последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Без СДВГ (сдвига по фазе)

Представьте такой сценарий: нет, не Иван Васильевич (это было бы уж совсем смелым экспериментом), а Шурик из знаменитого советского кинофильма переместился бы из 73-го года в Москву наших дней…
Допустим, его путешествие началось бы с ворот в столицу, с аэропорта, например Домодедово. В зоне встречающих — кафе. Меню: мини-шокобон, байтс-шокобон, стикс. Видимо, от слов bites (укусы), chocolate bun (шоколадная булочка), и sticks (палочки). Рядом — аппарат с надписью на русском — «вендинг оператор» (торговая машина)…
Не решил бы Шурик, что бредит? Но вот он в такси: там, по радио — сплошной музыкальный «Голос Америки»: «I’ll be home for Christmas», «White Christmas» и т.п.
Чтобы понять, что он действительно в Москве, Шурик просит отвезти его на Патриаршие.


Там на катке из динамиков несутся те же самые мелодии, что и из автомагнитолы. На окрестных улицах практически ни одного русского названия: парикмахерская «Mr. Right», рестораны «Twins», «Village Kitchen» и т.п. Шурик поднимается до Тверской, но его больше поражает не «Макдоналдс»,  а звуки всё тех же американских колокольчиков «jingle bells» на «рождественской» ярмарке. Шурик как во сне идёт по Тверской. Вот магазин «Москва»  c рекламой на всё окно: «Гарри Поттер и Проклятое дитя». В Шурике просыпается учёный: он хочет понять, не изменил ли будущее, вызвав из прошлого Ивана Васильевича.
Забегает в кафе («Кофе Хауз»), садится за столик, заказывает кофе (— «слава Богу», думает он, — «люди, вроде, говорят по-русски»). Прислушивается к разговору за соседним столиком (кстати, реальный разговор, услышанный автором). Явный «хипстер» спрашивает у собеседника: «Ну, какая у нас ещё адженда?» (от англ. agenda — повестка дня). Тот отвечает: «Ну, нам ещё надо обсудить локер для базы в офлайне». По телевизору что-то говорит Матвиенко, но звука нет: в динамиках звучит западный техно-поп. Шурику опять становится не по себе. Он зажмуривается и надеется очнуться в 73-м. Вдруг в динамиках звучит (в современной обработке и ещё неизвестная Шурику в 73-м году) песня «Поющих сердец»: «Хочешь я в глаза, взгляну в твои глаза, / И слова припомню все, и снова повторю: / — Кто тебе сказал, ну, кто тебе сказал, / Кто придумал, что тебя я не люблю?»
У Шурика теплеет на душе и он понимает, что всё же — дома. Учёный есть учёный. За несколько часов он вникает в суть вещей и даже знакомится с девушкой, как две капли воды похожей на его Зинаиду Михайловну. Завязывается бурный роман. Поселившись у двойника «Зинаиды», Шурик знакомится с Интернетом и за несколько дней  составляет картину мира «будущего». Как-то утром, на интернет-сайте под названием «The Village» (посвящённом … развлечениям в Москве и других городах России) он читает новость о том, что «Роскосмос» открывает в галерее … «Artplay» выставку «Космос. Love» (все названия — не выдумка, выставка под таким название — гвоздь сезона!).
На сайте выставки в разделе «трек-
лист» (то есть «список песен») среди более десятка мелодий (Пинк Флойда, Дэвида Боуи и т.д.) находит … одну (!) русскую — «Время вперёд» Георгия Свиридова. На выставке Шурик обнаруживает экспонат, который (если доработать) сможет перенести его в 73-й год.  Шурик решает вернуться в прошлое, чтобы оставить Ивана Васильевича в 73-м году и вместе с царём изменить испугавшее его будущее…
Но — это «кино». А в жизни — да, кому из нас иногда не хотелось бы изменить настоящее? И разве не кажется порой, что нас куда-то не туда занесло? Но прежде чем мы дружно решим, что все ответы на сегодняшние вызовы — в прошлом (у Ивана или Николая Васильевича), давайте кое-что вспомним. Например, начало «Войны и мира» — засилье французского языка. Или то, что … Белинский критиковал Гоголя, писавшего «Мёртвые души» в Париже, из города … Щавно-Здруй (тогда Зальцбрунн). А Тургенев написал своё знаменитое стихотворение в прозе о русском языке в … Буживале, во Франции. Сегодня русская интеллигенция — во многом, исключительно благодаря усилиям президента Путина, возможно, впервые за несколько сотен лет (за исключением Великой Отечественной и трёх десятков лет с 60-х и до перестройки) перестаёт жить «на краю чужого гнезда».
Страна, а вместе с ней и все мы, открывает заново — и себя, и остальной мир. Этот процесс только начинается, и если пытаться понять его «умом», то кому-то на первый взгляд может показаться, что то, о чём писал Джульетто Кьеза в 97-м году, двадцать лет назад, актуально и по сей день: «…уже не видно, за что можно зацепиться, чтобы устоять против течения. В этой России, втянутой (давшей себя втянуть) все перемалывающей западной машиной, нет сил, интеллектуального потенциала, планов на будущее». Но это взгляд пусть и дружески настроенного, сопереживающего, но — западного человека. Да и сам Джульетто уже так давно не считает. Есть и потенциал — и интеллектуальный, и духовный, есть и планы на будущие — да ещё какие! Люди, которые могут позволить себе отдыхать в любой точке мира, начинают по-настоящему узнавать свою собственную страну и сознательно (а не вынужденно) выбирают отдых (и удалённую дачу) в Крыму. Да, не все — но вы давно там были? Лично я — этим летом, и знаю, о чём говорю. Когда ещё иностранцы раскрывали рты в российских магазинах, восторженно снимали фотографии витрин и испытывали, глядя на них … комплекс неполноценности?! «Только в Москве», говорите? А вы были в универсаме «Глобус» в Ярославле? Моя сестра, приехавшая из Риги, сказала, что была им потрясена больше, чем каким-либо другим московским или европейским супермаркетом. А в Ярославль она приехала с мамой, сестрой моего отца, которая предпочла сделать операцию на руке у ярославских хирургов-ортопедов (а не дома в Риге). Результат превзошёл все ожидания: впервые за много месяцев после травмы, грозившей ей потерей мобильности, она может свободно поднять руку.
Да, мне показалась комичной реклама у входа на территорию храма в Ярославле: «Пекарня Выпечка Джо». Но и храм, и выпечка-то — русские, а Джо нас не одолеет — как не смогли в своё время ни Жак, ни Ганс. И в парижских бистро ещё будут отмечать Масленицу. Ведь теперь её опять отмечают по всей России, да ещё как! Я помню, как, переехав из Донецка в Москву, и путешествуя по Золотому кольцу в начале 80-х с родителями, мы пытались отведать традиционных русских яств, но дивились скромности обедов в местных деревнях. Сегодня достаточно побывать в таких трактирах, как «Попов луг» в Переславле, или попробовать любимский зефир и пряники, чтобы понять, что сегодня — от Ярославля «до самых до окраин» — русская кулинария по-настоящему расправляет плечи, и не только она! Построены тысячи церквей, восстановлены сотни монастырей. А посмотрите на наши парки: если в 90-е, например, в Парке Горького гулял в основном лишь ветер, а полудикие собаки облаивали редких прохожих, то сегодня он заткнёт за пояс Гайд-парк, так же, как Московский ботанический сад (с его садами, велодорожками, оранжереями и пущами, как на «Тропе времени» у Брэдбери) заставит «сдуться» королевские ботанические сады Кью.
В стране начался потрясающий, беспрецедентный процесс выкристаллизовывания всего лучшего, что было в её истории (причём не только сверху, но и снизу — как в случае с «Бессмертным полком»), и даже адаптация и «русификация» определённых мировых достижений. Народные промыслы, но с возможностью заработать на плодах своего труда. Космос, но не потому, что Рязань, Родина Циолковского и Есенина (или любой другой город России) это «колыбель», откуда человеку надо непременно куда-то уехать. В Москву, Силиконовую долину или ещё куда-то… Ещё многое впереди, многое нужно восстанавливать, а многое создавать с нуля. Но это как раз свидетельство того, что, как писал ещё Хомяков (и это верно и сегодня), «жизнь историческая в России ещё крепка»!
По Москве всё чаще можно увидеть обновлённые нашими умельцами в автоателье футуристические машины на базе «Побед» и «Волг»: сегодня есть «запрос» на наш ответ «Бентли» и «Роллс-Ройсам»! Таланты, которые собирают такие единичные шедевры, позволят со временем перезапустить наш автопром, потеснить и «Форда», и «Рено-Ниссан». Скоро «МС-21» заставит подвинуться и «Боинг» и «Аэробус», наконец-то сократит технический «разрыв поколений», который образовался в нашем авиапроме на разломе двух эпох — в 90-е. Кто знает, если бы мы успели тогда выпустить в достаточном количестве и довести до кондиции — даже не «Суперджет» или «МС21», а «ТУ-204», оборудованный ЭДСУ (автозащитой от опасных режимов полёта и ошибок), может, недавней трагедии в Сочи можно было бы избежать? Впрочем, это из серии предположений — «что если?».
ТУ-154 безопасно перевёз сотни миллионов пассажиров и воспитал несколько поколений лётчиков-асов. «Умный» автомат на «Аэробусе» не помог лётчикам на рейсе «Air France» из Рио выйти из штопора над Атлантикой. Подобные ситуации с любым типом самолёта — единичны, почти невероятны. И именно поэтому, если они случаются, принять их невозможно. Катастрофа ТУ-154 в Сочи — одна из таких трагедий.
Новость до меня дошла с опозданием: я возвращался из Подмосковья, был выходной. Но в радиорубке «Европейского» (куда я по пути с вокзала зашёл выпить кофе) в час дня уже не могли не знать о трагедии, случившейся рано утром. Тем не менее везде из динамиков доносились всё те же «Jingle вells», которые сменила реклама «Джей Ди Бургерз», агрессивно предлагавшая выиграть поездку на двоих в Нью-Йорк. Я решил выпить кофе в другом месте… Но было ли в Москве кафе (или площадь), где хотя бы в этот день ставили песни Хора Александрова или как минимум не ярмарочно-карнавальные «мелодии и ритмы зарубежной эстрады», а душевные, соответствующие — и дню, и стране, и духу сопереживания, охватившего, уверен, большинство из нас?
Наверное, на следующий день — в день траура, объявленный президентом Путиным, и радиостанции, и магазины сменили «репертуар» (хотя в тот день радио не слушал и в магазинах не был). Но почему опять и это движение души (которое должно включаться «автоматом») надо взваливать исключительно на президента? Каким же действительно Гераклом ему приходится быть в такой ситуации, да ещё и терпеть упрёки в том, что он якобы «слишком много на себя взял».
Страшно подумать, что случилось бы, если бы он отпустил руль в ситуации, когда столько «пассажиров» ведут себя как потерявшие контроль малыши в слюнявчиках: то норовят жидкость для чистки ванн выпить, то смеются, когда другим больно, то вместо того, чтобы самим отправить в рот ложку, только недовольно размахивают ей, когда что-то, как им кажется, «не так». И повторяют слова и фразы, значения которых не понимают. Как «клиповое мышление» — неверно интерпретированную кальку с на самом деле неодобрительного английского термина «blip culture» (экранная мерцающая культура). Это что-то вроде «разорванного мышления» или даже неврологически-поведенческого расстройства СДВГ (ADHD) — синдрома дефицита внимания и гиперактивности. А некоторые телеменеджеры, как заклинания повторяющие всё вмещающие и часто при этом ничего не значащие словечки типа «контент» и «дискурс», считают «клиповое мышление» уже чуть ли не мантрой — главным условием для успешных «форматов». Только вот «рейтинги» на Новый год им дают старые добрые фильмы — с душой и без СДВГ или, проще говоря, «сдвига по фазе».
Слава Богу, «молчаливое большинство» нашего народа, как у Сент-Экзюпери, ежедневно «просто» приводит в порядок: себя, свою страну, свою планету. Как Сергей Сотников — настоящий герой, за свой счёт содержавший в рабочем состоянии выведенную из эксплуатации ВПП в Ижме. На неё в 2010 году совершил экстренную посадку ТУ-154, летевший из Мирного в Москву. Это приземление, при котором ни один пассажир не пострадал, ничуть не менее чудесно, чем «Гудзонское чудо». Только вот в наших кинотеатрах сейчас показывают «Чудо на Гудзоне» о приземлении на воду рейса «US Airways», а о наших героях — Сергее Сотникове и лётчиках-асах — фильм не сняли.
А многие ли знают о «Чуде на Неве», когда в августе 1963 года Ту-124 «Аэрофлота» приводнился на реку? Всё обошлось (как и через полвека в истории с «Аэробусом») без жертв. Не хотелось бы, чтобы о наших лётчиках судили по новостям о потрясшей нас всех, но одной из единичных трагедий, у которых нет «национальности». Ведь до «Гудзонского чуда» у тех же американцев случилась беда, похожая на катастрофу в Сочи: с 737-м «Боингом» ВВС США в Дубровнике, в котором погибли десятки гражданских лиц во главе с Роном Брауном, министром торговли США. Причинами катастрофы стали «грубейшие ошибки экипажа ВВС США и наземных служб, а также отсутствие на самолете новейших систем навигации». «Боинги» 737 до сих пор летают по всему миру, и катастроф, подобной той, что произошла с самолётом ВВС США в 96-м, с тех пор не случалось… И весь мир судит об американских лётчиках по фильмам типа «Лучший стрелок», «Экипаж» Земекиса, по их моментам славы — по тому же «Чуду» Клинта Иствуда. Нашему кино ещё предстоит дотянуться по уровню до наших лётчиков, одних из лучших в мире, вспомнить о наших героях.
Но и в том, что касается и языка — всё зависит от нашей зрелости, готовности начать с себя. Мы же не будем как в Прибалтике, боящейся русского языка, создавать «языковую полицию», ведь нами движет не страх. И это мы должны попросить мэрию разбавить бесконечные «jingle bells» — на городских ярмарках — нашими замечательными новогодними мелодиями, а не ждать, когда об этом мэра попросит президент, у него и без этого дел невпроворот.
И это мы сами должны решать: говорить «приёмная» и «стойка», а не «рецепция»; «список цен», а не «прайс-лист»; «согласие», а не «консенсус»; «направление», а не «тренд»; «материалы», а не «контент». Это мы решаем, что должны перестать обезьянничать, что мы, запустившие человека в космос и научившие мир русскому слову «спутник», не должны быть «сателлитами» — в том числе и в нашей речи. Как сказал космонавт Георгий Михайлович Гречко: «Яблони на Марсе посадят наши космонавты!». Кому-то это покажется фантастикой, но сегодня, как никогда, будущее зависит от нас — от каждого из нас! Сегодня у нас есть возможность сделать так, чтобы «прекрасное далёко» стало ближе, чтобы оно было в России. Чтобы, если в ней оказался и Иван Васильевич, и Шурик, они бы хором сказали не «прикольно», а «эх, красота-то какая! Лепота!»


Эпилог

Вчера сама жизнь подсказала мне счастливый конец (а не хеппи-энд) для продолжения (а не сиквела) «Ивана Васильевича»… Я пошёл на тренировку в «Чайку», самый большой открытый бассейн Москвы, построенный в 57-м году к Фестивалю молодёжи и студентов…
Из душевой на дорожку длиной пятьдесят и глубиной три метра ведёт подводный ход, который в этот раз показался мне … туннелем времени. Нырнув в него в 2017-м году, я вынырнул … в году этак 80-м, когда впервые, ещё мальчишкой, в него попал. Только вода приятней и мягче. И разделительные дорожки новые — волногасящие, выкрашенные в цвета нашего флага — белый, синий и красный.
Я чувствую себя Шуриком, вернувшимся в будущее, которое ему по душе, без …СДВГ. В морозном воздухе в огне прожекторов искрятся снежинки, под водой проносятся — нет, не комсомолки, но красавицы-спортсменки, а из динамиков со всех сторон льётся одна из наших самых любимых песен: «И уносят меня, и уносят меня / В звенящую снежную даль / Три белых коня, эх, три белых коня / Декабрь и январь и февраль!»
Я поворачиваюсь на спину и смотрю вверх — на огромное вечернее небо, в котором наконец-то стали видны звёзды. В этот момент в стоящем рядом на Остоженке храме Пресвятой Богородицы начинают звонить колокола. Мне кажется, что песня вместе с колокольным звоном доносится до самых дальних уголков Вселенной. «Гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…».

 

Александр КОРОБКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes