Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

В Санкт-Петербурге вручена Международная литературная премия «Югра», которая была учреждена в 2007 году Правительством ХМАО-Югры и Ханты-Мансийским банком. Позднее учредителем был банк «Открытие, а ныне его место занял Литературный фонд «Дорога жизни». Церемония награждения лауреатов проходит в Ханты-Мансийске, Москве и Санкт-Петербурге. На сей раз торжественная церемония прошла в северной столице.

«Боровск – город, в который хочется возвращаться», – заметил литературовед Виктор Боченков. Здесь, в Культурном центре им. Д.А. Жукова, состоялась презентация его новой книги «Дело церкви не терпит никакой неправды», которую составили статьи и очерки по истории и культуре старообрядчества. Издание вызвало большой интерес – в Боровск, как известно, дважды ссылали протопопа Аввакума.
Недавно в городе отрыли памятник идеологу старообрядчества – в рамках празднования его 400-летия. Скульптор – заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств Олег Молчанов. Он известен как автор памятника Ивану Грозному в Орле, часовни «Царская голгофа» в Костроме, других ярких работ.

Этого сериала наши телезрители ожидали с особым нетерпением. Всё-таки, фигура Иоанна IV (Грозного) в советской фильмографии и историографии издавна наделялась особым смыслом и сакральным значением. Прикасаясь к этому сложному, противоречивому образу, наша художественная интеллигенция испытывала то трепет, то священный ужас – от Сергея Эйзенштейна до Леонида Гайдая. Именно поэтому, когда Первым каналом ТВ была предпринята новая попытка реконструировать жизнь и деяния русского самодержца, это не могло не заинтриговать, не встревожить… Оправдались ли наши ожидания? И да, и нет. Впрочем, как выразился футболист Андрей Аршавин, ваши ожидания – ваши проблемы. Красивая фраза, но справедлива ли она? Ведь снималось кино на государственные деньги!
Зрители фильма 2020 года (производство «Москино», режиссёр-постановщик Алексей Андрианов, автор сценария Тимур Эзугбая, оператор – Денис Аларкон-Ромирес) действительно ждали этой премьеры в надежде, что наконец-то она расставит все исторические акценты по своим законным местам. Но этого не произошло, более того, – по отзывам некоторых моих знакомых, по ходу показа они теряли интерес к картине, разочаровывались в снятом материале и просто переставали смотреть. Почему же так вышло?

Суть существительного — твёрдость, вещность, значимость. Существительные — становой хребет речи, и построить стихотворение, используя только их, это ли — не выгранить алмаз с великолепным благородством?
Разумеется — только из них не получится, если иметь не игру, а наполнение стиха плотным смыслом, данным через лёгкую мелодику, но построить именно на нём, на существительном стихотворение, так привлекательно… И вот — выдохнулось, округлилось, заиграло перламутрами, пошло в века: «Шепот, робкое дыханье. / Трели соловья, / Серебро и колыханье / Сонного ручья».
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) услышал новые мелодии: отличные от пушкинских, лермонтовских, вместе — такие непохожие на музыку Некрасова; только Тютчев был ему союзен: по дыханию, метафизике, музыке, хотя и пели они по разному: к большей глобальности тяготел Тютчев, к новой музыке Фет… «Уж верба вся пушистая / Раскинулась кругом; / Опять весна душистая / Повеяла крылом. // Станицей тучки носятся, / Тепло озарены, / И в душу снова просятся / Пленительные сны».

Всё-таки народная память — сильнее ухищрений вражеских отечественных и зарубежных СМИ, извращающих, очерняющих нашу историю. Пример тому — реконструкция домиков, в которых жил И.В. Сталин, находясь в ссылке в Сольвычегодске. Это несказанно радует, потому что лет двадцать назад посетителей встречали лишь просевшие фундаменты, да сгнившие венцы срубов, дверь главного входа не открывалась, упираясь в землю. Ситуация в стране, беседы с людьми убеждали в том, что власть под либеральным давлением и не собирается восстанавливать дом-памятник.
Тогда же я услышал об известных всему городу с двухтысячным населением взаимных симпатиях и близких взаимоотношениях ссыльного Иосифа Виссарионовича Джугашвили и Марии Прокопьевны Кузаковой. Судьба побочных детей вождей и предводителей не завидна, а зачастую трагична. Тем не менее, биография Константина (как был назван родившийся мальчик) Степановича (1911—1996), заслуженного работника культуры РСФСР, многие годы отдавшего Гостелерадио СССР, широко известна. Меньше знают о его сыне Владимире Константиновиче Кузакове (1935—2020) — добром, душевном человеке, честном труженике, историке-исследователе и замечательном поэте

Разное рассказывали про первого Президента Академии художеств СССР Александра Герасимова. Друг К.Е. Ворошилова, любимец И.В. Сталина (ему — единственному — вождь разрешал курить трубку в своём кремлёвском кабинете). С трубкой и модным галстуком-бабочкой он не расставался даже во время работы. Всегда щёголь, всегда при параде. Барин, одним словом. Имел собственный автомобиль ЗИМ. Хотя во время путешествий где-нибудь за городом, останавливал машину, нарезал полынь и, расстелив её на полу, говорил негромко: «Ну, вот, теперь, как на возу». И заводил двигатель.
Ещё в двадцатые годы А.М. Герасимов написал картину «Поэт Кольцов у степного костра». Кольцова он боготворил. Стихи его знал наизусть. Читал их, даже оказавшись за рулём автомобиля: «В небе зоринька / Занимается, / Золотой рекой / Разливается, — / А кругом лежит / Степь широкая, / И стоит по ней / Тишь глубокая… / Ковылём густым / Степь белеется, / Травкой шёлковой / Зеленеется…»

В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошло Торжественное закрытие годовой программы XI Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», вручение Гран-при лауреатам XVIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», а также вручение высших наград в разных видах искусства.
Высшие награды форума «Золотой Витязь» получили режиссёр Андрей Кончаловский, директор Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова Иван Глазунов и другие деятели культуры.
Награды форума «Золотой Витязь» вручены мастерам культуры и искусства в области музыки, театра, изобразительного искусства. Гран-при «Золотой Витязь» получила режиссёр-хореограф Елена Богданович за спектакль «Бемби», ей также вручена золотая медаль имени Николая Мордвинова. Золотой медали имени Георгия Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру» удостоен художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка.

Их могилы на Новодевичьем кладбище в Москве разделяет посыпанная песком дорожка. Рядом с Хомяковым и Гоголем лежат отец и сын Аксаковы, жена Хомякова, поэты Языков и Веневитинов.
Их прах перенесли сюда из Свято-Данилова и Симонова монастырей. И как ни кощунственно это переселение, судьба посмертно соединила тех, кто был близок друг к другу, кто и в жизни и в творениях своих исповедовал одну веру.
Гоголь и Хомяков... Тема огромная, и можно лишь конспективно охватить её.
Достаточно взять две статьи Хомякова «Мнение иностранцев о России» и «Мнение русских об иностранцах» и книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», чтобы определить их духовное родство. Стоят рядом и их оценки злободневных событий того времени. Кстати, и во времени они так же близки: статьи Хомякова печатались в 1845 и 1846 годах, книга Гоголя вышла в 1847 году.
Что это было за время? Уже отодвинулась в глубь истории Отечественная война 1812 года. И хотя со дня её окончания минула треть века, последствия победы над Наполеоном продолжали ощущаться. Более того, к 40-м годам они стали нарастать. А в конце 40-х разразились европейские революции, которые неузнаваемо изменили лицо Европы.

Газета «Слово» в начале нынешнего года уже писала, что в феврале 2019 г. судебными приставами был закрыт Международный фонд славянской письменности и культуры в Черниговском переулке Москвы. Причина ареста здания – долги за коммунальные услуги, которые Фонд мог бы погасить, но через суд были начислены непомерные штрафы.
13 февраля 2019 г. руководство Фонда уже достигло определённой договорённости со службой судебных приставов, но на следующий день прибыли вооружённые представители этой Федеральной службы. Ими было опечатано здание со всем находящимся там имуществом, в том числе Музей Игоря Талькова, магазин «Казачья лавка» и книжный магазин патриотической литературы «Кириллица». Закрытие здания Фонда вызвало возмущение общественности. А меж тем культурные мероприятия, которые многие годы шли в стенах Фонда славянской письменности, вынуждены теперь ютиться на разных площадках Москвы, которых становится всё меньше и меньше. А сколько музыкальных коллективов, певцов разных направлений, выступавших в стенах Фонда, потеряли возможность дарить русскую и мировую музыку своим слушателям!

Хотел сначала озаглавить эту статью, начиная со слов «волшебство», «магия» и прочее. Но — нет, не то. Именно «обаяние». Разумеется, не такое, как у Луиса Бунюэля (представителя сюрреализма, чьи фильмы отличаются сочетанием несочетаемого и конструированием образов с целью вызвать у зрителя шок — Ред.), с другим знаком. Попытаюсь обосновать свою точку зрения.
Чувство советского и понимание его редко посещает нас в юные годы. Молодёжь обычно увлечена демократией и либерализмом. Не миновала и меня сия чаша: был подвержен идее, что нашему обществу нужны срочные и радикальные изменения…
Но со временем я стал замечать, ещё в 90-е, в ельцинско-гайдаровские годы, как только подходит очередной государственный праздник или выборы, так по телевизору начинают крутить старые советские фильмы: «Белое солнце пустыни», «Волгу-Волгу», «Весну на Заречной улице», «Неуловимых»… Требовалась эмоциональная поддержка народного духа. А как его поддержать? Картинами Кандинского, Малевича, Шагала? Народ на это не клюнет. И это отлично понимали власти предержащие и их советники.

На мертвенно-бледном, синевато мерцающем фоне идут двенадцать человек; и белый венчик из роз, увенчавший гипотетического Иисуса, едва ли спасает ощущение: речь о вечном антиподе Христа, закрутившим силы свои в лабиринтах революционной метели. К этому ли образу поднимался Блок? Или, влекомый жаждой совершенства, раскрылся наиболее полно в плавном и торжественном: Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен?
Он прекрасен в каждом своём, даже ужасном движении, и то, что девушка, поющая в церковном хоре, вызывает слёзы ребёнка о тех, кто не придёт назад, подчёркивает его неповторимость в любом моменте, во всяком временном изгибе, изломе.

В сборник портретных зарисовок кумиров «самого массового из искусств во все времена» автор включила 16 персон. А жаль! Великих лицедеев советского и постсоветского экрана было во много крат больше. 16 эскизов к самостоятельным книгам об артистах — напоминают скомканный синопсис, разверни который и получишь полновесный томик «ЖЗЛ».
Кстати в этот сборник вошел очерк о Василии Шукшине, который ранее был удостоен в серии «ЖЗЛ» аж двумя отдельными книгами. А за «за бортом» оказались Михаил Казаков, Вячеслав Тихонов, Евгений Лазарев, Евгений Леонов – десятки других актеров и актрис. И каждый из этих мастеров сцены и экрана — явление.
С названием книги Кравченко (Ирина Кравченко, «Актёры советского кино» (ЖЗЛ) М 2020) можно и нужно спорить. Потому что это очерки о трагических судьбах людей, оказавшихся внезапно вне конспекта своего зрителя — умного и тонкого ценителя их таланта. Успех в советском кино и театральной сцене и внезапное обрушение всех эстетических критериев. Перестройка превратила музу Мельпомены в привычное телевизионнным дельцам «мыло».

Церемония награждения — уже 18-я по счёту — лауреатов премии «Ясная Поляна», учрежденной музеем-усадьбой Л.Н. Толстого и компанией Samsung Electronics, состоялась в Большом театре в Москве.
«Утрата человечности для наших авторов настоящая трагедия, — подчеркнул председатель жюри, советник президента РФ по культуре Владимир Ильич Толстой. — Да, наши авторы гордо несут знамя любви к человеку, передавая боль за другого человека художественно. Таких и отбирает блистательное жюри с тонким художественным вкусом… Я очень благодарен Большому театру за смелость не отменить мероприятие в новых условиях, и нашим почетным гостям, которые пришли поздравить и поддержать участников и победителей. Я также хочу выразить благодарность соучредителю премии, нашему партнёру, компании Samsung Electronics, с которым мы на протяжении 18 лет вместе готовимся к премии и вместе смотрим в будущее, несмотря ни на что».

За день до аккредитации на VII Большой Севастопольский благотворительный офицерский бал «Победа», посвящённый в этом году 75-летию Великой Победы и 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского, я позвонила своему большому другу, ветерану Великой Отечественной войны, почётному участнику проекта «Перекличка Победителей», народному артисту России Николаю Сергеевичу Лебедеву и рассказала ему о предстоящем событии. Он высказал глубочайшее сожаление, что не примет участие в таком державном мероприятии. И добавил: «Да, я, конечно, прекрасно понимаю, что организаторы в нынешних условиях пандемии, прежде всего, опасаются за жизнь и здоровье людей после 65. Но у меня есть одно преимущество перед коварным врагом — мне уже 99+! И как человек, прошедший ад Освенцима, перед «короной» не встану на колени. Именно поэтому меня и пригласил в славный город-герой Севастополь Николай Петрович Бурляев, президент международного фестиваля «Золотой Витязь», который был тоже посвящён 75-летию Великой Победы».

Съёмки «Трёх тополей» проходили на Оке, рядом с Рязанью. Есенинское село Константиново — было недалеко, и в свободный от съёмок день мы туда поехали. Дом родителей Сергея Александровича стоял на дальнем от въезда конце села, на левой стороне. Мемориальная доска белела на тёмно-серой бревенчатой стене дома и выглядела неуместной и ненужной. Она белела своей холодной мраморностью и цифрами, обозначающими короткий срок, короткий век и относительность короткого срока, отпущенного судьбой русскому гению. Относительность к тому, что гений успел за столь короткий срок — состояться.
Он состоялся вопреки — времени и повсеместному несчастью для всей России — Революции.
В этой избе он не жил. Это «послепожарная» изба, новая, выстроенная на том месте, где стояла «старая» — та, в которой он «растил себя поэтом». За избой, в глубине двора, стоит небольшой сарай. Так вот именно сарай его дыханье и хранит.

И в мировом своём плену
До гроба всё считаем
Нас породившую страну
Неповторимым раем.
В этих стихах поэта-изгнанника Николая Туроверова в год столетия русского исхода слышна особая тоска. Будто откуда-то издалёка доносятся слова из словаря Пушкина, Лермонтова, Тютчева, стремятся слиться в единую русскую речь со словами Блока и Есенина. В этих словах «из мирового плена» свидетельство об исходе не в обетованную землю, а из неё. Она, даже выжженная огнём гражданской войны, залитая братской кровью, навсегда останется матерью-землёй. В этих словах «любовь к отеческим гробам», рядом с которыми уже никогда не окажется твоя могила.

Начну с банальной, но вечно юной и обязывающе-философской истины: «Все мы родом из детства». Никто с этой истиной спорить не станет. А нам, в данном случае, она просто необходима, потому что говорить о драматургии великого Виктора Розова, игнорируя его «мальчиков», немыслимо. А мальчики растут, мужают, ищут и не всегда находят себя истинных, делают ошибки, пытаются их исправлять, очень хотят найти свой жизненный путь и себя самих в жизни. Всем ли удается этот сложный поиск? Увы, далеко не всем. На пути — множество коряг и ям, да чего угодно, что мешает настоящему счастью, любви, сбывшимся надеждам et cetera, et cetera.
Эта преамбула необходима, потому что речь пойдёт о возвращении на столичную сцену одной из несправедливо забытых драм Розова, которая, не взирая на солидный возраст (создана в 1964 году) отнюдь не потеряла своей остроты и актуальности. Поэтому сразу же поблагодарю народного артиста России, режиссёра Александра Коршунова – человека талантливого, смелого и отличного психолога — за то, что «Затейник» Розова появился на сцене московского театра «Сфера».

17 сентября 2020 г. состоялся не дистанционный, а самый живой, радостный, обнадёживающий Десятый конкурс патриотической песни и поэзии «Сербия в сердце моём…».
Это начинание слависта Ильи Михайловича Числова (1965–2019) с его соратниками сегодня стало для многих школьников и студентов, их учителей и преподавателей со всех концов России целым событием – ожидаемым, серьёзным. А ещё – это возможность для современного юношества вспомнить о своих корнях, художественно выразить причастность к великой славянской культуре и героической истории.
Сегодняшний конкурс, традиционно проходящий при поддержке Посольства Республики Сербии в РФ и Союза писателей России, организован Обществом русско-сербской дружбы во главе с его председателем кандидатом филологических наук Е. А. Осиповой.

19–20 сентября по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на священной Можайской земле прошёл XV Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень».
Насыщенная программа включала в себя по традиции посещение Бородинского поля, где участники фестиваля – писатели, кинематографисты, музыканты — пропели «Вечную память» и возложили ветви калины к обелиску русским воинам.
Праздничный концерт в городском парке дали музыканты – лауреаты конкурса, который по традиции вела заслуженная артистка России Татьяна Петрова. Среди выступавших – лауреаты всероссийских и международных конкурсов: солист оркестра Росгвардии, кавалер медали им. Георгия Свиридова Максим Щербицкий; исполнитель народных и авторских песен, композитор, актёр театра и кино, лауреат специального фонда президента республики Беларусь Максим Павлов; исполнительница народных песен, обладатель грамоты Святейшего патриарха Алексея II Татьяна Семушина. Выступили на городской сцене и юные дарования, удостоившиеся награды фестиваля. Десятиклассница Ангелина Шкаберда из Белгорода – одна из них.

Крепкая основательность и весомая плотность фразы Куприна, точно идущие от телесной его, с богатырской традицией связанной силы (у него и пьянство было не забубённое, отчаянно-русское, а от щедрости натуры, не знающей преград, живущей избытком!). Точно мускульное напряжение фразы даёт зримость картин и узнаваемость образов.
Но – мощь множится на сострадание, ибо голая, как стыд, мощь будет нарушением русских правил.
…вот срез публичного дома из хрестоматийной «Ямы»: и какой теплотой овеяны павшие! Будь его, писательская власть, поднял бы их, даже вознёс – за вектор страдания, что привёл сюда, в чёрный цвет смрадной ямы.
Галерея лиц, каталог типажей: Куприн вообще, казалось, каталогизировал все типы русского общества.
...вот поп, корпусом могутный, как лодка – поп, которому надо анафемствовать графа Толстого – а он, зная, чем грозит непослушание, возглашает Льву многая лета, ибо что же ещё можно пожелать Льву мысли и литературы.

Наша встреча произошла в Москве на гранд-выставке, именуемой «Золотые руки России», что проходила в Гостином дворе. Тогда народный художник РФ П.Т. Стронский сказал мне, что после осмотра его полотен он обязательно должен показать изумительной красоты произведения ювелирной мастерской «Хризолит». Так мы и поступили.
Сказать, что я был восхищён увиденным, значит ничего не сказать. Выставлены были предметы, изготовленные русскими мастерами; с дизайнерским изыском – на благородном тёмно-зелёном бархатном фоне, с направленной подсветкой и в красивой горке тёмного дерева стояли блюдца, чашки, бокалы, вазочки, выполненные витражной эмалью на серебряной основе. Висели иконы в драгоценных окладах и изумительной работы, у которых ризы словно и не из тончайшей серебряной проволоки изготовлены, а сотканы затейливыми кружевами из тончайшей шёлковой нити искусными мастерицами – столь они легки, воздушны и сложны в своём плетении, где виден, просматривается каждый крохотный завиток, каждый узелок.

«Наконец-то!» — радостно воскликнуло великое множество меломанов, не представляющих своей жизни без музыки! Почти полгода самоизоляции... Конечно, радио и телевидение превзошли сами себя: исторические концерты, знакомство с молодыми музыкальными мастерами, оперы, балеты, интереснейшие программы, в том числе и такие уникальные, рассчитанные на молодёжь… И всё-таки какое все мы испытывали солнечное чувство ожидания, как можно скорее – войти в знакомый и бесконечно любимый концертный зал, чтобы услышать живую музыку! Первым эту радость, даже счастье, предоставила нам Московская филармония в Концертном зале имени Петра Ильича Чайковского. Добрые, светлые и тёплые слова директора Московской филармонии Алексея Алексеевича Шалашова были сами настоящей радостной музыкой!
Слушатели проходят через контроль. Те, кто почему-то пришел без своей маски (от радости, вероятно, позабыли) получают их еще до рамок контроля. И вот мы в по-своему непривычном зале. Кресла через одно покрыты бумажной полосой, на которой написано, что это место «волшебника акустики». В связи с такой «раскадровкой» получилось, что занят весь зал и совсем нет никаких «проплешин» свободных кресел. Получилось удобно, уютно и даже красиво.

Немецкий драматург, лауреат Нобелевской премии Герхарт Гауптман (1862–1946), начавший своё драматургическое творчество в конце XIX века пьесой «Перед восходом солнца» (1889), завершил его в первой трети XX века пьесой «Перед заходом солнца» (1932). В первом произведении, получившем название «драмы сострадания», Гауптман, описывая жизнь бедной семьи, гибнущей от алкоголизма, предостерегал буржуазное общество от грядущей социальной опасности и призывал обратить внимание на страдания бедняков. Давая понять, что так жить нельзя, он названием пьесы оптимистически выражал надежду на близкое торжество в Германии и на Западе гуманистических идей.
Впоследнем произведении, написанном автором в 70-летнем возрасте, от былого оптимизма у него не осталось и следа. И это при том, что главным героем драмы Гауптмана на сей раз выступал уже крупнейший капиталист, человек высокой культуры, успешный предприниматель. Его личная, чисто человеческая, трагедия состоит в крахе надежд духовного плана. Полюбив молодую девушку и вызвав у неё искреннее ответное чувство, он не может поступить по своей воле и под давлением и травлей обуянной алчностью собственной семьи вынужден покончить жизнь самоубийством.

Минуло два года с кончины Валерия Николаевича Ганичева. Рассказать о нём непросто. Завидная, до предела насыщенная событиями и трудами жизнь, живой интерес ко всему, разнообразные умения и таланты. Державник, неутомимый «дела делатель», он жил, учился и работал в Сибири, на Украине, в Москве, впитал нравы и обычаи разных краёв и народов. В его биографии слились воедино разные поприща — учительство в Николаеве, работа в украинском, а потом и в московском комсомоле, издательская деятельность в «Молодой гвардии», редакторство в «Комсомольской правде» и в журнале «Роман-газета». На протяжении почти четверти века Ганичев — председатель Правления Союза писателей России, крупнейшего в стране, и заместитель Святейшего Патриарха во Всемирном русском народном соборе.
Вот как вспоминал он о начале своей трудовой биографии в одном из наших разговоров:

24 июня в Екатерининском зале Кремля состоялась церемония вручения Государственных премий Российской Федерации 2019 года. Среди награждённых в области литературы и искусства за вклад в сохранение и развитие традиций русской литературы — Валентин Яковлевич Курбатов.
В своём выступлении на торжественной церемонии вручения Государственных премий президент Владимир Владимирович Путин пояснил выбор даты мероприятия: «В этом году нам пришлось отступить от традиции чествования лауреатов премии в День России. И когда мы определяли другую дату, то выбрали именно 24 июня, потому что для истории нашей страны, нашего народа это навсегда, на все времена день славы и триумфа.
Вы знаете, мы уже об этом много раз вспоминали, ровно 75 лет назад состоялся легендарный Парад Победы. И сегодня по Красной площади, видели наверняка, торжественным маршем прошли наследники солдат этой Великой Победы.

Уж сколько раз твердили миру: именно Михаил Александрович Шолохов написал великий роман «Тихий Дон» и никто другой. Не верим, говорят некоторые высоколобые учёные мужи, что мальчишка двадцати трёх лет от роду, да ещё почти безграмотный, да ещё крестьянин смог создать абсолютно гениальное произведение, за которое он, правда только через сорок лет, но всё же получит Нобелевскую Премию. Не верим и всё! Потому, что такого не может быть никогда. И это неверие, и эти бессмысленные вопросы возникают то тут, то там из года в год, из месяца в месяц.
Грех такого же рода, чего уж там говорить, случался и у меня. Почему же, думал я, никто из современников не может повторить то же самое в нынешние времена? Никто не станет спорить: Россия родила бесконечное количество бесконечно способных творческих людей. Но где другие примеры юных дарований, где золотая, яркая поросль, которая мимоходом, неведомо что, творя, создает новое, необычное, блистательное… Что, таланты разве перестали рождаться на Святой Руси? Почему, рассуждал я, мелкотравчатость одна и в поэзии, и в прозе? И что же, тот малограмотный Миша Шолохов и впрямь оказался умнее и талантливее всех наших золотых выпускников лучших университетов и аспирантур? Мне казалось, что здесь что-то не вяжется.

В архиве, который завещала она Лисиной, множество рецензий, отзывов на её фильмы, воспоминаний о работе с ней знаменитых актёров. И, как ни странно, очень мало о самой Татьяне Михайловне, о том, как выковывался характер «Железной леди советского кино». Подчеркнём: именно советского кино. Потому что «до конца, до смертного креста» оставалась она верна идеалам своего отца, погибшего под Смоленском в первые дни войны в ополчении, идеалам своего пионерского детства и комсомольской юности, своей партии, куда вступила в зрелые годы.
Удивительно, о детских годах Лиозновой мы узнали многое из интервью, которая дала она не профессиональным журналистам, которым перестала доверять в годы «катастройки». Разговорилась она с ученицей 10 класса Галей Гаямовой, с чьей семьей соседствовала в одном подъезде дома — последнего её пристанища. Черновик этого интервью сохранился в архиве.
Но красноречивее всего говорит снимок в газете «Правда» за 1939 год. Подпись под снимком: семиклассники школы № 723 района Сокол г. Москвы на перемене. И что же!? В центре — девочка с легко узнаваемым лицом и широко распахнутыми руками о чём-то рассказывает подругам. И все взоры устремлены на неё. Лидер! Уже тогда.

Непрофессиональный и бездарный персонаж, если ему каким-то образом удаётся занять руководящую должность, создаёт множество проблем в любой сфере деятельности. А для искусства, культуры, где авторитет таланта и творческой состоятельности играет особую роль, отсутствие у назначенного лидера необходимых качеств, как правило, оборачивается настоящим бедствием.
Катастрофическую иллюстрацию такого развития событий являет происходящее сейчас в коллективе МХАТ имени М. Горького — одного из ведущих театров страны. Всё началось именно после роковой смены его руководства полтора года назад. Совершенно неожиданная и безосновательная отставка народной артистки СССР Татьяны Дорониной вместе с одновременным возведением на пост художественного руководителя-директора МХАТ мало кому известного Эдуарда Боякова на многих произвели ошеломляющее впечатление. «Переформатирование», а фактически уничтожение знаменитого русского театра очень скоро пошло, можно сказать, по всем направлениям. Репертуар, стиль работы, атмосфера в коллективе, актёрский состав и т.д., то есть всё, что неимоверными трудами под началом Татьяны Васильевны Дорониной создавалось за тридцать лет её подвижнического руководства, теперь пущено на распыл.

Как-то я видел по телевидению вечер, посвящённый 85-летию Евгения Евтушенко.
Вспомнил о встречах с ним, весьма недолгих и немногих. Моё знакомство с его именем произошло ещё в Хабаровске, когда я работал в газете «Молодой дальневосточник». Прихожу как-то на работу, и мне вручают пачку страниц со стихами какого-то Евтушенко. Был, наверное, год 56-й или 57-й.
Смотрю, зелёными чернилами исписаны листки, и всё это – стихи, стихи и стихи. Видимо, Евтушенко принёс их в редакцию, когда меня не было. Он в те дни гостил в Хабаровске. Прочёл я эти стихи, и показались они мне весьма слабыми. Одна риторика и, по-моему, по политической части. Не мог найти во всей пачке ни одного достойного. Пошёл к главному редактору и сказал, что печатать их не стоит. Не напечатали.
А слава Евтушенко постепенно росла. Помню, по радио я слышал его интервью после возвращения из-за рубежа. Он читал стихотворение «Хотят ли русские войны?..». Читал почти глухо, усталым голосом человека, только что вернувшегося из дальней поездки.
Стихотворение было хорошее. Кто из нас в те годы не помнил о войне, заставшей моё поколение с детства, кто не думал о возможной войне впереди? Тогда только и говорили: «Только бы не было войны. Только бы не было войны». Люди были согласны на всё, чтоб этой войны не было. В стихах Евтушенко билось живое сердце, и моё сердце на них откликнулось.

«…И мы, великий день здесь братски торжествуя,
Поставим наш союз на высоту такую,
Чтоб всем он виден был — всем братским племенам».
Ф.И. Тютчев.
 
День славянской письменности и культуры… Это особый праздник в нашем славянском мире. Помимо официального, государственного, он одновременно имеет и церковное значение – в этот день чтят память создателей славянской азбуки святых Кирилла и Мефодия. В этот праздничный день много говорилось о православном христианстве, общих культурных корнях и исторической близости славянских народов. Вспоминали первую азбуку, которая возникла у древних финикийцев почти три тысячи лет назад и которой пользовались в некоторых странах Средиземноморья. Именно этот алфавит положил начало греческому, а потом славянскому.

ХХ столетие, несмотря на весь свой трагизм, убедительно показало бесперспективность всех химер, основанных на богоборчестве и утрате национальных истоков, и в то же самое время, оно стало веком торжества национальных и христианских идей, расцвета национальной культуры и её самого образного выражения – реалистической живописи.
Каждый эпизод в жизни и творчестве И.С. Глазунова имеет свой глубокий смысл. Родился он в юбилейный год и если бы советская Россия не пребывала в социальном беспамятстве, то в 1930 году, в год его рождения, по всей стране широко праздновалась бы великая дата — 550-летие Куликовской битвы. Пройдёт 50 лет, и уже зрелый художник Илья Глазунов заставит своим циклом работ «Поле Куликово» пробудиться Россию от векового сна, хотя ему предстоял ещё титанический труд, чтобы молва о Куликовом поле разошлась от его персональных выставок по всей России.

Библия выступает, как великая программа человечества, в которой в свёрнутом виде – на подобии спирали ДНК в клетке – содержится информация, управляющая развитием событий в мире. Притягательная сила ветхозаветных и новозаветных сказаний растёт. Смысл этих сказаний становится понятным и близким людям XXI века.
Секрет прост. Смысл Библии – в предельно простой, бесхитростной подаче материала. Пророки дали человечеству трагические письмена «начертанные кровью и слезами»: Одна из семидесяти семи книг Библии называется, «Плач Иеремии», и такое название подходит для большинства из них. Библейская простота – это простота шедевра огромной информационной ёмкости. Упрощения, допущенные в Библии, — ни что иное, как содержательное и формальное сжатие информации, компактная упаковка знаний по всем правилам информатики.

Сторонники перевода богослужения Русской православной церкви на современный русский язык не всегда осознают, что язык церковнославянский не ограничен литургическим пространством. Он также лежит в основе нашего светского литературного языка, и, по подсчётам лингвистов, церковнославянизмы составляют примерно пятьдесят процентов активного словарного запаса нынешнего русскоязычного человека.
Да, он уже не воспринимает слова типа «союз», «разница», «страна», «небрежный», «краткий», «горящий», «угощать» с их фонетическими и морфологическими приметами как церковнославянизмы, но по факту даже самый атеистично настроенный носитель русского языка является в определённой степени носителем и языка церковного. Когда наши предки приняли христианскую веру, он, южнославянский по происхождению, органично слился с живой стихией восточнославянской речи, обогатил её новыми словами, даровал этой стихии строгие грамматические формы, азбуку, буквы которой в полной мере могли фиксировать музыку речи, а в будущем определил стилевое разнообразие русского языка, позволил о высоком говорить словами высокими, об обыденном – словами праздными.

11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской родился мальчик Миша Кузнецов, который в 1912 году получил фамилию своего родного отца и стал Михаилом Александровичем Шолоховым, в будущем писателем с мировым именем, лауреатом Нобелевской премии 1965 года.
По рождению М. Шолохов не казак, но с детства жил на Дону, впитал и подарил миру дух этой свободолюбивой вольницы русского народа. Семья Шолоховых старалась дать сыну образование, и он с юных лет увлёкся литературным творчеством. Это увлечение и вылилось позднее создание такого монументального произведения, как роман-эпопея «Тихий Дон». Не боюсь сравнить его с «Войной и Миром» Льва Толстого. Последний, написанный «с французским акцентом», сегодня менее близок современному читателю, нежели «Тихий Дон». Однако оба романа, объединяет тема патриотизма и войны. Только талант Шолохова мог столь ярко, правдиво и доступно на примере истории одной семьи показать все ужасы Первой мировой и Гражданской войн. И очень жаль, что в наши дни такие реалистические полотна вытесняют конъюнктурные поделки авторов либерального толка, не стесняющихся грешить против истины.

Его по праву называют маэстро танца, легендой мирового балета. В эти дни народный артист СССР, артист балета, балетмейстер и хореограф, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премий РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки Владимир ВАСИЛЬЕВ отмечает юбилей.
Кгордости нашей редакции Владимир Викторович уже много лет является членом Общественного совета «Слова». Желаем этому сверходарённому человеку здоровья, радостей творчества, возможности и впредь приятно удивлять своих многочисленных поклонников и почитателей.
Юбиляра поздравили президент России Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин, которые отметили выдающийся вклад Владимира Васильева в мировое балетное искусство. Много и других поздравлений — от мастеров культуры и признательных зрителей.

2020 год. Близится очередной Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна». Юбилейный, XV по счёту. Собираются писатели, поэты не только России, но Украины и Белоруссии. Едут, чтобы ещё раз порадоваться творчеству великого русского поэта, воина, учёного, путешественника, исследователя. Сколько ещё мы не знаем о Николае Степановиче Гумилёве! Именно с Гумилёвым связанно изучение неизвестных страниц древних языков и рукописей, уходящих в глубину веков и тысячелетий. Это письменность шумеров и аккадцев.
Вконце IV тысячелетия до н.э. шумеры, племена неизвестного происхождения, освоили болотистую, но плодородную долину рек Тигра и Евфрата. Они осушили болота, справились с нерегулярными, а иногда катастрофическими разливами Евфрата. Создали сложную систему ирригации и образовали первые в Двуречье города-государства. Среди разнообразных достижений цивилизации, приписываемых шумерам, наиболее значительным признаётся изобретение письменности в конце IV — начала III тысячелетий до н.э.

Своё, переплетённое с платоновским: так воспринимается проза Нагибина; своё, оригинальное, веское очевидно: прекрасные образцы русской стилистики выпеваются… или выливаются млеком каждого абзаца; нечто, идущее от платоновской густоты и перенасыщенности, ощущается во фразах, определённого покроя. Или построения.
«Срочно требуются седые человеческие волосы» — и алмазом прорезанные отношения людей возникают на мутноватом стекле реальности, где одиночество, как естественная мера вещей. Один из рассказов – из ярких, удачных, крепких, вещных. У Нагибина – гроздья рассказов, иные из них благоухают духовными ароматами, представляя панорамы мира знакомого, но подсвеченного изнутри так, как другой бы не смог: через свой мир и своеобразие видения яви.

Страница 1 из 21

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes