последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Пишите от души…

Когда автор составляет поэтический сборник*, он наиболее тщательно выбирает для него первое и заключительное стихотворения, потому что первое задаёт интонацию книге, а заключительное подводит итог размышлениям поэта о том, что он представил в сборнике.
Читаем стихотворение, которым Виктор Кирюшин открывает свою новую книгу:
Пишите от руки
Раскованно и вольно.
Пишите от реки,
От рощи белоствольной.
От первого лица
Пишите ночью мглистой,
От первого скворца
На веточке безлистой.
В предутренней тиши,
Где свет мерцает влажно,
Пишите от души…
А прочее – неважно.

Поэт Виктор Кирюшин известен своим многочисленным читателям как человек умный, образованный, интеллигентный и утончённый. Это сразу становится очевидным при знакомстве с ним и при чтении его стихов. Наверняка, над какими то строками он работает немало, чтобы они звучали гармонично его личности. Но всё это, уверен, происходит уже вторично. А первичным является то, что пришло от души и что поэт советует всем, кто пишет.
Вот почему я и назвал свои впечатления о его новой книге строчкой её первого стихотворения. Для меня она главная и в поэзии Виктора Кирюшина, и вообще в высокой поэзии, потому что высокая поэзия может рождаться лишь в душе, а дело поэта – наиболее точно передать эти прозрения души листу бумаги и через него читателю.
Причём в такие моменты не требуется и особых условий, потому что эти моменты возникают или созревают как плод душевного труда поэта. Мы знаем, что немало стихов, вошедших в сокровищницу мировой поэзии, написаны, а точнее записаны, на обрывках бумаги, папиросных коробках, бумажных салфетках… А у поэтов-фронтовиков нередко ещё и «на коленке».
Больше того, если человек рождён поэтом, его созвучие происходящему на земле и в пространстве вселенной не зависит от того, был ли он физически в том месте, которое почувствовал своей «обнажённой кожей» поэта.
Виктор Кирюшин не принимал участия в боевых действиях, не был на передовых в «горячих точках», но он настолько точно передал абсурдность войны, её противоестественность природе человека и от этого личностную трагедию в нашем мироздании, что создаётся полное ощущение, будто о ней в стихотворении «ДОНБАС» пишет поэт-фронтовик:
Срезана пулей рябины макушка.
Втоптаны в ржавую грязь семена.
Бьёт миномёт
И кукует кукушка:
Дни или годы считает она?
Может, вот здесь у разбитой
котельной
Пламенем адовым вспыхнет
зенит,
Мир пошатнётся
И крестик нательный,
Мамой подаренный, не сохранит.
Не упасёт от беды, как бывало
В этом непереносимом огне…
Что ж ты, кукушечка,
накуковала?
Что ж ты в сердцах
напророчила мне?
Молча уходим леском
предрассветным.
Где, за каким затаился кустом
Брат мой и враг мой
С таким же заветным,
Мамой надетым, нательным
крестом?
Через эти мирные детали: нательный крестик, кукушку («кукушечку»), предрассветный лесок… особенно сильно чувствуешь контраст между сутью мирозданья и войнами. Наверное, поэтому на память приходит знаменитое: «…И с грустью тайной и сердечной / Я думал: жалкий человек. / Чего он хочет!.. небо ясно, / Под небом места много всем, / Но беспрестанно и напрасно / Один враждует он – зачем?..»
Приходит ещё и потому, что поэты разных поколений и эпох абсолютно по-разному сказали об одном и том же: «Зачем?!». И сказали настолько убедительно, что можно и не приводить деталей военных действий.
И как контраст этому абсурду развязывания войн с одной лишь конечной целью наживы звучит здесь стихотворение «Странник»:
Всё бродит, взяв суму и посох,
Вдали от псов сторожевых,
В полях пустых и безголосых,
В лесах почти что неживых.
Где ливень хлещет,
Ветер свищет,
Блистают молнии во мгле…
Того, что странник этот ищет
И не бывает на земле.
Смешно за выдуманным светом
Гоняться, не смыкая глаз,
Но он,
Не знающий об этом,
Счастливей каждого из нас.
В этом и есть сермяжная правда: счастливей человека, живущего мечтой, которая его никогда не покидает, вряд ли можно быть, если следуешь знаменитому второму принципу клятвы Гиппократа.
Но такие мысли приходят с возрастом через серьёзный труд души, основанный на личном опыте и постоянных размышлениях. В частности и о сути искусства:
Где точит берег невысокий
Густая тёмная вода,
На струнах высохшей осоки
Скрипач играет иногда
Смычок невидимый взлетает
В озябшей маленькой руке,
И, невесомая,
Не тает
Снежинка на его щеке.
Но услыхать мотив нездешний
Не всем дано, и потому
Лишь опустелая скворешня
Внимает с берега ему.
Наивно требовать оваций,
Но даже зная, что почём,
Невыносимо оставаться
Неоценённым скрипачом.
И он задумается грустно,
Иронизируя незло,
Что лишь сочувствие – искусство,
Всё остальное – ремесло.
Мне кажется, две заключительные строчки настолько точны и ёмки, что на семинарах – для молодых литераторов, музыкантов, живописцев… всех, кто мечтает стать Художником, нужно постоянно говорить об этой сути Искусства. Ведь то, что становится классикой, основано именно на сочувствии ко всему живому, в талантливо созданном произведении любого жанра.
А поскольку добро и зло в мире постоянны, то тема  сострадания тоже неисчерпаема, как и тема ответственности поэта за возможные последствия его строк:
В краю истерзанном и голом,
Где в полдень не видать ни зги,
Поэт, не жги сердца глаголом!
Во имя Господа
Не жги!
Не перейди незримой грани,
Святой взыскуя простоты.
Ты видел сам –
На поле брани
Лишь ядовитые цветы.
Творится адова работа,
Кипят незрелые умы…
А в это время
Чёрный кто-то
Лишь ухмыляется из тьмы.
Но «все мы родом из детства». Оно даёт нам путёвку в жизнь – каждому в свою неизвестность, которую можно оценить лишь к концу собственного земного пути, когда всё чаще душа тянется туда, откуда вышел. Будто бы замыкается какой-то круг:
У каждого в детстве
бывает река.
Вначале, как небо, она глубока.
Но мы вырастаем, взрослеем –
и вот,
Где прежде был омут,
там светится брод.
Уедем
Нахлынут другие дела.
Забудем, какой наша речка была.
Но то, что уходит, с годами
родней,
Однажды, однажды
мы вспомним о ней.
Доедем,
Домчимся,
Вернёмся туда,
Где тихого детства
струится вода.
Нагнёмся, увидим свою седину –
Тогда и оценим реки глубину.
И будто продолжением этой философской мысли звучат  строки заключительного стихотворения «КАЛЕНДАРЬ», где уже обозначен для каждого из нас его «лёгкий переход в неизвестность от забот»:
Что там нынче на дворе –
Детство, отрочество, старость?
Два листка в календаре
Неоторванных остались.
Две случайных запятых
На краю, а не вначале.
Два мгновенья золотых
Для надежды и печали.
Суматошной жизни бег
По канатику над бездной…
И струится белый снег
С тихой родины небесной.
Конечно, сборник много более ёмкий по мироощущению поэта, его философской мысли, лирике природы, любви, гражданской лирике… И писать о  новой книге Виктора Кирюшина можно очень много.
Но, во-первых, немало о его  поэзии  уже написал Вячеслав Лютый и сказал сам автор в беседе с Еленой Серебряковой, а во-вторых, поскольку у каждого читателя своё восприятие, лучше взять этот сборник и остаться наедине с  написанными от души доверительными строчками мудрого, тонкого и лаконичного в своих высказываниях поэта, чтобы самому ощутить его «образ мира в слове явленный».
Сам же Мастер в завершении беседы с Еленой Серебряковой сказал: «…А вообще-то я оптимист. Жить нужно долго, чтобы успеть исправить собственные ошибки. Будем жить».
Уверен, многочисленные благодарные читатели Виктора Кирюшина удовольствием присоединятся к этим словам и пожелают одному из самых элегантных поэтов современной литературы новых и новых строк.
 
Григорий БЛЕХМАН
* Виктор Кирюшин, «Ангелы тревоги и надежды». – Москва, Изд. «Российский писатель», 2017. – 256 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes