последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

У нас одна кровь

В 2016 году в сухумском издательстве «Дом печати» вышел роман Олега Адыль-Гиреевича Этлухова «Следы на песке»*, который дошёл до Москвы только к лету 2018 года, хотя ему, на мой взгляд, уже два года назад нужно было стать настольной книгой для большинства читателей, вышедших из былого СССР. Ведь этот роман, представляющий собой на первый взгляд книгу о любви, на самом деле на восемьдесят процентов является произведением, исследующим суть произошедшего в конце XX века в Советском Союзе государственного переворота. Линии сложных любовных отношений главного героя этого романа с женщинами могли бы выткать исключительно красивый лирический сюжет, если бы над ним не витали тени ряда зловещих персонажей из нашей недавней и нынешней реальности.
Роман «Следы на песке» во многом перекликается с такими книгами известного прозаика Александра Проханова, как «Господин Гексоген», «Красно-коричневый», «Крым», «Политолог», «Гибель красных богов» и огромным количеством других его романов, наполненных фигурами широко известных российских политиков последней поры, в большинстве своём — негативных, обладающих сильными, откровенно разрушительными энергиями. Эти же тени-призраки, которые действовали в романах Александра Проханова, замаячили за спинами героев и Олега Этлухова — это такие известные всем россиянам персонажи, как Гайдар, Чубайс, Горбачёв, Ельцин, Козырев, Немцов, Сванидзе, Касьянов и другие их соратники по разрушению Советского Союза. «Громадные деньги, которые были вложены западными спецслужбами при попустительстве Горбачёва в общую программу развала Советского Союза, начали давать уже горькие отравленные плоды, — с горечью написал в своём романе Олег Адыль-Гиреевич. — Только одураченный народ не знал ещё, что плоды эти ядовитые. Вброшенные из-за рубежа деньги позволили через ангажированные средства массовой информации одурманить миллионы людей. Заставить их поверить, что Ельцин, нарушивший присягу и предавший свою Родину — Советский Союз, чуть ли не патриот и освободитель России. Когда многие поняли, что мнимая борьба между Горбачёвым и Ельциным — хорошо отрепетированный спектакль, написанный западными спецслужбами, было уже поздно…»
Листая страницу за страницей этот глубокий роман, понимаешь, что серьёзная умная книга представляет, по сути дела, печальную и ёмкую энциклопедию разрушения величайшего в мире народного государства. Окружая судьбы своих героев непростыми политико-экономическими событиями, автор показывает, как были вырублены при Горбачёве прекраснейшие виноградники на Кавказе, как были изгнаны с директорских постов самые умелые руководители заводов, фабрик, предприятий и комбинатов, как были обанкрочены тысячи крупнейших в стране хозяйств и оставлены без работы миллионы специалистов.
Но вместе с этим писатель показывает, как в 1992—1993 годах во время войны Абхазии с Грузией абазины (а именно судьбе этого народа и придаётся в книге самое главное значение) воевали добровольцами в составе абхазской армии за независимость, и многие полили там землю предков своей кровью, а многие из них и остались лежать на абхазской земле.
Сложность национального вопроса на Кавказе до сегодняшней поры хорошо известна, но особенно острым для писателя является положение абазин и абхазов, хотя не менее близкой ему остаётся также судьба адыгов, убыхов, черкесов и целого ряда близких между собой по крови, языку и культуре народов. Но, как отмечает в своём романе Олег Этлухов, «к абазинам у абхазов особое трепетное отношение. Впрочем, как и у абазин к абхазам. Обижать абхаза там, где есть абазины, нельзя. Любой абазин воспринимает это как личное оскорбление и будет защищать гостя, независимо от того, знает он его или нет, прав абхаз или не прав».
Вспоминая об упомянутой выше грузино-абхазской войне, герой романа «Следы на песке» Александр Асланович говорит, как «после неё искренне, от всей души принимали в Карачаево-Черкесии многие тысячи абхазских беженцев. Их одевали, кормили, поили, делились с ними, как с самыми близкими, всем, что было. Уже после войны, в самые холодные послевоенные годы, абазины организовывали многочисленные поезда гуманитарной помощи, которые спасали от голода многие абхазские семьи. Везли сотнями тонн муку, сахар, медикаменты, тёплую одежду. Абхазы не забыли всего того, что делали тогда для них в трудные годы абазины. Они помнили добро и платили своим соплеменникам тем же…»
И даже в сегодняшние дни абхазы, те, у кого погибли во время войны их самые родные и близкие люди, говорили, что ни о чём случившемся они и сейчас не жалеют. «Мужчина должен быть готовым отдать свою жизнь за Родину, — говорит мать одного из её погибших сыновей в войне с Грузией. — Так учили нас, абхазов, наши отцы и деды…»
Книга Олега Этлухова недвусмысленно доносит до сведения его читателей особенности характера и нравственных основ абазин и абхазов, умеющих не только воевать за свою свободу, но и дружить с другими народами. «Мы соседи, и нам никуда не деться друг от друга, — говорил в романе «Следы на песке» Герой Абхазии Раули об отношениях абхазов с грузинами. — Грузины — это большой красивый, талантливый народ. Мы, абхазы, готовы дружить и жить с ними в мире. Но дружить и общаться — как равные, а не как малый народ, подчиняющийся другому большому. Мы, абхазы, гостеприимный народ. Если грузины хотят приходить к нам в гости, мы всегда рады им».
Роман Олега Адыль-Гиреевича чуть ли не впервые за последние несколько десятилетий раскрывает перед читателями душу абхазского народа, обитателя «Богом избранной земли, земли красивых легенд и народных преданий».
«Абазины и абхазы, — говорит своему маленькому сыну одна абхазка, — это единый народ, народ абаза. И мы с абазинами — один народ. В нас одна кровь. Мы единое целое».
Книга Олега Этлухова щедро наполнена яркими, похожими на афоризмы, выражениями. Такими, например, как фраза: «Герои уходят. Народ остаётся». Или же: «Абхазия богата на талантливых людей. Здесь что ни знакомый, то личность. Личность с большой буквы». Или такими поистине жемчужинами, как «Род превыше всего. Многие в жизни старятся. Но немногие становятся от этого мудрыми. Это бесценное сокровище даётся не каждому…»
Абхазия, говорит главный герой романа Александр Асланович, «это страна талантливых людей. Талантливых поэтов, писателей, историков, артистов. И признание этого народа многого стоит…»
Читая книгу Олега Этлухова, понимаешь, насколько богат и объёмен язык народов Северного Кавказа, речь которых безмерно наполнена пышными и содержательными оборотами. Высказывания здешних жителей отличаются поэтичностью и афористичностью.
Северный Кавказ — это не просто удивительно красивая сказочная местность, это общая родина целой группы родов и народов, к которым относятся абазины и абхазы. «Абхазы, — пишет Этлухов, — часто приезжают в Карачаево-Черкесию. Абазины ещё чаще ездят в Абхазию». Это их общая земля, питающая их общими для них духом и культурой.
Жизнь города Черкесска протекает на фоне местного Есенинского сквера, на скамейках которого ближе к вечеру собираются уважаемые люди — ветераны, пенсионеры, известные горожане, седобородые старики. Главный персонаж книги Олега Этлухова Александр Асланович тоже частенько заходит в этот парк, чтобы послушать умных людей, встретиться с известными деятелями культуры города. Здесь же Александр Асланович повстречал однажды известного учёного-литературоведа, критика, заслуженного деятеля науки Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Адыгеи, председателя правления Союза писателей Карачаево-Черкесии Лейлу Абубекировну Бекизову. Слушая её интересные мысли о литературе, он проводил её, как того требует этикет народа, до самого подъезда её дома.
У абазин говорят, — заметила она, когда они остановились у подъезда, — что холоп доводит до двери, а князь до ворот. Ты довёл меня до самых ворот, но я и без этого знала, что ты не холоп. Ты всё правильно сделал. Я хорошо знала твоего отца и твою мать, так и держи. Береги их честь…
Лейла Абубекировна до пустых фраз не опускается. В каждом её слове что-то есть. Нужно только внимательно слушать и правильно понять подстрочный перевод каждого её слова, каждой её мысли…», — замечает Этлухов.
Жизненный круг Александра Аслановича очень широк — помимо огромного количества рядовых людей, в него входят такие высокопоставленные персоны, как Сергей Багапш, Александр Хлопонин, Геннадий Зюганов, Владислав Ардзинба, Александр Ткачёв и другие общественные деятели. Некоторых сегодня уже нет на свете, но каждого из них (и о каждом из них) всё равно следовало бы послушать, так как каждый из них хотел внести в эту жизнь определённые разумность и прядок, сделав наш мир счастливым и добрым.
Несмотря на то что роман Олега Этлухова «Следы на песке» позиционируется как некая история о любви, вся его сюжетная линия развивается на фоне довольно сложных историко-политических и этнографических событий, которые демонстрируют нам, что произошло с Россией за последние сто лет истории, а главное — с народами Северного Кавказа, и в особенности — с абазинами и абхазами. «Ассимиляции подверглась не только Абхазия. Процесс ассимиляции затронул и абазин. Почти двести тысяч адыгов имеют абазинские корни. Ещё совсем недавно их предки были абазинами… Когда-то абазины были большим могущественным народом, который мог выставить более ста тысяч всадников. В средние века и абхазы, и абазины были единым народом абаза…»
За десятилетия след этого народа почти полностью был стёрт из истории Кавказа, хотя абазинский язык ещё сохранился, имея два диалекта — тапантский, лежащий в основе литературного языка, и ашхарский. Самих абазин, по данным переписи 2010 года, насчитывается чуть больше 40 тысяч человек.
«У всех представителей малочисленных народов резко заостряется чувство самосохранения, чувство ответственности за семью, род, родное село», — пишет он и вместе с тем добавляет, — ответственность за то государство, в котором они сегодня существуют и надеются сохраняться в будущем.
Разворачивая перед читателями историю любви и жизни Александра Аслановича, Этлухов через своих героев говорит не столько об их личных чувствах, сколько о характере тех, кто находится сегодня во главе России. О тех кругах, в которых доминируют идеи, в основном, личностные, экономические и меркантильные. Путин — это патриот, но вокруг него, к сожалению, очень немного патриотично настроенных политиков. «Деньги и имущество большинства людей из близкого его окружения находились за границей. За границей жили их дети, а нередко и целые семьи. Это был настораживающий фактор…»
Страницы книги Этлухова наполнены глубокими мыслями, высказанными умными людьми. Одним из таких людей был Сергей Васильевич Багапш, второй Президент Республики Абхазия, при котором состоялось её официальное признание Российской Федерацией как суверенного и независимого государства. «У нас прекрасное прошлое, нам нечего стыдиться, — сказал он журналистке Светлане во время их беседы. — Нам есть, чем гордиться, оглядываясь назад. Но нельзя идти вперёд, всё время оглядываясь назад. Прошедший день нужно знать, помнить и извлекать из него уроки, но смотреть нужно не назад, а вперёд. Наше будущее впереди. О нём мы должны думать каждый день. Ни у одного народа, в том числе и у абхазов, нет вечных друзей и вечных врагов, есть только вечные интересы. Вот о них мы и должны думать…»
Хочется, чтобы подобные мысли владели умами также и политиков России, потому что и нашей стране нужно строить будущее не только для тех, кто владеет сегодня денежными мешками, а для всех простых людей, для всего народа России, включая народы наших братских республик.
 
Николай ПЕРЕЯСЛОВ
Этлухов Олег Адыль-Гиреевич. «Следы на песке», Сухум, Издательство «Дом печати», 2016. — 852 с.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes