Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Певец евангельского света

Вечером 27 января из Третьяковской галереи пропала картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Сначала об этом сообщили в социальных сетях, чуть позже исчезновение картины подтвердили в Министерстве культуры. На следующий день утром МВД России уже отчиталось о поимке в Подмосковье подозреваемого. Им оказался ранее задерживавшийся 31-летний мужчина. Похищенная картина также сразу была найдена. Этот нелепый случай вновь привлёк особое внимание широкой общественности к творчеству художника.
Архип Иванович Куинджи – явление необычайное в художественном мире; в сонме выдающихся русских художников его имя стоит особняком. В чём же секрет его творчества? Почему его картины наполнены каким-то особым очарованием и от них невозможно отвести глаз?
Куинджи пишет так, как никто до него не писал; главное в его полотнах – свет. «Лунная ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «После дождя», «Закат», «Радуга» — везде главенствует свет. Но это не просто свет, это свет Божественный, свет Евангельский. Художник пишет Божий мир, Божию природу, которая одухотворена присутствием Создателя, он пишет Божию красоту. Что бы ни создавал Куинджи – то ли утро, то ли полдень, то ли закат, то ли ночь, — в каждом мазке, в каждом штрихе присутствует свет, именно он, свет, выполняет главную роль, придаёт картине то неуловимое очарование, без которого она просто не существует.
Куинджи – глубоко верующий человек, это ощущается в каждой его работе; он поставил перед собой задачу, а точнее, сверхзадачу, которая кажется невыполнимой, — передать через то или иное полотно состояние человеческой души. В это трудно поверить, но поставленную задачу он решил.
«Христос в Гефсиманском саду» —
вершина творчества Архипа Куинджи. Он долго вынашивал эту работу, обдумывал, искал духовный ключ к её решению и в конце концов нашел его. На мой взгляд, это произошло в тот момент, когда художник прочитал Евангельские слова: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).
Христос вошёл в темный Гефсиманский сад; непроглядная ночь, луны не видно, деревья, кусты, аллея – всё погружено в немую темноту; среди деревьев и кустов спрятались враги, вооруженные кольями и дубинами, пиками и мечами; их возглавляет Иуда Искариот, он привел их сюда для того, чтобы они схватили Христа и повели на Голгофу; он сейчас подойдет к Нему и поцелует Его – это тот знак, по которому они должны накинуться на Него.
Христос всё знает, Он знает, что Его ждет через минуту-другую. Он спокоен, как может быть спокоен в минуту опасности только Господь Бог. Он велик в эти мгновения, как велик и всегда. В картине только один источник света – это Сам Иисус Христос. Не нужна луна, не нужны звезды, не нужны светильники – все освещает Христос.
«Христос в Гефсиманском саду» — гениальное духовное полотно гениального художника. Никто из русских художников даже близко не приблизился к планке, которую поднял великий мастер.
Архип Куинжди — это Николай Гоголь в живописи. Как у Гоголя все или почти все произведения несут в себе Евангельскую «начинку», так и у Куинджи почти все полотна озарены Евангельским светом.
Куинджи постоянно занимался благотворительностью, это было потребностью его чуткой христианской души; к нему мог обратиться за денежной помощью любой человек, и он никому (!) не отказывал. Продав собственный дом, он повез двенадцать молодых художников в Европу, чтобы познакомить их с лучшими достижениями мировой живописи. Эта поездка обошлась ему в сто тысяч (!) рублей — сумму для того времени громадную.
Художник очень любил Крым; в 1886 году он купил большой участок земли вблизи Симеиза, в урочище Кацивели; ему принадлежала километровая полоса пляжа и пологий, покрытый дикими зарослями склон. Художник приезжал на свою южную дачу каждый год и подолгу здесь жил. На Крымском материале он создал серию чудесных картин («Лунная ночь на море», «Море с парусным кораблем», «Ай-Петри», «Прибой» и многие другие). Архип Иванович приглашал в Крым своих учеников, которые вместе с ним работали на пленэре.
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12) – эти Евангельские слова можно смело поставить в качестве эпиграфа ко всему творчеству замечательного художника.

Николай КОКУХИН,
член Союза писателей России.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes