последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Музыка и слово: что сильнее

Издать на русском языке книгу «Россия: образ врага» предложил генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, присутствовавший на её презентации в Москве вместе с автором — австрийским публицистом и историком Ханнесом Хофбауэром.
Вышла книга в Краснодаре 5-тысячным тиражом. Европейский общий тираж уже достиг 15 тысяч экземпляров, притом что крупнейшие СМИ уровня «Шпигель», «Зюддойче Цайтунг», «Франкфуртер альгемайне» презентации в Вене, Швейцарии, Германии замалчивали. «Но в Интернете обсуждение живое, меня вызывают на дискуссию. Я много путешествую, выступаю в школах, книжных магазинах, и продажи хорошие», — рассказывает Ханнес.
С момента выхода в апреле 2016 года немецкого издания он лелеял надежду на улучшение отношений с Россией. Увы, наш враждебный образ на Западе не тускнеет.
Автору эта ложь и агрессивные выпады против России претят – он всегда был сторонником антивоенных движений. Изучал Косовский эксперимент, распад Югославии, крушение СССР, расширение НАТО на Восток. Убеждён, что бомбёжки Белграда были направлены не только против сербов и хорватов, а прежде всего против российских интересов там.
Данное исследование посвящено восприятию России на Западе начиная с XV века. Именно тогда зарождается стереотип русских как грязных апостасийных (отступнических. — Ред.) варваров-азиатов. Первым такое определение в 1480 году дал польский философ и математик Йоганнес фон Глогау, чьи лекции в ведущем тогда Краковском университете активно посещались европейскими студентами (ну кому же начинать русофобствовать, как не поляку с немецкой фамилией? — Ред.). Сто лет спустя, с принятием с подачи папы римского Брестской унии, обратившей малороссов в сторону Рима и окатоличивания, началась борьба Запада за Украину. Призрак Майдана и украинского кризиса, за который всю вину теперь валят на Россию, бродил уже тогда.
У русофобии давние корни. В книге они детально прослежены с акцентом на современность. В 1991-м Запад заявил: «Мы выступаем за Россию». Когда Путин пришёл к власти, девиз меняется: «Вместе с Россией». А с 2008-го звучит откровенное «против России». Линия «за» — «вместе» — «против» анализируется на основании английских, немецких и реже французских источников, что для нас любопытно вдвойне.
«Большинство жителей Австрии — за потепление отношений с Россией. Будь сейчас референдум, простой гражданин, крупный и средний бизнес проголосовали бы за отмену санкций. Я писал для них, — говорит Ханнес. — Против санкций и бизнес Германии, те же «Сименс» или «Мерседес». Но почему немецкая политика в ущерб своей стране прогибается под давлением Вашингтона — тайна».
Когда Валерия Гергиева австрийские друзья познакомили с монографией Хофбауэра, он мгновенно понял, что это очень взвешенная и совсем не типичная точка зрения на Европу и российскую историю. «Ханнес философски смотрит на происходящее, и я подумал, что об этой позиции должны узнать в моей стране, — говорит Валерий Абисалович. — Мне всегда казалось, что нет и не может быть единого взгляда на мир, а есть множество мнений, исходящих не только с Запада, чего многие западные деятели признавать не желают. А восточный взгляд имеет колоссальное значение».
В 1998-м маэстро впервые попал в Китай, и после первого же концерта в Пекине напротив него оказался глава КНР Цзян Цзэмин. «Наша беседа была удивительной, — вспоминает Гергиев. — Он поймал меня на реплике: «Когда я приземлялся в Шанхае, то увидел тысячи громадных строительных кранов. Поразительно, как быстро развивается Китай!»
— Нет, — ответил Цзян Цзэмин (по-русски!). — Китай не развивается быстро. — Но ничего подобного я не встречал ни в Нью-Йорке, ни в Гонконге, ни в Лондоне. — Нет, — повторил он. — В самом главном мы идём медленно. Медленное движение сохраняет стабильность. А сохраняя стабильность, мы пойдём очень далеко. И сделал жест рукой, показывая вперёд и чуть вверх, но не в небо.
По невероятному рывку, который совершил Китай, видно, что этот человек знал, о чём говорит. Это был один из запомнившихся мне навсегда уроков жизни».
Профессия неуклонно ведёт Гергиева по глобальному пространству. С проявлениями агрессии и хулиганства тоже приходилось сталкиваться. Совершенно позорным было, когда на сцену «Метрополитен-опера» выбежал мужчина, страшно напугавший Анну Нетребко после премьеры «Иоланты» Чайковского. «Если бы это случилось в Мариинском, я бы считал, что мои 30 лет работы как руководителя театра зачёркнуты. Подобное, тем более на великих сценах, недопустимо. Но говорить об этом с ненавистью не буду, — признаётся Валерий Абисалович. — Как отреагировала публика? Поднялся возмущённый неистовый гул — в зале вся элита, сливки общества, 4 тыс. зрителей негодовали. Этот хулиган хотел испортить вечер нам, но испортил его хозяевам, американцам. Подобные выходки наносят чувствительный удар по репутации тех, кто затевает гастрольные визиты. Мы, кстати, никогда ни к кому не напрашиваемся. Нас уговаривают. Годами! Предлагают крупные контракты. Говорят: «Ваше выступление так важно». Важно для них. А не делают одолжение, мол, ну ладно уж, выступите…»
Гергиев открывал Олимпиады в Ванкувере и Сочи. Его слушают иногда две тысячи человек, иногда полмиллиона и миллионы телезрителей. Будучи руководителем (с 2015г.) оркестра Мюнхенской филармонии и одним из самых мобильных дирижёров планеты, он совершенно не заинтересован в хаосе и сумятице в отношениях России и Запада. «Я за гармонию через музыку – немецкую, австрийскую, русскую, за то, чтобы сближать, а не отталкивать людей, — убеждён маэстро. — Вот только что играл концерт с ярчайшим пианистом Даниилом Трифоновым, а потом беседовал с Владимиром Путиным, который, шутя, заметил: «Ну вы, музыканты, создаёте мосты, а политики их успешно сжигают». Мир действительно сегодня, как никогда, трудно предсказуем. Но мы продолжим строить объединяющие мосты, чтобы не дать истории приобрести уродливые, искажённые формы. Сила музыки зовёт к доброму общению друг с другом».
На вопрос, насколько велика сейчас сила печатного слова и способна ли книга повлиять на умы, Валерий Гергиев ответил: «Мои сыновья открывают мир через айпады. Кто-то предпочитает бумажные издания. Книги надо писать и издавать – неважно, как и на чём. Своим даром, темпераментом писатель помогает нам понять что-то новое. Я верю в печатное слово».
Ханнес Хофбауэр присоединился, сказав, что его скромный вклад в строительство дружеских мостов в том, чтобы поменять облик врага и показать: русский медведь не агрессивен и бьёт лапой, только когда его вынуждают. Обороняясь.

Татьяна КОВАЛЁВА.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes