последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Триумф Иванова-Таганского

Известный театральный деятель и писатель Валерий Александрович Иванов-Таганский в последнее время проявил себя и как успешный драматург. Его пьесы ставятся разными театрами как в Москве, так и в других городах и идут с большим успехом. Имя Иванова-Таганского довольно часто появляется на страницах «Слова» и как автора, и как героя повествования. Так, прошлой весной газета (№8 / 941) рассказала о спектакле «Волчий круг» театра «Сопричастность» в авторской постановке. По зрительскому спросу, как мне сообщили, эта пьеса Иванова-Таганского была удостоена наивысшего балла и в репертуаре театра даже соперничает с классическими пьесами Сухово-Кобылина, Островского, Тургенева, Горького, Леонида Андреева.

Асовсем недавно в издательстве «У Никитских ворот» вышла книга, озаглавленная по названию одной из пьес Иванова-Таганского — «Любовь со взломом». Под одной обложкой собраны все девять пьес, написанные автором в разное время. И хоть тираж её невелик — всего 300 экземпляров — по нашему убеждению, эта книга не пройдёт незамеченной, ибо драматургия Иванова-Таганского — новое явление в современной литературе и современном театре. Недаром сборник пьес «Любовь со взломом» удостоен звания лауреата литературной премии «Имперская культура» за 2017 год в номинации «драматургия».
Однако нужны ли кому-нибудь пьесы, изложенные в книжном формате? Этим вопросом задаётся автор предисловия к книге В.Г. Фролов. Как писал Н.В. Гоголь: «драма живёт только на сцене. Без неё она как душа без тела». Хотя, если вспомнить пушкинского «Бориса Годунова» или лермонтовский «Маскарад», которым был уготован долгий и трудный путь к сценическому воплощению, — разве они стали хуже от того, что вначале покорили любителей чтения?
Некоторые пьесы А.Н. Островского, например «Не от мира сего», так и не увидели света рампы. Не были поставлены и некоторые драматические произведения крупнейшего русского драматурга Леонида Андреева: «Закон и люди», «Царь-голод», «Океан», «Не убий (Каинова печать)», «Самсон в оковах», а некоторые из них — даже не были опубликованы при жизни автора. В большинстве случаев они как раз и предназначались для вдумчивого и внимательного чтения. Такие примеры можно было бы ещё продолжить. В условиях очевидного ныне упадка драмы пьесы Иванова-Таганского представляют собой крупное и самобытное явление.
А.П. Чехов однажды заметил в одном из писем (к А.С. Суворину), что «спасение театра в литературных людях». Это было сказано в 1880-х годах, когда на императорских и других сценах шли в основном далеко не первосортные пьесы П. Гнедича, Д. Аверкиева, А. Потехина, И. Шпажинского. Эти чеховские слова можно было бы адресовать и Иванову-Таганскому, поскольку он представляет собой счастливое сочетание литературного и театрального деятеля. Поэтому, думается, его пьесам обеспечен долгий и прочный успех.
Одни пьесы Иванова-Таганского написаны в классическом стиле — «Барашек в бумажке», «Прощёное воскресенье», «Почём бивень мамонта», другие в сатирическом — «Пикник под старой крышей», трагифарс «Психушка под снос». Надо заметить, что драматургический триумф Иванова-Таганского состоялся ещё и потому, что он стал дважды победителем международного конкурса по современной драматургии «Время драмы» с пьесами «Пикник под старой крышей» и «Почём бивень мамонта» — такого в истории этого престижного форума ещё не бывало!
Во всех перечисленных выше пьесах представлены современная жизнь, разные люди, психология которых часто изуродована современным меркантилизмом, властью денег. И в этом смысле дают о себе знать острые социальные акценты и интонации горьковской драматургии. Прежде всего приходит на память «Васса Железнова», а также «Егор Булычев» и некоторые другие поздние пьесы Горького. Но наряду с этим вспоминаются и некоторые мотивы драматургии Островского с их обличением буржуазных отношений («Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Последняя жертва»).
«Мне противно так жить. Лучше быть сумасшедшим, чем таким здоровым», — говорит один из героев «Пикника под старой крышей». Тема всеобщего, повального сумасшествия, которое поразило современное общество, в заострённо-гротескном ключе проходит в пьесе «Психушка под снос», достигающая в конце наивысшей кульминации и разрешающейся в заключительной сцене почти эстрадным, остро театральным действом — с чтением разухабисто-озорных частушечных стихов, пением и пляской. В гротескной форме написана и пьеса «Полковник-птица», давно и с успехом идущая на разных сценах. Эта пьеса представляет собой перевод на русский язык трагифарса известного болгарского драматурга Христо Бойчева, но Иванову-Таганскому удалось создать совершенно оригинальное произведение — условно театральное, с некоторыми приёмами спектаклей Театра на Таганке.
Хотелось бы отметить ещё и то обстоятельство, что в пьесах Иванова-Таганского наличествуют пространные разговоры на волнующие темы, бытовые детали (что подают на стол). Всё это может показаться на первый взгляд довольно приземлённым. Но с другой стороны, как тут не вспомнить слова А.П. Чехова: «Люди обедают, только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются их жизни». Эти, казалось бы, самые тривиальные разговоры и ситуации взрываются в кульминационном конфликте пьесы. Ружьё, пользуясь словами того же Чехова, в конце концов выстреливает.
В этих пьесах, как верно заметил в одной из статей-предисловий о творчестве Иванова-Таганского Александр Сегень, «все страдают», все несчастны и всем больно. Потому что таковы безжалостные реалии современной жизни, порой не оставляющие никакой надежды. Последнее особо может быть отнесено к оригинально построенной пьесе «Любовь со взломом» с её открытым и трагическим финалом. Хотя герой получит справедливое возмездие за свою легкомысленную и безответственную жизнь, его всё равно очень жаль.
Несколько особняком в ряду пьес Иванова-Таганского стоит пьеса под заглавием «Королева в доме Достоевского» — это единственное произведение автора на историко-литературную тему. Заметим, что о Достоевском мы знаем лишь одну биографическую пьесу — «Милые призраки» Леонида Андреева, поставленную в петербургском Александринском театре сто лет назад. По своим приёмам эта вещь сценична и театральна. Чего стоит только лёгкий занавес, испещрённый стенографическими значками, своего рода образ-символ, поскольку известно, что Анна Григорьевна Сниткина, будущая жена Достоевского, вначале поступила к нему в качестве стенографистки по рекомендации. Однако надо признать, что пьесе о Достоевском присуща некоторая иллюстративность, наличие хрестоматийных эпизодов. Впрочем, от этого пьеса не утрачивает своей выразительности: в ней даже выходят на сцену герои Достоевского из романа «Бесы» — знаменитые Верховенский и Ставрогин с их рассуждениями о том, что социализм есть атеизм; о народе-богоносце, о расцвете разврата и превращении человека в «гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь», чтобы в своём роде выбить клин клином.
Подводя итог, берём на себя смелость утверждать, что изданные отдельной книгой пьесы Иванова-Таганского могут произвести взрывной эффект, поскольку это — не пьесы-однодневки, а подлинная, настоящая драматургия, которой уготована долгая жизнь. Можно сказать, что это — настоящий триумф актёра, режиссёра и драматурга в одном лице. От души поздравляем его!

Александр РУДНЕВ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes