Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Опасное время для российского образования

Посвятив жизнь педагогике, выдающийся «учитель века» (как его называли ещё в дореволюционной печати) С.А. Рачинский считал, что именно в образовании заключён «...вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как ни плохи будут эти учреждения, но, когда дух народа цел, государство останется непоколебимо…». За сто лет, с тех пор, как были сказаны эти слова, русская, советская, российская школа пережила разные периоды: взлёт просвещения 1913 г., разрушение школы в 1920-х гг., восстановление системы образования к 1950-м гг., постперестроечное разрушение... И сегодня, в пору тревожных перемен мироустройства, вопрос образования волнует нас едва ли не больше, чем вопросы экономики и здравоохранения, потому что от образования, как и во времена Рачинского, зависит состояние духа народа и будущее России. Мы беседуем с опытными преподавателями о положении дел в современном образовании. АСОНОВ Николай Васильевич, доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор МПГУ, академик АПН РФ. ЕВДОКИМОВ Александр Юрьевич, доктор технических наук, кандидат культурологии, академик РАЕН, профессор кафедры теологии МГЛУ.
– Имея опыт преподавания в разных вузах более четвери века, наверняка Вы можете сказать, как за последние два десятилетия изменилась система вузовского образования?
Евдокимов А.Ю.: В наихудшую сторону – полного развала оного. Переход на «болонскую систему», проникшую даже и в православные учебные заведения, есть преступление!
Асонов Н.В.: Хорошо известно, что победитель навязывает свою волю побеждённому. Сдав с подачи М.С. Горбачёва все свои позиции западным неолиберальным силам, мы оказались проигравшей стороной и потому должны принять ту модель организации социально-политической жизни, которую нам навяжет победитель. А он не заинтересован в возрождении нашей страны как мощного конкурента, обладающего солидным интеллектуальным потенциалом и патриотическими настроениями в обществе, ориентированными на национально-исторические традиции управления и жизни. Поэтому нам была предложена самая неэффективная Болонская система обучения и введена балльно-рейтинговая схема оценки знаний. Причём, она вводилась по упрощённому варианту её использования, позволяющему «закрывать глаза» на отстающих и «натягивать» нужные отметки, поддерживая фиктивный рейтинг общей успеваемости. И это только начало либерализации нашей системы образования. Дальше будет ещё хуже. Ведь власть ничего не желает менять в сторону наших традиций, доказавших свою успешность. Часы на изучение отечественной и зарубежной истории сокращены, уровень требований снижен. А большое число «платников», которых при царе и Советской власти к институту не подпустили бы на пушечный выстрел, подавляет своей массой интеллектуальное меньшинство и вынуждает руководство равняться на них и ставить им «удовлетворительно» вместо «единицы», отменённой при В.В. Путине. Впрочем, с политологией дело обстоит ещё хуже. Ведь она обязана анализировать действующую власть и давать ей объективную оценку, т.е. вскрывать не только её достоинства, но и недостатки. Они становятся достоянием общественного мнения. А терять свой рейтинг в условиях постоянных выборов наша прозападная власть не желает.
– Что было, на Ваш взгляд, значимо и полезно в системе образования царской России и чем мы безвозмездно пользуемся из того багажа? Что было из него утрачено в советское и постсоветское время?
Асонов Н.В.: Система высшего образования, сложившаяся у нас благодаря стараниям М.В. Ломоносова в середине XVIII века и возрождённая И.В. Сталиным во второй половине 30-х годов ХХ века, когда с 1934 года история перестала быть контрреволюционной наукой и стала служить делу патриотического воспитания и защиты интересов простых граждан, в перестроечный период подверглась сильной модернизации. И эта модернизация носила в полном смысле революционный характер, подобный тому, который мы наблюдали в первые годы Советской власти, когда вся система воспитания и обучения вместе с наукой попала в руки левоэкстремистского крыла большевиков. Программным лозунгом их деятельности в этой, как и в других сферах социально-политической жизни, стали слова поэта В.Д. Александровского, откровенно заявлявшего, что «Мефистофель, отец мой и брат». В 1923 г. один из своих опусов он закончил так: «Старая Русь повешена. И мы – её палачи!». Именно эта революционная идея, направленная на разрыв культурно-исторической связи поколений, поддержанная в своё время Л.Д. Троцким и другими лидерами левого экстремизма, проигравшим Сталину «битву за умы», сегодня утвердилась в сфере исторической и политической науки. Из неё выброшено то, что составляло основу правильного образования – равнение на Образ Божий. При Сталине мы стали образовываться как патриоты своей отчизны, учились видеть в ней не больной, а здоровый организм, нацеленный на нравственное созидание, способный преодолеть не только свои внутренние недостатки, но и помочь другим странам и народам. Теперь, когда ныне действующий Президент в своём очередном Послании связал «реализацию наших национальных интересов» с «широким сближением и реальной интеграцией в Европу», объявив, что «это – наш с вами исторический выбор. Он сделан. Он последовательно реализуется», стали усиливаться другие ценностно-целевые шаблоны. Любовь как жертвенное служение Богу и своей Родине, отошли на второй план, а на первое место вышло стремление развивать в себе, как выразился наш Президент в 2019 г., развивать в себе «предпринимательскую жилку». Этому теперь должна учить история и, особенно, политология. В конце 80-х годов ХХ века она возрождалась у нас как сугубо западная наука, направленная на воспитание в нас исключительно западнических либеральных торгово-рыночных шаблонов осмысления власти. В этих шаблонах России отведено место «больного организма», не имеющего сил выбраться из кризиса самостоятельно. Спасти её может только западный проект, начатый М.С. Горбачёвым и продолженный В.В. Путиным, закрепившим своими поправками либеральные основы организации, государства и общества, зафиксированные Конституцией 1993 года. Итог этих новаций нам известен. Уже более 60% молодёжи до 30 лет взяли на вооружение старый принцип космополитов: «ubi bene, ibi patria» (где хорошо – там родина).
Евдокимов А.Ю.: В Российской империи была система классического образования, много из которой сохранялось и в советские времена (пусть и в несколько искаженном виде); кроме того, была система церковно-приходских школ, развитая усилиями К.П. Победоносцева, где учащихся на первой ступени обучения (2 года) учили читать, писать, считать и молиться Богу – ни одного из перечисленных моментов современная молодежь делать не умеет (результат компьютеризации и либерального атеизма, причем последнее неизмеримо хуже открытого богоборчества советской власти); на второй ступени обучения (еще 2 года) изучали историю и географию, с чем современная молодежь также фактически незнакома – в первом случае в весьма искаженном и лживом виде, во втором – вообще не знает ничего и знать не хочет (зачем географию учить, когда извозчики есть? Произведение Фонвизина до сих пор, увы, весьма актуально).
Если в советское время что-то еще сохранялось и даже достаточно эффективно использовалось, то в настоящее время эти остатки интенсивно разрушаются, если не разрушены уже полностью. Сознательное разрушение образования, осуществляемое «пятой колонной» необходимо квалифицировать как государственную измену!
– Какие шаги необходимо сегодня предпринять на государственном уровне, чтобы восстановить в целостности российскую систему образования? (Профессор ИМЛИ, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий убеждён, что шаги эти просты: восстановить разрушенное).
Асонов Н.В.: История и политология всегда имеют дело только с конкретным материалом. Поэтому взгляд честного историка и политолога носит более объективный характер. По этой причине я не могу согласиться с профессором В.Ю. Троицким. Если восстанавливать разрушенное, то какое? Царское, имперское или Советское образование? Это первое. Второе. Восстановить любое из них может только та государственная власть, которая исповедует ценности и цели, связанные с той или иной системой образования и смотрит на неё как на свою культурно-идеологическую основу. Наша власть, как я уже сказал, придерживается прозападных неолиберальных установок и с этих позиций она сходить не будет, ибо она вписана в рыночные отношения глобального уровня, поставлена победителями в «холодной войне» и опекается ими. Поэтому главный шаг, который здесь следует сделать – сломать существующую систему организации государственной власти и вернуться к одной из тех форм управления, что мы имели до Горбачёва. Для этого нужна политическая организация. Сегодня кроме КПРФ у нас такой политической организации нет. Следовательно, возвращение к любой форме православной монархической модели управления становится утопией. У КПРФ для победы на выборах нет ни денег, ни сил. Да и те возможности, что у неё есть, действующая власть всячески ограничивает и держит под своим строжайшем контролем, в чём находит поддержку своих «патронов» на Западе.
Евдокимов А.Ю.: С уважаемым Всеволодом Юрьевичем полностью согласен! Только не очень это просто – необходима политическая воля «наверху» и достаточная сила власти для этого; ни того, ни другого пока не наблюдается…
– В Вашем поле зрения постоянно находятся студенты. Какие улучшения, дополнения они сами хотели бы видеть в системе образования? Каким должно быть это самое «патриотическое воспитание», о котором много говорится в последние годы, однако огромный процент молодёжи не связывает своё будущее с «этой страной»?
Асонов Н.В.: Мои подопечные очень разные люди. Значительное большинство идёт за дипломом, а не за знаниями. Для них улучшением является упрощение процедуры учёбы. Интеллектуальное меньшинство расколото на «западников» разных мастей и «почвенников», составляющих меньшинство. «Западники» мечтают о введении правильной западной схемы образования, «почвенники, расколоты на сторонников Советской и царской модели. Для меня патриотическое воспитание – это «ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ И НАРОДНОСТЬ», покоящиеся на принципах СОБОРНОСТИ как положительной альтернативы парламентаризму. В Советской модели меня привлекает воспитание отвращения к угнетению человека человеком, сохранённое царской моделью и замалчиваемое в её образовательных учреждениях так же, как оно замалчивается сейчас.
Евдокимов А.Ю.: Современные студенты в массе своей люди весьма неглупые и отлично понимают ситуацию в образовании (сюда следует отнести и откровенных либералов и непатриотов). Их необразованность не является их виной, но страшной бедой, хотя помочь им в этом представляется весьма сложным – на первый курс они приходят по их собственным словам «ЕГанутые», приходится учить их географии чуть не с «нуля» (про элементарную грамотность уже не говорю). Студенты сами жалуются преподавателям на огромное количество предметов скучных, им непонятных и ненужных, тогда как истории и географии уделяется ничтожное время.
Самое страшное – настойчивое насаждение во многих ВУЗах идей толерантизма и отождествление его с веротерпимостью!
Патриотическое воспитание – о его важности говорить не стоит. Современное «образование» отягощает человека огромным количеством информации, при колоссальном духовном обнищании. Определенная часть молодежи стоит на либеральных позициях, что вполне естественно в условиях толерантного общества. Надо только при этом понимать, что любая система, построенная на либерализме, толерантизме и космополитизме, является не системой, но антисистемой, работающей на самоуничтожение. Но именно этого и добиваются деятели «пятой колонны».
Наряду с этим, однако, имеется определенная часть молодежи, сохраняющая (в силу семейного воспитания или собственного интеллекта) здравый смысл и понимание исключительной роли России в историческом процессе. Последнее дает определенную надежду…
Если же говорить в обобщающем ключе, то пугаться и отчаиваться нельзя ни в коем случае! Россия проходила через многие испытания… хотя нынешнее «смутное время», безусловно, наиболее опасное для нашей страны, да и для всего мира…

Беседовала
Ирина УШАКОВА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes