последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

О романе «Иосиф» Дмитрия Епишина

Издательство «Аргументы недели» выпустило роман Дмитрия Епишина «Иосиф». Иосиф Виссарионович Сталин нечасто становится главным действующим лицом художественных произведений. Из наиболее известных на память приходят разве что пьеса М.А Булгакова «Батум» и повесть Алексея Толстого «Хлеб».
Это не удивительно, ведь автор берёт на себя ответственность по созданию образа одного из самых известных политиков ХХ века, о котором существует масса противоречивых мнений. Сделать такую личность центром творческого рассмотрения и не сбиться на фальшивую тональность весьма непросто. При всём количестве информации о И.В. Сталине выбрать из неё наиболее достоверную и суметь положить её в основу работы — задача самой высокой сложности.

Если, конечно, речь не идёт о создании пропагандистской поделки.
Роман «Иосиф» пропагандистской поделкой не является.
Автор ведёт рассказ, не впадая в  симпатии или антипатии к главному герою. Такая отстранённость вкупе с неотступным следованием за реальными событиями в жизни Иосифа создаёт атмосферу доверия. Драматическая биография героя подаётся читателю как естественное явление эпохи. В романе разворачивается повествование о жизни обычного человека, в котором вихри истории вызвали глубинные силы характера, развили интеллект и сделали выдающимся политиком.
Д. Епишин выбрал для этого давно известный, но не очень распространенный сегодня приём внутреннего монолога. Практически весь роман – это воспоминания Иосифа о прожитой жизни, которые  приходят к нему после клинической смерти, когда душа ещё витает рядом с телом, но уже освобождена от всех тягот и зависимостей земного мира. В этом состоянии Иосиф перемещается из осознания своего величия в осознание своей ничтожности перед Вечностью, и все рассуждения его обретают непривычный для него ход.
В своих воспоминаниях Иосиф возвращается лишь к наиболее важным для него событиям и людям. Роман не даёт полного обзора всех дел Сталина, но и этого материала достаточно для того, чтобы увидеть эту личность под необычным углом зрения.
В романе Иосиф признаёт свои ошибки и не ищет себе оправданий. Но одновременно в его размышлениях открываются многие обстоятельства,  мало известные широкой публике. Например, это касается жестокой схватки с оппозицией в тридцатые годы, в которой карательный аппарат стал играть самостоятельную роль, совсем для него не предназначавшуюся.
Также необычно выглядит взгляд Иосифа на начало  войны с Германией, когда он обнаружил, что главная причина поражений заключается в неготовности командного состава к современной войне. Иосиф признаётся себе, что именно он упустил главное в подготовке к этой войне – изучение военного искусства немецкого Генштаба, теории и практики «молниеносной войны», создал у командиров  в корне неправильное представление о начальном периоде после ожидаемого нападения.
Не менее интересны и неожиданны для читателя его размышления о соперничестве с Л.Д. Троцким, которого он рассматривает не как политического врага, а как представителя другой, враждебной России цивилизации.
Воспоминания Иосифа о драматическом периоде коллективизации, создании атомной бомбы и других эпизодах своего правления пронизаны  размышлениями о судьбах людей и жестокой необходимости эти судьбы ломать, перешагивая через душевную боль и понимание собственной жестокости.
Особая тема — отношение Иосифа с церковью. Здесь автор предлагает ряд новых, неожиданных аспектов, которые объясняют разворот главного героя лицом к церкви в последнее десятилетие его жизни. Причины этого разворота глубинны и до сих пор мало изучены.
Весьма необычно в романе рассматривается вопрос о том, был ли приход Иосифа во власть закономерным явлением эпохи и был ли он  органической частью русского народа? Это главная тема романа, от которой берут начало все остальные сюжетные линии.
В качестве эпиграфа в романе стоит известный афоризм Шарля де Голля  «Сталин не ушёл в прошлое. Он растворился в будущем».
Эта несколько пугающая мысль великого француза в ходе книги становится понятной. Каждая эпоха приносит с собой великих людей. Сталин закономерно стал великим политиком великой революционной эпохи. Но и ХХI век, сделавший заявку на смену диктата международного капитала другим типом общественно-экономических отношений, неизбежно принесёт с собой новых вождей. Появится такой вождь и в России. Каким он будет, никто не знает.
Автор считает, что он, по примеру Иосифа, начнёт новую стройку. Потому что это свойство великих людей.
И свидетельства романа о драматическом опыте Иосифа сослужат пользу новому строителю.
Василий МИХАЙЛОВСКИЙ.
Справки о приобретении романа
по тел. (495) 980-45-60.
Издательство «Аргументы недели».
Статья подготовлена и опубликована с использованием средств Фонда содействия развитию гражданского общества и политической системы государства «Народ и политика».

Комментарии   

0 #1 Anna 10.04.2017 13:05
А в романе написано, что Иосиф произошло от имени Ясий, Йасив, Иаисиф... Тот самый Ясь, который косив конюшину.... Яська...Йоська
Впрочем, вряд ли... Ведь нигде же в статье не написано, что Д.Епишин и Дивеевский - одно лицо
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes