последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

«Но мы сохраним тебя, русская речь…»

Будущего у России не может быть без русской словесности, расцветшей на почве церковнославянского языка. Словом, искони передавалась традиция самобытной культуры народа, опыт исторических побед и поражений. Слово есть выразитель всей народной жизни и души народа с её скорбью и радостью, песней и плачем. «И мы сохраним тебя, русская речь, // Великое русское слово», – звучали слова А. Ахматовой в роковую годину, когда враг, захвативший почти всю Европу, стоял на подступах к Москве.
Дорого нам досталось сохранение на протяжении столетий великого русского языка, как дорого оно достается сейчас жителям Донбасса – колхозникам и шахтерам, взявшим в руки оружие после того, как на Украине ввели закон о русском языке… «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык», – писал Василий Шукшин – наша гордость, наша совесть.
Сегодня идет борьба с русским языком, ибо именно он – незримый охранитель народа. Иначе как назвать то, что до минимума сокращено преподавание литературы в школе – единственного предмета, который формирует мировоззрение человека, воспитывает духовность и нравственность; то, что в теле- и радиоэфире нет места традиционной русской культуре, как и культурам многонациональной России со всей палитрой их сказок, песен, былин…
Сохраним ли мы в чистоте великий русский язык в нынешнее время рафинированного патриотизма и невиданной подмены традиционной культуры?
Василий ДВОРЦОВ, публицист, прозаик, заместитель председателя правления Союза писателей России, президент Всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова», президент Международного фестиваля-конкурса поэзии и поэтических переводов «Берега дружбы»:
— Любовь к родному языку, забота о полноте и здоровье родной речи – первое свойство истинного патриотизма. Ведь нация формируется языком, кровь и почва в этом процессе вторичны. Именно язык созидает народ, через язык в нацию входят и вживаются и новые этносы, и новые пространства. И сам народ меняется языком, посредством которого нацию можно рассеять и мобилизовать, рассечь и возродить.
А ещё забота о родной речи – забота о полноценности воспитания личности: речь для человека является не «главным средством коммуникации», а основой его мышления. Речь строит мировоззрение человека: в отличие от всех иных существ, человек разумный мыслит словами, а не картинками, и словарный запас, качественный словарный запас, помноженный на логику и красоту словосочетаний, определяет широту мыслей и полноту суждений. Для античности это было очевидно: философия рождается филологией.
Уникальность нашей русской цивилизации в том, что в основе её бытия лежат сразу два языка – бытовой и священный. То есть, то, что мы определяем в человеке как «духовность», для русского самосознания имеет собственный язык. В той же Византийской империи греческий, как ранее латынь в Римской, были языками не сакральными, а общекультурными. Более того, когда святой равноапостольный князь Владимир принял православие, кроме того, что мы получили Священное писание и церковные службы на родном языке, мы получили их в собственной системе написания – кириллице. Что определило наш самобытный, навсегда антиглобалистский путь развития.
Тут же, в православной основе традиционного русского мышления, ключ к тому, как Российская империя сумела сохранить столько языков подданных этносов на новых землях: первым делом православных проповедников-просветителей было создание письменности для присоединяемых не просто к московскому государству, а к русской цивилизации этносов. Это благая работа по «письмелизации» была подхвачена и поднята до неповторямых нигде в мире вершин Советской властью, так что и до сего дня из полутора сотен народов, входивших в состав России-СССР, языки сохранили все, даже самые малые. Тонкость: если в империи русские сохраняли сотни языков, давая народам письменность для чтения ими Евангелия, то в СССР конечной целью видели максимальное освоение этническим сознанием марксистско-ленинской идеологии. То есть ставились сверхзадачи своего времени.
Революционные перемены политико-социальных периодов в судьбе нации болезненно отражаются на её культуре. Происходят обрывы и угасания традиций, образуются провалы общенародной памяти. Поэтому понятна и близка постоянная тревога лучших сынов России о происходящем с русским языком, с родной речью.
Мы пережили кризисы языка, связанные с резким и очень объёмным вхождением в славянскую речь слов тюркских в трагичные XIII—XV века, недобропамятна петровско-екатериненская европеизация, болезненно проходила ломка грамматики и орфографии начала советского периода. Но сегодня ситуация с русским языком в России просто драматична. Сегодня литературный и бытовой русский язык усыхает необратимо быстро. И проблема вовсе не в нашествии иноязычных понятий и терминов, подобное нам не в первой, а в утрате ориентации его, языка, развития. В утрате цели развития. Цели жизни нашего языка. И никакими сохранительными мерами ситуацию не выправить. Русский язык не спасти ни эстетическими страданиями бунинцев, ни этическими громами катковцев – не обновляясь и не прирастая, он фатально угасает, прежде всего, скукоживается возможностями тематического охвата. Так, весьма вероятно, что наши правнуки смогут говорить на некогда великом и могучем только о налогах и ценах. Кстати, через полвека лингвисты прогнозируют исчезновение от 60 до 90 процентов языков малых народов.
Понятно же, лечить нужно не симптомы, а причины. Причина современного кризиса, точнее – упадка литературного, философского и бытового русского языка в его бесцельности. Оторванный от своего сакрального двойника, лишённый опоры на имперскую (и в советский период!) идеологию – т.е., утерявший богообщение и цивилизационный центризм, русский язык разрушается собственной обессмысленностью. Недостоинством задач и предназначений. Русский язык умирает потерей мессианства. И спасение в обретении им смыслов – изначально великих, вневременных, высших, надмирных смыслов.
Владислав БАХРЕВСКИЙ, русский писатель, классик детской литературы, автор более ста книг прозы, поэзии, переводов, в том числе исторических романов, член жюри многих литературных конкурсов, общественный деятель:
— Великий могучий русский язык — ныне достояние книгохранилищ и хранилищ записей в институтах, где занимаются фольклором. Институт фольклора Министерство культуры умудрилось ликвидировать. Только благодаря руководителям, почитающим себя ответственными за народное достояние, институт сохранен как отделение. Так что существование государства, носящего имя Россия, – это уже не гарант сохранения языка, литературы и самой русской матрицы сознания.
Чудовищные массы современных сочинителей языком народа минувших времён не владеют, как и сам народ, лишённый деревни. Критики писателей наших дней, владеющих если не полнотой словарного богатства, так по крайней мере гармонией русской природной речи, причисляют к устаревшим.
Вот абзац современной новой литературы: «Она так сейчас была взбешена, киса окончательно испортил ей настроение, а теперь ещё раздражённо цыкает в спину. Выйдя из коридора, ни секунды не задумываясь, чисто по наитию, она выбрала верное направление и скоро нашла столы с книгами, прошвырнулась, ища своих – нашла». Политика лжереформаторов жизни русского народа, уничтожающих прежде всего детскую литературу, насаждающих бесстержневое образование, когда школьные знания превращены в свалку и не остаются в памяти, рано или поздно будет названа антинародной.
Писателю, русскому, остаётся одно: делать своё дело. Писать на великом могучем языке, языком образным, недоступным нашим ненавистникам и прямым врагам. Надо вести всенародную проповедь о таинственной благодати и чудесном могуществе родного русского языка, ибо слово, сказанное с любовью, создаёт душу.
Вячеслав ЛЮТЫЙ (Воронеж), литературный критик, председатель Совета по критике и член правления Союза писателей России, член жюри Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» (Орел), Всероссийской премии имени И.А. Гончарова (Ульяновск) и других фестивалей и конкурсов:
— Народ является носителем своей самобытной речи, и одновременно речь оказывается теми координатами, в которых можно говорить о жизни народа – сегодняшней, вчерашней и будущей. Если мы посмотрим на отношение нынешней власти к русскому языку, к вопросам его сохранения в берегах культурной традиции, то обнаружим, что так называемой властной элите высокий русский язык, которым владели Пушкин и Чехов, Достоевский и Толстой, практически не нужен. Для решения собственных экономических целей достаточно обедненного английского, который из давнего языка Шекспира перевоплотился ныне в лексикон биржевых клерков, в смысловую грязь попсы.
Подобная оскопленная, обезображенная модель русского языка негласно принимается в информационном пространстве России за некий норматив. Эту тенденцию дополняет политика власти в отношении современной литературы России. Матерная речь вторглась с бесцеремонностью сутенера в пространство театра, телевидения и радио, в романы и стихи современных авторов. Бытует мысль, что у народа, в словаре которого нет высоких слов, отсутствуют и соответствующие этим словам чувства и правила. Именно к подобному положению подталкивает политика государства в области литературы и искусства, шире – в области смыслового и этического содержания русского языка. Несомненно, в первую очередь такая практика касается молодежи.
Позиция русских писателей, объединенных узами Союза писателей России, в языковом вопросе всегда была строга и благородна: не засорять родную речь грязью и заимствованиями, не терять связи с отечественным читателем. Теперь все не так просто – денег на издание качественной литературы нет, литературное пространство разорвано, толстые литературные журналы превратились в островки в мутном океане современной словесности.
Все правительственные разговоры о поддержке чтения книг оказываются лукавыми: властные улыбки и участливые взгляды адресованы таким авторам, как Д. Быков, Д. Рубина, Л. Улицкая, Б. Акунин, и т.п. Нет нужды характеризовать этих сочинителей, их внутренняя ложь и нравственная вседозволенность находятся на поверхности. Однако книжные магазины завалены томами, принадлежащими именно им, а вовсе не Валентину Распутину, Петру Краснову, Владимиру Крупину… Нет поддержки подлинно отечественной литературы, нет продуманных преференций издательствам, нет государственных премий, ориентированных на высокую прозу и поэзию.
В таких обстоятельствах очень важна самодисциплина и понимание, что русский язык – это твой язык, и от тебя зависит его чистота и содержательность. Государство тут русскому человеку не помощник, скорее, лицемерный пришей-пристебай, дающий скудный паек писателю и журналу, но открывающий горячие объятия разрушителю и ненавистнику всего русского. Поэтому мы сами в этот трудный час должны соответствовать своим высоким словам, наполнять их поступками и чувствами и верить, что наш язык – вечен, а его разрушители тленны и преходящи.

Подготовила Ирина УШАКОВА.
Free Joomla! templates by AgeThemes