Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Правда и ложь знаменитого живописца

В залах Третьяковской галереи с большим успехом проходит юбилейная выставка художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Она приурочена к 175-летию со дня его рождения. Картины размещены в трех залах на трех этажах. Мне понадобилось два с половиной часа, чтобы внимательно познакомиться с ними. Илья Репин — превосходный портретист. А самое главное, художнику удалось проникнуть во внутренний мир каждого персонажа, и зритель читает его жизнь, как будто она написана печатными буквами.
Картина «Не ждали» — одна из центральных на юбилейной выставке. Народоволец – средних лет человек в чрезвычайно потрепанной и ветхой одежде – вернулся в родной дом из длительной ссылки. Вернулся совершенно неожиданно – его не ждали. Но почему не ждали? Да потому, что срок ссылки еще не закончился. Сразу возникает вопрос: может, он сбежал с каторги? Вполне может быть. Но могла быть и иная причина, о которой мы можем только догадываться. Ясно, что домочадцы не одобряют деятельность своего родственника. Он народоволец, то есть человек, который, наслушавшись либеральных бредней, стал вводить в заблуждение простодушных людей, прежде всего крестьян... Как герой картины будет вести себя дальше? Остановится ли в своей преступной деятельности? Вряд ли. А чем это кончится? Ясно – тюремными застенками и казнью. За несколько часов до смерти к нему придет священник и предложит покаяться в своих грехах. Узник гордо откажется. Одного из таких заблудших гордецов Репин и написал – я имею в виду его картину «Отказ от исповеди перед казнью». В этих двух полотнах художник вскрыл целый пласт русской жизни.
Картина «Бурлаки на Волге» хорошо знакома каждому из нас, и все равно останавливаешься около нее на долгое время. Перед нами непридуманная народная жизнь; не от хорошей участи впряглись эти люди в тяжелую, изнурительную лямку на весь летний сезон. Никому из них не позавидуешь. Каждого из героев художник написал с натуры, они как живые, поэтому полотно так притягательно. Полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — еще один пример того, как Илья Репин ответственно относился к своей работе, как скрупулезно изучал жизнь тех героев, которых он изображал, а также ту эпоху, в которой они жили. Запорожские казаки умели не только хорошо воевать, но и с юмором, с едкой издевкой отвечать на письмо турецкому султану, который не раз бывал свидетелем неотразимой мощи казацких атак.
Я был рад, что на выставке отсутствовало полотно «Иван Грозный убивает своего сына» (оно находилось на реставрации). Дело в том, что Репин написал эпизод, которого никогда не было и не могло быть. Царь Иоанн Грозный был глубоко верующим православным христианином, боялся греха. Автор этой грубой и страшной лжи — иезуит Антоний Поссевино, ярый враг православия и России. Жаль, что историк Николай Карамзин поверил этой клевете и рассказал о ней, а Илья Репин подхватил мрачную небылицу.
Что касается произведений на духовные темы, то тут Илья Репин хромает как на правую, так и на левую ногу. Например, картина «Крестный ход в Курской губернии». Существует сложившееся мнение, что картина изображает Крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери в девятую пятницу по Пасхе. На переднем плане мы видим громадную деревянную будку, внутри которой горят свечи; чуть дальше две женщины несут… пустой киот от иконы, а сама чудотворная икона находится почему-то далеко позади, и ее несет… надменная барыня, одетая скорее на званый обед, чем на далекий Крестный ход. Один из конных полицейских, охраняющий «чистую» публику от «серой», замахнулся плеткой, намереваясь огреть простолюдина...
Всё изображённое — откровенная и грубая ложь. Чудотворная икона Божией Матери всегда находится впереди Крестного хода, и её несут священнослужители. Киот от иконы в Крестном ходе не носят. Полицейские никогда и нигде не будут избивать плетками участников Крестного хода, инвалидов не отгоняют от святыни. Любой Крестный ход – это торжество духа, большая духовная радость и ликование, а в репинской картине что-то не видно ни того ни другого. Одним словом, Репин создал ехидную и злорадную карикатуру на Крестный ход. Господь дал Репину большой талант. Правильно ли он его использовал? Как видим, только отчасти.
Николай КОКУХИН.
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes