сергеевич – за выдающуюся публицистику, опубликованную в периодике и в книгах последних лет; Иванов Николай Фёдорович — за книгу «Засечная черта»; Куняев Сергей Станиславович – за книгу «Николай Клюев»; Лучезарнова Евдокия Дмитриевна – за книгу «Время России»; Молчанов Владимир Ефимович – за поэтические сборники «Село моё вербное» и «Пришла пора»; Перминов Юрий Петрович — за книгу избранных стихотворений «Песни русской окраины»; Попов Михаил Михайлович — за роман «На кресах всходних».

Когда-то в советской стране целые учреждения выстраивались в очередь, чтобы встретиться с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, замечательным человеком-легендой, удивительным русским смельчаком, первым в истории человечества вышедшим в открытый космос. Потом в перестроечные времена страна превратилась чуть ли не в коллективный театр абсурда, поливала грязью своих национальных героев и согласно кивала головами: да, космос это безумная расточительность, миллиарды денег, пущенных по ветру…
Но в мире по-прежнему чествуют Алексея Леонова и ставят в один ряд с первыми героями. Наконец-то к нам пришло осознание и признание масштаба наших советских достижений. «Сталинский сокол» генерал Николай Каманин в отряд космонавтов отбирал из десятков лучших из лучших — лётчиков уникальных. Генеральный конструктор Сергей Королёв не просто так сфотографировался именно с Юрием Гагариным и Алексеем Леоновым, осуществившими его два лучших исторических достижения. Наконец-то к нам пришло понимание того, что благодаря той когорте космонавтов и учёных мы и сейчас находимся среди первейших  стран мира. Если «сталинских соколов» обучали водить любой вид транспорта, то и космонавтов старались воспитывать разносторонне развитыми людьми. Алексей Леонов прославился своими творческими работами как художник, фотограф, кинодокументалист…

Несколько слов российскому ТВ

Когда я включаю федеральные телевизионные каналы России, у меня возникает чувство, что мы живём на Украине. Я знаю про Украину всё. Как она проснулась, покушала борща, сходила в санузел. Благодаря телевизионным экспертам и аналитикам я даже знаю, как менялся график посещений санузла в последние три года и какой прогноз на будущее. Вчера канал «Россия-24» рассказал мне, что в Киеве переносится концерт М. Максаковой и что подписчики её странички горячо одобрили такое решение вдовы убитого экс-депутата. По Первому каналу мне с утра до ночи растолковывают, что именно обо мне и о моём государстве думает Украина и её агенты влияния. В те редкие минуты, когда молчит Украина, мне рассказывают про то, что о моей стране думают Европа и США. Как они на нас информационно нападают и как залихватски им отвечают работники нашего МИДа. А потом опять про Украину.
Некоторые утверждают, что это такой специальный профессиональный подход. Дескать, так отвлекают внимание массового зрителя от реальных проблем и фокусируют его на пустых, но эмоциональных новостях. Есть мнение, что это работает плохо, и вот почему.

24 марта 2017 года под председательством В.Н. Ганичева состоялось заседание правления (пленум) Союза писателей России.
Члены правления Союза писателей России после обсуждения приняли решение о проведении очередного XV съезда Союза писателей России 14—15 февраля 2018 года в Москве.
На заседании правления были решены вопросы о принятии в состав Союза писателей России Крымской и Севастопольской писательских организаций, об «ужесточении» порядка приема в члены Союза писателей России.

Пресс-служба СП России.
 
О ТЕКУЩИХ ЗАДАЧАХ
Выступление на заседании правления Союза писателей России
 
Уважаемые члены правления!

Мы сегодня собрались, чтобы подтвердить решение пленума от 31 октября 2016 года о проведении съезда, определить по географической и представительной шкале численность участников съезда.
I. Справедливо было бы избрать делегатов от всех областей, от всех субъектов Федерации.
II. Представить отчёт за проведённую работу Союзом писателей России. Представляя письменный отчёт и выступления, мы поговорим об итогах и задачах на будущее нашего Союза.
III. Избрать председателя Союза и новый состав правления.
В настоящее время, в связи с нездоровьем, я назначил временно исполняющим обязанности председателя Союза сопредседателя СПР, руководителя Комиссии военных писателей лауреата многих литературных премий Николая Фёдоровича Иванова.
IV. Думаю, что следует отметить несколько важных достижений Союза и наши проблемы.
V. Ну, во-первых, мы с удовлетворением отмечаем, что наш союз, как бастион, стойко держит линию на патриотизм. Это было непременным условием работы вместе. Ему было нелегко и в советское время, когда существовали расхожие штампы вроде «Россия – тюрьма народов» и т.д. Но особенно мы подвергались нападкам с конца 80-х и 90-х годов, когда попытались утвердить мнение, как о Союзе ретроградов, шовинистов, красно-коричневых. И сейчас, когда провозглашено, что патриотизм – основа нашего государственного движения вперёд, главная линия воспитания, мы с удовлетворением отмечаем, что в этом есть и доля наших усилий, нашей литературы. Правда, есть и опасность: нынче все патриоты. Не заболтать бы высокое и хрупкое понимание патриотизма (Распутин в 90-е годы сказал, что то, за что мы боролись, – чувство совести, служение Отечеству, охрана земли, природы, освещение чувства рабочего человека и т.д.). Тогда мы были позади либерального бума. И вдруг всё изменилось, вчерашние наши гонители стали повторять, что они главные патриоты. Они снова стали впереди, а мы оказались позади.
VI. Мы гордимся тем, что являемся соучредителями Всемирного русского народного собора, а наш представитель вот уже 24 года является заместителем главы Собора (Святейшего Патриарха). Наше участие состоит в том, что все мы, независимо от национальности, люди России, часть её духовного мира. Но это и дало нам возможность и дальше быть связанными друг с другом через ежегодные Соборы, собираться вместе, участвовать в обсуждении концептуальных вопросов всей нашей жизни, ибо местные власти находят средства для участия писателей в работе ежегодного Всемирного собора, соборных встреч. Не потерять бы эту духовность, продолжать чувствовать себя духовной частью России, ибо многие воспринимают это как очередное мероприятие. ВРНС – это важнейшая часть нашего существования.
VII. Многие годы вдалбливалась мысль, что литература, писатели противостоят вере, церкви, религии. Очень удобная мысль, чтобы оставить народ в духовном убожестве, без нравственных ориентиров, обвинить тех, кто верует в мракобесие и невежество. Все послевоенные годы, особенно 70-е и 80-е, увеличивалось количество ищущих ответа на жизненные вопросы в христианстве. Тогда появилось большое количество молодых людей, тянущихся к православию. Тут и Владимир Карпец, толкователь многих библейских страниц и истин, Петр Паламарчук со своей оглушительной книгой «Сорок Сороков». А умудрённый Анатолий Ланщиков, Сергей Семанов, что обращали наше внимание к классическим именам Хомякова, Самарина, Аксакова, через творчество которых подтягивали молодых. Были люди и прямого взгляда на православие, на историю нашей страны, теряющей и приобретающей веру народа.
Поколение Распутина, Белова, Лихоносова было поколением, вливающим православие в сердца читателей, хоть и не в прямых призывах к вере, но в их книгах, повестях, рассказах о утверждении принципов христианства: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не служи своей гордыне, безразличию людей…
В 70—80-х, и особенно в 90-х годах Союз писателей России стал союзом православных людей. Наш, как называли его меж собой писатели, постоянный ночной и дневной дежурный Николай Сергованцев говорил: «Какое счастье, что наш Союз связал свою судьбу с церковью!»
Да, это было счастье и глубокая ответственность. Каждый писатель может иметь свой взгляд на мир, быть верующим или атеистом, но Союз писателей как организация, будет и должна следовать традиции христианской, продолжать духовную традицию Пушкина, Гоголя, Достоевского. Это наш принцип.
IX. С 80–90-х годов у нас постоянно звучали голоса, что надо создавать общество по защите, охране, утверждению русского языка, каковым было у нас в России в прошлом Общество любителей русского языка. Об этом говорили Валентин Распутин, Василий Белов, Анатолий Иванов, Фёдор Абрамов, Виктор Лихоносов, Дмитрий Балашов, Николай Скатов, Евгений Носов, Юрий Лощиц, Евгений Осетров – самые непревзойдённые мастера русского слова.
Итак, сбережение, защита, охрана русского языка – главная задача Союза писателей. Тут и наши скрепы, не только предназначение писателя, но и главный наш строительный материал – бетон и хрусталь. Работа в библиотеках, школах, клубах, на ТВ и радио, а главное, над своим произведением, есть доказательство принадлежности к русскому языку.
X. Надо уберечь, сохранить, развивать наши опорные пункты – они нас во многом спасают: Центр М. Шолохова, Центр Фёдора Ушакова, комнаты Всемирного русского народного собора, секции прозы, поэзии, детский журнал «О, русская земля!», «Новая книга России», сайт «Российский писатель». Они предоставляют возможность печатать новых авторов.
Пора перестать стонать: у нас ничего нет, всё пропало. А журналы российских писателей «Наш современник» и «Москва», а почти 100 журналов, альманахов и газет писателей провинции. Тяжело, трудно их издавать, но пропагандировать, пользоваться этим богатством нужно. Появились отдельные передачи на ТВ, радио, сайты в соцсетях.
Давайте будем бороться и за слово, и за литературу, и за автора. Это важнейшая наша задача.
 
Валерий ГАНИЧЕВ, председатель Союза писателей России.

Этот день весьма органично вписывается между Всемирным днём писателя (3 марта) и Днём работника культуры (25 марта), составляя центральное звено некоего неразрывного триптиха. И ничего, что Всемирный день поэзии «придумали» в «забугорном» ЮНЕСКО в 1999 году. Зато у нас в России свой День поэзии отмечается, считайте, с 1956 года. До настоящего времени в стране, пусть и с некоторыми перерывами, но выходит знаковый альманах «День поэзии».
21 марта в стенах Общественной палаты России прошёл «круглый стол» «Общее будущее: Поэзия и русский мир». Соведущими этого мероприятия стали председатель попечительского совета «Дня поэзии» Михаил Лермонтов, он же первый заместитель председателя Комиссии по культуре ОП РФ, и главный редактор альманаха Андрей Шацков.

Балетные туфельки Галины Улановой и Марии Петипа (дочери Мариуса Петипа) можно увидеть в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусств, где открылась выставка «Театр в главной роли». Выставка продлится до 1 мая. Она демонстрирует вклад различных художников в работу над театральным образом, что идёт рука об руку с вкладом самого артиста.

24 марта — пленум СП России

Почему такие страсти-мордасти закипают вокруг Союза писателей России? Может, новые высокохудожественные произведения радуют общественность? Нет, общественность увлечена склоками в писательской среде. Склоками, которые роняют авторитет писателя в России, авторитет не нами завоёванный, но нами ныне попираемый. В светском мире делёж денег, борьба за власть вроде как обычны. Но людям, живущим по законам духовного мира (а таковыми и должны быть наделенные способностью к писательству), к чему это всё? Тебе, что, кажется, что дача, премия, высокая должность увеличат твой дар? Да нет, милый, ты его в этой борьбе за посты и деньги изрядно уже растерял, и остатки его отнимутся.
Так почему же ссоры, раздоры, недоразумения? Потому что, ссылаюсь на Достоевского, «когда дела нет, настоящего дела, тогда деятели культуры живут как кошки с собаками».
А какое настоящее дело? Россия, её судьба. Нам такой отрезок её жизни достался, вот и употреби свой дар на помощь Родине.  Тяжело же ей сейчас. И почему ты хочешь жить хорошо, когда Родине плохо?  Даром получил талант, даром и отдавай. Талант это не награда, а обязанность. А писать можно и в предбаннике, и в ванной комнате. Да, так и писали «Привычное дело» и «Последний срок» Белов и Распутин. Ведь неплохо написали.

Евгений Ананьевич ХАЛДЕЙ (23 марта 1917 — 6 октября 1997) — советский фотограф, военный корреспондент родился в Юзовке (теперь Донецке). Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.

9 марта в Доме Союза писателей России в Центре Михаила Шолохова прошла церемония награждения за заслуги в области литературы Почетным знаком «Заслуженный писатель Московии», учреждённым Международной ассоциацией литературы, культуры и искусства.
В президиуме находились организаторы церемонии Дмитрий Климов, Валерий Наринян, Леонид Ефремов, Борис Лоскутников. Торжественную церемонию награждения открыл председатель президиума Дмитрий Климов.
Почетным знаком «Заслуженный писатель Московии» были удостоены: Валерий Ганичев, Владимир Крупин, Георгий Цаголов, Валентин Фалин, Федор Конюхов, Виктор Линник,  Владимир Гусев, Игорь Бондаренко, Сергей Антипов, Артур Манин, Андрей Правов, Станислав Думин, Леонид Ефремов, Борис Лоскутников и др.

Выставочный зал Центрального Дома работников искусств никогда не бывает свободным. Самые разные московские художники считают за честь представить своё творчество в его уютном овальном зале. В февральские дни здесь состоялась художественная выставка «Слово и образ» – часть проекта «Магический квадрат» Академии российской словесности, осуществляемого совместно с Московским пресс-клубом ЦДРИ.
Вэкспозиции этой выставки представлены работы восьми художников – членов пресс-клуба. «Слово и образ» — название говорит само за себя: творчество участников, занимающихся живописью и графикой, тесно связано с литературой, изданием книг. Искусство художников причудливо переплетается с делом, которому они посвятили свою жизнь.

Никто не желает опростоволоситься – попасть впросак, сделать глупость на людях и быть ими за это осмеянным, опозориться. Корни этого слова уходят к старинному обычаю, когда замужняя женщина ходила только с покрытой головой. Сорвать с неё платок – обвинить в неверности.
Известно, какой судьбоносной может быть запятая в зависимости от своего местоположения: казнить нельзя помиловать. А уж целая буква и подавно может всё поставить с ног на голову. В пословице «Волос длинный, да ум кОроткий», приставлена только одна «о», а смысл изменён на противоположный. Верно было: Волос длинный да (и) ум кроткий; Волос длинный – ум кроткий. Длинные, густые волосы – признак цветущего, крепкого здоровья. А в здоровом теле — здоровый дух. Здоровый дух – здравый ум. А здравый ум не может быть коротким, его кругозор необъятен. Волос длинный – ум кроткий: здесь кротость ума подразумевает скромность, вежливость, нрав учтивый, почтительный, незлобный, добросердечный, радушный. Одна буковка умницу-златовласку превратила в недоумка, в дуру, зато красивую. Но как несовместимы гений и злодейство, так несовместимы глупость и красота. Bapвара-краса — длинная коса.

Уже два с половиной десятилетия, если не более, длится в стране, теперь уже в независимых государствах постсоветского пространства, пора реформ и трансформаций. Давно закончилось время надежд на лучшее, с каждым днём нарастает ностальгия по прошлому, страх перед грядущим и растерянность от смутности его контуров и очертаний. И с каждым прожитым днём все пасмурнее на душе от чувства бесперспективности настоящего и отсутствия будущего. У кого? У страны, у ряда стран, у человека или всего человечества? И это, последнее, – всего вероятнее. И от того так неуютно стало жить, так обрывается день, не становясь ступенькой к Храму…

Дорогие друзья! Давайте честно и откровенно скажем себе и друг другу, что классический русский драматический театр, театр великого основоположника Фёдора Волкова, великого русского драматурга Александра Островского и великой русской актрисы Марии Ермоловой сегодня приговорён к жертвенному закланию. Точа ножи, его со всех сторон глумливо обступают амбициозное вольнодумство, крикливая самодеятельность, ярмарочный раёк, балаганный вертеп и бесшабашно-бесовское скоморошество.
Объективности ради следует сказать, что наступление на классический русский театр, вступившее ныне в свою завершающую стадию, началось отнюдь не сегодня. Истоки его преднамеренного подрыва, как, впрочем, и многое другое, следует искать в благословенно-злополучных советских временах. Именно тогда наряду с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, Максимом Горьким и плеядой талантливых советских артистов классического стиля в театральный мир ворвались «расстрельщик прошлого» Всеволод Мейерхольд и последователи его гротескно-разрушительных идей.

Лев Анисов известен широкому читателю как автор интересных книг, серьезный и ответственный исследователь, знаток русской истории и культуры. О том, что у него много читателей и почитателей его таланта, свидетельствует тот факт, что каждая новая книга расходится в считаные дни, вызывает бурные обсуждения, споры, но уж точно никого не оставляет равнодушным.
Конечно, в каждой работе так или иначе проявляется личность автора. Но ведь многое «остается за кадром». Поэтому мне хотелось бы скрасить юбилейную торжественность и официальность воспоминанием об одном из эпизодов жизни юбиляра.

«Свадьба Кречинского» была замечательно скроена и сшита автором. А ведь это было первое его произведение, написанное, правда, уже во взрослом возрасте».
Н.С. Лесков.

Как-то так у нас сложилось: лишь стоит появиться какому-нибудь спектаклю по редко исполняемому или даже полузабытому произведению, тотчас премьеры этой пьесы, как грибы после дождя, начинают появляться и в других театрах. Особенно этот «грибной» феномен присущ «старой классике». Такой, например, как знаменитая комедия Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», которая впервые увидела свет рампы в 1855 году. В момент появления эта пьеса, подобно «Горю от ума», была вся разобрана на цитаты.
На памяти старшего поколения — замечательная постановка Малого театра с Владимиром Кенигсоном (Кречинский) и Игорем Ильинским (Расплюев). Поколение помоложе штурмовало филиал Малого театра, где шел прекрасный мюзикл Александра Колкера, в талантливой постановке и при блестящей игре Виталия Соломина… Обращаясь к недавнему времени, хочется отметить очаровательный спектакль Алексея Левинского в московском Театре имени М.Н. Ермоловой с ярким Дмитрием Павленко в главной роли. А совсем недавно появилась постановка «Кречинского» вместе со второй частью трилогии «Картины прошедшего» (так назвал их сам автор) — «Делом»…

Мы переживаем время лукавых подмен и разгул «умов, ни в чём не твердых» (И. Ильин). Подтверждает это вышедшая в издательстве «ОЛМА Медиа групп» в 2015 г. книга автора-составителя А.Ю. Кожевникова «Лучшие афоризмы о России». Подарочное издание это было вручено участникам торжественного организационного заседания  Общества русской словесности, проходившего в Колонном зале Дома Союзов в мае 2016 года.
В названной книге можно с отрадой прочитать, например, такие слова Михаила Пришвина: «Чувство родины в моём творчестве есть основа творчества». Или А. Дюма-отца: «Русские люди неустанно работают над преображением себя и окружающих от человекообразия к человечности!». Или М.В. Ломоносова: «Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке». Встречаются здесь также русские пословицы: «Жить – Родине служить!» и другие.
Но наряду с мудрыми мыслями классиков встречаются здесь и такие «определения», лживые, будто сказанные каким-то случайным болтуном: «Три кита, на которых стоим, покачиваясь: русская удаль, русская бесшабашность и русский пофигизм (А.И. Брежнев). Или его же (кто этот А.И. Брежнев – неизвестно!) явно двусмысленное высказывание: «С русской речью надо обращаться тонко. Не вспугнуть матерным словом…». То есть, как-то поделикатней, тонко материться?.. И разве русская речь так уж пуглива? Разве не поэтами-пророками сказано: «Слово – полководец человечьей силы...», «Словом можно полки за собой повести...», не говоря уже о библейском: «Слово было Бог»?

Анатолий Шамардин улыбался нам со своего портрета

В Доме национальностей на Новой Басманной под эгидой Московского общества греков состоялся большой музыкально-литературный вечер памяти Анатолия Шамардина, русского Орфея с греческими корнями, певца, композитора, филолога, который неожиданно покинул нас два с половиной года назад.
В зале звучали записи его песен на греческом, итальянском, немецком и русском языках, в том числе и его авторские, на стихи современных поэтов, под видеоряд из фотографий на экране, сделанный Андреем Рэдулеску. А ведущие вечера режиссёр Надежда Кузнецова-Шихиди и поэтесса Нина Краснова рассказывали о жизни Анатолия: о его детстве в ставропольском греческом селе Хасаут, об учёбе в Пятигорском пединституте и Горьковском инязе, о работе преподавателя в вузах, об участии в студенческих концертах, а потом о работе певца-вокалиста в Ленинградской филармонии, куда он поступил с лёгкой руки Эдуарда Хиля, и в оркестре Утёсова, куда он поступил с лёгкой руки Николая Никитского, и в Росконцерте, и в разных филармониях страны, и о гастролях в Европе, где он имел невероятный успех, и о первой гибкой пластинке в «Кругозоре» с предисловием Виктора Бокова (1974), и о первой долгоиграющей пластинке «Гитары любви» (1982) с предисловием Людмилы Зыкиной, и о литературном творчестве артиста.

В Москве состоялась торжественная церемония награждения медалью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Спешите делать добро». Если в прошлом году, как заметила омбудсмен РФ Татьяна Москалькова, награждали тех, кто проявил героизм и мужество, то на этот раз медали вручили тем, «кто системно помогает людям».
В 2016 году медалью Уполномоченного награждены девять лауреатов. Среди них — Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой (Ивановская область). Он награжден за многолетнюю работу по воспитанию и обучению детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Награду приняла директор школы-интерната Галина Шевченко.
Основанный в 1933 году на личные средства ивановских ткачих «Интердом» подарил кров детям антифашистов, погибших или находившихся в подполье. Среди них сын Мао Цзэдуна, дочь Долорес Ибаррури, сын Георгия Димитрова… Всех воспитали высокообразованными людьми. Ёмко и образно сказал поэт: «Волноваться о детях не надо – русский лес их в объятия взял, и шумят корпуса интерната, словно детский Интернационал…»

Уже третий раз, превратившись в добрую литературно-общественную традицию, премия «Щит и меч Отечества» вручается здесь, в доме Пашкова, доме нашей книги. Меняются авторы и книги, их география и их темы. Появился ещё один великий символ, видный из окна нашего великолепного здания, — князь Владимир, который, можно сказать, к концу своей жизни чудесно совместил название нашей премии. Он прекрасно владел мечом, воссоединил Древнюю Русь. И это неизбежное орудие с великолепным спасительным щитом нашей Веры, нашего духовного оружия в борьбе с нестроениями мира и сегодня — панорама нашего конкурса и соответствует этому символу. Грозный меч надёжно защищает нашу страну, показывает сложную и нелёгкую жизнь тех людей и структур, где куётся этот меч защиты и возмездия, без которого невозможно сохранить мир и спокойствие наших людей.
На конкурсе была представлена книга Зайцева, хорошо знающего силу и мощь нашего оружия и его применения. Герой Советского Союза, командир легендарной «Альфы», боевой группы бесстрашных людей, которую знает вся страна. Имя Зайцева знаково для людей воинского подвига, умело владеющих своим оружием.

Спектакль «Иннокентий» Иркутского театра юного зрителя по пьесе Валерия Хайрюзова, представленный на Международном театральном фестивале «Золотой витязь» по первому снегу в Москве, — событие необычайное во всех отношениях.
Сама постановка пьесы о святителе Иннокентии, апостоле Америки и Сибири, уже не может оставить зрителя равнодушным, так как имя владыки связано с пространством от края и до края Земли Русской и далеко за её пределами, и далеко не в самые простые времена русской истории, когда ещё не завершилось формирование границ самого государства, когда нашему народу тоже многое было непонятно, куда и в каких пределах двигаться… Да, впрочем, и не ясна была многим цель этого движения.

Там чудеса, там леший бродит


Интерес к сказке никогда не пропадал, но сегодня он обостряется с новой силой. Фольклористы, художники, издатели с энтузиазмом откликнулись на идею писателя Владислава Бахревского учредить Общество сказки. «Мы хотим изучать и продвигать русское сказочное наследие, а через него традиционные семейные и общественные ценности, чтобы воспроизводился тип личности, характерный для нашей цивилизации», – говорит Арсений Миронов, директор НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.
Сказка и колыбельная — первое, что слышит младенец, появившись на свет. Там и житейская мудрость, и незасушенный язык, то и другое впитывается без принуждения и остаётся на всю жизнь. Прекрасно, если сказка достойно издана и оцифрована. Ещё лучше, когда она звучит голосом мамы, сестры, учителя. Задача Общества — найти современные форматы, в которых сказочные образы без искажения оживут и полюбятся. Уже запускается проект «Звёзды читают сказки». Золотой каталог эталонных текстов русского народа будет запечатлён в звуке. А светёлки Арины Родионовны (обучение девочек искусству рассказывать сказки, что им пригодится, когда станут мамами) неплохо бы открыть при школах, детских больницах, приютах, молодёжных лагерях.

С улыбкой вспомнил, как много лет назад писал для «ЛитРоссии» об архитекторе Воронихине и неожиданно для себя на полях общеизвестного «архитектура – застывшая музыка» сказалось «архитектура – застывшая идеология». Писал-то о Петровской поре без всякой задней мысли, а чуткий руководитель отдела А.М. Пистунова хмыкнула «Всё дерзости говорите – хотите Москву «хрущевками» укорить?» — и нечаянный мой афоризм вон!
А сейчас вот собрался на Совет по культуре, посвященный проблемам русского языка, и опять увидел, как связаны между собой далекие искусства. И опять матушка-архитектура первой торопится сказать о двух крылах нынешнего сознания и языка. Увидишь Кремль с Иваном Великим и Оружейной палатой, «почиющих властителей России» в Архангельском соборе и почиющего в Мавзолее вождя, услышишь небесный глагол Успенского собора, эхо коронационных торжеств и имперских рескриптов, вздохнёшь посвободнее – вот она зримая, укрепляющая сердце традиция – и сам на минуту станешь увереннее и тверже. А чуть отойдешь в сторону и почти уже из любого угла Москвы увидишь вавилонский кристалл Сити, нечаянную (или чаянную?) цитату Гонконга или Манхэттена, где в мертвой красоте не идут дожди, не летают птицы и уж тем более шестикрылые серафимы. Там царствуют брокеры и дилеры, риэлторы и дистрибьюторы, менеджеры и мерчандайзеры, спичрайтеры и омбудсмены… А это ведь не просто чужие слова, это чужой способ мысли и существования, это перевод родного сознания в офшорную зону. Там не души, там деньги «смотрят с высоты на ими брошенное тело». Для них там, в мертвом стеклянном поднебесье, земля-то внизу не Родина, а «товар—деньги—товар».

Несколько слов о Евгении Юшкове  в канун его 80-летия
 
Всё-таки как может быть талантлив русский человек! Я всякий раз с тёплым чувством в сердце думаю об этом, читая ли новую книгу Евгения Николаевича Юшкова, рассматривая ли его новую картину или слушая проповедь, произнесённую в храме после праздничного богослужения. И вот пастырю, писателю и художнику исполняется 80 лет. Так хочется в эти дни сказать ему самые добрые слова.
Я открыл для себя творчество Евгения Юшкова сразу во всех ипостасях (но как бы в сокращённом, конспективном виде), когда в руки попалась первая его небольшая книжка «Моё поле». В неё были собраны и короткие дневниковые записи, и развёрнутые рассказы-воспоминания, и тексты проповедей. Иллюстрировалась книга изумительными рисунками автора. Теперь «Моё поле» — библиографическая редкость, нигде эту изящную книжечку не найти. Но зато вслед первому писательскому опыту у Евгения Юшкова вышел целый ряд произведений – «Фиваида», «В той стране», «Душа моя», «Глас хвалы», «Моя родная Карповка». Итог писательскому труду был подведён большой по объёму книгой «Лампада моя тлеет…» (её смело можно назвать собранием сочинений в одном томе), вышедший в 2015 г. в нижегородском издательстве «Вертикаль. XXI век». Я был её составителем. И когда работал над текстом, то невольно оказался «погружённым в чужую жизнь», но одновременно испытал и близкие моему сердцу переживания.
Всё наше послевоенное поколение «варилось» в одном культурном, политическом, производственном, нравственном котле. И потому все одолели примерно одинаковый жизненный путь, прежде чем пришли к пониманию, что истинной ценностью человечества является чистота души. Без неё становятся ничтожными, гибельными самые передовые технологии, научные открытия, военная мощь. Все эти значительные материальные достижения, всё это внешнее благополучие без чистоты души ведёт людей к войнам, уничтожению окружающей среды, разрушению моральных устоев.

Как известно, есть вечные писатели и вечные сюжеты. Возьмём, к примеру, Льва Толстого. Не стану говорить, сколько было экранизаций «Войны и мира», но, не вдаваясь в перечисления, смею утверждать, что в столице началось многожанровое шествие «Анны Карениной». Причем не только в драматических театрах, но и в балете и, наконец, в мюзикле.
Классика не только привлекательна, но и очень трудна для постановок, особенно для музыкальной драматургии. Что можно сказать насчет либретто? В «Анне Карениной» ситуация вообще уникальная: многоопытный Юлий Ким написал не только либретто, но и отличные стихи. Для Кима мюзикл в оперетте уже третий после спектаклей «Граф Монте-Кристо», «Граф Орлов» (оба в сотрудничестве с композитором Романом Игнатьевым). Хочу сразу отметить: «Каренина» — самый удачный спектакль в этом «триптихе». Но — извините! — на мой взгляд, хорошо всё, кроме… музыки. Она малоинтересна.

С интересом смотрю идущий по РТР сериал «Чёрная кошка» режиссёра Антона Сиверса. Почему он вызвал такой интерес лично у меня, потому что вернул меня в уже осознанное детство. Все чувства при просмотре фильма описать сложно. В 1951 году мне было уже 15 лет, жил я, конечно, не в Подмосковье, а в заштатном районном центре Воронежской области городе Острогожске. Но и там, вдали от Москвы, банда «Чёрная кошка» наводила ужас на местных жителей. Это были местные банды, но это, кажется, стало модой для бандитов того времени. И мода пошла из Москвы.

Каждый год нового тысячелетия ознаменован литературной юбилейной датой веков минувших. Например, в 2014 году праздновалось 200-летие Михаила Лермонтова; в 2015 году – 100-летие Константина Симонова. А сейчас мы подошли к важнейшему для каждого ленинградца-петербуржца этапу. 100-летию со дня рождения Михаила Дудина…
Тот самый Дудин, который однажды назвал богом поэзию, служил ей сам и открыл для тысяч советских людей вероисповедание слову. Тот самый Дудин, который в трёхсотпятидесятый день войны написал знаменитых «Соловьев», начинавшихся с дерзкого, почти крамольного тезиса: «О мёртвых мы поговорим потом». Тот самый Дудин, который после войны сделал и для мёртвых, и для живых невообразимо много. А ему всегда казалось, что недостаточно, велика была печаль, если не удавалось «пробить» то или иное предложение, нуждающееся в безотлагательных действиях. Откуда всё это в человеке? «Мир на страницах книги создает мастер, обретший силу не только в свободном образном мышлении и в ясности философского охвата событий и картин времени. Он ощущает его в новой неповторимой конкретности так же молодо и свежо, как когда-то юный офицер Дудин знал передний край великой войны от солдатской землянки до блиндажной бессонной тишины больших штабов. От шуршания песка в траншеях и свиста одинокой пули до громовых обвалов, окутывающих землю на многие десятки километров. Мир, полный драматизма и огромной веры в жизнь». Таково суждение Сергея Орлова – известного поэта-фронтовика, написавшего предисловие к одной из книг избранных стихотворений Дудина.

Прочитал в своей любимой газете «Слово» (№ 19/2016) статью Виктора Сенча под странным названием «Презумпция виновности». Скажу честно, она меня озадачила. Николай Степанович Гумилёв – мой любимый поэт с ранней юности, его творчество идёт со мной по жизни. Каждый год я нахожу в разных источниках всё новые и новые сведения о Н. Гумилёве. И не я один.
В частности, колоссальную работу по сбору материала о Н. Гумилёве, его семье и его творчестве проделал лауреат Всероссийской литературной премии имени Н.С. Гумилёва Владимир Полушин. Его материалы обширны и обстоятельны.
Статья В. Сенча вызвала у меня массу вопросов. Хочу высказать своё мнение, хорошо понимая, что может быть и иной взгляд на излагаемые события.
Сейчас, когда на нас со всех сторон сыплются бездоказательные обвинения, когда враги тесным кольцом пытаются сдавить наше государство, когда каждое неосторожное слово может нанести вред нашей стране, надо быть предельно осмотрительным, бросая обвинения России и её Великим сыновьям. В. Сенча, пусть и с оговорками, но утверждает: Н. Гумилёв был виновен. Прочитав статью, вы увидите, что В. Сенча начал издалека, исподволь разрушая образ героя-фронтовика, как бы бросая на него несмываемую, липкую грязь.

Так называется историко-документальная выставка, организованная правнучкой Алексея Николаевича Косыгина Екатериной Семенихиной в залах фонда культуры «Екатерина» на Кузнецком мосту. На выставке можно ознакомиться с подлинниками архивных документов, фотоматериалами и личными вещами знаменитого советского премьера.
Личность А.Н. Косыгина неотделима от истории страны. Сын токаря торпедного завода, в 1919 году он в 15 лет записался добровольцем в Красную армию. Опыт руководителя Алексей Николаевич начал приобретать в сталинские годы. Работал директором фабрики, председателем Ленгорисполкома, народным комиссаром текстильной промышленности, министром промышленности товаров широкого потребления СССР и, наконец, в течение 16 лет возглавлял Совет министров СССР.
Экспозиция, посвященная деятельности А.Н. Косыгина во время Великой Отечественной войны, оформлена плакатами того времени. Алексей Николаевич принимал самое активное участие в эвакуации предприятий. Всего во второй половине 1941 года 10 миллионов человек были вывезены в тыл, 1523 крупных предприятия перебазировано на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Было вывезено более двух миллионов голов крупного рогатого скота. Занимая пост уполномоченного Комитета гособороны, он руководил эвакуацией жителей блокадного Ленинграда, лично отчитывался по телефону перед И.В. Сталиным.

Владимир Личутин — писатель известный, лауреат многих премий, его романы и повести изданы тиражом более двадцати миллионов экзземпляров. Казалось бы,  давно пора издать собрание его сочинений, но государство, под либеральным флагом вступившее на тропу ростовщичества и ссудного процента, вытеснило русскую литературу на задворки культуры, а русских писателей обрекло на нищенское существование, лишив  всяческих прав, тайно мечтая отобрать саму возможность заниматься литературным трудом. И любители творчества Владимира Личутина, утратив надежды на государство, решили сами выпускать  «Собрание сочинений в 12 томах» по принципу православного русского мира «Шапка по кругу». В минувшем году в издательстве «Вече» вышел первый том «Фармазон», куда вошли одноименный роман и повести «Вдова Нюра», «Крылатая Серафима», опубликованные миллионными тиражами ещё в девяностых годах прошлого века. В марте 2016 года появился в продаже исторический роман «Скитальцы» (в двух книгах), в августе вышел третий том с романом «Любостай» и повестью «Домашний философ». До конца шестнадцатого года будет напечатан роман «Беглец из рая». Так что начатое дело с вашей, дорогие читатели, и с Божьей помощью продвигается.

Эта премия была учреждена в Санкт-Петербурге в 1997 году, т.е через год она отметит  20-летие своего существования. За это время её статус менялся, вырос, и совсем недавно, 19 ноября в конференц-зале Главного здания РНБ (Санкт-Петербург)  состоялась ХI торжественная церемония вручения Всероссийской независимой литературной премии «На встречу дня!» им. Б. Корнилова, организованная литературным фондом «Дорога жизни», возглавляемым его президентом Дмитрием Мизгулиным.
Жюри премии в составе лауреатов премии Правительства России в области культуры поэтов Дмитрия Мизгулина и Андрея Шацкова, а также главных редакторов журналов: «Нева» – Натальи Гранцевой, «Невечерний свет» — Владимира Хохлева, «Юность» – Валерия Дударева и главного редактора газеты «Слово» Виктора Линника наградило лауреатов премии 2016 года, которыми стали:
Глеб Артханов (Минск – Санкт-Петербург) – заместитель главного редактора журнала «Новая Немига литературная». За продолжение традиций отечественной поэзии, а также исследование творчества поэта Бориса Корнилова, в частности в эссе «Борис Корнилов: не воплощенность судьбы?», опубликованное на страницах журнала «Невечерний свет» № 6, 2016 год.

В сентябре 2016 года на Московской международной книжной выставке-ярмарке была представлена первая книга прозаика Елены ТУЛУШЕВОЙ «Чудес хочется!». Месяц спустя она была удостоена серебряной награды на VII Славянском литературном форуме «Золотой Витязь».
Несмотря на молодость, Елена широко публикуется. Её рассказы печатают ведущие московские издания и русскоязычные журналы в Германии, Канаде, Эстонии, Беларуси, Казахстане. Рассказ Е. Тулушевой «На последнем» был опубликован в газете «Слово». Произведения Елены переведены на китайский, арабский, венгерский, сербский, болгарский и другие языки. Редакция сочла актуальным разговор о творчестве молодого прозаика и предложила рассказать о книге «Чудес хочется!» критику Ирине ШЕЙКО.
«То, что Елена Тулушева заметное явление в нашей молодой прозе — это бесспорно», — утверждает Сергей Есин в предисловии к книге. Высокая оценка опытного писателя и наставника, многие годы возглавлявшего Литинститут, побуждает внимательно отнестись к рассказам и писательской судьбе Елены.

Страница 1 из 15

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes